Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик)
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
РУССКИЙ ЯЗЫК
(задание С)
В. Н. Александров
О. И. Александрова
Энциклопедия аргументов
Год
Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к
сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими –
либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников весь этот могучий поток информации должен как будто бы снаб-
дить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать
личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то
сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов «от рождения», высказывание приобретает
функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку
выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: тео-
рема - обоснование - вывод),
В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занима-
ет соответствующее место в композиции текста.
Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сде-
ланного обобщения.
Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием
для некоего обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.
Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо компози-
ционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом
Для выводимых положений.
Наша энциклопедия аргументов содержит несколько тематических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:
Проблемы
Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать
Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения)
Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.
Возможно, кого-то смутит очевидное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном
Счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все мно-
Гообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на пример, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о
Нравственных качествах человека.
Рубрика N 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Проблемы
Нравственные качества настоящего человека
Судьба человека
Гуманное отношение к человеку
Милосердие и сострадание
Утверждающие тезисы
1. Несите миру свет и добро!
2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
Мы несем ответственность за чужую жизнь.
Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
Цитаты
Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский
Философ-гуманист).
Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).
3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).
Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).