Материалы к житию священномученика Николая Богословского
Род священнослужителей Богословских происходил из Новгородской губернии Череповского уезда, в котором один из приходов назывался «Богословский»[1]. В Олонецкой губернии было несколько ветвей священнослужителей с этой фамилией, не связанных прямым родством.Ряд исследователей уже занимались биографией священномученика Николая Богословского и его окружения, часть материалов была опубликована[2]. Автор благодарен всем, кто предоставил некоторые из них для данной статьи: Н.А.Басовой, о.Евгению Барышеву, М.В.Михайлову, О.В.Макаровой, а также сотрудникам Национального архива Республики Карелия за помощь и указание на необходимые для работы архивные источники: Л.И.Макаревич, Е.В.Гавриловой, Е.С.Намятовой и др.
Иоанн Ермилович Богословский (17.06.1834-1894), отец будущего священномученикаНиколая Богословского, родился в семье дьячка Коленецкого прихода Череповского уезда Новгородской губернии[3]. После обучения в Новгородской духовной семинарии, которую он закончил с аттестатом по 2-му разряду (1853), он занимался обучением крестьянских мальчиков. 2 августа 1860г. Высокопреосвященный Аркадий (в миру Григорий Федорович Федоров;1785-1870), Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский рукоположил о.Иоанна в священники к Варваринской церкви Яндомозерского прихода Повенецкого уезда, построенной в 1650 году. В храме была почитаемая икона святых мучениц Варвары и Иулиании, данная келарем Соловецкого монастыря Илларием в 1703г. Во время священства о.Иоанна в 1865 году церковь была перестроена. Сруб был перебран, стена между церковью и трапезной удалена[4].
В конце XVIII века приход состоял из 83 дворов с населением 903 человека, в середине XIX население составляло около тысячи человек. В Яндомозере было и церковно-приходское училище, где о.Иоанн обучал крестьянских детей. Причем, училище было одним из лучших в уезде: в 1867 году Олонецкий губернский училищный совет назначил о.Иоанну 5 рублей на учебные пособия и 15 рублей в качестве поощрения «за труды». Об этом ему сообщил письмом лично Преосвященный Аркадий[5].
С 23 апреля 1871 и до 1894г. о. Иоанн Богословский был священником Вознесенской единоверческой церкви в д. Паяницы. Причт церкви был небольшой: священник, диакон, псаломщик и просфирня. Диакон и псаломщик имели собственные дома, а семья Богословских жила в церковном доме и владела лишь хлевом при нем. 27 февраля 1873года о. Иоанн Богословский был определен духовником для единоверческих приходов Повенецкого уезда и выполнял свои обязанности весьма усердно: в 1879 году он получил благодарность Высокопреосвященного Палладия за «усердие в обращении раскольников». С 1882 по 1884, с 1890 по 1892годы избирался местным духовенством депутатом на обще-епархиальные, а также окружные училищные съезды.
В Паяницах о. Иоанн продолжил преподавание Закона Божьего. Училище здесь было учреждено в 1868 году. В 1874 году его посетил Высокопреосвященный Ионафан (в миру Иоанн Наумович Руднев; 1816-1906), Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, в 1875 году- инспектор народных училищ Н.Е.Артемов. Попечителем училища был крестьянин д.Филиповщина Шунгского прихода П.И.Пименов (р.1823), который не жалел средств на книги, одежду и обувь для детей[6]. Труды о.Иоанна были замечены: в 1878 году он получил благодарность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа «за особенное усердие и знание дела по обучению детей в Паяницком училище». За годы служения о. Иоанн Богословский за заслуги по духовному ведомству был награжден: набедренником (1865), бархатной фиолетового цвета скуфьей (1876), камилавкой (1882).
Среди прихожан были единоверцы из многих окрестных деревень, в том числе Иван Аникиевич Касьянов (4.12.1825–3.09.1896), крестьянин с. Космозеро Великогубской волости, известный сказитель. Он был старообрядцем, а, став единоверцем, более тридцати лет был прихожанином Паяницкой церкви. Здесь он крестил своих детей, здесь он был отпет и похоронен на кладбище при церкви[7].
Прихожанином был и еще один известный космозерец -иконописец Михей Иванович Абрамов (1830-2.01.1912). Известно, что у него был хороший голос и в молодости он пел на клиросе. Вместе с супругой Матреной Евстигнеевной, скончавшейся на год позже, они нашли приют на местном кладбище. Их сын Иван, унаследовавший талант отца, сочинил эпитафию на надгробную плиту: «Под сим живоносным древом честного животворящего креста покоится тело раба Божия иконописца Михея Ивановича Абрамова, скончался января 3 дня» (по метрической книге-2 января-Т.М.) и вирши «Прохожий, видя сей надгробный хладный дёрн, вспомни о конце всем общия судьбы, а обо мне пролей ко Господу слёзы»[8].
Среди прихожан были щедрые благотворители, которые продолжили свою деятельность и при преемниках о.Иоанна: его сыне Иоанне и зяте о.Федоре Маклионове. Так, крестьянин д.Одинцово Фоймогубского общества Шунгской волости Филипп Морозов за заслуги по духовному ведомству в 1902 году был награжден серебряной медалью «За усердие» на Станиславовой ленте[9]. Крестьянин д.Батово Шунгской волости Федор Анисимов, приобрел участок земли и выстроил на нем за свой счет сторожку для церкви, пожертвовал обои для храма и алтаря[10]. Не обошел своим вниманием Паяницкую церковь и протоиерей Кронштадтского Андреевского собора о.Иоанн Ильич Сергеев: в 1903 году им было пожертвовано сто рублей на переливку колокола[11].
Семейная жизнь о. Иоанна была долгой и счастливой. Он сочетался браком в с.Яндомозеро 14 июня 1860 года с Парасковьей Александровной Орловой (27.10.1841-после1920), дочерью местного священника Александра Тимофеевича Орлова (1821-28.05.1860)[12]. Семья была многодетной. Мария (5.02.1863), Мария (8.02.1866), Николай (27.04.1869-12.07.1869), Михаил (5/8.02.1873-31.08.1873) и Параскева (29.09.1877-6.02.1878) умерли в младенчестве[13]. Иоанн, Александр, Федор, Алексей, Николай получили образование в Олонецкой духовной семинарии, а дочери, Елизавета и Анна, окончили епархиальное училище.
