Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.
Общества
1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.
2. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.
3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.
Учебная литература
1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.
2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.
3. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.
4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003
5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.
6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.
7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.
1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук
То, что жизнь человеческого общества развивается, ни у кого сомнений не вызывает. Существует несколько теорий прогресса в развитии человечества (гегельянцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.), сторонники которых выделяют ряд восходящих ступеней этого развития. И ни у кого из сторонников этих теорий, несмотря на различия во взглядах, нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобытное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий огромный период времени – от появления на Земле человека до возникновения первых цивилизаций и государств.
Этот период, являющийся начальным этапом существования человечества и является предметом первобытной истории, которая рассматривается как один из разделов всеобщей истории, имеющий свою специфику. Заключается она, прежде всего, в том, что почти не имеет в своём распоряжении письменных источников, в то время как другие исторические дисциплины на их изучении, прежде всего и основываются. Её реконструкции – результат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии.
Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.
Познавательное значение первобытной истории огромно. Без её изучения, т.е. без обращения к истокам, невозможно правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, ибо множество явлений человеческой, в том числе и современной, жизни (жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования) возникло или стало возникать именно за заре человечества.
Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение. В числе её проблем немало таких, в решении которых проходил и проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями:
– как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом?
– каково происхождение человеческих рас и даёт ли оно основания для расистских идей об их неравноценности?
– обоснованна ли коллективистическая концепция первобытного общества – этого первого звена в развитии человечества?
– как и когда возникли частная собственность, общественное неравенство и государственное принуждение?
– свойственны ли они всякому человеческому обществу или исторически обусловлены каким-то временными, случайными факторами, а тем самым и преходящи?
– извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, в разных её формах?
Ещё один аспект первобытно-исторических знаний имеет непосредственное практическое значение. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании ещё совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учёта в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе история первобытного общества, не стоит от этого в стороне.