Историография истории Белорусского государственного университета 1921-1941 гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
ДОКУМЕНТЫ ФОНДА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ (1921-1941 ГГ.)
Реферат
Иванова Ивана Ивановича
Студента 1 курса, специальность
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук,
Доцент И.И. Иванов
Мінск, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………… | |
Глава 1. Историография истории Белорусского государственного университета БГУ 1921-1941 гг… | |
Глава 2. Характеристика фонда №205 Национального архива Республики Беларусь……. | |
Глава 3. Роль В.И. Пичеты в утверждении в БГУ традиций исторической науки и образования…… | |
Заключение………………………………………………………….. | |
Список литературы……………………………………………… |
Введение
Университетское образование существует в Европе свыше 900 лет. Университет является одним из самых долговечных и плодотворных созданий европейской цивилизации. Он сыграл выдающуюся роль в развитии культуры, становлении современной науки. Значение университетов непрерывно растет, несмотря на неоднократные попытки объявить их устаревшими, прекратить их существование или превратить в обычный тип высших учебных заведений.
В Беларуси возникла и сложилась самостоятельная университетская система, роль и место которой в жизни белорусского общества еще не получили всестороннего освещения. А без этого невозможно ни реформирование университетов, ни приведение их деятельности в соответствие с требованиями современности.
Одним из крупнейших центров науки и культуры республики является Белорусский государственный университет. Решение об его открытии в Минске было принято Правительством БССР 25 февраля 1919 г., а 30 октября 1921 г. состоялось торжественное открытие Белорусского государственного университета.
Реферат посвящен Создание Белорусского государственного университета, его становление как ведущего ВУЗа заложило основу всей системы высшего образования республики.
Цельюреферата является рассмотрение документов фонда № 205 Национального архива Республики Беларусь, а также отечественной историографии истории БГУ развития исторической науки и образования Беларуси в 1921-1941 гг.
Университетская система Беларуси существует, несмотря на все сложности и трудности нашего времени, и имеет хороший потенциал для своего дальнейшего развития и совершенствования. Реализация этого потенциала зависит прежде всего от степени изученности и анализа концепции университетского образования и его истории.
Глава I
Историография истории Белорусского государственного университета 1921-1941 гг.
История изучения «родословной» БГУ берёт свое начало с 1920-х гг. с «Хроники» Ф.Ф.Турука, помещённой в 1-м томе трудов БГУ. Несмотря на скромное название публикации – «Хроника» – её автор, бывший в числе московской инициативной «тройки» по созданию БГУ, предпринял попытку, и весьма успешную, на наш взгляд, представить историю создания первого высшего учебного заведения в Беларуси в контексте истории европейских университетов, раскрыть значение ранее существовавших в ВКЛ коллегиумов и академий, традиции которых не могли не учитываться при создании БГУ.
Как это ни покажется странным, историография истории БГУ достаточна скромна. В большинстве своём она ограничивается научно-справочного характера изданиями, приуроченными к юбилеям университета и подобными же публикациями, обусловленными юбилеями факультетов. Так же как, к сожалению, до сих пор отсутствует комплексное исследование, посвященное первому ректору БГУ, хотя статей о В.И. Пичете-ректоре более чем достаточно.
Активную роль в формировании историографии БГУ сыграл первый ректор В.И. Пичета, который уже в юбилейном сборнике «Беларускі дзяржаўны універсітэт напярэдадні 10-годдзя кастрычніцкай рэвалюцыі» (Мінск, 1927) [27], попытался проследить особенности повседневной жизни университета. Как историк он больше других понимал, насколько это важно не только развивать университет, но и организовать и сохранять его историю.
В советский период наиболее распространенной формой представления информации об истории создания и развитии университета являлись буклеты, не ставившие своей целью проведение анализа тенденций развития университета, выявление существовавших проблем и т.п. Вместо этого читателям предлагались своего рода рекламные проекты, привлекательно оформленные и призванные, в том числе, способствовать формированию имиджа БГУ как «ведущего высшего учебного заведения республики». Ярким примером является, изданный в 1980 году буклет «Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина» [19]. В нем представлена краткая информация об истории Белорусского государственного университета, открытии новых и развитии существующих факультетов, количестве студентов, магистрантов и аспирантов, существующих научных обществах. Несмотря на явный недостаток иллюстративного материала и отсутствие ссылок на литературу, в нем тем не менее можно найти информацию об университетских изданиях, заявленного периода (газета «Белорусский университет», журнал «Вестник БГУ»).