Елизавета Ивановна Богословская (р.19.10.1886) служила учительницей в Горском, затем в Падмозерским училище[14]. Ее муж Иван Васильевич Захарьев (р.1875), уроженец д.Масельгская гора, был лесопромышленником, владел пароходами и баржами, был щедрым благотворителем. Он построил на свои средства Георгиевскую церковь в Толвуе (1876), церковь в Лумбушском приходе, часовню Преподобного Зосимы в д.Загубье Толвуйского прихода (1912). Был награжден орденом Св.Анны 3ст. (1913г.), серебряной медалью «За усердие» на Станиславовой ленте[15].
Анна Ивановна Богословская (р.1.02.1871) вышла замуж за Маклионова Федора Андреевича (1872-1938), учителя Карзик-озерской церковно-приходской школы (р.26.05.1872), сына священника Семчезерской церкви Повенецкого уезда Андрея Никитича Маклионова[16]. Благодаря этому браку породнились две ветви Богословских. Петр Андреевич Маклионов (19.02.1879-6.09.1936), родной брат вышеназванного, в 1909г. стал супругом Екатерины Богословской (1883-11.10.1939), дочери Иоанна Алексеевича Богословского (1856-?), члена Олонецкой духовной консистории, служившего в Кафедральном соборе, и Надежды Игнатьевны, рожденной Казанской[17].
Иоанн Иоаннович (15.09.1861, Яндомозеро -10.02.1913), старший сын Иоанна Ермиловича и Парасковьи Александровны Богословских[18], служил в Повенецкой уездной земской управе, с мая 1880г.- столоначальником Повенецкого уездного полицейского управления. 30 июня 1884 года в чине коллежского регистратора был уволен по прошению в отставку. Затем принял сан и до последних дней жизни, как и отец, служил в Паяницком приходе: дьяконом, затем протодиаконом[19]. Был женат на Марфе (Марии) Антоновне (ок.1865-после 1926), дочери повенецкого купца Антона Арефьевича Мухина, выходца из д.Кяппесельга Повенецкого уезда. В Повенце у Мухиных был свой дом на улице Григорьевской, который перешел к М.А.Богословской. Семья Иоанна Иоанновича была многодетной. Александр умер в младенчестве. Судьба Павла (14/20.12.1883-?)[20] неизвестна. После смерти главы семейства вдове в ноябре 1913года была назначена пенсия в размере 66 рублей 66 копеек в год.[21] Их сыновья, Иоанн, Леонид, Федор, получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Иоанн Иоаннович (2.01.1882-?) служил псаломщиком в Кондопожском приходе, затем в Покровском приходе Повенецкого уезда[22]. Федор (20.03.1898-?) закончил счетно-финансовые курсы, работал на железнодорожной станции Сорока.[23] Леонид(1893,Повенец-?) учился в Петергофе, в январе 1916г. был призван в армию, служил прапорщиком в 210 пехотном полку 21-й бригады. После войны учился в Московском коммерческом институте, затем служил в Повенце заведующим неторговым отделением, инструктором по кооперации[24], позже в народном суде в Петрозаводске. Проживал в доме Александры Георгиевны Богословской (угол ул.Большая Подгорная и Садовая, 11) с женой, сыном, матерью исестрой Верой (р.23/30.10.1907)[25].
Мария (31.12.1900-?) и Раиса (род. 26.08/2.09.1901) закончили епархиальное училище и стали учительницами. Мария преподавала в Загубской земской школе Толвуйской волости[26], в 1920-х гг. –в Паяницкой школе, а Раиса – в 1920-е гг. -в Повенецком детском доме[27].
Алексей Иоаннович(р.4/крещен 8 марта 1864, Яндомозеро -после 1912)[28], второй по старшинству сын Иоанна Ермиловича и Парасковьи Александровны Богословских, после семинарии (1884) был определен к Петрозаводскому кафедральному собору. С 1888г. -псаломщик Курвушского прихода Лодейнопольского уезда. С 27.06.1889г.- псаломщик Сумского прихода Пудожского уезда. С 20.07.1890г.- штатный диакон Пудожской градской Троицкой церкви, затем священник этой же церкви. С 24.03.1891г.- законоучитель нижних чинов Пудожской воинской команды. С 22.03.1894 до 1917г.- священник Рождественско-Богородичной церкви Гиморецкого прихода Петрозаводского уезда, позже- священник Тихвинской приписной церкви Лекшмозерского прихода Каргопольского уезда. Много лет был законоучителем. За усердное и успешное преподавание Закона Божия и доброе влияние на детей» неоднократно отмечался благодарностями и был награжден наперсным крестом[29]. С супругой Анастасией Федоровной (р.26.05.1869), дочерью священника Палтожского погоста Вытегорского уезда Федора Ивановича Щукина, имели шесть сыновей[30]. Старшие дети, получив образование в Олонецкой духовной семинарии, служили в разных приходах: Павел (р.15.01.1894)- псаломщиком в Пидемском приходе Олонецкого уезда, с 31.10.1917г.- в Гиморецком приходе Петрозаводского уезда[31]; Константин (р.24.05.1896)- псаломщиком в Николаевско-Ладожском приходе Повенецкого уезда, затем в Верхне-Водлицком приходе Лодейнопольского уезда[32]; Федор (р.20.09.1898)-псаломщиком в Лодейнопольском уезде, а в 1917г. поступил в военное училище[33]. Петр (род.1.01.1901) и Анатолий (р.27.06.1903) также учились в семинарии, а Борис (р.28.04.1906) в школе, но сведений о них нет.
Александр Иоаннович (19.04.1867, Яндомозеро -?), третий по старшинству сын Иоанна Ермиловича и Парасковьи Александровны Богословских, после семинарии (1889) служил в Петропавловском Кафедральном соборе (диакон, протодиакон). С 23 сентября1901г.- священник церкви с.Мятусово Лодейнопольского уезда, затем церкви в с.Деревянное, был законоучителем Деревянского училища[34]. В 1914г. был награжден Серебряным знаком в память 50-летия со дня утверждения Положения о губернских и уездных земских учреждениях[35]. В 1920-е гг. заведовал Деревянской районной библиотекой[36].
