Рассказы с картинками. (Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам рассказывает рассказ.) Машина. У Миши новая (машина) . У этой (машины) широкие шины. Миша катает (машину) по комнате. Вдруг (машина) уехала под шкаф. Там будет для (машины) гараж»,— подумал Миша. Ландыши. На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей) . Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну. «Не будем рвать (ландыши), — решили Маша и Наташа. Эти (ландыши) не только наши. Пушинка. У Даши была пушистая (кошка) . Кличка этой (кошки) — Пушинка. (Кошка) любила катать по комнате катушки. «Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», - говорила Даша. Рассказы-задачи. 1.Папа и мама купили Паше шесть шаров. Три шара у Паши лопнули, а три улетели. Сколько осталось у Паши шаров? 2. У Маши было восемь вишенок. Она поделила вишенки на три части. Две одинаковые части дала дедушке и бабушке, а самую маленькую часть взяла себе. Сколько вишенок стало у дедушки, бабушки и у Маши? 3.У бабушки было шесть катушек с нитками. Две катушки кошка Пушинка закатила под шкаф. Одну катушку взяла Наташа, чтобы сшить мишке штанишки. Потом Наташа отдала катушку бабушке, а дедушка нашёл одну катушку под шкафом. Сколько катушек теперь стало у бабушки? Рассказы с вопросами. (Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.) 1. Даша, Антоша и Алёша идут домой. Кто...? Даша и Антоша шагают в ногу, а Алёша — нет. Кто...? Что делают...? — Алёша, не прыгай по лужам, иди шагом, — говорит Даша. Кто…? Что говорит...? 2. Маша, Наташа и Миша едят пшённую кашу. Кто...? Что делают...? Что...? Миша и Наташа кушают хорошо, а Миша шалит. Кто...? Как...? Что делают...? «Мишину кашу отдадим мы кошке нашей»,— шутят Маша и Наташа. Кто...? Что делают...? Как шутят...? 3. Мышонок шуршит в мешке. Кто...? Что делает...? Где...? Кошка думает: «Вот бы поймать мышонка!» Кто...? О чём...? Но мышонок нашёл дырку в мешке и убежал от кошки. Кто...? Что сделал...? Где...? От кого...? 4. В курятнике петушок. Кто...? «Петушок, петушок, выгляни в окошко — дам тебе горошка!» — поёт Маша. Кто...? Что поёт...? И вот петушок клюёт Машин горошек. Кто...? Что...? Чей...? 5. Мишина мама — швея. Чья...? Кто такая...? Она шьёт на швейной машинке. Что делает...? На чём...? «Что ты шьёшь, мама?» — спрашивает Миша. Кто...? Что спрашивает...? «Я шью детскую одежду»,— отвечает мама. Что отвечает...? 6. У Наташи новая шуба и шапка. У кого...? Что...? Каждый день Наташа гуляет в новой шубе и шапке, а дома вешает их в шкаф. Кто...? В чём...? Что делает...? Куда...? 7. Даша вышивает бабушке подушку. Кто...? Кому...? Что делает...? Что...? На этой подушке будет вышита кошка. Где...? Что...? У кошки Даша уже вышила ушки. У кого...? Что уже...? 8. У нас в саду растёт высокая вишня. Где...? Что…? Какая...? Миша и Маша поливают её. Кто...? Поэтому на нашей вишне много ягод. Где...? 9. Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки-мышки. Кто...? Во что...? Миша — кошка, а Паши — мышка. Кто..., а кто...? — Мышка, беги от кошки! — командует Даша. Кто...? Как командует...? Тогда Паша бежит от Миши. Что делает...? Кто от кого...? Вот-вот кошка поймает мышку. Кто...? Кого...? 10. Бабушка купила Алёше карандаши. Кто..? Кому..? Алёша решил нарисовать свои игрушки. Что..? Кто..? Что..? — Бабушка, посмотри: вот мои игрушки: большая машина, машина поменьше. Что сказал..? Клади на место. У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные пирамидки, пушки, мишки, лошадки, ракушки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка. Но вот однажды он открыл свой шкаф — а там нет ни одной игрушки. Стал Миша свои игрушки искать. Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой. Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?» — «Как же, знаю, — ответила бабушка,— вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь». Обрадовался Миша и начал складывать мишку, пушку, парашют, пирамидку, машинки в свой шкаф. Кто что заслужил? — Мишенька, кто мне поможет картошку чистить? — Конечно, Наташа. — А кто папе письмо напишет? — Тоже Наташа. — Ну, хорошо. А игрушки папа, когда придет, тоже Наташе привезёт? — Нет, игрушки, конечно, мне. — А мне кажется, что игрушки папа купит Наташе. — А почему не мне? — Потому что... Нет, лучше сам догадайся почему. Как Мыша шалил. Мышонок Мыша был страшным шалуном. Шарит, например, папа по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет. — Мыша! Где мои вещи?! — грозно спрашивает папа. — Я их съел... Нечаянно... — Как съел? Что за шутки! — Ну, что ты шумишь? — заступается мама.— Он ведь пошутил. — А шапку в прошлом году съел тоже в шутку? Или залезет Мыша за шкаф и шуршит там: шур-шур-шур... — Кошка! Кошка!! — визжит мама. — Мне страшно! Или привяжет шпагат к папиным штанам и тянет их через всю комнату. — Это не жизнь, а кошмар! — возмущается папа. — Мы в своё время так не шалили. Синие листья. У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: — Дай мне зелёный карандаш! Катя и говорит: — Спрошу у мамы. Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена: — Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит: — Мама-то позволила, а брата я не спросила. — Ну что, позволил брат? — на другой день спрашивает Лена. — Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. — Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри,— говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко... Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней. — Ну что ж ты? Бери! — Не надо,— отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? —Карандаша зелёного нет. — А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит: — Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих: — Надо так давать, чтобы можно было взять. (По В. Осеевой) Ежовые рукавицы. Заспорили как-то ребята: у какого зверя шкура теплее? Одни кричат: — У медведя! Медведь как заляжет в берлогу, лапу в пасть положит — зима словно ночь пролетит. Другие кричат: — У волка! Волк целый день на ногах: то от холода, то от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз! Третьи кричат: — У лисы! Все знают, какой у неё мех: мягкий, пушистый и тёплый! А Сёмка молчал, молчал да и говорит: — Самая тёплая шуба у ежа. — Как так? — зашумели ребята — С каких это пор иголки теплее меха? — А вот так,— стоит на своём Сёмка.— Мне мама часто говорит: «Погоди, Сёмка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы — то-то жарко станет! » (Е. Кузнец) Шмель и Миша. Миша гулял в саду. Здесь в тени на круглой клумбе росли лилии, жёлтые и красные с тёмными крапинками. Миша дотянулся до высокого цветка жёлтой лилии и сунул свой нос в самую его чашечку. Миша не заметил, как нос его стал жёлтым от цветочной пыльцы. Потом он понюхал красную лилию, да так старательно, что даже лоб и щёки стали красными. Понюхал Миша цветы и побежал рассказать маме, как хорошо пахнут лилии. Мама сидела на скамейке под яблоней и зашивала Мишину шапку. Вдруг над Мишей закружился большой мохнатый шмель. Миша испугался, закрыл скорей нос руками. — Уходи, шмель, уходи! Это мой нос, а не цветок. Пожужжал шмель сердито и улетел прочь. Рассмеялась мама и говорит: — Догадался, видно, что хоть и красив твой нос, но ведь это не настоящий цветок, а так просто — какая-то красно-жёлтая шишечка. Как трудно бить баклуши! — Хватит тебе баклуши бить! — сказала Мишке мама.— Собирайся! Поедешь в деревню. — А что такое «бить баклуши»? — спросил Мишка. — Баклуши бить — значит бездельничать,— объяснила мама.— Выражение такое. В деревне жили Мишины дедушка и бабушка. Бабушка занималась хозяйством, а дедушка делал деревянные ложки. Ложек этих ещё прошлым летом в доме было видимо-невидимо, а сейчас их оказалось ещё больше. «Дедушка даром времени не терял,— подумал Мишка.