Среди других изданий, непосредственно посвященных истории Белорусского государственного университета следует выделить «Белорусский государственный университет имени В.И. Ленина» [25] под редакцией А.Я. Малышева и А.И. Кожушкова. В ней уже имеются ссылки и на архивные документы, а также фотоматериал «Первый отчет о работе университета с дарственной надписью В.И. Ленину», краткая история университета, сделан акцент на выдающихся выпускниках БГУ и связях с другими странами. Большая часть этой информации в точности соответствует информации подобного издания 1980 года «Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина» [25] без указания ссылок в последнем.
В юбилейном издании, посвященном 50-летию университета «Першы универсiтэт Беларусi» [28], история университета подается в виде экскурсии по музею, где в художественной форме представлена история, деятельность ректоров, международные связи и достижения. Несмотря на многие ссылки в тексте на газету «Чырвоны студэнт», ни одной ссылки на источники не приведено. «1 ноября 1921 года 14 профессоров, 49 преподавателей, 10 ассистентов и 5 заведующих кабинетами начали регулярные занятия с 1390 студентами факультетов общественных наук и медицинского» [28, с. 55]. Однако иллюстративный материал этого издания крайне интересен.
Сборник О.А. Лойка «Унiверсiтэт паэтычны» также был посвящен 50-летию БГУ [23]. Книга связана и с темой университета и показывает выпускников университета творцами белорусской поэзии. Среди знаменитых поэтов Беларуси выпускниками БГУ были К. Крапива, П. Бровка, П. Глебка. Кроме того художественные источники очень важны для изучения истории университета данного периода. Все стихи написаны на белорусском языке. Есть среди них и стихи выпускников исторического факультета (Никифор Чернушевич, закончил в 1939 году.)
Сборник «Белорусский государственный университет имени В.И. Ленина», изданный 1982 году, иллюстрирован цветными фотографиями, текст подается на трех языках (русском, белорусском и английском). В отличие от предыдущих юбилейных изданий информация не дублируется, большее внимания уделено истории университета, а именно первому ректору - В.И. Пичете. Приведены иллюстрации его работ «Введение в русскую историю», «История народного хозяйства в России в XIX - XX вв.»
Едва ли не первым научно-справочным изданием, в котором собран фактический материал по истории БГУ, стала работа А.И. Кожушкова и О.А. Яновского «Белорусский университет. Хроника событий 1919-1989» [30]. Многие, приведенные в нем, факты впервые вводились в научный оборот. Они строго документированы и расположены в хронологической последовательности. Однако, на наш взгляд, остается непонятным, по какому принципу отбирались события, освещенные в данном сборнике. Что считалось «важным» и что «неважным»? События взяты из периодических изданий « Белорусский университет», работ «Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина» (Мн. 1962, 1971), документов ведомственного архива БГУ, алфавитной картотеки диссертаций. Во введение приведена краткая история университета. Имеет историческую и археографическую части, во второй части есть цели, задачи, проблемы, которые возникли в ходе подготовки издания.
Книга «Беларускi дзяржаўны унiверсiтэт имя У.I. Ленiна» [15] приурочена к 70-летию Белорусского государственного университета. Хотя она и не носит исследовательского характера, но отличается от предыдущих подобных изданий. С помощью художественного, а не научного слова история университета предстает перед читателем интересной и необычной. Согласна назначению этого буклета, текст не изобилует сухими фактами. А та его часть, где речь идет о факультетах, проиллюстрирована цветным фотографическим материалом. Недостатком можно отметить то, что иллюстративный материал не прокомментирован.
Последнее было устранено в издании, посвященном 75-летию со дня основания БГУ [16]. В этом же году указом президента № 342 БГУ был присвоен статус ведущего ВУЗа в системе национального образования.
В 90-е годы широкое распространение получили издания отдельных факультетов.
В 2002 году историю и повседневность биологического факультета БГУ, попытались отразить авторы книги «Бiялагiчны факультэт. Гiсторыя и сённяшнi дзень» [20]. Издание посвящено 80-летию начала биологического образования в БГУ. Исторический очерк по истории факультета небольшой, однако достаточно содержательный. Это издание интересно еще и потому, что в нем внимание уделяется истории повседневности, быту студентов, общественной жизни
Об истории юридического факультета идет речь в книге «Alma mater юристов Беларуси» [24]. В ней собран фактический архивный материал об одном из старейших факультетов БГУ, предпринята попытка проследить его историю с момента основания до наших дней. Книга, однако, может быть полезна не только студентам юридического факультета, но и всем, интересующимся историей БГУ. В отличие от предыдущего издания, история юридического факультета не вырвана из контекста развития университета. Материал выявлен в Национальном архиве РБ, ведомственном архиве БГУ, предыдущих изданиях по истории университета, личных архивах преподавателей. Следует отметить, что автор книги Л.П. Максимова, историк – кандидат исторических наук.