Супругой А.И.Богословского была Румянцева Александра Васильевна(4.05.1873-?), дочь Василия Алексеевича Румянцева[37]. Благодаря браку он породнился с известными в городе людьми. Сестра жены, Надежда Васильевна, стала супругой священника Василия Александровича Бутковского[38]. А их двоюродные сестры, дочери дяди купца Ивана Алексеевича Румянцева, в семье которого они выросли, были женами: Екатерина- священника Кафедрального собора Александра Петровича Воскресенского (он был племянником Олонецкого и Петрозаводского епископа Павла, в миру Доброхотова (1807-1900); Ольга- следователя А.П.Воронова;Любовь- присяжного поверенного И.И.Леви, Вера- инспектора народных училищ Л.А.Ольгского, Анна- земского начальника 1-го участка Олонецкого уезда М.П.Преображенского[39].
У А.И. и А.В. Богословских было четверо детей. Николай (23.07.1895- после 1920), участник Первой Мировой войны, служил в 188 пехотном запасном полку. После демобилизации работал конторщиком на Мурманской железной дороге[40]. Павел (род.25.10.1899) после семинарии (1914) служил псаломщиком Согинского прихода Олонецкого уезда[41]. Крестным отцом двух дочерей был священник кафедрального собора А.П.Воскресенский, они окончили епархиальное училище[42]: Мария (р.12.07.1893) служила учительницей в с.Крюкова сельга Шелтозерской волости[43], Екатерина (р.10.11.1891)- в Остречинской школе, Лычноостровском земском училище, с 1913г. – в Сумозерском земском училище Пудожского уезда[44]. О судьбе Валентины (род.7.01.1900)- неизвестно[45].
Федор Иоаннович (5/8.02.1873,Паяницы-после 1937), четвертый по старшинству сын Иоанна Ермиловича и Парасковьи Александровны Богословских[46], окончил семинарию в 1900г. Во время учебы выполнял обязанности надзирателя за учениками, а с 12.07.1894- эконома училищного общежития и надзирателя Петрозаводского духовного училища[47]. В семинарии учился в одно время с Николаем Чуковым (1.02.1870, Петрозаводск-5.11.1955, Москва), будущим митрополитом Григорием. С июня 1889г. Н.К. Чуков также стал надзирателем и экономом духовного училища и, вероятно, они сдружились, так как 7 октября 1896г. Федор Богословский вместе с Павлом Дмитриевым и Константином Казанским был поручителем со стороны жениха на его венчании с Валентиной Дмитриевной Любецкой, дочерью смотрителя этого училища[48].
С 9.02.1900г. Ф.И.Богословский был определен на службу в Казенную палату, где прошел путь от канцеляриста до бухгалтера, ст.столоначальника и достиг чина надворного советника. Состоял членом Коммерческого собрания[49]. 9 августа 1914г. он был призван на военную службу и определен в 337-ю пешую Олонецкую дружину казначеем. 31 августа 1914г. утвержден в должности казначея с переименованием в зауряд- военные чиновники. Затем был квартирмейстером 425-го пехотного Каргопольского полка, а 8 февраля 1917г. перемещен в крепостной ж/д батальон Морской крепости императора Петра Великого (укрепленный район, созданный на территории от Моонзундского архипеллага до Петрограда- Т.М.) на должность казначея, затем- делопроизводителя по хозчасти. За годы гражданской и военной службы был награжден орденом Св.Анны, орденом Св.Станислава 3 степени «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» (Приказом по войскам 6-й армии от 21.09.1915 за №62). 1 января 1918г. был избран на должность казначея батальона, а в феврале того же года демобилизовался. Служил в Олонецкой Казенной палате до ее упразднения 1 января 1919г., затем был назначен заведующим секретариатом губернского финансового отдела, позже- инструктором по налогам[50]. В 1930-е гг. проживал на родине, в с. Паяницы Заонежского района КАССР. Сведений о браке нет.
Младший сын Иоанна Ермиловича и Парасковьи Александровны Богословских, Николай Иоаннович (3.05.1875-4.11.1937)[51] родился в с.Паяницы. Во время его учебы в Олонецкой духовной семинарии ректором был Петр Филиппович Щеглов (1825-1896)[52]. Он преподавал основное богословие, Священное писание Нового Завета. После его выхода в отставку с 13 января 1895г. ректором стал архимандрит Стефан (в миру Пётр Елисеевич Киструсский;ок.1860-1901). Основные дисциплины преподавали: Д.П.Ягодкин (гражданская история), К.И.Орфинский (Священное писание Ветхого Завета, латинский язык), Х.А.Белков (философия и психология, с июня 1894г. его сменил С.А.Левитский), К.Н.Плотников (история и обличение раскола), Ф.П.Мегорский (литургика, гомилетика, и практическое руководство для пастырей) Я.С.Елпидинский (библейская и церковная история, немецкий язык), В.Ф.Снитко (русская словесность, история русской литературы)[53]. Н.К. Чуков, окончивший курс семинарии немного раньше, особо отмечал гуманного, доброжелательного П.Ф.Щеглова, «понимавшего юношескую натуру», Я.С.Елпидинского, «очень требовательного и хорошо знавшего свой предмет», И.В.Орфинского (1852-1893) и К.Н.Плотникова (1862-после 1917)[54]. И.Д.Петров (1858-1914), также уроженец Заонежья, в приветственном стихотворении на юбилей семинарии написал так: «В твоих стенах душа питалась богатством жизненных даров, и мысль росла и развивалась, внимая истинности слов… От нас хвала тебе да будет. Отжившим- память их трудам. Живущих дух наш не забудет. Ура, наставники, всем вам»[55].
