ПЗ № 6. Сатира XVII века в контексте литературы и культуры времени
План
1. Проблемно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие русской сатиры XVII века. Объекты сатиры.
2. Антиклерикальная тема в русской сатире XVII века («Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике», «Сказание о Куре и Лисице»): идейно-тематическое содержание произведений; причины обращения к библейским текстам; соотношение трагического и комического; антитеза как ведущий прием создания образов; проблема положительного героя.
3. Обличение государственной системы «питейных домов» в «Службе кабаку»: характер пародии в произведении; сюжет; своеобразие языка и стиля.
4. Пародии XVII века («Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Лечебник на иноземцев»). Аналогии между природным миром и человеческим обществом в первой повести. Тип героя, эмоциональная окраска, своеобразие языка в «Азбуке…». Своеобразие стиля, особенности смехового колорита в «Лечебнике…».
5. Проблемы молодого поколения в «Послании отца к сыну» и «Сказании о крестьянском сыне». Тема «отцов и детей», объекты сатиры, новеллистический характер произведений
6. Сатира на судопроизводство в «Повести о Шемякином суде»: условность места действия; своеобразие композиции; проблема нравственного нездоровья общества, образы бедняка и судьи-взяточника.
7.«Повесть о Карпе Сутулове»: близость к бытовой сатирической сказке и переводной новелле; приемы создания комизма; образ Татьяны Сутуловой.
8. Значение древнерусской сатиры.
Задания
1. Прочитайте и сопоставьте «Повесть о бражнике» и рассказ Л.Н.Толстого «Кающийся грешник». Каковы причины обращения Л.Н.Толстого к сюжету сатирического произведения XVII века? Почему Толстой назвал своего героя «грешником», а не бражником и опустил подробный рассказ о его «грехах»?
2. Сопоставьте «Лечебник на иноземцев» и рассказы Н.С. Лескова «Несмертельный голован», А.П.Чехова «Сельские эскулапы», М.М.Зощенко «История болезни» и сделайте вывод о традиции русской сатирической пародии в произведения русской литература XIX – XX веков.
Литература
I. Тексты:
1. «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике», «Сказание о Куре и Лисице», «Служба кабаку», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Лечебник на иноземцев», «Послании е отца к сыну», «Сказание о крестьянском сыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Карпе Сутулове» // Русская демократическая сатира XVII века / Под ред. В.А.Адриановой-Перетц. М., 1977; Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И.Прокофьев. – М., 1980 и др. издания.
2. Толстой Л.Н. Кающийся грешник.
3. Лесков Н.С. Несмертельный голован.
4. Чехов А.П. Сельские эскулапы.
5. Зощенко М.М. История болезни.
II. Исследования:
1. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. – М., 1977.
2. Каган М.Д. Повесть о Карпе Сутулове // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3. – Ч. 3.
3. Калиновская В.Н. К изучению древнейших русских пародий и слов против пьянства // Древнерусская литература. Источниковедение. – Л., 1984.
4. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.
5. Панченко А.М. Сказание о Куре и Лисице // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3. – Ч. 3.
6. Пономарева И.Г. О возможной исторической основе сюжета «Калязинской челобитной» // ТОДРЛ. – СПб., 1993. – Т.XLVII.
7. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. – М., 1974.
8.Семячко С.А. К интерпретации «Повести о бражнике» // ТОДРЛ.- СПб., 1996. – Т. XLIX.
9.Стафеева О.С. Народная обрядовая символика и мифологические представления в поэтике «Службы кабаку» // ТОДРЛ. – СПб., 1996. Т/ XLIX. – С. 133 – 140.
10.Фокмна О.Н. Бытование «Повести о бражнике» в демократических сборниках XVIII – XIX веков // Русская книга в дореволюционной Сибири. – Новосибирск, 1987. – с. 75 – 97.
Тема: «Русский классицизм»
План
1. Возникновение классицизма («Поэтическое искусство» Н.Буало). Классицизм как художественный метод, литературное направление и тип художественного сознания.
2. Социально-политическая, философская, этико-эстетическая и историко-литературная основы русского классицизма и его национальное своеобразие. Идеи просвещенной монархии, общественного договора и тираноборчества. Мысль о естественном равенстве людей, внесословной ценности человеческой личности. Принцип подражания природе. Изображение должного, а не сущего. Просветительский характер и дидактическая направленность.
3. Нормативность поэтики русского классицизма, система жанров и стилей.
4. Проблема типологии и эволюции русского классицизма в современном литературоведении.
5. Сатиры А.Д.Кантемира: жанровые разновидности; особенности словоупотребления; типология художественной образности и особенности вещного мирообраза.
Задания
1. Опираясь на учебную и справочную литературу, разграничьте понятия «классицизм как художественный метод» и «классицизм как литературное направление».
2. Подготовьте презентацию на тему «Искусство русского классицизма».
Литература
I. Тексты:
1. Н.Буало. Поэтическое искусство.
3. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. – Л., 1981.
II. Исследования:
1. Антиох Кантемир и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С. Курилова. – М., 1999.
2. Буало в русской литературе XVIII – первой трети XIX века. – М., 1989.
3. Западов А.В. Кантемир // Западов А.В. Поэты XVII века: Литературные очерки. – М., Л., 1984. – С. 32 – 62.
