Структурно-функциональный анализ

Эмпирическая социология

Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодолеть избыточное теоретизирование, характерное для социологии прошлого, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

В своих исследованиях эмпирическая социология адаптировала следующие, безусловно, ценные для социологической науки постулаты позитивистского знания.

структурно-функциональный анализ - student2.ru Социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности.

структурно-функциональный анализ - student2.ru Методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания.

структурно-функциональный анализ - student2.ru Социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

Одновременно были подвергнуты критике позитивистские крайности поиска «светлого будущего». Ведущим становится мнение, что создать «общую социологическую теорию» просто невозможно, так как:

структурно-функциональный анализ - student2.ru основу социологических исследований составляют конкретные социальные факты, охватывающие непосредственно данный опыт действительности;

структурно-функциональный анализ - student2.ru главная задача – с помощью социологических методов и техники, применяемых во всех социальных науках, собрать и обобщить первичные данные как исходную информационную базу для управленческих решений;

структурно-функциональный анализ - student2.ru анализ и выработка практических рекомендаций производятся только для конкретных ситуаций, которые подлежат непосредственной эмпирической проверке (принцип верификации).

Отсюда вытекало, что поиск общих законов не имеет смысла, так как они не подлежат эмпирической проверке и лишены практического смысла – их ложность или истинность нельзя установить. В лучшем случае, зафиксированная в наблюдениях регулярность, повторяемость определенных явлений, причинная связь которых остается неизвестной, может составить эмпирический закон для данного случая. В силу этого социолог либо следует общим демократическим принципам, либо принимает эмпирические решения, не разрабатывая особой теории.

Недоверию теоретической социологии способствовало также и то, что многие исследователи исходили из собственных позиций, методик, что затрудняло обобщение многомерной и неоднородной информации в общую теорию.

Объединяющим фактором в эмпирической социологии выступают методика и техника исследований, которые выделяются в самостоятельное методологическое направление. Особое развитие получают методы опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализа средств массовой коммуникации, исследования-зондажи. В этом плане характерна деятельность института Дж. Гэллапа, впервые в 30-е годы XX века начавшего проведение общенациональных опросов с целью определения общественного мнения (обычно около 10 дней).

Необходимо отметить, что, несмотря на теоретико-методологическую ущербность, эмпиризм выступал как организованный уровень конкретного социологического познания, достоверность которого базируется на социальных фактах и специальной методике и технике измерения, сбора, обработки социологической информации.

Прикладной характер социологических исследований обусловливал направленность деятельности социолога на исправление определенных «несовершенств» различных сфер общественной жизни. Тем самым способствовал рождению новой функции социологии – организационно-технологической.

Реализация организационно-технологической функции составляет содержание «социоинженерной» деятельности социолога. Социолог выступает не просто как исследователь и консультант, но и как участник управления социальными процессами. Происходит переход от концепции «исследование – рекомендации» к концепции «внедрения» научных результатов в практику (кто и как должен делать, каковы будут вероятные последствия рекомендуемых решений, какова ответственность социолога и т.д.).

Таким образом, на этапе формирования эмпирической социологии она становится профессией, обуславливая развитие системы социологического образования. Изменяется и стиль работы социолога: традиционная кабинетная (теоретическая) работа дополняется полевой (сбор социологических данных).

Необходимо отметить особую роль в развитии эмпирической социологии «Великой депрессии» - мирового экономического кризиса 30-х гг. XX века. Он заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни. В поисках выхода из кризисной ситуации в США разрабатывается «новый курс», выразителем которого стал президент Рузвельт. Данный курс опирался на государственное регулирование как важнейшее условие сохранения капиталистической экономики:

структурно-функциональный анализ - student2.ru государственное планирование;

структурно-функциональный анализ - student2.ru инвестирование;

структурно-функциональный анализ - student2.ru социальные программы;

структурно-функциональный анализ - student2.ru меры социальной защиты населения и т.д.

В этих условиях возрастает потребность в комплексных исследованиях проблем становящейся индустриальной цивилизации. Расширяется диапазон прикладных исследований в интересах социального заказчика (правительственные органы, политические партии, деловые круги): паблик рилейшинз, реклама, средства массовой информации, выборы, общественное мнение, социальная напряженность, культура и досуг и т.д. отсюда вытекала задача социологии:

структурно-функциональный анализ - student2.ru точно оценить, чего хотят люди при определенных условиях;

структурно-функциональный анализ - student2.ru как можно более точно просчитать и описать альтернативы при заданных условиях и указать последствия каждой из них;

структурно-функциональный анализ - student2.ru разработать такую административную или инженерную технику, которая позволяла бы изменить социальные установки наиболее эффективным и экономичным способом.

