Езжу, подход, упавший, сжалиться, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, лестница
Какие еще фонетические явления встречаются в этих словах?
Примечание:
Чтобы определить, по какому признаку происходит ассимиляция, надо сравнить тот звук, который «должен» произноситься, со звуком, который произносится. Признаки, которыми отличаются эти звуки, и являются теми звуками, по которым произошла ассимиляция.
Ход суждения:
Лавка [лафкъ]. Звук, который «должен» произноситься, – [в]; звук, который произносится, – [ф]. Сравним их фонетические качества.
Твердый = твердый
Губно-губной = губно-губной ф
[в] Фрикативный = фрикативный
Шумный, звонкий = шумный, глухой
Звуки отличаются по глухости-звонкости, значит, ассимиляция произошла по признаку глухости-звонкости.
Проверочная работа в конце занятия:
Сделайте фонетическую транскрипцию предложения (5–7 слов), укажите все случаи позиционных и комбинаторных изменений звуков.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. ПОДУМАЙТЕ!
Существует анекдот об ученике, который в слове «ещё» умудрился сделать четыре ошибки (он написал «исчо»). Привлекая для сравнения другие русские слова, попытайтесь найти объективные доводы, «смягчающие» вину ученика.
Практическое занятие № 5.
Фонема как кратчайшая звуковая единица языка
Время: 2 часа.
1. Фонема. Соотношение фонетики и фонологии.
2. Фонема и ее варианты (аллофоны, аллофонемы, фоны). Различные признаки фонем.
3. Функции фонемы. Дистрибуция фонем и их варианты.
Понятие дополнительной дистрибуции. Каким образом можно установить, к одной и той же или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки? От чего зависит выбор аллофона в речи? Покажите это на примере двух аллофонов одной фонемы.
4. Понятие о фонологических школах. Различие в подходе к пониманию функции фонемы, нейтрализации фонем и фонемных чередований. Основные различия в понимании «слабой» фонемы представителями МФШ и ЛФШ. Понятие чередования (альтернации).
5. Чередование звуков и чередование фонем. Чем объясняются фонетические и исторические чередования?
6. Система фонем. Оппозиция. Нейтрализация оппозиций. Какие исторические изменения коснулись звуковой стороны русского языка? Из курса лекций по введению в славянскую филологию подберите языковые факты, свидетельствующие об историческом изменении системы фонем.
Литература и задания:
1. Лекция по теме.
2. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов:
Дал-бал, зал-жал, год-кот, быль-пыль, ток-сок, моль-боль, шар-пар, рок-бок, ус-ас, лом-ром.
3. Какими звуками (фонами) и какими фонемами различаются слова: