Теория естественного права
Декарт: «Несомненно, что каждый раз, когда мы впадаем в ошибки, недостаток- именно в нашем образе действий или способе пользования свободой, а не в нашей природе, ибо она всегда одна и та же, верно ли, ошибочно мы судим» (Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950 с.442)
ГУГО ГРОЦИЙ (1583-1645)
Следует отметить популярные теории естественного права. Особо авторитетно учение Гуго Гроция (1583-1645) – выдающегося голландского юриста. Его основной труд «О прва войны и мира» (1625). Естественное право им понималось как предписание «здравого разума». Разум является критерием моральной оценки тех или иных норм и установлений. Если какое-либо установление неразумно, то оно и не может быть должным и правильным.
2. ДВЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ XVII ВЕКА.
Главной дилеммой того периода было противостояние двух «паттернов» государственного устройства Европы. Один «паттерн» являла собой Испания – классический образец абсолютизма, которому старались подражать все европейские монархи. Кроме того, что она являла собой образец, она еще и представляла опасность для европейских государств, ибо являляла собой силу, которая стремилась создать единую Европу, построенную на принципах имперского «абсолютизма». С другой стороны, ему противостояла «модель» построения государства на принципах «конституционной» монархии и парламетаризма, «паттерн» которого давала Англия. В этом отношении Франция являляла собой некий «средний» вариант.
Важным было еще то, что происходил окончательный вывод церкви от функций государственного управления.
Все это противостояние принципов получило конкретное выражение в европейской Тридцатилетней войны, где эти принципы вступили в противоборство, получили реальное «кровавое» выражение. Победил, в конце концов, как известно принцип «конституционной» монархии, победил британский тип правления и организации социальной жизни. На утверждение этого принципа ушло много времени – весь XVII и XVIII век.
Б.ПОРШНЕВ О ЕВРОПЕ XVII В.:
«В Западной Европе в течение почти полутораста лет до Вестфальского мира, т.е. с начала XVI в., международная жизнь наполнена борьбой двух концепций, двух государственных систем. Одна из них неразрывно связана с именем Габсбургов. Это- концепция к единой империи, объединяющей ряд европейских стран, в перспективе- всю Западную Европу, да еще и с ее только что возникшими заокеанскими колониями. Во главе всемирной империи стоит поддерживаемый папством германо- римский император, а все государства- члены империи- являются его вассалами» (1.9)
«В ожесточенной борьбе с этой концепцией формировалась и крепла вторая: концепция национального абсолютизма.»(1.10)
«Франции, в первой половине XVI в., со всех сторон окруженной владениями Карла V , в результате сорокалетних войн удалось к 1559 г. отбиться от смертельных обьятий империи…Около того же времени, воцарением Елизаветы (в 1558 году), вырвалась из-под габсбургского влияния и Англия»(1.10)
Карл V на основаниии «дара» папы Бонифация VIII объявил Францию имперской собственностью. История такова. Папа Бонифаций VIII (1294-1303) в борьбе с фр.корлем Филиппом IV Красивым объявил вакантным и предложил Альбрехту I Австрийскому (Габсбургу). Дар был не принят, но впоследствии послужил предлогом для габсбургских притязаний на французские земли.
АБСОЛЮТИЗМ
Распространение абсолютизма получило, прежде всего, в Испании, затем ведущая роль перешла к Франции.
Надо всегда учитывать, что те артефакты культуры, которые нам известны от тех времен, это порождение дворянской культуры, которая была бесконечно далека от культуры подавляющей массы населения Европы того времени. Это культура приблизтельно около 30 тысяч семейств или 140 тысяч французов. Абсолютизм монарха был куплен путем ограничния свободы и независимости феодальной элиты, она становилась придворной элитой, куплен он дорогой ценой.
Абсолютизм как таковой никогда не был естественным, он был переходной формой. О потому идеология искусственности адекватно ей присуща.
Важным моментом французской культуры – это стремление к объединению страны, которое далоасть французам тяжело. Столетняя война.
\\\\\\\
Как правильно писал наш выдающийся историк и философ Н.И. Кареев: «Общий дух XVII века в Западной Европе был монархический, абсолютистский. Сословно-представительские учреждения всюду приходили в упадок»(Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. Пг.,1924 с.52)
В 1556 году Карл V отрекся от престола, и его Импреия рассыпалась. Испания с нидерландскими и итальянскими владениями досталась сыну Карлу Филиппу II , наследственные австрийские владения Габсбургов вместе с традиционным правом на германский императорский титул – брату Карла V Фердинанду I .
Гоббс: «..Если бы причины человеческих поступков были известны с той же достоверностью, с какой познаются соотношения величин в геометрических фигурах, то честолюбие и алчность, лживая власть которых поддерживается извращенным мнением о праве и бесправии, оказались бы бессильны и человеческий род наслаждался бы … постоянным миром» ( избр. С.281???)
АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Основатель традиции экономической истории Д. Т. Роджерс считал, что расцвет овцеводства обусловлен тем, что в Англии были обеспечены условия для гарантий безопасного с точкизрения хищения и разбоя разведения овец.
3. ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА:
Савин А.Н. История Англии в XVII веке. М., 1910.
Шахов а.А. Гете и его время. СПб., 1891.
КЛАССИЦИЗМ
АБСОЛЮТИЗМ
Свои идеи европейские монархи брали из римских традиций императоров и от идей легистов.
ЭКОНОМИКА
Общий освободительный акт был дан еще Людовиком X (1315), но процесс освобождения крестьян шел медленно и был завершен только в XVIII веке
ГЛАВА 2 ВРЕМЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
«Католическая церковь и феодальная синьерия находилась в антагонизме с государством… Новое время есть время роста государства, его борьбы с католицизмом и феодализмом, * борьбы, проявившейся в реформации XVI в., и в абсолютизме (особенно «просвещенном» XVIII в.) и в революции 1789 г. В этой борьбе государство находит содействие и опору со стороны светского общества и народной массы, выделяющих из себя новые не-церковные элементы интеллигенции, каковы легисты, гуманисты, ученые и т.п., и новые не-феодальные классы общества, каковы горожане. Появление этих элементов и классов – то же признаки наступления нового времени» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.17)
«Господство католико-феодального строя предполагает не только слабость государства предполагает не только слабость государства, но и неразвитость личного начала в общественной жизни, равно как и разрушение этого строя велось не только сверху, т.е. государственной властью во имя так или иначе понимаемого общего блага, но и снизу придавленными силами общества во имя личной свободы, было ли то гражданская свобода, которой добивались горожане, или свобода духовная, деятелями которой являлись гуманисты, протестанты, «просветители» XVIII в.» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.17)
«Средневековая католико-феодальная система возможна была лишь при ослаблении государственной власти и личной свободы, новое же время есть эпоха развития государственности и индивидуализма (причем, заметим мимоходом, первая делала более быстрые успехи, чем второй, пока до стороны последнего не началась реакция против поглощения личности в государстве)» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.18)
§1. «ФИЛОСОФСКИЙ ВЕК»
«Почти религиозная вера в силу разума и в достижимость человеческих идеалов, а также сознание своего долга содействовать общему благу напоминают нам крепкую веру и непоколебимый ригоризм реформационной эпохи, и даже мыслители, которые объявляли, что в основе всех поступков человека лежит эгоизм, в действительности одушевлялись в своей деятельности принципами, имевшими для них значение религиозных заповедей» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.3. СПб., 1899. С.143)
ВОЛЬТЕР
Вольтер сыграл большую роль в формировании европейской ментальности, как всегда, в данном случае необходима определенная степень «профанирования», чему соответствовали уровень и стиль вольтеровских сочинений. В 1762 году Вольтер поехал в Англию, эта поездка сильно повлияла на него. Результатом явились «письма об Англии»(1734), где прославлялся парламентаризм. Это соответствовало общему духу французского дворянства, которое было поражено «англоманией».
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
Как писал Н.И. Кареев: «В конце XVIII века западная Европа вступила в столь же бурную эпоху, как и в начале XVI столетия, но как тогда общественные движения совершались под знаменем религиозных идей, еще ранее высказывавшихся в литературе, так и движениями, начавшимися в конце XVIII в., предшествовала эпоха работы культурной мысли, направленной на вопросы философские, нравственные и общественные. Это явление и составляет одну из характерных особенностей XVIII столетия , века «просвещения»… или «философского века», как его также называют. Новые культурные направления, соединившие в себе результаты гуманизма и протестантизма, усвоившие свободомыслие и светский характер первого и унаследовавшее от второго элементы религиозной и политической свободы, в середине XVIII в. овладело до известной степени абсолютными монархиями и их советниками, что породило характерное явление «просвещенного деспотизма», как его еще называют, характеризующее приблизительно пять десятилетий перед началом французской революции (1740-1789)» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.3. СПб., 1899. С.??)
1. ФРИДРИХ И ИОСИФ
Рассматриваемый период иногда называют «Веком Фридриха» (1740-1786)
В Англии сыграло роль правление Р. Уолпола (1721-1742), который своей практикой заложил основы парламентского типа правления, со всей системой управления ею через систему подкупа и «гнилых местечек». В Англии имел большой резонанс процесс Джона Уилкса в начале правления Георга III (1760-1820). Если во времена Реформации мы имеем противостояние духовенства и дворянства как существенной черты того времени, то в этот период достигает напряженности противостояние между аристократией и буржуазией.
В крушении аристократии сыграла большую роль афера Лоу, которая обанкротила многих аристократов.
§3.
Литература:
Шлоссер История XVIII столетия и девятнадцатого до падения французской империи.
Вебер Г. Всеобщая история.
Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии.
Вебер А. Рост городов.. Спб.,1903
Пиренн А. Средневековые города Бельгии. М.,1937
Гизо Ф. История цивилизации в Европе.
Лависс Общий взгляд на политическую историю Европы.
Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. Спб., 1908 (71875)
Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. СПб.