С 1920 по 1950 год эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому положили представители чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджесс, У. Томас, А. Смол и др.). Базой для формирования чикагской школы стал первый в мире социологический факультет Чикагского университета (1892 г.), основатель и руководитель которого А.В. Смол (1854-1926) одновременно возглавил Американское социологическое общество.

Основные направления исследований чикагской школы:

структурно-функциональный анализ - student2.ru девиантное и маргинальное поведение: пенитенциарная система, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты и т.д.;

структурно-функциональный анализ - student2.ru формирование общественного мнения: средства массовой информации, кино, радио, газеты и т.д.;

структурно-функциональный анализ - student2.ru этнические проблемы: положение чернокожих американцев и отношение к ним, расовое сознание: этнические группировки;

структурно-функциональный анализ - student2.ru проблемы семьи: становление личности, женская мобильность, контроль над рождаемостью, межнациональные браки, развод и т.д.

В рамках чикагской школы были созданы предпосылки для возникновения урбанистической концепцииЛуиса Вирта (1897-1952), который разработал понятие городского образа жизни. По мнению Л. Вирта, численность, плотность и неоднородность населения находят свое выражение в городской культуре, которая характеризуется:

структурно-функциональный анализ - student2.ru преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении;

структурно-функциональный анализ - student2.ru снижением значимости территориальных общностей;

структурно-функциональный анализ - student2.ru уменьшением роли семьи;

структурно-функциональный анализ - student2.ru многообразием культурных стереотипов;

структурно-функциональный анализ - student2.ru неустойчивостью социального статуса горожанина,

структурно-функциональный анализ - student2.ru повышением его социальной мобильности;

структурно-функциональный анализ - student2.ru ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности.

В 50-е годы XX века в эмпирической социологии оформилась тенденция к созданию математической социологии. Фундамент этой отрасли науки составили работы П. Лазарсфельда по использованию количественных методов в социальных науках, Г. Карлссона – по социальному моделированию, Г. Саймона – по созданию стратегии построения моделей в социальных науках, Б.Ф. Грина – по разработке принципов измерения установки индивида методами шкалирования, Л. Гуттмана – по разработке основных компонентов шкального анализа. П. Лазарсфельд (1901-1976) впервые ввел в методику социологических исследований панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 года в США.

Параллельно, в Гарварде, усилиями профессора Школы бизнеса при Гарвардском университете Элтона Мэйо (1880-1949) и его коллег разрабатывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли знаменитые «хоторнские эксперименты» Э. Мэйо в Вестерн Электрик Компании близ Чикаго. Хоторнские эксперименты позволили сформировать новые представления об организованном поведении человека в производственных процессах. В разрез с идеями тейлоризма была предложена концепция «социального человека».

Основными объектами исследования выступали:

структурно-функциональный анализ - student2.ru отношения рабочих между собой и их отношения с администрацией;

структурно-функциональный анализ - student2.ru удовлетворенность характером труда и его результатами;

структурно-функциональный анализ - student2.ru возможности работников для удовлетворения своих законных желаний;

структурно-функциональный анализ - student2.ru уровень доверия и доброжелательности людей, чувство товарищества и взаимной помощи;

структурно-функциональный анализ - student2.ru демократический стиль административного руководства;

структурно-функциональный анализ - student2.ru участие работников в общих делах, стабильность и престижность их положения и др.

Итогом экспериментальных исследований стали выводы о том, что решающим моментом эффективности производительной деятельности являются:

структурно-функциональный анализ - student2.ru взаимоотношения работников;

структурно-функциональный анализ - student2.ru корпоративный дух;

структурно-функциональный анализ - student2.ru реальный уровень сплоченности трудовых коллективов.

Отсюда и разработка новых средств повышения производительности труда – «паритетного управления»; «гуманизации труда»; «групповых решений»; «просвещения служащих» и т.д.

Для организации сотрудничества между людьми Э. Мэйо предложил два основных средства:

структурно-функциональный анализ - student2.ru социальное искусство,

структурно-функциональный анализ - student2.ru техническое искусство.

