В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и синий, другой доказывает, что
Синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как ...снег.
В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.
Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:
- Ну, чего вам?
- Какой бывает снег?
- Только не белый! - и захлопнул дверь.
Люди верили в поистине магическую силу искусства.
Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не
фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи пе-
ред осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.
Рубрика N 6. «Не потеряйте человека!»
Проблемы
Образование и культура
Воспитание человека
Роль науки в современной жизни
Человек и научный прогресс
Духовные последствия научных открытий
Борьба нового и старого как источник развития
II. Утверждающие тезисы
Познание мира ничем нельзя остановить.
Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.
Цель науки - делать человека счастливым.
III. Цитаты
Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).
Не всякое изменение есть развитие (древние философы).
Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).
Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).
IV. Аргументы
Научный прогресс и нравственные качества человека
Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в кос-
Тюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза ... Не напоминает ли эта картина современного
человека? Не ус пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все жи-
Вое на Земле.
2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом ... Но странное дело: чем сильнее
становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного води-
Теля, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий
мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество по-
Хоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.
В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.
Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытс-
Тво было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе
звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.
В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу.
Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в
Нем души, нет любви, чести, благородства.
б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостереже-
ние, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумыва-
Ясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.