Особенности белорусского барокко. Значение и место Троицкого костёла (д. Засвирь) среди храмов стиля барокко
Для истории белорусской культуры архитектурный стиль барокко является той вершиной, которой является, может быть, готика – для Франции, ренессанс – для Италии, классицизм для России, не уменьшая их общий вклад во всемирную цивилизацию.
В истории Беларуси периода Великого княжества Литовского и Речи Посполитой пользовались популярностью два генеалогических мифа, которые нашли отображение в художественной культуре. Первый из них рассказывает о легендарном происхождении магнатов Великого княжества Литовского от римлянина Полемона и его соратников, потомки которых и составили аристократические круги общества. Эта легенда получила развитие в белорусско-литовских летописях начала ХVI в. и определила в значительной степени социально-культурные ориентиры местной аристократии. При всей надуманности и беспочвенности мифологической «римской» генеалогии, она сыграла положительную роль в пробуждении национальной гордости, укреплении общепатриотических позиций белорусско-литовских магнатов. В частности, ею руководствовались в своей государственно-политической и культурно-просветительской деятельности князья Радзивилы. С этой точки зрения не случайным и естественным выглядит возвращение Николая Кристофа Сиротки и других представителей этого рода в католицизм после отклонения в сторону реформации в середине ХVI в.
А вот другой миф, зашифрованный в слове «Сарматия». В каком смысле Несвиж – центр Сарматии? Исторически сарматы представляли конгломерат воинственных племен, которые в III в. до н.э. вытеснили скифов со степей Северного Причерноморья, вели упорную борьбу за эту территорию со странами Закавказья и Римской империи, пока сами в конце IV в. н.э. не были вытеснены гуннами со своих земель на север. Возможно, так они бы и исчезли в историческом пространстве. Однако возникновение в 1569 г. нового государственного образования – Речи Посполитой – потребовало идеологического обоснования, общепатриотического объединения «свободных» слоев общества Короны Польской и Великого княжества Литовского, что способствовало созданию «сарматского» генеалогического мифа. Соответственно этому, шляхетское сословие Речи Посполитой, которое пользовалось в государственной структуре большими юридическими правами, имело отличное от простых людей этническое происхождение – от обиженных историей, но крепких и независимых духом сарматов. Этому мифу было придано обрамление гипертрофированной сословной гордости, вольнолюбия, рыцарства, преданности гражданским идеалам, но уже на основе местных традиций.
Во второй половине ХVII в. расширение в разных кругах общества сарматского мировоззрения коренным образом меняет стилистику национальной архитектуры. Выделяется группа костелов, для которых характерна концептуальная схожесть композиции, конструктивных и декоративных решений, пронизанных идеей свободного братства, тоской по рыцарским временам.
Чтобы понять суть явления, нужно обратить внимание на типичный и наименее перестроенный на сегодняшний день памятник «сарматского» барокко – костел Михаила Архангела при монастыре августинцев в д. Михалишки с его высокохудожественным оформлением интерьера в технике стука. Год постройки считается в различных источниках 1654 или 1662. Основатель («фундатор») – Циприян Павел Бжастовский, автором сооружения считается архитектор Кристофер Пенс.
Именно костелу в д. Михалишки религиозно близок и внешне очень схож костёл Святой Троицы при монастыре кармелитов древних правил в д. Засвирь (1714 г.) (расстояние между двумя этими святынями чуть больше 20 км). Близость орденских уставов отразилось на художественном облике более позднего засвирского костела, который мало чем отличается от костёла Святого Михаила. В нем, однако, более ярко выражены признаки барокко: полукруглая апсида пресбитерия объединена с основным объемом общей крышей, неф разделен на три части уже не пилонами – контрфорсами, а ступенчато–слоистыми пилястрами. В интерьере храм перекрыт деревянным коробовым перекрытием. Верхние части башен на главном фасаде более высокие и завершены барочными куполками – «баньками». В то же время входная кухта решена в виде вытянутого, завершенного полукружием, барабана (придает сооружению облик рыцарского замка). Весь облик этого костела объединяет его с духовной и социальной основой сарматизма.
Еще один образец «сарматского барокко» (почти целиком похожий на рассмотренные) – костел в Новогрудке.
В стилистике «сарматского» барокко возведено множество однонефных костелов, в том числе и на территории Нарочанского края, которые на сегодняшний день не существуют. Например, костел в г.п. Свирь, основанный Фабианом Козелом и Гаспаром Ясинским, был освящен в 1680 г., перестроен коренным образом в 1909 году. При этом сохранены фрагменты старого костела в трансепте и пресбитерии, а внутри уцелели четыре деревянных барочных алтаря ХVII в.
Основные принципы создания художественного образа в "сарматском" барокко следующие: нарочитая архаизация, аскетизация внешнего облика храмов, придание ему воинствующего рыцарского духа, контраст внешней суровости с пышностью декоративного интерьера, отсутствие трансепта и т.д. Все это нашло отражение не только в рассмотренных выше однонефных святынях, но и в не менее самобытных и оригинальных формах – в трехнефных базиликах.
Предпосылками для возникновения «сарматского» барокко в архитектуре как культурно-исторического явления стало: во-первых, национально – патриотическое мировоззрение, рыцарский дух шляхетского сословия, усиленный трагическими испытаниями многострадального ХVII века, только треть которого прошла без войны; во-вторых, идейно-миссионерская направленность многих католических орденов, их забота о душах и образовании именно свободных и обеспеченных представителей общества, преимущественно шляхты; и, в-третьих, традиции местного зодчества, которое генетически сохраняло средневековый аскетизм и стремление строить соответственно «своему небу и обычаям».