2 июня 1896 года в Петрозаводске побывал отец Иоанн Кронштадтский. И, если даже семинаристу Николаю Богословскому не удалось побывать на литургии в Петропавловском кафедральном соборе, то наверняка он видел пастыря в то время, когда тот ехал в коляске на Круглую площадь в квартиру губернатора М.Д.Демидова, дом трудолюбия или Николаевский детский приют, а также на набережной у пристани. А личными впечатлениями о пастыре, конечно, поделился с ним старший брат, протодиакон собора Александр Богословский[56]. В 1896 году Николай Богословский закачивает семинарию со званием студента и 24 сентября поступает на службу псаломщиком в Александро-Невскую заводскую церковь и учителем церковно-приходской школы при этой церкви. Вто время священниками были Михаил Матвеевич Рыборецкий (настоятель) и Петр Иоаннович Охотин, диаконом Николай Филиппович Первенцев, диаконом на вакансии псаломщика Петр Алексеевич Миролюбов. Уже 27 сентября он в качестве псаломщика сослужил священнику при совершении треб: читал и пел при крещении младенца Иоанна Коршунова, венчании Егора Ерофеева с Еленой Чесноковой и отпевании мещанки Евдокии Овсянкиной на Троицком кладбище[57]. В этой церкви9 февраля (по ст.стилю) 1897г. Николай Богословский венчался с Александрой Георгиевной Западовой (14.03.1879-после 1937), дочерью Антонины Петровны и Георгия (Егора) Ильича Западовых. Род Западовых был заводским: Федот был мастеровым, Илья Федотович, выучился и стал бухгалтером, титулярным советником. Георгий (Егор) Ильич Западов (1851-23.05.1881) служил канцеляристом в Олонецком горном правлении, но ушел из жизни, когда дочке было всего два года. Невеста была прихожанкой этой церкви, ее здесь крестили[58]. Обряд венчания молодых совершали протоиерей Михаил Рыборецкий, диакон Андрей Тихомиров, диакон на вакансии псаломщика Петр Миролюбов. Поручителем со стороны жениха были его братья: протодиакон Кафедрального собора Александр Богословский и надзиратель Петрозаводского духовного училища Федор Богословский, а по невесте- священник Паяницкого прихода Федор Маклионов, зять жениха, и чиновник Олонецкой Казенной палаты Александр Иванов[59]. Родная тетя Александры Георгиевны, Мария Ильинична Западова (1855-после 1926), была замужем за Иваном Ивановичем Солнышковым, служившим в Олонецком Горном Правлении, дети которого стали чиновниками, офицерами, преподавателями гимназии[60]. 2 марта 1897г. Преосвященный Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов; 1814-1900), епископ Олонецкий и Петрозаводский рукоположил Николая Богословского в сан священника, с назначением в Оштинский приход Лодейнопольского уезда[61]. Село Ошта, центр Оштинского погоста, было известно со времен Ивана Грозного, оно было главным центром Заонежских погостов и местом пребывания воевод. В XIX веке здесь находилось волостное правление, становая квартира, имелась общественная лавка, проводилось четыре ярмарки в год. Ошта имела особенное значение для старообрядцев этих мест. По убеждению причта ее можно было считать «еретической монополией». В конце XIX века насчитывалось около 509 дворов, 3500 прихожан и более 2 тысяч сторонников старообрядчества[62]. В одном из отчетов было написано так: «Здесь православные не только живут дружно с раскольниками, но и имеют почти общее обыкновение совращаться под старость лет в раскол, чтобы в старой вере искупить грехи и заблуждения молодости...»[63]. Поэтому священникам приходилось немалое время заниматься «назиданием и увещеванием» паствы: ездить по деревням и вести беседы с раскольниками, обучать молодежь грамоте, вести полемику с наставниками староверов[64].
В приходе было две церкви: деревянная Николаевская и каменная Богоявленская. Церковь в честь Святителя Николая была построена в 1791 году. Она была теплой и вмещала до 300-х прихожан. По своему виду и формам она отличалась от других: на основном четверике были поставлены второй низкий четверик и два уменьшающихся восьмерика. При этом каждая стена обоих четвериков завершалась щипцом ломаной конфигурации, напоминающим бочку и увенчанным главой. Алтарей было два. Каждый из них был покрыт бочкой, врезающейся в пятискатную кровлю. Церковь издавна привлекала к себе внимание паломников, а позже специалистов-архитекторов. В 1877 г. здесь побывал исследователь деревянного зодчества Л.В.Даль (1834-1878), он сделал обмеры и рисунки, которые были опубликованы в журнале «Зодчий»[65]. Однако в начале 1900-х гг. церковь была обшита и утратила свою неповторимость. Каменная Богоявленская церковь была построена в 1808 г. на средства санкт-петербургского купца Григория Ивановича Шарапова и вмещала около тысячи прихожан. В 1849 году церковь сгорела, была восстановлена лишь в 1861-1864гг. Чин ее освящения совершил сам архиепископ Аркадий (он также пригласил иеромонаха из Александро-Свирского монастыря для изготовления иконостаса)[66]. В приходе служил еще один священник Петр Александрович Веселовский, а диаконы и псаломщики надолго здесь не задерживались. В 1904 г. диаконом был определен Николай Петрович Климовский из Петрозаводского Кафедрального собора, обладавший уникальным голосом. Его называли «украшением» архиерейского хора и с удовольствием слушали и прихожане и епископы Ионафан и Анастасий[67]. Псаломщиками были И.В.Петровский, Ф.И.Исполатов, Ф.М.Заводовский, диаконами Т.Ф. Петровский (1875-29.11.1937)[68], К.И.Волокославский и другие.
