Два философских мифа творения

Говорят, что первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Радость, Дружба, Сострадание, мойры и геспериды.

От союза Воздуха и Дня возникла Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепленье души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида и титаны, Тартар и три эринии, или фурии.

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

b. От союза Моря и его рек возникли нереиды. Однако смертных людей не было до тех пор, пока с позволения богини Афины Прометей, сын Иапета, не слепил их по образу богов. Для этой цели он взял в Панопе (Фокида) землю и воду, а Афина вдохнула в них жизнь1.

c. Говорят также, что бог всего сущего – кем бы он ни был, поскольку некоторые называют его «Природа», – неожиданно появившись из Хаоса, отделил землю от небес, воду от земли и верхний воздух от нижнего. Он привел стихии в тот порядок, который мы видим сейчас. Он поделил землю на пояса: очень жаркие, очень холодные и умеренные; создал на ней долины и горы и одел их травой и деревьями. Над землей он установил вращающуюся твердь, усыпал ее звездами и назначил обители четырем ветрам. Он также населил воды рыбой, землю – зверями, а на небо пустил солнце, луну и пять планет. Наконец, он создал человека, который – один из всех зверей – обратил свой взор на небеса и увидел солнце, луну и звезды, если только неправда то, что Прометей, сын Иапета, сам вылепил первых людей из земли и воды, а душа в них появилась благодаря блуждающим божественным стихиям, сохранившимся со времени первотворения2.

1Гесиод. Теогония 211–232; Аполлодор I.7.1; Лукиан. Прометей или Кавказ 13; Павсаний X.4.3.

2Овидий. Метаморфозы I.1–88.

* * *

1. В «Теогонии» Гесиода, на которой основывается первый их этих философских мифов, перечень абстракций почему-то вдруг содержит нереид, титанов и гигантов, которых автор посчитал нужным сюда включить.

2. Второй миф, который встречается только у Овидия, был заимствован позднейшими греками из вавилонского эпоса о Гильгамеше, в вводной части которого говорится о том, как богиня Аруру создала первого человека Забани из куска глины. Однако, хотя Зевс многие века был мировым богом, мифографы вынуждены были признавать, что творцом всего сущего вполне могло быть существо женского рода. Древние евреи, унаследовавшие миф творения от «пеласгов», или ханаанеев, ощущали аналогичное недоумение: в книге Бытия женского рода «дух Божий» сидит, как наседка, на поверхности вод, хотя Мировое яйцо и не упоминается. Ева, «матерь всего живущего», должна ударить змея по голове, хотя его и не отсылают в преисподнюю до скончания мира.

3. Аналогичным образом в талмудической версии мифа творения архангел Михаил – аналог Прометея – создает Адама из праха не по распоряжению матери всего живущего, а по распоряжению Яхве, который затем вдыхает в человека жизнь и отдает его Еве; та, как Пандора, становится причиной всех несчастий человечества (см. 39.j).

4. Греческие философы отличали человека, созданного Прометеем, от несовершенных земных созданий, частично уничтоженных Зевсом, а частично смытых девкалионовым потопом (см. 38.с). Такое же различие можно встретить в Библии (Быт. 6, 2–4), где «сыны Божьи» противопоставляются «дочерям человеческим», на которых они женятся.

5. Таблички с эпосом о Гильгамеше имеют довольно позднюю датировку и весьма неопределенны. В них «Сияющая мать пустоты» объявляется создательницей всего, причем Аруру – это всего лишь один из многих титулов богини. Основная тема мифа – это приведшее к замешательству восстание против матриархального порядка богини, поднятое богами нового патриархального порядка. Мардук – главный бог города Вавилона – в конце концов побеждает богиню, морскую гидру в образе Тиамат, после чего довольно нагло заявляет, что именно он, и никто другой, создал травы, земли, реки, зверей, птиц и человечество. Мардук, этот божок-выскочка, не был первым, заявившим о своей победе над Тиамат и сотворении мира. До него аналогичное заявление сделал бог Бел, имя которого представляет собой форму мужского рода от имени Белет-или, шумерской матери-богини. Переход от матриархата к патриархату в Месопотамии, как и в ряде других мест, вероятно, имел форму переворота, произведенного соправителем-супругом царицы, которому та передала исполнительную власть, разрешив ему взять ее имя, одежды и священные предметы (см. 136.4).

Пять веков человечества

Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике1 и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой2.

b. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.

c. Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.

d. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех.

e. Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и «острова населяют Блаженных».

f. Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми3.

1Платон. Менексен 237d–238a.

2Ипполит. Опровержение всех ересей V.6.3.; Евсевий, Об Евангельском предуготовлении III.1.3.

3Гесиод. Работы и дни 109–201 и схолии.

* * *

1. Хотя миф о Золотом веке восходит в результате к традиции племенного поклонения пчело-богине, дикость этого периода, предшествовавшего возникновению сельского хозяйства, ко времени Гесиода была уже забыта, осталась лишь одна идеалистическая убежденность, что когда-то люди жили в согласии, как пчелы (см, 2.2). Гесиод был крестьянином и имел небольшой надел, а трудная жизнь сделала его мрачным и пессимистичным. Миф о Серебряном веке несет на себе следы матриархата, наподобие тех, которые еще в классическую эпоху существовали среди пиктов и черноморских моссиников (см. 151.е), а также среди отдельных племен на Балеарских островах и на побережье залива Сирт. Мужчины все еще считались презренным полом, однако сельское хозяйство уже появилось и войны велись нечасто. Третьим народом были древнейшие эллины: пастухи бронзового века, которые отправляли культ богини и ее сына Посейдона, причем их культовым деревом был ясень (см. 6.4 и 57.1). Четвертыми людьми были воины-цари эпохи Микен. Пятыми людьми были дорийцы XII в. до н.э., которые пользовались железными орудиями и уничтожили микенскую цивилизацию.

