Применение исторических карт с помощью мультимедиа на уроках истории в 6 классе
Новые стандарты школьного образования по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации.
В частности, можно назвать следующие:
Ø проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
Ø критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
Ø анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Ø различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
Ø участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Особое внимание хочется уделить использованию исторических карт с помощью мультимедиа.
Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве, обучая школьников пользоваться историческими картами.
Вспомним определение карты.
КАРТА, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных вместе, называют атласом (термин введен фламандским картографом эпохи Возрождения Герардом Меркатором).
В учебно-методической литературе довольно подробно описана методика работы с разными видами карт. Систематическое обращение к карте при изучении нового материала и его закреплении, на этапе проверки знаний и умений, способствует:
Ø эффективному формированию у «начинающих историков» необходимых познавательных умений;
Ø устойчивого интереса к сложному для них виду условно-графической наглядности;
Ø актуализирует знания, содействующие пониманию исторических событий и явлений.
Работая с картой можно использовать задания разного вида сложности, придать деятельности учеников различный характер:
Ø воспроизводящий;
Ø преобразующий;
Ø творческий
Рассмотрим типологию картографических заданий:
Ø Типы заданий:
Ø Универсальное
Ø Тестовое
Ø Картографический диктант
Ø Заочное путешествие
Ø Образное воображение
Ø Покажите на карте границы владений крестоносцев
Ø Назовите государства крестоносцев
Ø Покажите на карте и назовите столицы государств крестоносцев
Сравните границы Франкской империи в конце VIII — Ixвв. И Франкскую империю после Верденского договора 843г.
Сделайте выводы о характере основных изменений на карте.
Покажите по карте третий поход крестоносцев.
Народы каких стран в них участвовали.
Ø Покажите в хронологической последовательности города, захваченные Батыем.
Ø Запишите в тетради названия городов.
Картографический диктант
1. Воспроизведите в тетради значки. Соедините звездочки в заданном порядке.
2. Напишите названия городов там, где звездочки.
3. Определите историческое событие.
Заочное путешествие.
Этот тип заданий напоминает игровой момент. В этих заданиях предполагается по имеющимся условным обозначениям узнать какой исторический факт здесь изображен.
Последним типом картографических заданий является использование условных символов.
Ø С помощью условных обозначений покажите территорию карте Московского княжества в 1462г. Используя символ, найдите стояние на реке Угре.
Ø Определите, что обозначает цвет стрелок в условных обозначениях
Резюме.
Дети в своих высказываниях отмечают важность работы с компьютером на уроках истории. Таким образом, опираясь на данные приемы, можно сделать вывод: у компьютерных технологий огромные возможности использования на уроках истории.
Виды работы с картой.
- показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
- описать геополитическое положение государства;
- сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
- найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
- найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.