До 1840-х годов здесь не было училища. Грамоте обучали староверы-начетчики и отставные солдаты. Училище Министерства народного просвещения было основано только в 1874 году. Весной того же года петербургский купец, коммерции советник И.Ф.Громов пожертвовал металлический бюст М.В.Ломоносова, который был установлен на площади перед училищем[69]. А в 1903 году для него было построено новое здание, рассчитанное на 150 человек[70]. С 11 сентября 1897г. и вплоть до 1918 г. Николай Иоаннович состоял законоучителем Оштинской женской церковно-приходской школы и Лазаревского земского училища, законоучителем и заведующим Лазаревского церковно-приходского училища. За «усердное и успешное ведение учебно-воспитательного дела» его неоднократно поощряли благодарностями от Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета[71]. За «усердную и полезную службу» о.Николай был награжден набедренником (1898), скуфьей (1903), камилавкой (1909)[72]. В 1910г. он был награжден серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ»(1884-1909) на двойной Александровской и Владимирской ленте[73]. В 1913 г. о.Николай был представлен к награждению наперсным крестом от Святейшего Синода. Священник П.Надпорожский, председатель Лодейнопольского уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного Совета, так характеризовал его многолетнюю деятельность на учебном поприще: «Священник Николай Богословский, в течение 16 лет состоя законоучителем школ Оштинской церковно-приходской и Лазаревского земской, относится к своим обязанностям добросовестно, с любовью и благодаря этому ведет дело успешно. При этом следует заметить, что Лазаревская школа отстоит от с.Ошта в девяти верстах, а Оштинская школа с 1911-1912 учебных годов существует как двухкомплектная. Со времени поступления на приход о.Богословский состоит и заведующим Оштинской церковно-приходской школой. Благодаря его заботливости, Оштинская школа обеспечена местными средствами на отопление и страховку здания и на наем прислуги. Произведенный в 1911г. капитальный ремонт школьного здания на изысканные о.Богословским местные средства с некоторым пособием от казны, потребовал немало с его стороны трудов и заботы. С 1907г. при Оштинской школе открыто отделение уездного книжного склада для снабжения книгами и письменными принадлежностями 23 школ Оштинской и Шимозерской волостей. Заведует складом священник о.Богословский до 1910г. бесплатно, а после того с незначительным вознаграждением по 30 рублей в год, относясь к принятым на себя обязательствам с присущей ему аккуратностию и деловитостию. Со времени назначения в Оштинской приход священник Н.Богословский ежегодно по поручению Уездного отделения Епархиального училищного Совета производит экзамены в церковно-приходских школах Оштинской и Шимозерской волостей, от пяти до восьми школ ежегодно. Принимая во внимание отдаленность от с.Ошта школ Шимозерского района и плохое состояние путей сообщения, труд по производству экзаменов следует признать далеко нелегким, требующим от экзаменатора значительной энергии и незаурядной любви и преданности к школьному делу»[74]. Такой отзыв об о.Богословском и его деятельности свидетельствует о том, что он был известен не только в своем приходе, так как ему приходилось сотрудничать со священниками, учителями многих школ, родителями учеников, а также и о том, что его ценили и уважали. В 1909г. он был избран духовным следователем, в октябре 1913 года - был утвержден в должности члена Благочиннического совета. Он состоял депутатом Училищного окружного съезда[75]. В 1915 году о.Николай был участником 48-го съезда отцов депутатов Петрозаводского училищного округа и ему было доверено быть отцом-председателем. «За труды и руководство в занятиях съезда» ему и секретарям, священникам, законоучителям: Петру Ольгскому из Олонца и Михаилу Урбанову из Петрозаводского уезда, была вынесена «благодарность с внесением в формулярные списки»[76]. Отец Николай также занимался благотворительной деятельностью: был членом Правления Оштинского Общества вспоможения бедным и сирым. Это общество возглавлял земский начальник Н.Г.Пресняков, а членом-соревнователем была и супруга священника- Александра Георгиевна[77]. В годы русско-японской войны, как и другие священнослужители, о.Николай занимался сбором средств в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. Деньги от Оштинских церквей и пожертвования от прихожан в 1904-1905гг. поступали регулярно, чему немало содействовал и отец Николай. В 1907г. он был награжден медалью Красного Креста «В память русско-японской войны»[78]. Эта деятельность была продолжена в годы Первой мировой войны. Губернатор М.И.Зубовский лично посетил епископа Никанора и просил его поручить духовенству епархии принять пастырские меры к предупреждению беспорядков в народе при сборах запасных и ополченцев, к тому, чтобы их проводы проходили «с возможной торжественностью» (с молебствием, благословением и др.), а также способствовать тому, чтобы оказывалась посильная помощь семьям лиц, призванных на войну, создавались Попечительные советы, организовывались госпитальные места и сборы пожертвований[79]. Причт Оштинского прихода активно откликнулся на этот призыв. Уже в октябре 1914г. при Оштинской церковно-приходской школе была открыта дамская мастерская, в которой пошивом белья для воинов занимались супруга священника А.Г.Богословская, учительницы Е.Лаврова и А.Васильевская, преподававшие рукоделие. В 1915г. был организован кружок работниц, которые также занимались шитьем на нужды фронта[80]. Кружечные сборы в пользу Красного Креста устраивались во время Афанасьевской ярмарки (18-24 января), на которую приезжало до 150 торговцев и собиралось более двух тысяч человек. Ярмарка проходила на Оштинском погосте у церквей.[81]
Октябрьский переворот 1917г. и гражданская война в корне изменили жизнь и быт народа, в том числе и отца Николая. Индустриализация, культурная революция, коллективизация унесли с собой миллионы жизней. Это было тяжелое время для священнослужителей. В соответствии с декретом правительства «Об отделении церкви от государства и школы от Церкви», принятому 20 января 1918 г., духовные учебные заведения в губернии были закрыты, было запрещено преподавание Закона Божия. Осенью 1918 г. духовенство было отстранено от совершения актов гражданского состояния. Церкви закрывались, а в их зданиях устраивались школы, клубы, столовые, магазины. До 1917 года в губернии было 594 церкви, к 1936 году их стало 104[82].
Пока неизвестно, что пришлось пережить о.Николаю в Оште и когда точно он вернулся в Петрозаводск. Сам о.Николай в одном из документов написал, что с 1918 по 1925 год он был служащим[83], а из другого документа удалось уточнить, что он работал старшим учетчиком (место работы не указано). Супруги Богословские проживали сначала в доме Марии Ильиничны Солнышковой (ул.Большая Закаменная, 11), а позже –в доме Александры Георгиевны (ул.Большая Закаменная, 37), детей у них не было [84].
В 1925г. о.Николай вернулся к священническому служению. Последние годы его жизни прошли в тяжелых экономических, а также и нравственных условиях, когда с каждым годом нарастала и ужесточалась антирелигиозной кампании. Газеты, радио, массовые мероприятия были направлены против традиционных православных праздников и на унижение и притеснение самих священнослужителей. В мае 1926г. в Петрозаводске прошла первая конференция Союза безбожников, число которых к 1937г. выросло до 6,5 тысяч человек. Обычными лозунгами на демонстрациях в 1920-е годы были такие: «Подымем массы на борьбу с религиозным обманом», «Под рясой скрывается классовый враг», «Церковники и сектанты- агенты кулаков и нэпманов». В таких условиях приходские советы церквей были вынуждены взять на себя много непосильных для них обязательств: содержание и ремонт храмов, приобретение ладана и свечей, содержание причта, изыскание средств на уплату налогов и другое[85]. В 1925г. при Святодуховском кафедральном соборе был организован «Кружок любителей религиозно-нравственного христианского просвещения», организатором и лектором которого стал о.Николай. Он также проделал большую работу по приведению в порядок библиотеки (более семи тысяч книг), был сотрудником религиозно-нравственной комиссии при соборе и секретарем приходского совета. С января 1926г. о.Николай служил в Петрозаводском Кафедральном Святодуховском соборе, числясь при этом «приглашенным от приходского совета по вольному найму». В 1926г. он был возведен в сан протоиерея, в 1928г.- представлен к награде- палице[86], а 30 октября 1929г. утвержден в штате. Однако усиливающая с каждым годом антирелигиозная пропаганда и создание мнения о соборе в средствах массовой информации как о «штабе святейшей контрреволюции», инициация проведения собраний трудящихся, выдвигавших предложения о закрытии церквей, - всё это привело к тому, что 26 января 1930г. президиум Петрозаводского горсовета принял постановление о закрытии Святодуховского собора[87]. 28 февраля собор был закрыт, а его причт и община перешли служить в Екатерининскую кладбищенскую церковь.
