I. Вступительное слово о Н. В. Гоголе
Н. В. Гоголь — один из величайших русских писателей. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Творчество Гоголя, его роль в русской литературе раскрывалась постепенно, поражая все более высокими уровнями. Для последователей Гоголя, представителей «натуральной школы», большое значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на эту тему и материал, «бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека» (Ю. В. Манн). В творчестве Гоголя раскрылась христианская философско-нравственная проблематика.
«Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
II. Викторина
Многие биографические факты, а также произведения известны учащимся, так как они изучались в предыдущие годы. Урок целесообразно начать с викторины.
Вопросы:
— Где и когда родился Гоголь?
— Какое образование получил Гоголь? (С 1818—1820 гг. учился в Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко).
— Какие науки изучал Гоголь в гимназии?
— Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? («Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы».)
— Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя? (В 1829 году под псевдонимом В. Алов).
— Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным? (Комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души»).
— В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? (В Александрийском театре в 1836 году).
— Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
— Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей!» (Тарасу Бульбе).
— Кому принадлежат эти слова: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель...» (Хлестакову, комедия «Ревизор»).
— Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Город находится между Пензой и Саратовом).
III. Слушаем сообщения учащихся
Темы сообщений:
1. Личность и творчество Гоголя в восприятии современников.
2. Н. В. Гоголь — религиозный мыслитель.
3. Гоголь и театр.
4. Последние дни писателя.
Остальные учащиеся в ходе сообщений делают записи в тетрадях.
IV. Беседа по теме урока
— Почему у Гоголя любовь к творчеству Пушкина сопровождается внутренней полемикой с ним?
— Почему личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?
— В чем причина резкой полемики Гоголя с Белинским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?
Пояснения.
При освещении жизни писателя необходимо сделать акцент на том, что с юных лет Гоголь много трудился, читал. Еще в Нежине увлекался чтением А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Г. Р. Державина.
Нужно также упомянуть о «Книге всякой всячины» — своеобразном дневнике, который Гоголь начал вести за два года до окончания гимназии, где записывал всевозможные сведения в алфавитном порядке.
Тема 2.1.
А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии Островского.
Цели урока: раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказать учащимся о жизни и творчестве драматурга.
Ход урока
I. Запись темы, эпиграфов, плана урока План.
1. «Колумб Замоскворечья». Биографическая справка.
2. А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Малый театр.
3. Место А. Н. Островского в литературной борьбе идей ХIХ в.
«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому.
«Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита».
А. Н. Островский Автобиографическая записка
II. Слово учителя
У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров «Нет дня в году, чтобы в 5—6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871 г.
Наша задача — познакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.
Всмотритесь в портрет А. Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его — свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В. Я. Лакшин).
Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
Обломок этого старого Замоскворечья — покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.
Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом — как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.
Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.
Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой... Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».
III. «А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе». Запись тезисов.
Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, — писал Белинский в 1845 году. — У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя — и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».
В 40-е гг. ХIХ в. на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои — либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). В 1849 г. молодой драматург А. Н. Островский написал пьесу «Свои люди — сочтемся!». Н. А. Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Пьесы Островского, — писал критик, — «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.
Островский — замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии — экспозиции драмы — знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.
Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.
Л. Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал реалистичную картину русской жизни 40-80-х годов ХIX века, а в исторических пьесах показал далекое прошлое нашей Родины. Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем «Артистического кружка», «Общества русских драматических писателей», постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.
Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес с способствовал становлению русского драматического искусства. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, — писал он, — должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского, ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов.
Малый театр, основанный в 1824 г. — особый театр. Его принято называть «вторым московским университетом». Часто можно было услышать: «В Москве два университета — на Моховой (МГУ) и на Театральной». «Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».
Так мог сказать о себе и А. Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года...» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».
Это признание драматурга объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, 1929 г.). А. Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского». Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А. Н. Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860)— один из лучших комических актеров; Ольга Осиповна Садовская (1846-1919) — выпускница Артистического кружка, ученица Островского, одна из лучших актрис Малого театра; Любовь Павловна Косицкая (1827-1868) и др.
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.
И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.
IV. Домашнее задание:
Читать драму А.Н. Островского «Бесприданница»
Тема 2.2.
Драма «Бесприданница»: замысел, конфликт. Мотив своеволия и свободы в драме. Романтический конфликт в драме.
Цель занятия: рассмотреть основные сюжетные, композиционные особенности драмы А.Н. Островского «Бесприданница».
Оборудование:
1. Портрет А.Н.Островского
2. Текст произведения
3. Фрагмент фильма Э.Рязанова “Жестокий романс”
4. Логически-смысловая схема
Ход урока
Эпиграф:
Искушение не есть зло, но – добро.
Оно хороших делает лучше.
Это горнило для очищения золота… (Св. Иоанн Златоуст.)