Структурно-функциональный анализ

Цель: познакомить студентов с различными подходами к отбору содержания учебного исторического материала на урок истории. Обосновать оптимальность одного из подходов – структурно-функционального анализа.

Научить студентов проводить структурно-функциональный анализ, чтобы прогнозировать образовательные и развивающие задачи урока.

План: 1. Методика целеобразования: определение, иерархия и структура.

2.Методические подходы к отбору учебного исторического материала:

а/ Дайри Н.Г. «Иерархия целей»;

б/ Кревер Г.А. «Система отбора теоретических и чувственно-

конкретных знаний»;

в/ Лернер И.Я. «Структурирование знаний и материала как системы

взаимосвязанных элементов»;

г/ Гора П.В. «Структурно-функциональный анализ».

3. Сущность и технология структурно-функционального анализа:

а/ технология структурного анализа;

б/ технология функционального анализа;

в/ формулировка цели урока.

Литература:

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.

–М.: Владос, 2003. С. 81 – 87.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах,

описаниях. М., 1999. 43 -50

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в

школе. М., 2000. С. 26 -32.

Лебедев О.Е. Цели школьного образования. // ПИОШ № 2, 2000. С. 50-60.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 188 -192.

Гора П.В. Определение целей изучения больших и поурочных тем

//ПИШ № 2, 1977. С. 83 – 90.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.

М., 1988. § 23 С. 23 – 33.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987. С. 48 – 57.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курса истории 5 – 9 класс.

М., 1990. С. 48 – 57.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.

М., 1982. С. 60 – 78.

Тема № 11. Определение цели урока истории.

Цель: продолжить знакомство студентов с технологией целеобразования. В ходе практической работы научить студентов выявлять образовательную, развивающую и воспитательную задачи урока истории.

План: 1. Понятие «цель урока», ее составные компоненты.

2. Технология целеобразования.

3. Методические рекомендации по формулировки цели урока истории.

Литература:

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.

- М., 1988. § 23 С. 12 -32.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 7-20.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в средней школе.

- М.: Владос, 1999. С. 16-25.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе.

- М.: Владос, 2000. С.12 -24.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.

Основы профессионального мастерства. М.: Владос, 2001. С. 19 -29.

Вяземский Е.Е. Можно ли научить любить Родину? Цели и задачи школьного исторического образования. Проблема осмыслена, дискуссия продолжается.

//Первое сентября. История № 15, 2006. С. 34 – 42.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.

М.: Владос, 2000. С.190 – 192.

Тема № 12. Традиционные приемы и средства изучения эмпирического

Фактического) материала.

План: 1. Сущность эмпирического изучения исторического материала;

2. Понятия «прием» и «средство» учебной работы. Методическая система приемов и средств обучения истории;

3. Общая характеристика традиционных приемов изложения фактического материала.

а/ способы воссоздания образов окружающей природы и

материальных предметов;

б/ способы воссоздания людей – участников событий, а также

исторических явлений и процессов;

4. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала:

а/ приемы преобразования учебной исторической информации;

б/ средства преобразования учебной исторической информации.

Литература:

Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления.

//Преподавание истории в школе № , . С. 60 – 61.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.

- М.: Владос, 2003. С. 171 – 175, 213 – 224.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.

М.: Просвещение, 1988. С. 72 – 90.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней

школе. М.: Просвещение, 1971. § 8, 9, 10, 11.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах и

описаниях. М.: Владос, 1999. С99 – 106.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в

школе. М.: Владос, 2000. С38 – 52, 62 – 66.

Методика обучения истории в средней школе./Под ред. Ежовой С.А. и других.

М.: Просвещение, 1986. С. 74 – 81, 123 – 127.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.

М.: Владос, 2000. С.60 – 70.

Тема № 13. Нетрадиционные приемы и средства изучения

Наши рекомендации