Семинарское занятие 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере общественного призрения (вторая половина XIX - начало XX века)
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Защита рефератов по следующим темам:
1. Социальная деятельность земских органов самоуправления
2. Социальные функции сельской общины
3. Городские попечительства о бедных.
4. Деятельность органов местного самоуправления в Коми крае (вторая половина XIX - начало XX века).
Вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность децентрализованной системы помощи, представленной во второй половине XIX – начале XX века?
2. Какие полномочия возлагались на земства в сфере общественного призрения?
3. В чем заключалась специфика организации призрения городскими органами самоуправления?
4. Какие формы призрения существовали в сельской общине?
5. Охарактеризуйте основные проблемы организации общественного призрения во второй половине XIX – начале XX века, в чем их причины?
6. Как оценивают дореволюционные и современные исследователи принцип децентрализации в системе социального призрения, внедренный во второй половине XIX века? Обобщите оценочные суждения по статьям Е.Д. Максимова и В.П.Мельникова о значении децентрализации системы общественного призрения.
Литература
1. Курманова Г.Д. Реформирование системы социального призрения на Европейском Севере в последней трети XIX – начале XX веков. Сыктывкар, 2001.
2. Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М. ,1999.
3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2006.
4. Общий очерк общественного призрения в России // Антология социальной работы. Т. 3. М., 1995. С. 72-76
5. Сурков Н.И. Страницы истории социальной работы в Коми крае (1860-1918 года). Сыктывкар , 2000.
6. Устав об общественном призрении // Антология социальной работы. Т. 3. М., 1995. С. 77-93.
Семинарское занятие 4. Общественно-частная благотворительность и меценатство в России (вторая половина XIX – начало XX века)
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Защита рефератов по следующим темам:
1. Благотворительные организации в Российской империи: структура и основы
внутренней организации
2. Деятельность квазигосударственных благотворительных ведомств в России.
3. Благотворительные организации и общества Коми края как субъекты социальной работы в конце XIX – начале XX века.
4. Частная благотворительность: отечественные традиции и современные тенденции
5. Роль меценатства в развитии отечественной культуры.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие факторы способствовали развитию общественно-частной благотворительности в конце XIX – начале XX века?
2. Какова, на Ваш взгляд, мотивационная основа меценатства?
3. Какие слои населения активно включились в благотворительную деятельность? Почему?
4. Определите роль и значение благотворительных общественных организаций в сфере призрения бедных.
5. Какие принципы были положены в основу уставов благотворительных обществ?
6. Охарактеризуйте политику правительства в отношении благотворительных учреждений. Каким образом стимулировалась благотворительная деятельность в России?
7.Относится ли церковно-приходское попечительство к общественной благотворительности? Обоснуйте свой ответ.
8. Существует ли разница между подаянием милостыни и частной благотворительностью? Обоснуйте свой ответ.
Литература
1. Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского общества Красного Креста // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1. С. 164-171.
2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
3. Волков Н. Краткий очерк Императорского человеколюбивого общества. // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1. С. 153-162.
4. Курманова Г.Д. Реформирование системы социального призрения на Европейском Севере в последней трети XIX – начале XX веков. Сыктывкар, 2001.
5. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2006.
6. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2007.
7. Шумигородский Е. Ведомоство учреждений императрицы Марии // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1. С. 143-153.
Семинарское занятие № 5: Организационные основы общественного призрения на рубеже XIX-XX века
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Защита рефератов по следующим темам:
1. Социальная защита рабочих в дореволюционной России
2. Социальные программы политических партий в России
3. Первая мировая война: милосердное движение
4. Всероссийские съезды по общественному призрению.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие принципы организации помощи были положены в основу системы социального призрения в начале XX века?
2. Какие специализации в области общественного призрения начали развиваться в начале XX столетия?
3. Как осуществлялась подготовка специалистов в сфере призрения?
4. Каково значение Всероссийских съездов по общественному призрению в дальнейшем развитии российской системы социальной защиты? Сформулируйте основные положения резолюций I и II съездов.
5. В чем особенность теоретических подходов к изучению социальных паталогий в последней трети XIX – начале XX столетия?
Литература
1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М.; Екатеринбург, 2006.
2. Ровенский К. Необходимость пересмотра законодательных постановлений о призрении бедных и попечении больных // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 3. С. 204-212.
3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2007.
Семинарское занятие 6. Социальная политика государства в годы Великой Отечественной войны
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Защита рефератов по следующим темам:
1. Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей.
2. Социальное обеспечение и обслуживание инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
3. Организация помощи детям в годы Великой Отечественной войны.
4. Приоритетные направления политики государственного социального обеспечения в послевоенное время (1941-1950-е годы).
5. Организация помощи фронту в Коми АССР
Вопросы для обсуждения:
1. Какие основные проблемы определялись в сфере государственного обеспечения в годы Великой Отечественной войны?
2. Как была организована помощь детям во время Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы?
3. Какие формы “всенародной помощи фронту” Вы можете назвать?