Социальное искусство – умение достигать и использовать взаимопонимание между людьми и удовлетворять их рациональные потребности и требования в целях обеспечения всеобщего участия в решении общих задач.

Техническое искусство – умение использовать различные вещи для удовлетворения стремлений людей.

Джекоб Морено (1892-1974) – основатель социометрического направления в социологии.

Объектсоциометрии – анализ малых групп.

Предмет – изучение индивидуумов в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы.

Единица действия – особый вид реальности, который имеет место лишь при взаимосвязи ряда «конституэнт», не являющихся действием.

Методы:социометрия – система количественных методов и экспериментальной техники измерения качественных состояний; социатрия – система методов излечения людей с недостаточными навыками поведения (социодрама).

Основной тезис: через раскрытие социально-психологических механизмов и психических структур сообществ социономия (наука о социальных законах) получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп (социодинамика).

Экспериментальная техника:

структурно-функциональный анализ - student2.ru социометрический тест: социометрический опрос, в ходе которого выполняются задания стандартной формы, позволяющие измерять коллективное самовыражение опрашиваемых (симпатии и антипатии в межличностных отношениях);

структурно-функциональный анализ - student2.ru социоматрица: таблица, в которую при помощи числовых обозначений заносятся коллективные самовыражения опрашиваемых (кто выбирает и кого выбирают), характеризующие систему взаимоотношений в группе;

структурно-функциональный анализ - student2.ru социограмма: графическое (схематическое) отражение самовыражения опрашиваемых в малых группах.

Структурно-функциональный анализ

Основоположником структурно-функционального анализа принято считать американского социолога Талкотта Парсонса (1902-1979). Основываясь на работах М. Вебера, В. Парето, Э. Дюркгейма и других, а также с учетом путей развития социологической науки в США, Т. Парсонс сосредоточился на построении общей теории индивидуального действия и структурно-функциональной теории социальных систем.

В его трудах преобладали три фундаментальных положения:

1) любое индивидуальное действие основано на субъективном выборе;

2) социальные системы представляют комплекс нормативных правил, ценностей и верований;

3) такие системы наилучшим образом можно понять, если анализировать их в терминах этих нормативных структур и функций, которые каждая из них выполняет в процессе эволюции систем.

Первое из этих положений подробно развернуто и аргументировано в книге «Структура социального действия (1937), а остальные представлены соответственно в монографиях «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951).

Социология, по Т. Парсонсу, – это наука о социальных системах, главным содержанием которых является человеческое поведение. В основе такого поведения лежит социальное действие. Т. Парсонс развивает теорию социального действия в рамках системного подхода: система – элемент и структура как способ организации (существования) целого.

Уровни социального действия:

структурно-функциональный анализ - student2.ru социальная система как спонтанный результат любых процессов взаимодействия;

структурно-функциональный анализ - student2.ru личность как система мотивов, эмоций и идей, используемых каждым индивидом;

структурно-функциональный анализ - student2.ru культура, которая задает предельно общую ориентацию и представляет собой взаимосвязанную систему общих ценностей.

Теорию социального действия Т. Парсонс соединяет с функциональным анализом: соотношение системы и элементов есть функциональная зависимость.

Функция – это:

структурно-функциональный анализ - student2.ru отношение целого к чему-либо;

структурно-функциональный анализ - student2.ru выражение целого в определенном отношении (целое выступает через осуществление конкретной функции).

Все в мире, по Т. Парсонсу, функционально. Задача социологии – найти, что для чего предназначено, т.е. выяснить роль тех или иных элементов структуры в ее сохранении и упрочении (социальное равновесие).

Кроме функциональных предпосылок для сохранения целостности, равновесия, поддержания социального порядка социальная система должна обладать соответствующей структурной организацией. Т. Парсонс выделяет четыре модели организации:

структурно-функциональный анализ - student2.ru техническую (первичную лицом к лицу), для которой характерно непосредственное взаимодействие элементов;

структурно-функциональный анализ - student2.ru управленческую, которая регулирует взаимодействие элементов на первичном уровне;

структурно-функциональный анализ - student2.ru институциональную, которая ведает вопросами высокого порядка (совет директоров и т.п.);

структурно-функциональный анализ - student2.ru социетальную (общегосударственный уровень), которая ведает высшими политическими сферами.

Кибернетизированная социальная система Т. Парсонса дополняется статусно-ролевой теорией, с помощью которой он пытается выразить общественную природу человека, социальный характер общества. По его мнению, содержанием социальной системы является поведение действующего человека.