Отмечая недостаточность исследований, посвященных БГУ, тем не менее подчеркнем, что имеющиеся выгодно отличаются от подобного рода изданий других университетов. К примеру, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники к своему 30-летию издал буклет с одноименным названием, в котором история, развитие, повседневная жизнь университета представлены крайне скудно, зато очень много «сухих» фактов. К 1994 году подобные издания БГУ уже пришли к иной концепции предоставления материала, когда издание в первую очередь должно заинтересовать читателя.
Пытаясь объяснить причины распространения в последние годы такого вида изданий как буклеты, приходишь к выводу, что это обусловлено высокой конкуренцией среди высших учебных заведений. Подобная форма изданий является едва ли не самой основной в привлечении абитуриентов, ибо в них подчеркиваются все достоинства и возможности высшего учебного заведения. И не последнее место в этом отводится истории, на которую и делается акцент. Ведь чем старше университет, тем больше у него опыта в подготовке научных кадров («Беларускi дзяржауны тэхналагiчны унiверситэт. 70 лет». Мн, 2000, «Гродзенскi дзяржауны унiверситэт iмя Янкi Купалы 70 лет»., «Белорусский государственный педагогический университет. 95 лет»). Следует заметить, что современные буклеты отличаются минимализмом в подаче информации и изобилием фотоматериала.
Важным источником для изучения истории университета являются материалы также научно-практических конференций. Примером здесь могут служить, опубликованные в 1978 году материалы научно-методической конференции, проводившейся 7-8 февраля 1977 года – « Качество университетского образования – на новую, более высокую ступень» [21]. Большинство докладчиков основывало свои доклады на опыте филологических дисциплин. Интересен доклад Супруна А.Е. «Содержание обучение и формы самостоятельной работы по лингвистическим дисциплинам», в котором он предлагает выбрать форму самостоятельной работы исходя из привычной лекционно-семинарской формы обучения и как дополнение представить самостоятельную работу студентов, т.е. чтение и конспектирование фрагментов учебной литературы и особенно для старших курсов – научной литературы.
В качестве примера отечественных археографических публикаций по истории университетов следует остановиться на общеуниверситетской серии «Памяць і слава = Memoria et Gloria». В 2006 году был подготовлен к изданию первый том серии «Памяць і слава: Беларускі дзяржаўны універсітэт. 1921-1941» [26], авторами-составителями которого являются С.Н.Ходин, М.Ф.Шумейко, О.А.Яновский. А.И.Котов в 2000 г. издал сборник «Белгосуниверситет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Книга памяти» [18], 2-е издание его книги вышло в 2005 г. Этому же периоду посвятил свою книгу и С.А.Болошенко «Памяць і слава: Беларускі дзяржаўны універсітэт у гады Вялікай Айчыннай вайны. 1941-1945» [18], которая вышла в 2005 г. В конце 2009 г. С.Н.Ходиным, М.Ф.Шумейко, О.А.Яновским был подготовлен третий том серии «Памяць і слава: Беларускі дзяржаўны універсітэт. 1945-1961».
История университета нашла своё отражение в предисловиях к каждой из глав сборников, где размещён подробный комментарий всех этапов деятельности университета. В сборниках помещен богатый документальный материал, который хранится в государственных и личных архивах, музеях и свидетельствует об образовании и деятельности БГУ в 1921-1941 гг., об участии студентов, преподавателей и сотрудников университета в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, о восстановлении мирной жизни после войны, и как с этими трудностями справлялся университет. В книгах также имеются воспоминаниями преподавателей и студентов того времени, материалы университетской многотиражки, которые помогают воссоздать историю повседневности в те сложные годы. Здесь также есть цифры и официальная хроника, но важно и то, что воспоминаниям и статьям из университетской многотиражки, также уделяется большое внимание. Университет предстает перед нами в качестве живого организма с буднями и проблемами, достижениями и оценкой пройденного.
Таким образом, анализ трудов предшественников позволяет выявить основные составляющие, которые должны включать изучение истории высшего учебного заведения: учебная деятельность, научная деятельность, общественная работа, бытовая сторона жизни. Следует констатировать, что имеющийся опыт изучения истории белорусских, российских, украинских университетов начался главным образом в 90-е гг. История и источниковедение истории БГУ изучена фрагментарно. Вместе с тем, анализ историографии истории Белорусского государственного университета, в дополнении и сравнении с историографией Московского государственного университета позволяет определить основные комплексы источников изучения темы.
Научные достижения и заслуги студентов и сотрудников Белорусского государственного университета недостаточно отражены в историографии. А ведь без знания истоков нельзя составить верного представления о том, почему и каким образом мог быть достигнут столь высокий результат. Неразработанность истории университета в значительной степени объясняется тем, что ученые не знают, что представляет собой источниковая база, на основе которой могут быть выполнены такие исследования.
Глава II