Структурно-функциональный анализ
Цель: познакомить студентов с различными подходами к отбору содержания учебного исторического материала на урок истории. Обосновать оптимальность одного из подходов – структурно-функционального анализа.
Научить студентов проводить структурно-функциональный анализ, чтобы прогнозировать образовательные и развивающие задачи урока.
План: 1. Методика целеобразования: определение, иерархия и структура.
2.Методические подходы к отбору учебного исторического материала:
а/ Дайри Н.Г. «Иерархия целей»;
б/ Кревер Г.А. «Система отбора теоретических и чувственно-
конкретных знаний»;
в/ Лернер И.Я. «Структурирование знаний и материала как системы
взаимосвязанных элементов»;
г/ Гора П.В. «Структурно-функциональный анализ».
3. Сущность и технология структурно-функционального анализа:
а/ технология структурного анализа;
б/ технология функционального анализа;
в/ формулировка цели урока.
Литература:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
–М.: Владос, 2003. С. 81 – 87.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах,
описаниях. М., 1999. 43 -50
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в
школе. М., 2000. С. 26 -32.
Лебедев О.Е. Цели школьного образования. // ПИОШ № 2, 2000. С. 50-60.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 188 -192.
Гора П.В. Определение целей изучения больших и поурочных тем
//ПИШ № 2, 1977. С. 83 – 90.
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.
М., 1988. § 23 С. 23 – 33.
Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987. С. 48 – 57.
Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курса истории 5 – 9 класс.
М., 1990. С. 48 – 57.
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.
М., 1982. С. 60 – 78.
Тема № 11. Определение цели урока истории.
Цель: продолжить знакомство студентов с технологией целеобразования. В ходе практической работы научить студентов выявлять образовательную, развивающую и воспитательную задачи урока истории.
План: 1. Понятие «цель урока», ее составные компоненты.
2. Технология целеобразования.
3. Методические рекомендации по формулировки цели урока истории.
Литература:
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.
- М., 1988. § 23 С. 12 -32.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 7-20.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в средней школе.
- М.: Владос, 1999. С. 16-25.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе.
- М.: Владос, 2000. С.12 -24.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.
Основы профессионального мастерства. М.: Владос, 2001. С. 19 -29.
Вяземский Е.Е. Можно ли научить любить Родину? Цели и задачи школьного исторического образования. Проблема осмыслена, дискуссия продолжается.
//Первое сентября. История № 15, 2006. С. 34 – 42.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
М.: Владос, 2000. С.190 – 192.
Тема № 12. Традиционные приемы и средства изучения эмпирического
Фактического) материала.
План: 1. Сущность эмпирического изучения исторического материала;
2. Понятия «прием» и «средство» учебной работы. Методическая система приемов и средств обучения истории;
3. Общая характеристика традиционных приемов изложения фактического материала.
а/ способы воссоздания образов окружающей природы и
материальных предметов;
б/ способы воссоздания людей – участников событий, а также
исторических явлений и процессов;
4. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала:
а/ приемы преобразования учебной исторической информации;
б/ средства преобразования учебной исторической информации.
Литература:
Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления.
//Преподавание истории в школе № , . С. 60 – 61.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
- М.: Владос, 2003. С. 171 – 175, 213 – 224.
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.
М.: Просвещение, 1988. С. 72 – 90.
Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней
школе. М.: Просвещение, 1971. § 8, 9, 10, 11.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах и
описаниях. М.: Владос, 1999. С99 – 106.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в
школе. М.: Владос, 2000. С38 – 52, 62 – 66.
Методика обучения истории в средней школе./Под ред. Ежовой С.А. и других.
М.: Просвещение, 1986. С. 74 – 81, 123 – 127.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
М.: Владос, 2000. С.60 – 70.
Тема № 13. Нетрадиционные приемы и средства изучения