Что читать о германской и скандинавской мифологии
Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969.
Иордан. О происхождении и деяниях готов. Пер. Е.Ч. Скржинской. М., 1960.
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Библиотека Всемирной литературы. М., 1975.
Древнеисландская Песнь о Солнце (пер. М.В. Раевского)// Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып. 3. М., 1997.
Исландские саги. Под редакцией М.И. Стеблин-Каменского. М., 1956.
Исландские саги: Ирландский эпос. Библиотека всемирной литературы. М., 1972.
Исландские саги. Перевод с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии A.B. Циммерлинга. М., 2000.
Корни Иггдрасиля. Эдда. Саги. Скальды. Приложения. Составитель O.A. Смирницкая. М., 1997.
Снорри Стурлусон. Круг земной. Издание подготовили А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, O.A. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М., 1980.
Младшая Эдда. Издание подготовили O.A. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. Л., 1970.
Песнь о Нибелунгах. Литературные памятники. Л., 1972.
Повесть временных лет. Подготовка текста Д.С. Лихачева. Изд. 2-е. СПб., 1996.
Поэзия скальдов. Издание подготовили С.В. Петров и М.И. Стеблин-Каменский. Л., 1979.
Прядь о Торлейве Ярловом Скальде (пер. Е.А. Гуревич): в кн. Корни Иггдрасиля.
Сага о Вёлсунгах. Перевод, примечания и предисловие Б.И. Ярхо. М.-Л., 1934.
Сага о Греттире. Перевод О.А. Смирницкой. М., 1976. Скандинавская баллада. Издание подготовили Г.В. Воронкова, Игн. Ивановский, М.И. Стеблин-Каменский. Л., 1978.
Старшая Эдда. Под редакцией М.И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963.
Г.В. Глазырина. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996.
А.Я. Гуревич. История и сага. М., 1972.
А.Я. Гуревич. «Эдда» и сага. М., 1979.
Е.А. Гуревич, И.Г. Матюшина. Поэзия скальдов. М., 2000.
И.М. Дьяконов. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.
Ж. Дюмезиль. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. Е.М. Мелетинский. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1969.
Е.М. Мелетинский. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
Е.А. Мельникова. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.
Е.А. Рыдзевская. Древняя Русь и Скандинавия. М., 1978. Славяне и скандинавы. Под редакцией Е.А. Мельниковой. М., 1986.
О.А. Смирницкая. Стих и язык древнегерманской поэзии. Т. 1–2. М., 1994.
М.И. Стеблин-Каменский. Миф. Л., 1976.
М.И. Стеблин-Каменский. Древнескандинавская литература. Л., 1979.
М.И. Стеблин-Каменский. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984.
Т.В. Топорова. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М., 1994.
Т.В. Топорова. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М., 1996.
М. Элиаде. Мефистофель и андрогин. СПб., 1998.
Примечания
1
В античной мифологии молнию Зевса — перун также куют существа из подземного мира, циклопы.
(обратно)
2
Имя Мюсинг означает, что этот морской конунг имел «мышиное» происхождение. В Европе известны многочисленные легенды о полчищах мышей, съевших жадного правителя; неслучайно «мышиное» имя дано и Мюсингу — ведь мыши, пожирающие зерно, были главными врагами мельников, а Фроди велел без перерыва молоть себе богатство.
(обратно)
Оглавление
· Владимир Петрухин Мифы древней Скандинавии
· Введение
· Германские боги
· Переселенческие сказания
· Мифы древней Скандинавии
· Миф и средневековая культура. Почему скандинавы сохранили свои языческие мифы
· Снорри Стурлусон
· Мир реальный и мир мифологический. Пространство и время: начало вселенной и космическая жертва
· Мир богов и мир людей
· Небесный Асгард и земной Мидгард
· Сотворение человека
· Песнь о Риге — мифологическая социология
· Мировое дерево
· Иггдрасиль — «Конь Одина» — и тайны мироздания
· Царство богов в Мидгарде Война асов и ванов
· Строительство Асгарда
· Скандинавский пантеон
· Альвы, эльфы и сокровища богов
· Высшие боги
· Один и Вальхалла: магическая мудрость и воинские культы
· Один в Хель. Прорицание вёльвы
· Один у великанов. Речи Вафтруднира
· Один в мире людей Речи Высокого и Речи Гримнира
· Герои Одина. Хедин и Хильд Хаддинг и Старкад
· Один и Тор. Песнь о Харбарде
· Молот Тора; громовник Тор — защитник богов и людей
· Тор у Утгарда-Локи
· Поездка к великану Хюмиру и рыбная ловля Тора
· Пропавший Мьёлльнир. Песнь о Трюме
· Битвы с великанами
· Фрейр и Фрейя — боги плодородия и любви
· Золотой век Фроди
· Жертвоприношения и судьбы Инглингов
· Фрейя — богиня любви
· Песнь о Хюндле
· Превращения души и воплощения человеческой судьбы. Фюльгья и Хамингья. Дисы
· Мир чудовищ и преисподняя. Утгард — «за оградой». Богиня смерти Хель и мир вредоносных мертвецов. Волк Фенрир
· Обмен ценностями и конфликт в мифологическом мире
· Мед поэзии
· Скандинавский Мефистофель; бог Локи между Асгардом и Утгардом
· Смерть Бальдра
· Перебранка Локи
· Прикованный Локи
· Смех в божественном мире
· Религиозный культ. Отношения между людьми и мифологическим миром
· Жертвоприношение и почитание богов; храм в Упсале
· Смерть как жертвоприношение Путь в иной мир; погребальная ладья и жизнь под курганом
· Завет Одина
· Век сожжений и век курганов
· Баллада о мертвом женихе в век викингов
· Детективный жанр и судьбы умерших в век викингов
· Мифологический оксюморон: «живые мертвецы»
· Колдовство и прорицание; миф и обряд в социальном конфликте
· Вера в судьбу и прорицание вёльвы
· Миф и история. Героический век и золото Нибелунгов
· Вёлунд — кователь сокровищ
· Почему золото называют «посевом Хрольва»
· Герои Вёльсунги
· Сигурд — Убийца Фафнира
· Речи Сигрдривы
· Сигурд и сыновья Гьюки
· Сватовство Сигурда
· Ссора королев и смерть Сигурда
· Смерть Нифлунгов и гибель Нибелунгов
· Судьба Гудрун и ее детей
· Миф, эпос и история
· Сказания о первых русских князьях: миф и эпос в историческом повествовании
· Смерть вещего Олега и «Сага об Одде Стреле»
· Игорь — князь-волк
· Гибель богов. Прорицание провидицы. «Добро и зло» В мире языческой мифологии
· Язычество и христианство в век саг. Хакон добрый и легенды об Олаве Трюггвасоне
· Последнее явление Одина
· Вместо заключения. Место древнего мифа в современной цивилизации
· Указатель
· Что читать о германской и скандинавской мифологии