Действующий человек – это актер на общественной сцене, который руководствуется общепринятыми нормами и правилами общежития. Данные образцы поведения, действия, имеющие обязательную силу, определяются статусом и ролью, которые выполняют индивиды-деятели.

Статус– это позиция человека, группы, слоя и т.д., определяющая отношения субординации и координации. Он определяет, где находится человек в социальной структуре данного социального пространства и времени.

Роль – это образец поведения, связанный со статусом. Она определяет, что делает человек в данной системе отношений. Роль «играется» по определенным правилам (стандарты, стереотипы и т.п.).

Вхождение в систему ролей осуществляется с помощью:

структурно-функциональный анализ - student2.ru аллокации– размещения индивидов по социальным позициям, характеризующимся связанным с ними социальными ролями;

структурно-функциональный анализ - student2.ru социализации – выработки готовности и способности индивида включаться (привязываться) в предоставляемые обществом роли.

Т. Парсонс обосновывает, что статусно-ролевая система и есть матрица социальной структуры общества. Вскрывая механизмы ролевых действий, мы как бы получаем ключ к объяснению любого общественного явления, технологию для поддержания социального равновесия.

Конфликтная социология

Социология конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы – структурно-функционального анализа. Односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких как постулирование стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, универсального функционализма, функциональной неотъемлемости всех компонентов социума – вступали в заметное противоречие с иным концептуальным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50–60-х годов XX века, социальными конфликтами этого периода.

Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Основными аргументами, выдвигавшимися на рубеже «горячих шестидесятых» против тезиса Т. Парсонса о стабильности как атрибуте общества, выступали следующие:

структурно-функциональный анализ - student2.ru распределением средств в жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу. Поэтому конфликт неизбежен;

структурно-функциональный анализ - student2.ru политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу. Поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен;

структурно-функциональный анализ - student2.ru во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги – власть – ценности – ритуал. От первого до последнего компонента всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп. Следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;

структурно-функциональный анализ - student2.ru в любом обществе имеет место принуждение одних другими, ибо лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт есть продукт экономических отношений.

В социологии много конфликтных парадигм, которые объединены общими представлениями об обществе, о его структуре, порождающей конфликты интересов, однако дифференцированы по оценке природы конфликта, его места и значения в социальных процессах. Много своеобразия в понимании конкретных источников конфликта, формировании конфликтных групп, характера и форм противоборства.

Американский социолог Льюис Козер (р. 1913) свою конфликтную теорию выводит из структурного функционализма. При этом, он строит свою концепцию на функциональной критике функционализма, выступая, прежде всего, против Т. Парсонса. По его мнению, функционалисты в социальных коллизиях видят лишь разрушительную силу, дисфункцию, заболевание социального организма, нарушающее нормальное состояние социального равновесия.

В обеих его важнейших книгах по проблеме социальных конфликтов «Функции социального конфликта» (1956) и «Продолжение исследования социального конфликта» (1967) красной нитью проходит идея, что для западной социологии решение кардинальной проблемы «общественного порядка» и обеспечения «устойчивости» существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных столкновений, социальных конфликтов, борьбы интересов. По Л. Козеру, социальный конфликт есть неотъемлемый атрибут социальных отношений, так как:

структурно-функциональный анализ - student2.ru в любой социальной системе, состоящей из разнообразно связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов;

структурно-функциональный анализ - student2.ru процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению и изменению, возрастанию или ослаблению интеграции и ее адаптивных способностей;

структурно-функциональный анализ - student2.ru многие процессы, традиционно считающиеся разрушительными для системы (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие приспособляемость к окружающей среде.

В своем исследовании социальных конфликтов Л. Козер особое внимание уделяет внутригрупповым и межгрупповым конфликтам.

Внутригрупповые конфликты отличаются друг от друга. Чем сплоченнее группа, тем интенсивнее их внутренний конфликт. Личная вовлеченность индивидов в дела группы в условиях подавления настроений враждебности угрожает в случае конфликта самим основам внутригрупповых отношений. В группах же с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного действия конфликта уменьшается, потому что характерным будет множественность конфликтных ситуаций и энергия индивидов будет распыляться в самых разных направлениях. Так, например, в многонациональной стране острота социальной напряженности может смягчиться, если обостряются межнациональные конфликты.