Самые страшные испытания обрушились на церковь в 1937-1938гг. Летом 1937г. репрессии дошли и до причта Екатерининской церкви. Первым, в июле 1937 г. был арестован настоятель Николай Степанович Надежин (7.12.1875-1937), 2 сентября – Николай Богословский, 3 октября- диакон Павел Христофорович Молчанов (1881-1937). Кстати, женой Н.С.Надежина была дочь Иоанна Алексеевича Богословского, члена Олонецкой духовной консистории, и Надежды Игнатьевны, рожденной Казанской, а венчал их в кафедральном соборе 2 июня 1900г. протодиакон Александр Иоаннович Богословский, родной брат отца Николая.[88] На арестованных было заведено уголовное дело. Настоятель церкви обвинялся в том, что «организовал контрреволюционную повстанческую группу среди церковников г.Петрозаводска и руководил контрреволюционной повстанческой организацией, неоднократно посещал нелегальные сборища, давал установки о контрреволюционной повстанческой деятельности». Протоиерею Н. Богословскому, диакону П. Молчанову приписывалось участие в этой организации, посещение «сборищ, где обсуждались вопросы политики ВКП(б) и советской власти с контрреволюционных позиций». «Свидетелями», дававшими показания на обвиняемых, были проходившие по другим делам четверо священнослужителей из Заонежского и Лодейнопольского районов. Допросы, сопровождавшиеся пытками, продолжались два месяца. Настоятеля церкви о. Николая Надежина допрашивали 6 раз, о. Николая Богословского 4 раза, о. Павла Молчанова 3 раза. Отец Николай не подписал ни один из протоколов следствия. Ответ на все вопросы был один: «Участником контрреволюционной организации я не состоял и не состою». Н.С.Надежин, П.Х.Молчанов, Н.А. Богословский не признали себя виновными и не назвали ни одного имени из священнослужителей или мирян. Обвинение арестованным было предъявлено по ст.58-2-10-11 (контрреволюционная деятельность). Постановление тройки НКВД Карельской АССР о расстреле было принято 2 ноября 1937г. Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937г. в районе д.Сулажгора[89]. 9 января 1957г. Верховным Судом КАССР, через двадцать лет, он был полностью реабилитирован.[90].
25 марта 2004г. на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя протоиерея Богословского было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века от Петрозаводской и Карельской епархии. Память его совершается в день смерти -22 октября (4 ноября), в также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских -25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)[91].
К сожалению, нет уже того дома в д.Паяницы, где родился о.Николай; в годы Великой Отечественной войны был сожжен Оштинский погост и погибли его церкви. Однако Александро-Невская заводская церковь, закрытая в 1929 году, была возвращена верующим и вновь открылась 9 мая 1995 года[92]. В настоящее время собор во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского является главным храмом Карелии, и каждый верующий может поклониться там иконе священномученика Николая Богословского.
[1] Богословский Н.Г. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. // Новгородский сборник. Вып. I. Новгород. 1865
[2] Басова Н.А. Николай Богословский //Новый олонецкий патерик. СПб., 2013. С.504-507
[3] Данные о службе И.Е.Богословского, о детях см. в делах: НАРК. Ф.25. оп.12. д.50/2. л.14об.-16;
Ф.694. оп.1. д.1/7. лл.12об., 23об.; Ф.694. оп.1. д.2/10. лл.16об., 29об., 37,55об.
[4]Описание памятников архитектуры по губерниям. IV.Олонецкая губерния. //Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 57. Петроград. 1915. С.167
[5] Из писем Преосвященного Аркадия, Архиепископа Олонецкого и Петрозаводского//ОЕВ. 1902. № 19. С.625-626.
[6] НАРК. Ф.25. оп.25. д.49. л.34об.; Открытие земского училища в селе Паяницы Повенецкого уезда//ОГВ. 1876. №13; Паяницкое сельское училище//ОГВ. 1893. №25; .
[7] НАРК. Ф.25. оп.25. д.86. л.573об.; Ф.25. оп.27. д.680. л.211об.; Мошина, Т. А. Сказитель из Космозера Иван Касьянов // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера. Петрозаводск, 2000. С. 233–241
[8]НАРК. Ф.25. оп.25. д.86. л.573об.; Ф.25. оп.25. д.173. л.118об.; Ф.25. оп.25. д.177. л.252об.;
Большева К.К. Крестьянская живопись Заонежья// Крестьянское искусство СССР. Т. 1. Искусство Севера : Заонежье. Л., 1927. С.57-58; Заонежье в биографиях. Краткий справочник. Составители А.И.Мошин, Т.А.Мошина. Петрозаводск, 2010. с.5, 39; Набокова И. Потаённое золото мастера. Заонежские иконописцы Абрамовы// Газета «Кижи». 2013, №1; Харебова Л.С. Новые биографические материалы о иконописцах Абрамовых// Кижский вестник. Вып.15. Петрозаводск, 2015. с.128-137
[9] Высочайшие награды//ОЕВ. 1902. №13/14. С.455; О пожертвованиях, поступивших в церкви епархии// ОЕВ.1904.№20.С.606; Морозов Ф.//Заонежье в биографиях. Краткий справочник. Составители А.И.Мошина, Т.А.Мошина. Петрозаводск, 2010. с.60
[10] О пожертвованиях, поступивших в церкви епархии //ОЕВ. 1911. № 6. С.90.
[11] О пожертвованиях, поступивших в церкви епархии //ОЕВ. 1903. № 19. С.650.
[12] НАРК. Ф.25. оп.27. д.515. л.25об.
[13] НАРК. Ф.25. оп.27. д.515. л.122об. (Мария), Ф.25. оп.27. д.522. л.2об.,139об.,167об. (Мария, Николай), Ф.25. оп.25. д.87. л.961об. (Михаил), Ф.25. оп.27. д.258. л.28об.,55об.
