Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

Общества

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.

2. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

Учебная литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

3. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

То, что жизнь человеческого общества развивается, ни у кого сомнений не вызывает. Существует несколько теорий прогресса в развитии человечества (гегель­янцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.), сторонники которых выде­ляют ряд восходящих ступеней этого развития. И ни у кого из сторонников этих теорий, несмотря на различия во взглядах, нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобыт­ное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий огромный период времени – от появления на Земле человека до возникновения первых цивилизаций и государств.

Этот период, являющийся начальным этапом существования человечества и является предметом первобытной истории, которая рассматривается как один из разделов всеобщей истории, имеющий свою специфику. Заключается она, прежде всего, в том, что почти не имеет в своём распоряжении письменных источников, в то время как другие исторические дисциплины на их изучении, прежде всего и основываются. Её реконструкции – ре­зультат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии.

Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

Познавательное значение первобытной истории огромно. Без её изучения, т.е. без обращения к истокам, невозможно правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, ибо множество явлений человеческой, в том числе и сов­ременной, жизни (жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение тру­да, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искус­ство и религиозные верования) возникло или стало возникать именно за заре человечества.

Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение. В числе её проблем немало таких, в решении которых проходил и проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями:

– как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органиче­ской природы или божественным промыслом?

– каково происхожде­ние человеческих рас и даёт ли оно основания для расистских идей об их неравноценности?

– обоснованна ли коллективистическая кон­цепция первобытного общества – этого первого звена в развитии человечества?

– как и когда возникли частная собственность, общест­венное неравенство и государственное принуждение?

– свойственны ли они всякому человеческому обществу или исторически обуслов­лены каким-то временными, случайными факторами, а тем самым и преходящи?

– извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, в разных её формах?

Ещё один аспект первобытно-исторических знаний имеет непосредственное практическое значение. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании ещё совсем недавно находи­лись или продолжают находиться на различных ступенях разложе­ния первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учёта в государственном, экономи­ческом и культурном строительстве, и наука, в том числе история первобытного общества, не стоит от этого в стороне.

Наши рекомендации