— Не бил баклуши». Утром Мишка за угол заглянул и видит: сидит возле сарая дедушка и по полену стук-стук, тюк-тюк... — Дедушка, что ты делаешь? — спросил Мишка. — Я-то? — взмахнул топором дедушка.— Баклуши бью! — Так ведь баклуши бить — это значит бездельничать!—удивился Мишка,— А ты чурочки рубишь. — Чурочки! — повторил дедушка.— Чурочки эти баклушами называются. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был — ложечник. А у мастера помощник — подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не надо, чтобы баклуши бить. — Дедушка, — попросил Мишка, — можно твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить. — Давай попробуем,— согласился дедушка. Мишка взял топор, размахнулся и... не попал по полену. Второй раз он по полену попал, но так, что оно подскочило и в огород улетело. — Оказывается, нелегко баклуши бить! — сказал Мишка дедушке. — Конечно, сноровка нужна,— согласился дедушка... (По М. Бартеневу) Шмель и цветок — Ответь мне, цветок, ты кто — он или она? — А я, брат Шмель, и сам не знаю! — Как это — не знаешь! Вот, например, ландыш — он. — То ландыш. — А вот, например, ромашка — она. — Так то ромашка... — А ты кто такой? — Я-то? Да я, Шмель, иван-да-марья! (Я. Сладкое) Когда я был маленьким... Когда я был маленьким, в хате у меня жили черепаха, карликовый петушок и белый мышонок. Собрался я в школу идти и думаю: «Как же они без меня останутся? Скучно им будет». Беру портфель и сажаю туда черепаху Жужу, петушка Тарзана и мышонка Гришу. Вместе идём в школу. Черепаха Жужа самая воспитанная была. Глаза закроет и спит среди учебников. Тарзан хоть и маленький, но настоящий петух. Непоседа. То ему надо есть, то наряд чистить, то кукарекать. Наша учительница думала, что я специально ей на уроке мешаю. Как крикнет: — Горковенко, когда «цирк» прекратишь?! Белый мышонок Гриша был моим любимцем. Ласковый. На плечо залезет и ухо щекочет. Но однажды он меня подвёл. Гриша очень любил приключения. Особенно ему нравились прогулки по нашему классу. Как-то выскочил он из-под парты. А тут учительница увидела его и замерла на месте. И указка из её рук — хлоп! На пол упала. Мышонок Гриша ничуть не испугался. Это был смелый и очень любопытный малыш. И он решил пройтись по «бревну», но чуть с него не свалился. Я хотел поднять указку, но Гриша и не думал с неё слезать. Пришлось поднять палочку имеете с мышонком. Для Гриши оказаться так высоко — это всё равно, что подняться на башенный кран. Но только я поднял указку, как мышонок съехал вниз и отправился в рукав моей куртки. И мне было очень щекотно. Скоро Гриша показался у ворота куртки и пошёл завтракать в мой карман. Там всегда лежали хлебные крошки. И тут я рассмеялся: — Хи-хи-хи! А за мной весь класс: — Ха-ха-ха! Одна только учительница молчала. — Без родителей в школу не приходи,— только и сказала она. Я и не пошёл. Родители мои были в отъезде. На другой день приходит сама учительница: — Что в школу не идёшь? Потом мы сидели с ней и говорили о разных вещах. Она увидела, как дружно живут у меня петушок, черепаха и мышонок. Только ходить с ними в школу запретила. (Ю. Куклачёв, Н. Владимирова) Составление рассказа по теме. 1. У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта. Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история? 2. Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. 3. Мишутке уже шесть лет. Однажды бабушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булочную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу». Когда бабушка ушла, Мишутка не стал шалить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и карандаши и пошёл в школу... Расскажи, что случилось потом и чем закончилась эта история. |