Алалкоменей – фиктивный персонаж, чье имя является формой мужского рода от Алалкомена – эпитета Афины («Илиада» IV.8) как покровительницы Беотии. Он насаждал патриархальную догму, будто ни одна женщина, даже богиня, не способна на разумные действия без мужских советов.

Старшие боги

Оскопление Урана

После того как Уран низверг своих восставших сыновей киклопов в Тартар, – мрачное пространство в подземном мире, находящееся на таком же расстоянии от земли, как земля от неба; если сбросить туда медную наковальню, то она достигла бы его дна за девять дней, – мать-Земля родила ему титанов. В отместку за киклопов мать-Земля убедила титанов напасть на своего отца. Они послушались и, возглавляемые самым младшим из семерки – Кроном, вооруженным серпом из «седого железа», напали на спящего Урана и безжалостный Крон оскопил его своим серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Однако из капель крови Урана, пролившихся на мать-Землю, она родила трех эриний – Алекто, Тисифону и Мегеру, мстящих отцеубийцам и клятвопреступникам. Нимфы Мелии («ясеневые») также родились из этой крови.

b. Затем Титаны освободили из Тартара киклопов и вручили Крону власть над землей.

Однако, как только Крон почувствовал свое главенство, он вновь заточил киклопов в Тартар вместе со сторукими и, взяв в жены свою сестру Рею, стал править в Элиде1.

1Гесиод. Теогония 133–187 и 616–626; Аполлодор I.1.4–5; Сервий. Комментарии к «Энеиде» Вергилия V.801.

* * *

1. Оскопление Урана не нужно понимать только метафорически: если среди победителей были выходцы из восточной Африки, то даже в наше время воины племени галла берут с собой в битву крохотные серпы, чтобы оскопить своих врагов. Известно, что между религиозными обрядами восточной Африки и Древней Греции было много общего.

2. Позднее греки стали толковать имя Крон как Chronos – «отец-время» с его неумолимым серпом. Однако он изображался вместе с вороной, подобно, например, Аполлону, Асклепию, Сатурну и древнему бриттскому богу Брану; поэтому cronos может означать «ворона», как и латинское слово cornix или греческое corone. Ворона считалась вещей птицей, в которую вселялась душа царя-жреца после его принесения в жертву (см. 50.1).

3. В данном случае три эринии, возникшие из капель крови Урана, – это не что иное, как триада женского божества, чьи жрицы во время приношения в жертву царя (чтобы обеспечить урожайность полей и садов) носили ужасные маски Горгоны, призванные отпугнуть непосвященных. Гениталии царя, похоже, выбрасывались в море для того, чтобы водилась рыба. Мстительных эриний мифограф толковал как предупреждение Зевсу не оскоплять Крона тем же серпом. Однако первоначально они должны были мстить за обиды, нанесенные матерям или тем, кто искал убежища у богини очага (см. 105.k, 107.d и 113.a), а не отцам.

4. Ясеневые нимфы – это три эринии в их менее отвратительной ипостаси; принесение в жертву царя-жреца посвящалось ясеню, который первоначально использовался в церемониях вызывания дождя (см. 57.1). В Скандинавии ясень становится деревом, используемым во Всех магических ритуалах: три норны, или парки, отправляют правосудие под ясенем, которого Один превратил в волшебного коня, когда заявил о том, что он будто бы является отцом человечества. Вероятнее всего, первыми вызывателями дождя в Греции были женщины.

5. Неолитические серпы из кости с кремниевыми или обсидиановыми зубцами, вероятно в ритуальных целях, применялись даже тогда, когда в сельском хозяйстве уже длительное время пользовались бронзовыми и железными серпами.

6. У хеттов Кумарби (Крон) откусывает гениталии бога неба Ану (Уран), проглатывает часть семени, а остальное выплевывает на гору Канзуру, где из оставшегося семени вырастает богиня. Зачатый им таким образом бог любви был вырезан из бока Кумарби братом Ану Эа. Эти два рождения греки объединили в один рассказ о том, как Афродита возникла из моря, оплодотворенного отрезанными гениталиями Урана (см. 10.b). Кумарби впоследствии производит на свет из своего бедра еще одного ребенка – таким же способом Дионис повторно рождается из Зевса (см. 27.b). Рожденный из бедра сын Кумарби правит колесницей бурь, в которую запряжен бык, и приходит на помощь Ану. В этом же повествовании «резак, которым в минувшие времена земля была отделена от неба», становится оружием, от которого погибает сын Кумарби – рожденный из земли гигант Улликумми (см. 35.4).

Свержение Крона

Крон женился на своей сестре Рее, священным деревом которой считался дуб1. Однако, по предсказанию матери-Земли и умирающего Урана, Крона должен был свергнуть один из сыновей. Поэтому он каждый год проглатывал всех детей, которых рожала ему Рея: сначала он проглотил Гестию, потом Деметру и Геру, затем Гадеса, а потом Посейдона2.

b. Рея была вне себя от происходящего. Третьего своего сына – Зевса – она родила в глухую ночь на горе Ликей в Аркадии, где не падала тень еще ни от одного существа3. Она обмыла его в реке Неда и передала Гее-Земле, которая отнесла его в Ликт на острове Крит и спрятала в Диктейской пещере, что на Козьем холме, оставив на попечение нимфы Адрастеи и ее сестры Ио, которые были дочерьми Мелиссея и козы-нимфы Амалфеи. Зевс питался медом и пил молоко Амалфеи вместе со своим молочным братом Паном. Он был признателен этим трем нимфам за их доброту и, когда стал владыкой Вселенной, вознес Амалфею на небо в виде созвездия Козерога4. Он также взял один из ее рогов, напоминавший по форме коровий, и отдал его дочерям Мелиссея. Этот рог превратился в знаменитый Рог изобилия, в котором всегда по желанию его владельца появляется любая еда и питье. Но говорят также, что Зевса вскормила свинья, возившая его на спине, и что он потерял свою пуповину у Омфалиона, неподалеку от Кносса5.

