В Михайловском,(2) она хорошо узнала,(3) при каком свете лучше смотреть ту или иную картину,(4) и как и чем можно чистить красное дерево,(5) бронзу,(6 ) зеркала
Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 8
Часть 1.
________________________________________________
С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.
_________________________________________________
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.
Часть 2.
____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
(1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна,
цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
(3)Но есть и другая сторона дела – человеческая. (4)Не всякому дано стать истинным музейным работником. (5)Этому научиться почти невозможно.
(6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и
разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. (7)У другого – жизнь во всём, до чего он только дотронется. (8)Трудно объяснить причину этого удивительного явления, но это так.
(9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского
простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у неё никакой специальной подготовки.
(11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна
самой памятной комнаты – кабинета – и что-нибудь рукодельничала.
(12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина, Арина Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» (14)И действительно, она любила Пушкина и всё пушкинское – его бумаги, книги, вещи – особой, материнской любовью.
(15)В руках Александры Фёдоровны – «тёти Шуры», как звали её
сослуживцы и посетители Михайловского, – всегда было добро, в них всё преображалось и оживало. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и комоды, – всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»
(17)За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна
в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину, и как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.
(18)Ей не нужно было указывать, как и что поправить, не пора ли заменить васильки на ромашки. (19)Она сама всё видела и делала.
(20)Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой
студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово. (21)Старушка внимательно слушала, давала советы и почти никогда не ошибалась.
(22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей –
экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили в дом Пушкина, словно в храм.
(27)Она обладала чудесным даром останавливать время. (28)Проводя
людей по комнатам, давала пояснения. (29)Это не было экскурсией, какие проводят профессиональные экскурсоводы. (30)Это была великолепная народная сказка.
(31)В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины
Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
(32)После её ухода Михайловское словно осиротело. (33)Долго не
верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки, что уже не услышим мы её ласковых слов: (34)«Вот послушай, сынок, мой совет...».
(35)И прав, конечно, поэт М.А. Дудин, который сказал о ней:
(36)«Александра Фёдоровна – истинное чудо».
(По Е. Осетрову)
Осетров Евгений Иванович (1923–1993) – писатель, литературный
критик. Его художественные произведения, литературоведческие и
критические статьи посвящены русской поэзии, истории русской культуры, фольклору, памятникам старины.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания
прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны
Варианта ответа, из которых только один правильный.
Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему Александру Фёдоровну автор называет настоящим музейным работником?»
1) Александра Фёдоровна убирала комнаты Пушкина, стирала пыль с мебели, составляла букеты, расставляла цветы на столы и комоды.
2) За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна в
Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину, как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.
3) Даже по понедельникам, когда дом Пушкина закрыт, Александра
Фёдоровна пускала посетителей в музей.
4) Александра Фёдоровна любила свою работу и вкладывала в неё душу.
А2. Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «простая»(предложение 9).
1) не сложный, не трудный
2) обыкновенный, ничем не примечательный
3) недалёкий, наивный
4) элементарный, однородный
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет
солнцем, чистотой.
2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины
Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и
в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
А4. Укажите ошибочноесуждение.
1)В слове СЧАСТЛИВ согласный звук [т]
является непроизносимым.
2)В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук – [ш].
3)В слове ОБЪЯСНИТЬ (предложение 6) мягкость согласного
[Т '] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4)В слове ЕГО (предложение 14) букв больше, чем
звуков.
А5. Укажите слова с чередующейсягласной в корне.
1) убирала 2) одолеет
3) памятная 4) стирала
А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, тона конце её пишется С».
1) разъяснить 2) рассказчицы 3) впустит 4) услышим
А7. В каком слове правописание суффиксаявляется исключением из
правила?
1)белоснежный 2)ветреная
3)диковинные 4)позолоченных
Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово «одолеть»в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
В2. Замените словосочетание «дом Пушкина»(предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
В3. Выпишите грамматическую основупредложения 2.
Ответ: ___________________________.
В4. Среди предложений 9–12 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В5. Среди предложений 22–26 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В6. Укажите количество грамматических основв предложении 31. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.
За двадцать лет,(1) что проработала Александра Фёдоровна
в Михайловском,(2) она хорошо узнала,(3) при каком свете лучше смотреть ту или иную картину,(4) и как и чем можно чистить красное дерево,(5) бронзу,(6 ) зеркала.
Ответ: ___________________________.
В8. Среди предложений 32–36 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В9. Среди предложений 20–22 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
C2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл начала текста: «Дом Пушкина в Михайловском хоть и
музей, а живой».
Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчив