Работа с историческим текстом в 7 классе
Работа с историческим текстом в 5 классе.
“… Там есть храм…, и там же греческий папа, потому что они не подчиняются римскому папе. В этой церкви столько алтарей, сколько в году дней. Его богатства без числа, в него ежегодно приносят дань с двух больших островов и находящихся там замков и городов. Ни в одном из храмов мира нельзя встретить богатства, подобного этому. Внутри храма колонны и лампады из золота и серебра в таком количестве, что человек не может сосчитать. Там возле стены дворца есть место развлечения царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день рождения Иисуса царь устраивает там великие зрелища. В присутствии царя и царицы даются представления (при помощи волшебства и без него), выводятся всевозможные люди. Выводят львов, леопардов, медведей и диких ослов одних на других и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя видеть подобного увеселения…”
Вопросы:
1. О каком храме говорится в документе? Где он находится? Когда был построен?
2. Чем поразил путешественника этот храм? Чем этот храм отличался от других храмов?
3. Какой элемент архитектуры, упоминаемый в этом тексте, является вам знакомым? Из какой он культуры был заимствован?
4. После какого важного события в истории христианства мог быть записан данный текст?
Работа с историческим текстом в 6 классе.
Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина об Иване Калите и ответьте на вопросы.
«…Несмотря на коварство, употребленное Иваном к погибели опасного совместника, московитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя Земли Русской и Государя-отца; ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден. Жители других областей российских, от него независимых, завидовали устройству, тишине Иоанновым, будучи волнуемы злодействами малодушных князей или граждан своевольных…
… Набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим, не менее иных добродетелей помогли Ивану в снискании любви общей. Он всегда носил с собой мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных и нищих, отчего и прозвали его Калитою…».
Вопросы:
1. Объясните, почему современники дали Ивану Калите имя Собирателя Земли Русской и Государя-отца?
2. Расскажите, опираясь на текст документа, о деятельности князя Ивана Калиты на благо Руси.
3. Объясните, почему жители соседних областей завидовали жителям Московского княжества.
4. Почему князя Ивана народ прозвал еще и Калитой?
Работа с историческим текстом в 7 классе
Прочитайте отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и ответьте на вопросы.
… Дворянство допетровской эпохи представляется обычно как класс лиц, обязанных государству личной (по преимуществу, военной) службы и обеспеченных за это государственной землей в виде больших и малых поместий. Земельное хозяйство дворянина было построено на труде зависимых от него крестьян. Находясь в такой политической и экономической обстановке, дворянство в XVII веке достигает ряда улучшений в своем быту.
С одной стороны, с вымиранием и упадком старого боярства верхним слоям дворянства открывается доступ к высшим государственным должностям. Во второй половине XVII в. многие правительственные лица выходят из рядов простого дворянства. С другой стороны, экономическое положение дворянства лучше обеспечивается: законодательным путем крестьянство окончательно прикрепляется к земле и лицу землевладельца.
…Вместе с тем права дворян на поместья постоянно растут, расширяется право распоряжения поместьем, поместье делается наследственным владением и очень сближается с наследственной собственностью бояр, образуется солдатское войско (рейтарские, драгунские и солдатские полки), состоящее из иностранцев и русских людей низших классов; в этом войске дворяне являются офицерами, и этим войском часто заменяются дворянские ополчения.
Вопросы и задания:
1. Какая характеристика дается дворянству как сословию историком С. Ф. Платоновым?
2. Охарактеризуйте права, привилегии дворян.
3. Оставались ли у дворянства обязанности? Какие?
4. Изменилось ли положение дворянства в XVII веке?