c. Вокруг золотой колыбельки младенца Зевса, висевшей на дереве (чтобы Крон не мог найти его ни в небесах, ни на земле, ни в море), стояли вооруженные куреты – дети Реи. Они били мечами по щитам, чтобы заглушить плач младенца и не дать Крону услышать его. Дело в том, что в свое время на горе Тавмасий, что в Аркадии, Рея запеленала камень и отдала его Крону и тот проглотил его, будучи уверенным, что проглотил младенца Зевса. Однако Крон прослышал об обмане и стал преследовать Зевса, который вынужден был превратиться в змея, а своих нянь превратить в медведиц. Так и появились на небе созвездия Змея и Медведиц6.

d. Зевс возмужал среди пастухов Иды, живя в другой пещере. Потом он стал домогаться титаниды Метиды, жившей у потока Океана. По ее совету он посетил свою мать Рею и попросил сделать его виночерпием Крона. Рея изъявила готовность помочь ему в деле отмщения. Она достала горчицу и соль, которые Метида посоветовала подмешать в медовый напиток Крона. Хлебнув напиток, Крон сначала изрыгнул из уст камень, а потом и всех старших братьев и сестер Зевса. Все были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их в борьбе с титанами, которые избрали своим предводителем огромного Атланта; Крон к этому времени миновал пору своего расцвета7.

e. Война длилась десять лет, пока Гея-Земля не предсказала победу своему внуку Зевсу при условии, что тот возьмет себе в союзники тех, кого Крон заточил в Тартар. Поэтому он тайно пришел к Кампе, престарелой хранительнице Тартара, убил ее и, взяв ключи, освободил киклопов и сторуких, подкрепив их силы божественной едой и питьем. За это киклопы вручили Зевсу молнию как оружие нападения, Гадес дал ему шлем, делающий его невидимым, а Посейдон трезубец. Когда военный совет трех братьев закончился, Гадес незаметно проник в обитель Крона, чтобы похитить его оружие, а пока Посейдон размахивал своим трезубцем и отвлекал внимание Крона, Зевс поразил его молнией. Тогда трое сторуких схватили камни и стали ими забрасывать оставшихся титанов, которые обратились в беспорядочное бегство после неожиданного крика козлоногого Пана. Боги бросились их преследовать. Крон и все побежденные титаны, кроме Атланта, были изгнаны на самый западный из Британских островов (другие, правда, говорят, что их заключили в Тартар) и оставлены там под охраной сторуких. Больше титаны никогда Элладу не тревожили. Атланту, как военачальнику, было назначено примерное наказание: держать на своих плечах небо. Всех титанид, благодаря вмешательству Метиды и Реи, пощадили8.

f. Камень, изрыгнутый из уст Крона, Зевс установил в Дельфах. Он и по сей день там, его часто умащают маслами и украшают шерстяной куделью9.

g. Некоторые утверждают, что Посейдон никогда проглоченным и изрыгнутым не был, а вместо него Рея дала Крону проглотить жеребенка, спрятав сына среда пасущихся коней10. Жители Крита, которые, конечно, лгуны, говорят, что каждый год Зевс рождается в одной и той же пещере в блеске огня и потоках крови, и каждый год он умирает и его хоронят11.

1Схолии к Аполлонию Родосскому I.1124.

2Аполлодор I.1.5; Гесиод, Теогония 453–467.

3Полибий XVI.12.6 и сл.; ср. Плутарх. Греческие вопросы 39; Павсаний VIII.38.5.

4Гигин. Поэтическая астрономия II.13; Арат. Небесные явления 156–163; Гесиод. Теогония 477–487.

5Филемон. Pterygium. Фрагмент I.1 и сл.; Аполлодор I.1.6; Атеней 375 и сл. 376а; Каллимах. Гимн к Зевсу 42–45.

6Гесиод. Там же 485 и сл.; Аполлодор I.1.7. Ватиканские мифографы и I.104; Каллимах. Гимн к Зевсу 52 и сл.; Лукреций II.633–639; Схолии к Арату V.46; Гигин 139.

7Гигин. Там же; Аполлодор I.21; Гесиод. Там же 495–506.

8Гесиод. Там же 665–820; Аполлодор I.2.1; Диодор Сицилийский V.70; Эратосфен. Превращения в звезды 27.

9Павсаний X.24–25.

10Там же VIII.8.2.

11Антонин Либерал. Превращения 19; Каллимах. Гимн к Зевсу 8.

* * *

1. Рею, составившую пару Крону в качестве титаниды седьмого дня, можно сравнить с Дионой, или Дианой, – трехликой богиней, относящейся к культу голубки и дуба (см. 11.3). Топорик, который носил Сатурн, римский эквивалент Крона, имел форму вороньего клюва и, вероятно, использовался в седьмой месяц священного тринадцатимесячного года для «оскопления» дуба путем отрезания омелы (см. 50.2), аналогично тому, как ритуальным серпом срезался первый хлебный колос. Это было сигналом к принесению в жертву царя-жреца Зевса. В Афинах Крону, который почитался в одном храме с Реей, поклонялись как богу ячменя Сабазию, которого ежегодно срезали в поле и оплакивали как Осириса, Литиэрса или Манера (см. 136.e). Однако в период, к которому относятся эти мифы, царям уже разрешалось царствовать в течение великого года, равного ста лунным циклам, а вместо них в жертву ежегодно приносился мальчик; вот почему Крон изображается пожирающим своих детей, чтобы избежать низложения. Порфирий («О воздержании» II.56) сообщает, что в давние времена критские куреты практиковали принесение детей в жертву Крону.