[14]НАРК. ф.17. оп.1. д.50/684. л.170; ф.17. оп.2. д.14/257. л.15об.; Памятная книжка на 1905 год. Петрозаводск,1905. С.74.
[15] НАРК. ф.25. оп. 22. д.544. л.289об.; Ф.25. оп.4. д.70/12. л.4,31об.; Ф.25. оп.4. д.64/15. л.34об.; Захарьевы// Заонежье в биографиях. Составители: Мошин А.И., Мошина Т.А. Петрозаводск, 2010. с.34
[16] НАРК. Ф.25, оп.25, д.127, л.66об.; Ф.25, оп.12, д.50/2, л.1; Маклионов Андрей Никитич. Некролог//ОЕВ. 1917. №21.с.421-424
[17] НАРК. ф.25. оп. 22. д.555. л.74; Ф.25. оп.12. д.50/2. Л.1; ф. Р-495, оп.1, д.1/1.
[18] НАРК. Ф.25. оп.27. д.515. л.49об.; Ф.25. оп.22. д.218. л.1125об.; Умершие//ОЕВ.1913. №7, с.119
[19] НАРК. Ф.2. оп.1. д.39/863. Л.4,7,11; Движение по государственной и обществ. службе//ОГВ. 1884, №50
[20] НАРК. Ф.25. оп.25. д.99. л.15об.;
[21] НАРК. ф.Р-364. оп.5. д.1/5. Л.18.
[22]НАРК. Ф.25. оп.25. д.99. л.1об.; Перемены по службе //ОЕВ. 1915. № 25.С.473
[23] НАРК. ф.Р-122. оп.1. д.20/228. л.109, 110
[24] НАРК. Ф.Р-573. оп.1. д.23/219. Л.48, 291л.
[25] НАРК, ф.Р-659. оп.1. д.54/924. л.135; От Правления Олонецкой духовной семинарии//ОЕВ.1914.№19.с.416
[26] НАРК. Ф.27.оп.2.д.46/770. л.39
[27] НАРК. ф.Р-122. оп.1. д.20/228. л.109, 110; ф.Р-630.оп.2.д.2/22. л.38об.
[28] НАРК. Ф.25. оп.27. д.515. л.161об., Сведения о службе см.: РГИА. Ф.796, оп.436, д.817. л.5об.-6
[29]От Петрозаводского уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного Совета. //ОЕВ.1911.№36. с.624; Список награжденных Святейшим Синодом к 28 июня 1917г.// ОЕВ.1917.№15. с.340
[30] РГИА. Ф.796. оп.436. д.817. л.5об.-6: Ф.25. оп.3. д.16. л.43-49об.
[31] РГИА. Ф.796. оп.436. д.817. л.5об.-6; Перемены по службе //ОЕВ.1917. №24, с.473.
[32] РГИА. Ф.796. оп.436. д.817. л.5об.-6; Перемены по службе//ОЕВ.1915. №18. С.319; №23. С.425
[33] РГИА. Ф.796. оп.436. д.817. л.5об.-6; Перемены по службе//ОЕВ.1917. №1. с.6; ОЕВ.1917. №5. с.125
[34] НАРК. Ф.25.оп.27.д.522.л.52об.; ф.126.оп.1.д.5/61.л.34об.; Ф.126.оп.1.д.4/40.л.40об.; ф.17.оп.2.д.14/257. л.10об., д.43/491.л.138; Епархиальные известия //ОЕВ. 1901. №19.с.564
[35] НАРК.ф.22. оп.1. д.135/1880. л.147.
[36] НАРК. ф.Р-630, оп.2, д.1/3, л.21об.
[37] НАРК. ф.25,оп.22, д.283.л.30об.; ф.25,оп.22, д.393, л.104 об.
[38] НАРК. ф.25.оп.22. д.430.л.114
[39]Никитин И. Воспоминания о старом дореволюционном Петрозаводске //Научный архив Национального музея РК. Дело № 771. Л. 28; Кораблев Н.А., Мошина Т.А. Городские головы Петрозаводска. 1778-1918 гг. Петрозаводск, 2008. С.55.
[40] НАРК. ф.25.оп.22. д.441. л.211об.; ф.Р-573. оп. 1. д.23/219. л.33
[41] НАРК. ф.126,оп.1, д.5/61, л.34 об.; Перемены по службе//ОЕВ. №26, 11.09.
[42]НАРК. ф.25.оп.22 д.424. л.44об. (Мария); НАРК. ф.25.оп.22. д.407. л.66об.(Екатерина)
[43] НАРК, ф.27. оп.2. д.46/770. л.158; ф.Р-122, оп.1, д.20/228, л.109, 110
[44] НАРК. ф.25. оп.22. д.407, л.66об.; ф.17, оп.2, д.17/331.л.3, 4об.-5;
[45] НАРК. ф.25. оп.22. д.696. л.182об.
[46] НАРК. Ф.25. оп.27. д.246. л.84об.
[47] НАРК.ф.4. оп.54. д.1/14, д.1/15; Список должностным лицам гражданского, военного и других ведомств Олонецкой губернии. Петрозаводск,1898. С.80
[48] НАРК. Ф.25, оп.22, д.449.л.115об.-116; Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С.47-48, 110
[49] НАРК. ф.Р-460. оп.1. д.2/14. л.142
[50] НАРК. ф.4. оп.39. д.57/31, л.1-7; ф.Р-659. оп.1. д.54/924. л.85
[51] НАРК. Ф.25. оп.27. д.246. л.137об.
[52] НАРК. ф.56.оп.1.д.78/408. Л.32-48; П.Ф.Щеглов. Некролог. // ОГВ.1896.18,21 сентября.
[53] Сведения о составе лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Олонецкой епархии//ОЕВ. 1899. №16. Приложение. С.1-2
[54] И.В.Орфинский. Некролог.//ОГВ. 1893. №58; Плотников К.Н.//Заонежье в биографиях. Составители: Мошин А.И., Мошина Т.А. Петрозаводск, 2010. с.76; Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С.39-43.
[55] Ягодкин Д.П. 50-летний юбилей Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск. 1879. С.20-21.
[56] Пребывание отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева в г. Петрозаводске // ОГВ. 1896. № 40. С. 2.
[57] НАРК, ф.25. оп. 22. д.450. лл.2об.,54об., 63об.,102об.,145об.
[58] НАРК. Ф.25. оп.22. д.316. л.17об.