Важное значение Л. Козер придает раскрытию характера межгрупповых конфликтов, так как межгрупповой конфликт оказывает огромное воздействие на характер формирования и развития внутригрупповых социальных конфликтов.

В теории Л. Козера конфликты выполняют целый ряд позитивных функций. Одной из таких функций является разрядка напряженности между антагонистами. Л. Козер доказывает, что социально контролируемый конфликт очищает воздух, которым дышат его участники, и позволяет возобновлять их взаимоотношения. Без возможности выхода взаимной враждебности друг к другу члены группы могут чувствовать себя совершенно подавленными, обеспечивая же свободный выход чувствам вражды, конфликты служат поддержанию и сохранению взаимоотношений.

К позитивным функциям социального конфликта Л. Козер относит также «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции. В ходе и результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. Большое значение Л. Козер придает такой функции социального конфликта, как созидание и конструирование общественного объединения. Он считает, что противоборство, как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать. В книге «Функции социального конфликта» он утверждает, что исчезновение первоначальных врагов ведет к поиску новых, чтобы группа могла быть все время в состоянии конфликта. Посредством этого и поддерживается структура, которая оказалась бы в опасности, если бы больше не было врагов.

В теории Л. Козера придается значение и такой функции социального конфликта, как стимулирование и возбуждение социальных изменений. Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологических сферах. Группы или системы, в которых не брошен вызов, более не способны к творческой реакции.

Несколько иную цель преследовал известный немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929), приступая к разработке теории социального конфликта. В книге «Выход из утопии» (1967) он доказывает, что теория конфликта идет на смену позитивизму.

По мнению Р. Дарендорфа, конфликтная модель общества основана на четырех положениях, противоположных положениям функционалистической модели:

1. каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений – изменения вездесущи;

2. в каждом обществе есть несогласие и конфликт – социальный конфликт вездесущ;

3. каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

4. каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими.

Принимая конфликтную модель общества, теория социального конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, должна ответить на следующих три вопроса:

1.каким образом в структуре общества появляются группы, находящиеся в состоянии конфликта?

2.какие формы может приобрести борьба между этими группами?

3.какого рода конфликт между этими группами влияет на изменение структуры общества?

Сам Р. Дарендорф дает ответ на эти вопросы. В своих книгах «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и «Очерки по теории общества» (1968) он доказывает, что группы появляются среди тех, кто власть имеет и хочет ее сохранить, и тех, кто ее хочет изменить. Конфликт проявляется не сразу, а лишь тогда, когда каждая из групп осознает свое положение и потребует изменения статуса-кво. Момент превращения скрытых интересов в явные ведет к взрыву конфликта, изменению статуса-кво.

В книге «Очерки по теории общества» он однозначно утверждает, что власть всегда подразумевает безвластие и поэтому – сопротивление. Диалектика власти и сопротивления есть движущая сила истории. Власть порождает конфликт. Диалектика власти и сопротивления определяет темпы и направление изменений.

Причину конфликта Р. Дарендорф видит в неравенстве положения, занимаемого людьми в «императивно координируемых ассоциациях». Одни из них наделены «авторством», в силу чего управляют и командуют, другие же, напротив, лишены «авторитета» и поэтому вынуждены подчиняться и выполнять приказы. Господствующий в данной «ассоциации» социальный класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой «ассоциации» класса.

Выводя социальные конфликты из отношения к власти, антагонизма власти и сопротивления, Р. Дарендорф создает типологию конфликтов по отношению к власти внутри социальных групп, между группами, на уровне всего общества и конфликтов между странами.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф считает, что в цивилизованном, высокомобильном обществе имеет место регулирование конфликтов, упреждающее «социальные потрясения». Полагая неравенство условием свободы, постулируя возможность пребывания одних и тех же людей в состоянии конфликта и мирного сосуществования, он отдает предпочтение «конфликтной модели общества», а не модели «всеобщего социального равенства, социальных порядков, стабильностей» Т. Парсонса. По мнению Р. Дарендорфа, созданная им теория конфликта вполне самостоятельна и имеет право на существование наряду с теорией структурно-функционального анализа.

Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах мира стало особой отраслью индустрии. Ныне только в США насчитывается огромное количество организаций, занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации.

В современных условиях эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия и т.д. Методика и техника, разработанные социологами обогащают средства познания социальной действительности и позволяют получать достоверную информацию о процессах общественной жизни.

Наши рекомендации