2. На Крите в древности вместо человека в жертву приносили козленка; во Фракии – бычка; в Эолии в жертву Посейдону приносили жеребенка, однако в отсталых местностях Аркадии принесенных в жертву мальчиков съедали даже после возникновения христианства. Тем не менее непонятно, был ли элейский ритуал каннибалистским или же мясом жертв кормили священных ворон, поскольку Крон был вороной-титаном.

3. Амалфея, вероятно, была девственница-богиня; Ио – оргиастическая нимфа-богиня (см. 56.1), а Адрастея, что значит «неотвратимая», – пророчица Крона в своей осенней ипостаси. Все вместе они образуют обычную лунную триаду. Позже греки считали Адрастею пастушеской богиней Немесидой, священным деревом которой был ясень, используемый в церемониях вызывания дождя, и которая впоследствии превращается в богиню возмездия (см. 32.2). Ио изображалась в Аргосе в виде разъяренной белоснежной коровы. На некоторых критских монетах из Преса изображен вскармливаемый ею Зевс. Однако Амалфея, жившая на Козьем холме, всегда изображалась в виде козы. Мелиссей – «медовый человек», отец Адрастеи и Ио, на самом деле является их матерью Мелиссой, богиней в образе царицы-пчелы, которая ежегодно убивала своего супруга-соправителя. Диодор Сицилийский (V.70) и Каллимах («Гимн к Зевсу» 50) изображают пчел, кормящих Зевса-младенца. Но его приемная мать иногда представляется в виде свиньи, поскольку это была одна из эмблем богини Кроны (см. 74.4. и 96.2); на кидонских монетах она изображается в виде суки, похожей на ту, которая вскормила Нелея (см. 68.d). Медведицы – это животные Артемиды (см. 22.4 и 80.c), куреты присутствовали при сжигании жертв этой богини, а Зевс в виде змеи – это Зевс Ктесий, хранитель амбаров, потому что змеи помогают избавиться от мышей.

4. Куреты – это вооруженные спутники царя-жреца; их бряцание оружием должно было отгонять злых духов во время исполнения ритуалов (см. 30.a). Геракл получил рог изобилия от Ахелоя-быка (см. 142.d), а огромные рога критских диких коз у незнакомых с Критом мифографов превратились в чрезвычайно большие коровьи рога Амалфеи.

5. Вторгшиеся эллины, вероятно, предложили свою дружбу доэллинскому населению, у которого существовал культ титанов, но постепенно дружба уступила место вражде и пришельцы захватили Пелопоннес. Победу Зевса в союзе со сторукими над фессалийскими титанами Талл, историк I в. н.э., на которого ссылается Татиан в своей «Речи к эллинам», относит к «322 году до осады Трои», т.е. примерно к 1550 г, до н.э. – вполне приемлемая дата для распространения власти эллинов в Фессалии. Передача верховной власти Зевсу напоминает аналогичное событие в вавилонском эпосе о сотворении мира, когда старшие братья Мардука Лахму и Лахаму доверили младшему брату сразиться с Тиамат.

6. Братство Гадеса, Посейдона и Зевса напоминает ведическую триаду мужского божества – Митра, Варуна и Индра (см. 3.1), которая появляется в хеттском договоре, датируемом примерно 1380 г. до н.э. Однако в рассматриваемом мифе они, вероятно, представляют три последовательных нашествия эллинов, известных как ионийское, эолийское и ахейское. Доэллинское население, поклонявшееся Гее-богине, ассимилировало ионийцев, которые стали детьми Ио, затем укротило эолийцев, но потерпело поражение от ахейцев. Древние вожди эллинов, ставшие царями-жрецами в культах ясеня и дуба, получили титулы «Зевс» и «Посейдон» и должны были умирать в конце установленного для них срока царствования (см. 42.2). Поскольку оба дерева часто поражает молния, они повсеместно в Европе фигурируют в народных церемониях вызывания дождя и получения огня.

7. Победа ахейцев покончила с традицией принесения царей в жертву. Они возвели Зевса и Посейдона в ранг бессмертных и стали изображать обоих вооруженными молнией, заменившей кремневый двойной топор, некогда принадлежавший Рее. В минойской и микенской религиях мужчинам таким топором пользоваться не разрешалось (см. 131.6). Позднее молния Посейдона превратилась в трезубец, а среди основных его почитателей оказались люди, живущие дарами моря. У Зевса молния сохранилась как символ его верховной власти.

8. Имя Рея, возможно, является эпитетом земли; ее основной птицей считалась голубка, а главным зверем – барс. Имя Деметра – эквивалент матери-Земли; Гестия (см. 20.c) – это богиня домашнего очага. Камень в Дельфах, который использовался в церемониях вызывания дождя, был, вероятно, большим метеоритом.

9. Горы Дикта и Ликей – древние центры культа Зевса. Жертвенный костер разводили, вероятно, на горе Ликей, когда ни одно существо не отбрасывает тени, т.е. в полдень, во время летнего солнцестояния. Павсаний, правда, добавляет, что если в Эфиопии люди не отбрасывают тени, когда солнце проходит созвездие Рака, то на горе Ликей такое происходит всегда. Возможно, здесь мы сталкиваемся с игрой слов: человек, нарушивший границы этого священного места, должен был умереть, а хорошо известно, что мертвые не отбрасывают тени (Плутарх. Греческие вопросы 39. 300 a –d). Пещера Психро, которую обычно ассоциируют с пещерой горы Дикта, пока не обнаружена и не может рассматриваться как реальная пещера. Омфалион («пупок») указывает на местоположение оракула (см. 20.2).