[59] НАРК. Ф.25. оп.22. д.459. л.284об. 1897г.
[60] НАРК. ф.25.оп.22. д.294.л.501
[61] Сведений о дате посвящения в диаконы найти не удалось.
[62] НАРК. Ф.25. оп.12. д.43/1. Л.7-7об., 22; Ружинская И.Н. Приходские священники о благочестии жителей Олонецкой губернии в XIX — начале ХХ в. // Православие в Карелии: Мат-лы научн. конф. (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С.111
[63] НАРК. Ф.1. оп.10. д.12/90. л.61об.
[64] Ружинская И.Н. Приходские священники о благочестии жителей Олонецкой губернии в XIX- начале ХХ в. // Православие в Карелии: Мат-лы научн. конф. (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С.111, 113; Петрушин П. Освящение нового здания для училища. //ОЕВ. 1903.№110. С.690
[65] Даль Л.В. Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии // Зодчий. 1877. № 11; ОГВ. 1878. № 31; Мошина Т. А. Архитектор Л. В. Даль // Славяне в Карелии. Петрозаводск, 2003
[66]Государственный архив Архангельской области. Ф.29.оп.4.т.1.д.114.Дело по прошению санкт-петербургского купца Григория Шарапова о разрешении построить новую каменную церковь в Оштинском приходе. 1798г.; Ошта. //ОГВ. 1864. №43; Церковно-исторический атлас Вологодской области. Автор-составитель Н.В.Македонская. Т.1,2. Вологда, 2007.
[67] Диакон Н.П. Климовский //ОЕВ. 1914. №4.с.92; Местная жизнь//Олонецкая неделя. 1914. №34.
[68] Ведомость о причтах Олонецкой епархии…//ОЕВ. 1900.№20. с.690; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С.102; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год. Петрозаводск, 1904. С.108; Перемещения по службе//ОЕВ. 1900. №7.с.250; Поминальные списки Карелии. 1937-1938. Петрозаводск, 2002. С.99
[69] Высочайшие повеления//ОГВ. 1874. №28; Петербургские купцы-благотворители Громовы//Дубин А.С. Генеалогия дворянских и купеческих родов. СПб.,2009.С.279-298; Кораблев Н.А. Громовы//Карелия. Энциклопедия. Т.1. Петрозаводск, 2007. С.280-281.
[70] Петрушин П. Освящение нового здания для училища. //ОЕВ. 1903.№110. С .690
[71] От Олонецкого Епархиального училищного Совета//ОЕВ. 1900. №20. С.693; От Олонецкого Епархиального училищного Совета; От Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета// 1914. №24. С.563; Отчет Олонецкого Епархиального наблюдателя о состоянии школ Олонецкой Епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913-1914 учебный год//ОЕВ. 1914. №34. С.7
[72] НАРК. Ф.42.оп.2.д.18/391. Л.20-21об.; Награждение скуфьей и набедренником //ОЕВ. 1903. №10. С.332
[73] НАРК. Ф.42.оп.2.д.18/391. Л.20-21об.
[74] НАРК. Ф.42.оп.2.д.18/391. Л.19-19об., 25. Сведений о том, были ли отправлены документы в Св.Синод и была ли вручена эта награда, найти не удалось.
[75] НАРК. Ф.42.оп.2.д.18/391. Л. 21об.; Об утверждении в должности членов Благочиннического совета. //ОЕВ. 1913. №30. С.521
[76] Журнал 48-го съезда отцов депутатов Петрозаводского училищного округа//ОЕВ. 1915. №26.Приложение. С.16
[77]Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С.152; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год. Петрозаводск, 1904. С.108, 120; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1911 год. Петрозаводск, 1911. С.76; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1915 год. Петрозаводск, 1915. С.94; с.167, 168
[78] НАРК. Ф.25.оп.20.д.76/867. Л.21, 143, 341; Ф.25.оп.20.д.76/867. Л.143.
[79] Духовенство Олонецкой епархии и война //ОЕВ. 1914. №27. С.632-635
[80] От Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета //ОЕВ. 1915. №24. С.451; Местная хроника. Ошта.//ОГВ. 1914. №220. С.3; От Олонецкого Местного управления Российского Общества Красного Креста.//ОЕВ. 1915. №33. С.4
[81] Местная хроника. Афанасьевская ярмарка в с. Ошта// ОГВ. 1900. №20. 15 февраля; Оштинский погост.// ОГВ. 1915. №26.
[82] НАРК. Ф.Р-718.оп.1.д.32. Л.40; Афанасьева А.И. Культурные преобразования в Советской Карелии. 1928-1940гг. Петрозаводск. 1989. С.155-162
[83] Архив УФСБ РФ по Республике Карелия. Д. П-3708. л.24
[84] НАРК.Ф.Р-122.оп.1.д.122/883.Л.154; ф. Р-3687. Оп.1. д.31. л.49.
[85] История Карелии в документах и материалах. Советский период. Петрозаводск. 1992. С.199-204; Афанасьева А.И. Культурные преобразования в Советской Карелии. 1928-1940гг. Петрозаводск. 1989. С.131-133,210; Басова Н.А. Олонецкая епархия в довоенный период (1917-1941 годы). //Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск. 2001. Л.24-40; Лозунги к 12-й годовщине Октябрьской революции.//Красная Карелия. 1929, 2 ноября. №250.
[86] НАРК. Ф.Р-2961.оп.1.д.3/46.Л.14об.; Басова Н.А. Николай Богословский//Новый олонецкий патерик. Под ред.проф. А.В. Пигина. СПб., 2013. С.504-507
[87] Клишко В.И. Вместо храма общественная столовая (Закрытие Петрозаводского кафедрального собора). Ленинград-Петрозаводск, 1931. С.1,5, 8
[88] НАРК.Ф.17.оп.2.д.11/191.Л.48-48об.; Ф.25. оп.22. д483. Л.82об.
[89]Архив УФСБ РФ по Республике Карелия. Д. П-3708. Лл.19,31,60,57; Басова Н.А. Николай Богословский //Новый олонецкий патерик. СПб., 2013. С.504-507
[90] Поминальные списки Карелии. 1937-1938. Петрозаводск, 2002. С.713, 718.
[91] Басова Н.А. Николай Богословский//Новый олонецкий патерик. СПб., 2013. С.504-507
[92]Тюкова К.В. Александро-Невский собор//Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск. 2001. Л.114-119.