4. Охарактеризуйте основные направления социальной защиты населения в первые послевоенные годы.
Литература
1. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941-1948) // Воспитание школьников. 1988. № 1.
2. Земсков В.Н. К вопросу о репатриации советских граждан. 1944 -1951 гг. // История СССР. 1990. № 4.
3. Колесник А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной. Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М., 1982.
4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2006.
5. Советский тыл в период коренного перелома в Великой Отечественной войне, ноябрь 1942-1943 года. М., 1989.
Семинарское занятие 7. Социальная политика СССР: мифы и реальность (круглый стол)
Темы докладов для обсуждения:
1. Приоритетные направления социальной политики в СССР
2. Социальное законодательство и социальные гарантии в СССР
3. Тенденции и противоречия развития системы государственного обеспечения в СССР.
4. Социально-политический кризис в СССР: причины и последствия
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте основные изменения, произошедшие в системе помощи при переходе к системе социального обеспечения. Чем они были обусловлены?
2. Каковы основные категории обеспечиваемых государством и критерии их определения?
3. Как была организована работа специалистов по социальному обеспечению?
4. Как менялись подходы к решению проблемы безработицы в разные периоды развития страны?
5. Какие нововведения были внесены в законодательные акты по охране материнства и детства, социального обеспечения пожилых и инвалидов?
6. Какие механизмы социальной защиты для детей-сирот, детей из малоимущих семей, детей-инвалидов действовали в СССР?
Правила проведения круглого стола
Участники круглого стола имеют право:
- высказывать свою позицию по существу рассматриваемых вопросов
- при предоставлении слова ведущим круглого стола, давать практические
рекомендации в пределах своей компетенции, но, не более чем в объёме 4 минут по
каждому рассматриваемому вопросу
- задавать предельно ясные вопросы другим участникам.
Участникам и присутствующим запрещается:
- нарушать порядок выступлений
- отклоняться от рассматриваемого вопроса
Литература
1. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2006.
2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М.; Екатеринбург, 2006.
Семинарское занятие № 8: Развитие сети общепрофильных и специализированных учреждений социальной поддержки населения .
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Защита рефератов по следующим темам:
1. Формирование системы социальных служб в России.
2. Специфика организации системы социального обслуживания в Республике Коми.
3. Развитие российского негосударственного сектора в сфере социального обслуживания населения.
4. Роль религиозных конфессий в решении социальных проблем на современном этапе.
Вопросы для обсуждения:
1. Что понимается под системой социального обслуживания?
2. Каковы основные функции социальных служб?
3. Как вы понимаете положение о том, что социальная служба является институциональной основой социальной работы?
4. В чем заключается деятельность общепрофильных учреждений социальной поддержки населения?
5. Охарактеризуйте деятельность специализированных учреждений социальной защиты населения на современном этапе.
6. Как включены общественные организации в реализацию социальной политики государства?
7. По каким направлениям осуществляется благотворительная деятельность русской православной церкви на современном этапе?
Литература
1. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005 // Консультант-плюс.
2. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ N 195-ФЗ, 15 декабря 1995 г. // Сборник нормативных актов. М., 1995.
3. О социальном обслуживании населения в Республике Коми: Закон Республики Коми № 84-РЗ от 31 декабря 2004 г.
4. Соколова А.В., Труфанова О.Б., Хотемова Л.В. Деятельность учреждений социального обслуживания населения: традиции и инновации. Сыктывкар, 2006.
5. Топчий Л.В. Система управления социальным обслуживанием населения // Модернизация российского общества и социальное образование: Материалы V Всероссийского социально-педагогического конгресса. М., 2005. С. 219-222.
Семинарское занятие № 9: Перспективы использования исторического опыта социальной работы в современной практике
Цель семинарского занятия: углубление и расширение теоретических знаний; проверка усвоения и закрепление материала по данной теме.
Защита рефератов по следующим темам:
1. Эволюция социальной работы как общественного института.
2. Тенденции и противоречия развития государственной системы социальной защиты населения в России.
3. Прогрессивные идеи истории социальной работы и их использование в современной практике: теоретико-методологический аспект.
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом менялись приоритеты в системе социальной защиты населения на разных исторических этапах?
2. Какие факторы повлияли на трансформацию идеи милосердия и благотворительности в России?
3. В чем причина организации социальной поддержки нуждающихся на разных исторических этапах?
4. Как повлияло многообразие социальной практики на становление социальной работы в России?
5. Какие исторические формы и методы организации социальной защиты и поддержки наиболее приемлемы в современной практике социальной работы?
Литература
1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М.; Екатеринбург, 2006.
2. Мацук М.А. Социальная политика государства в прошлом и настоящем. Опыт сравнительно-исторического анализа // Формирование социальной политики в РК на этапе становления и развития рыночной экономики. Сыктывкар, 1994.
3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 2006.
4. Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сборник статей и материалов. М., 1998.
5. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2007.
6. Циткилов П.Я. История социальной работы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по курсу «История социальной работы»