10. Неожиданный крик Пана, который привел в ужас титанов, вошел в поговорку и породил слово «паника» (см. 26.c).

Зевс и его родичи

Рождение Афины

По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры1. Будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Когда она, побывав на Крите, появилась в Греции, то сначала выбрала для жительства город Афины, что расположен на беотийской реке Тритон2.

1Аполлоний Родосский IV.1310–1314.

2Аполлодор III.12.3 О Палладе-девушке; Павсаний IX.33.5.

* * *

1. Платон отождествлял Афину – покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт, которая относится к той эпохе, когда отцовство еще не признавалось (см. 1.1). Храм Нейт находился в городе Саисе, где Солона принимали хорошо лишь за то, что он был афинянином (Платон. Тимей 21.е). Девственницы – жрицы Нейт – ежегодно проводили вооруженные поединки (Геродот IV.180), очевидно, за право называться верховной жрицей. По словам Аполлодора, Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон: когда Паллада уже собиралась нанести удар Афине, эгида Зевса оказалась между ними и отвлекла ее внимание. Эгида – это магический мешок из козьей шкуры с головой змеевласой Горгоны; он принадлежал Афине задолго до того, как Зевс стал называться ее отцом (см. 9.d). Передники из козьих шкур были обычным элементом костюма ливийских девушек, a Pallas означает всего лишь «девушка» или «юноша». Геродот пишет (IV.189): «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя». Эфиопские девушки до сих пор носят такие одежды, иногда украшенные раковинами – как символ плодородия. Геродот добавляет, что громкие вопли ololy, ololy, воздаваемые в честь Афины (см. об этом: «Илиада» VI.297–302), также имеют ливийское происхождение.

2. На основе обнаруженной керамики можно предположить, что переселенцы из Ливии появились на Крите на рубеже V–IV тысячелетий до н.э., причем большое количество беженцев-ливийцев из западной Дельты появились после насильственного объединения Верхнего и Нижнего Египта фараонами Первой династии около 3000 г. до н.э. Вскоре после этого началась Первая минойская эпоха и критская культура достигла Фракии и раннеэллинской Греции.

3. Среди других мифологических персонажей, носивших имя Паллант, был титан, женившийся на реке Стикс и имевший от нее детей: Зелос («рвение»), Кратос («мощь»), Биа («сила») и Нике («победа») (Гесиод. Теогония 376 и 383; Павсаний VII.26.5; Аполлодор ІІ.2–4).

Зевс и Метида

Некоторые эллины говорят, что отцом Афины был Паллант – крылатый козлоподобный гигант, который позднее хотел совершить над ней насилие. Его имя она добавила к своему после того, как содрала с него кожу, чтобы сделать себе эгиду, и приставила его крылья к своим плечам1 (если, конечно, эгида не была сделана из кожи, содранной Афиной с Горгоны Медузы после того, как Персей отрубил ей голову2).

b. Другие говорят, что ее отцом был человек по имени Итон, царь города Итон, что во Фтиотиде, погубивший свою дочь Иодаму: когда Иодама ночью проникла в святилище, ничего не подозревающий отец показал ей голову Горгоны3, от взгляда которой дочь окаменела.

c. Есть и такие, кто говорит, что ее отцом был Посейдон, но она отказалась от него и «предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь»4.

d. Однако жрецы самой Афины рассказывают вот какую историю ее рождения. Зевс воспылал страстью к титаниде Метиде, которая принимала различные образы, чтобы скрыться от своего обожателя, но однажды Зевс все-таки настиг ее и оставил с ребенком. Оракул Геи-Земли объявил, что родится девочка и что, если Метида понесет вновь, то родится сын, которому предначертано судьбой свергнуть Зевса, подобно тому, как Зевс сверг Крона, а Крон сверг Урана. Поэтому, заманив медоточивыми речами Метиду на ложе, Зевс неожиданно проглотил ее. Так пришел конец Метиде, хотя Зевс впоследствии утверждал, что, находясь в его утробе, она иногда давала ему советы. По прошествии определенного времени, прохаживаясь вдоль берега озера Тритон, он вдруг почувствовал ужасную головную боль. Ему показалось, что еще мгновение и голова его расколется от боли; тогда он неистово зарычал и небесный свод ответил ему эхом. На крик выскочил Гермес и тут же понял, что случилось с Зевсом. Он упросил Гефеста (а некоторые говорят Прометея) взять клин и расколоть голову Зевсу. Оттуда-то и появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении5.

1Цец. Схолии к Ликофрону 355.

2Еврипид. Ион 995.

3Павсаний ІX.34.1.

4Геродот IV.180.

5Гесиод. Теогония 886–900; Пиндар. Олимпийские оды VII.34 и сл.; Аполлодор І.3.6.

* * *

1. Дж. Харрисон правильно охарактеризовала историю рождения Афины из головы Зевса как «отчаянную теологическую уловку избавить ее от матриархальных черт». Кроме того, это попытка догматического утверждения мудрости как прерогативы мужского пола. До этого только богиня считалась мудрой, Гесиод, по сути, сумел в своем повествовании примирить три противоречащих друг другу взгляда.

1. Афина, богиня-покровительница афинян, была партеногенной дочерью бессмертной Метиды – титаниды, в ведении которой находилась вся мудрость и знания.

2. Зевс, проглотив Метиду, не утратил мудрости, т.е. ахейцы уничтожили культ титанов и приписали всю мудрость своему богу Зевсу.

3. Афина была дочерью Зевса, т.е. ахейцы настаивали на том, чтобы афиняне признали главенство патриархального бога Зевса.

Он заимствовал механизм своего мифа из похожих примеров: Зевс преследует Немесиду (см. 32.b); Крон глотает своих сыновей и дочерей (см. 7.a); Дионис повторно рождается из бедра Зевса (см. 14.c); на чернофигурной амфоре, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже, изображены два человека, вскрывающие топором голову Геи-земли, очевидно для того, чтобы высвободить Кору (см. 24.3). После этого Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого. Ей теперь прислуживают не жрицы, а жрецы.

2. Паллада, что значит «девушка», – неподходящее имя для крылатого гиганта, покушавшегося на целомудрие Афины. Последний мотив, вероятно, взят из изображения ее ритуального брака как Афины Лафрии с козлом-царем (см. 89.3) после вооруженного поединка с соперницей (см. 8.1). Этот ливийский обычай ритуального брака с козлом был известен в кельтской Германии, Скандинавии и Англии, где он стал частью веселого весеннего праздника.

3. Отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах (см. 16.3).

4. Миф об Итоне («человеке-иве») говорит о том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян. Само имя указывает на то, что во Фтиотиде с Афиной был связан культ ивы. Аналогичный культ существовал в связи с богиней Анат в Иерусалиме до тех пор, пока жрецы бога Яхве не уничтожили культ богини и не стали утверждать на Празднике кущей, что ива, фигурировавшая в церемониях вызывания дождя, является священным деревом Яхве.

5. Мужчине грозила смерть за снятую без согласия владелицы эгиду – одеяние из козьей шкуры, символ целомудрия ливийских девушек. Вот почему на ней была изображена Горгона, а в кожаном кошеле или мешочке скрывалась змея. Но поскольку эгида Афины характеризуется как щит, в «Белой Богине» (с. 279) я высказал предположение, что эгида – это мешок для священного диска, похожего на диск с алфавитным письмом Паламеда, которое, как говорят, он сам изобрел (см. 52.a и 162.5). Кипрские статуэтки с дисками, размеры которых пропорциональны знаменитому диску из Феста, на котором по спирали нанесена священная надпись, по мнению проф. Рихтер, предвосхищают эгиду Афины. Щиты героев, с такой тщательностью описанные Гомером и Гесиодом, похоже, также имели пиктограммы, выгравированные по спиралевидной полосе.

6. Иодама, чье имя, возможно, означает «телка Ио», могла быть древним каменным изображением луны-богини (см. 56.1), а рассказ о том, как она превратилась в камень, звучит как предупреждение любопытным девушкам не нарушать тайны мистерий (см. 25.d).

7. Не следует думать, что Афина была только или главным образом богиней Афин. Ей были посвящены несколько древних акрополей, включая Аргос (Павсаний ІІ.24.2), Спарту (там же ІII.17.3), Трою («Илиада» VI.88), Трезен (Павсаний ІІ.32.4), Эпидавр-Лимеру (Павсаний III. 23.6) и Феней (Павсаний VIII.14.4). Все эти святилища возникли еще до прихода эллинов.

Мойры

Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос – самая младшая по чину и самая ужасная из трех1.

b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета2.

c. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам. В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости (Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется «Могучей судьбой»3.

d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита Урания4.

1Гомер. Илиада XXIV.49; Орфический гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и сл. и 904.

2Гомер. Илиада VIII.69 и XXІІ.209; XVI.434 и 441–443; Вергилий. Энеида X.814–815; Гомер. Одиссея I.34; Илиада ІX.411.

3Эсхил. Прометей 511–518; Геродот 1.91; Платон. Государство X.617 b-e.

4Павсаний X.24.4.

* * *

1. Клото – «прядущая», Лахесис – «отмеряющая жребий», а Атропос – «та, которую нельзя избежать или отвратить». Мойра означает «часть» или «доля» (ср. доля, которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений и общей трапезы. – Прим. ред.).

2. Зевс называл себя «водителем судеб» (Павсаний V.15.5. – Прим. ред.), став верховным божеством и получив право отмерять жребий человеческой жизни. Вероятно поэтому в Дельфах исчезает Лахесис – «отмеряющая». Однако требование Зевса считаться отцом мойр не воспринималось серьезно ни Эсхилом, ни Геродотом, ни Платоном (Зевс – отец мойр у Гесиода. Теогония 901–906 – Прим. ред.).

Рождение Афродиты

Афродита, богиня любви, возникла обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года, дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее.

b. Некоторые утверждают, что она возникла из пены, которую образовали гениталии Урана после того, как Крон зашвырнул их в море. Говорят также, что она дочь Зевса и Дионы, которая, в свою очередь, была дочерью либо Океана и Тефии – морской нимфы, либо Воздуха и Земли. Однако все соглашаются с тем, что, когда она прогуливалась, ее сопровождали голубки и воробьи1.

1Гесиод. Теогония 188–200; Гомеровский гимн Афродите VI.3–5; Аполлодор I.1,3; I.3.1.

* * *

1. Афродита («рожденная из пены») – это та же повсеместно встречающаяся богиня, которая возникает из Хаоса и танцует на поверхности моря и которая в Сирии и Палестине известна под именем Иштар, или Аштарот (см. 1.1). Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными.

2. Кифера был важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. Пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами. На украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными (см. 81.1). В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте.

Гера и ее дети

Гера, дочь Крона и Реи, родилась на острове Самос или, как утверждают некоторые, в Аргосе. Воспитывал же ее сын пеласга Темен в Аркадии. Времена Года были ее няньками1. После свержения Крона ее брат-близнец Зевс стал домогаться ее любви в Кноссе на Крите или, как говорят некоторые, на горе Форнакс, которую теперь называют Кукушкиной горой в Арголиде, где он поначалу безуспешно за ней ухаживал. Гера сжалилась над Зевсом только тогда, когда тот принял вид пестрой кукушки, которую Гера нежно прижала к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Униженная Гера была вынуждена выйти за него замуж2.

b. На их свадьбу все боги прислали свои дары. Мать-Земля подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которое позднее охраняли геспериды в саду Геры на горе Атлас. Свою брачную ночь с Зевсом они провели на острове Самос, и длилась она целых триста лет. Гера часто купалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом возвращала себе девственность3.

c. У Геры и Зевса родились дети – боги Арес, Гефест и Геба, хотя некоторые говорят, что Арес и его сестра Эрида были зачаты, когда Гера коснулась какого-то цветка, а Геба – когда она коснулась листьев салата4, и что Гефест был также ее партеногенным ребенком, причем Гефест не верил в такое чудо до тех пор, пока Гера не оказалась хитроумно прикованной к трону и была вынуждена поклясться рекой Стикс, что она не лжет. Другие говорят, что Гефест был ее сыном от Талоса, племянника Дедала5.

1Павсаний VII.4.4 и VIII.22.2; Страбон ІX.2.36; Олен. Цит. по: Павсаний II.13.3.

2Диодор Сицилийский V.72; Павсаний II.362 и 17.4.

3Схолии к «Илиаде» Гомера I.609; Павсаний ІІ.38.2.

4Овидий. Фасты V.255.

5Сервий. Комментарии к «Буколикам» IV.62; Кинефон. Цит по: Павсаний VIII.53.2.

* * *

1. Гера была доэллинской великой богиней. В Греции ее основные святилища находились на острове Самос и в городе Аргос, однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга. Вынужденное замужество Геры запечатлело захват крито-микенской Греции и свержение Геры как верховного божества в обеих странах. Кносс был захвачен эллинами, по-видимому, дважды: примерно в 1700 г. до н.э. и в 1400 г. до н.э. Веком позже попали под власть ахейцев Микены. Зевса могли изображать в виде кукушки потому, что он как бы выбросил всех остальных божеств из гнезда, а также потому, что он присвоил скипетр Геры, навершие которого было выполнено в виде кукушки. Позолоченные фигурки обнаженной богини-аргивянки с кукушкой были найдены в Микенах; там же была обнаружена позолоченная модель храма, увенчанного кукушкой. На знаменитом критском саркофаге из Агия-Триады изображен двойной топор, на котором сидит кукушка.

2. Геба, богиня юности, в олимпийском культе на пирах богов выполняет обязанности виночерпия. В конце концов она выходит замуж за Геракла (см. 145.i и 5) после того, как ее должность присвоил себе Ганимед (см. 29.c). «Гефест», вероятно, являлся титулом царя-жреца; «Арес» – это титул его военачальника или таниста, эмблемой которого был дикий вепрь. С утверждением олимпийского культа оба слова становятся именами богов, за которыми утверждается роль бога-кузнеца и бога войны. «Каким-то» цветком мог оказаться ландыш; у Овидия богиня Флора, с культом которой отождествляется ландыш, показывает этот цветок Гере. В народной европейской мифологии чудесное зачатие связывают с боярышником; в кельтской литературе аналогичная роль отводится терновнику – символу вражды, олицетворением которой была Эрида, сестра Ареса.

3. Талос-кузнец – это критский герой, матерью которого была сестра Дедала Пердикс («куропатка»), которую мифограф отождествляет с Герой. Куропатки считались священными птицами Великой богини и фигурировали по всему восточному Средиземноморью в оргиях, устраиваемых по случаю весеннего равноденствия. Танец, который при этом исполнялся, имитировал хромающую походку петушков куропаток. У Аристотеля, Плиния и Элиана есть сообщения, что куропатки несутся лишь оттого, что слышат голос петушков. Хромающий Гефест и Талос, вероятно, являются одним и тем же партеногенным персонажем; и того, и другого сбрасывали с высоты разъяренные противники (см. 23.b и 92.b), причем первоначально это делалось в честь их богини-матери.

4. В Аргосе знаменитая статуя Геры изображает богиню сидящей на троне из золота и слоновой кости. История о том, как ее приковали к трону, могла возникнуть в связи с греческим обычаем приковывать статуи богов, «чтобы те не сбежали». Если город потеряет древнюю статую покровительствующего ему бога или богини, он может вообще остаться без божественного покровительства. Вот почему римляне практиковали то, что вежливо называлось «сманиванием» богов в Рим, и к эпохе империи этот город напоминал галочье гнездо, заставленное украденными в разных городах статуями богов и богинь. «Времена Года были ее няньками» – это один из способов охарактеризовать Геру как богиню календарного года. Вот почему на ее скипетре изображена кукушка, символизирующая весну, а в левой руке она держит спелый гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года.

5. Герой, как подсказывает само слово, – это царь-жрец, которого приносили в жертву Гере. Тело его покоилось в земле, а душа воспаряла на спине северного ветра, чтобы насладиться райским садом богини. Ее золотые яблоки, фигурирующие в греческих и кельтских мифах, были пропуском в такой сад (см. 53.7, 133.4 и 159.2).

6. Ежегодные купания, благодаря которым Гера возвращала себе девственность, совершала также и Афродита в Пафосе. Как богиня растительного года, весны, лета и осени (символами которой также были молодая, полная и убывающая луна), в Стимфале Гера почиталась соответственно как дитя, невеста и вдова (Павсаний. VIII.22.2 – см. 128.d).

7. Брачная ночь Геры и Зевса на острове Самос длилась триста лет, возможно, потому, что священный год самосцев (так же, как и этрусков) состоял из десяти тридцатидневных месяцев, поскольку январь и февраль отсутствовали (Макробий I.12.2 и I.13.21), а в мифе каждый день вырос до года. Не исключено, что в этом месте мифограф намекает на то, что эллинам понадобилось триста лет, чтобы утвердить моногамию среди племен, поклонявшихся Гере.

Зевс и Гера

Только Зевсу – отцу небес – была подвластна молния, и лишь страх перед ее смертоносной силой делал послушным его сварливое и вздорное семейство, расположившееся на горе Олимп. Зевс определял пути небесных тел, устанавливал законы, приводил к присяге и пророчествовал. Когда его мать Рея, предвидя беды, которые могут возникнуть из-за его похотливости, запретила ему жениться, Зевс, рассердившись, пригрозил овладеть ею. И хотя она тут же превратилась в ужасную змею, Зевс не испугался и, сам превратившись в змея и образовав с ней один тугой узел, исполнил свою угрозу1. Именно с этого начались его бесконечные любовные похождения. От Фемиды у него родились Времена Года и три богини судьбы, от Эвриномы – Хариты, от Мнемозины – три музы, причем с Мнемозиной он провел на ложе девять ночей; некоторые даже утверждают, что нимфа Стикс родила ему Персефону, царицу подземного мира, на которой силой женился брат Зевса Гадес2. Поэтому он не страдал от недостатка власти ни над, ни под землей, причем его жена Гера не уступала ему только в одном: любого человека или зверя она при желании могла наградить даром пророчества3.

b. Зевс и Гера постоянно ссорились. В отместку за его частые супружеские измены Гера нередко унижала Зевса, прибегая к коварству. И хотя он мог поведать ей свои секреты и иногда даже пользовался ее советами, полного доверия к Гере у Зевса так и не появилось. Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, тот не преминет запустить в нее молнией, поэтому она предпочитала злые интриги в связи, например, с появлением на свет Геракла, а порой заимствовала у Афродиты пояс, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю4.

c. Однако настал день, когда высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон, Аполлон и другие олимпийцы, кроме Гестии, внезапно окружили его, спящего, и «оковали» сыромятными ремнями сотней узлов так, что он не мог пошевелиться. Он грозил им немедленной смертью, однако в ответ боги, которые предусмотрительно припрятали подальше его молнию, только оскорбительно смеялись. Когда они уже праздновали свою победу и рьяно обсуждали, кому стать преемником Зевса, нереида по имени Фетида, предвидя междоусобицу на Олимпе, бросилась на поиски сторукого Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил своего хозяина. Поскольку во главе заговора стояла Гера, Зевс с помощью золотых браслетов подвесил ее за запястья к небу, а к ногам привязал наковальни. Хотя все боги были до глубины души возмущены таким поступком Зевса, никто из них не осмелился прийти на помощь Гере, несмотря на ее жалобные вопли. В конце концов Зевс пообещал освободить ее, если все боги дадут клятву больше не восставать против него. С большой неохотой каждый из богов дал такую клятву. Зевс наказал Посейдона и Аполлона, отослав их рабами к царю Лаомедонту, для которого они построили город Трою. Остальные боги были помилованы как действовавшие по принуждению5.

1Орфический фрагмент 58; Гесиод. Теогония 56.

2Аполлодор I.3.1.

3Гомер. Илиада XІX.407.

4Там же I.547; XVI.458; VIII.407–408; XV.17; VIII.397–404; XIV.197–223.

5Схолии к «Илиаде» Гомера XXІ.444; Цец. Схолии к Ликофрону 34; Гомер. Илиада I.396 и XV.18–22.

* * *

1. Супружеские отношения между Зевсом и Герой отражают реальные отношения, характерные для варварской дорийской эпохи, когда женщины потеряли былую роль в магических обрядах, за исключением пророчеств, и постепенно на них начинают смотреть как на вещь.

2. Насилие, совершенное Зевсом над землей-богиней Реей, означает, что поклонявшиеся Зевсу эллины восприняли от своих предшественников сельскохозяйственные и погребальные обряды. То, что Рея запретила Зевсу жениться, может означать, что моногамия ранее не была известна, а брак носил в основном групповую форму. Рождение Фемидой Времен Года от Зевса означает, что эллины подчинили себе календарную систему: Фемида («порядок») была Великой богиней, которая управляла тринадцатимесячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих Времен Года были Талло и Карпо (первоначально «Карфо», связано с цветением), что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода». В храме этих божеств имелся алтарь, посвященный фаллическому Дионису (см. 27.5). Их изображения обнаружены на наскальных рисунках в Хаттусасе или Птерии, где они являются двумя ипостасями львицы-богини Гепты, которая летает на двуглавом солнечном орле.

3. Харита («грация») была богиней в самой благодетельной из своих ипостасей и появлялась тогда, когда верховная жрица избирала царя-жреца в качестве своего возлюбленного. Гомер упоминает двух харит – Пасифею и Кале. Две хариты – Ауксо («приумножающая») и Гегемона («руководительница»), – которых почитали афиняне, соответствовали двум Временам Года. Позднее харит стали почитать в виде триады, как и богинь судьбы, т.е. женскую триаду в ее самой непреклонной ипостаси (см. 106.3). Тот факт, что они представлены как дети Зевса, рожденные океанидой Эвриномой, означает, что верховный вождь эллинов мог распоряжаться всеми девушками, достигшими брачного возраста.

4. Музы, первоначально представленные триадой (Павсаний ІX.29.2), являются ее оргиастической ипостасью. Претензии Зевса на звание их отца являются более поздними, поскольку Гесиод еще называет их дочерьми Геи-земли и Воздуха.

Наши рекомендации