4. Козлова Н.П. Ранний европейский классицизм // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980. – С. 5 – 28.
5. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. – М., 1997.
6. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. – С. 5 – 19.
7. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / Под ред. Г.Г.Поспелова. – М., 1994.
8. Русский и западноевропейский классицизм: Проза. – М., 1982.
7. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973. – С. 5 -25.
9. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. – М., 1981. – С. 10 – 24, 72 – 99.
10.СтенникЮ.В. Русская сатира XVIII века. – Л., 1985. – С. 54 – 91.
Тема: «Реформа русского стихосложения»
План
1. Русское стихотворство до XVIII века. Характеристика исконных форм древнерусского стиха (молитвословный литургический стих, народный песенный и говорной стих). Происхождение и основные характеристики русского силлабического стиха: ритмика, рифма, строфика, жанровые приоритеты.
2. Причины реформирования русской системы стихосложения. Значение фольклорной и западноевропейской литературной традиции в преобразовании русского стиха.
3. «Новый и краткий способ к сложению стихов российских» В.К.Тредиаковского:
а) основные положения трактата;
б) новые понятия: «звук», «слог», «стопа», «стих», «ритм» в трактате и их соотношение;
б) непоследовательность реформы Тредиаковского и ее причины.
4. Почему А.Н.Радищев назвал Тредиаковского «дактило-хореическим витязем» русской поэзии?
5. «Письмо о правилах российского стихотворства» М.В.Ломоносова: а) совпадения в теориях Тредиаковского и Ломоносова:
б) изменения и дополнения, внесенные Ломоносовым в реформу русского стихосложения;
в) элементы непродуктивности в теории Ломоносова.
6. Роль А.Д.Кантемира и А.П.Сумарокова в развитии русской силлаботоники.
7. Поэтические состязания Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова.
Задания
1. Составить тезисы трактатов В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова.
2. Подобрать стихотворные примеры к каждой из стоп в системе Тредиаковского и Ломоносова.
Литература
I. Тексты:
1. Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. – Л., 1956. – С. 407 – 428. (Серия «Библиотека поэта»).
2. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избранные произведения. – Л., 1986.
3. Сумароков А.П. О стопосложении // Русская литература XVIII века. 1700- 1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. – М., 1979. – С. 153 – 155.
4. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. – М.: Л., 1963.
II. Исследования:
1. Вомперский В.П. Риторики в России XVII – XVIII вв. – М., 1988. – С. 76 – 96, 134 – 170.
2. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М., 1984. – C. 19 – 52.
3. Гончаров В.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова. Реформа русского стихосложения // Возникновение русской науки о литературе. – М., 1975. – С. 73 – 91.
4. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. – С., 68 – 70.
5. Илюшин А.а. Русское стихосложение. – М., 1988.
6. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте // XVIII век. Сб. 19. – СПб., 1995. С 15 – 42.
7. Луцевич Л.Ф. Своеобразие жанра переложения псалмов А.П.Сумарокова // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 4. – Л., 1980. – С. 10 – 19.
8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Лирика и ритмика. – М., 1997. Ч. 1, гл. 3, 4.
9. Шишкин А.Б. Поэтическое состязание Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова // XVIII век. Сб. 14. – Л., 1983. – С. 232 – 246.
Тема: «Творчество М.В.Ломоносова»
План
1. Литературная позиция и эстетические манифесты М.В.Ломоносова. Дидактическое послание «Письмо о пользе стекла».
2. Проблема эстетического идеала в поэзии м.В.Ломоносова. Стихотворный диалог-диспут «Разговор с Анакреоном»: программный характер, жанрово-композиционное своеобразие; представление поэта о задачах искусства и его роли в воспитании общественного сознания.
3. Поэтика торжественной оды в творчестве Ломоносова. Понятие одического канона. «Ода на взятие Хотина»: историческая основа и ее поэтическое осмысление. Первичные жанровые образования и их функции в оде. Сюжетно-композиционная оригинальность. Система образов. Система тропов и словесно-стилистических средств.
4. Развитие тем Родины, мира, науки, образования, просвещенного монарха в одах М.В.Ломоносова. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года».
5. Духовные оды М.В.Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве» как опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. Проблема веры и знания. Философия деизма.
6. Эпиграммы М.В.Ломоносова. «На противников системы Коперника».
7. Проблема художественного метода М.В.Ломоносова.
Задания
1. Сопоставьте принципы изображения человека (русского солдата, полководца, царя) в одах Ломоносова и в произведениях батальной живописи XVIII века. Пользуясь Интернет-ресурсами, подготовьте презентацию.
2. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Картина научного и художественного познания мира в поэзии М.В.Ломоносова, «Античная тема в творчестве М.В.Ломоносова».
Литература
I. Тексты:
1. Ломоносов М.В. Духовные оды // Ломоносов Михайло. Сочинения. – м., 2000.
2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – М.:Л., 1965. (Серия «Библиотека поэта»).
3. Русская литература XVIII века. Классицизм / Сост. Т.А.Калганова. – М., 2003.
4. Русская литература XVIII века. 1700 – 1775: Хрестоматия / сост. В.А.Западов. – М., 1979.
II. Исследования:
1. Алексеева Н.Ю. Ломоносов Михаил Васильевич // Словарь русских писателей XVIII века. – СПб., 1999. Вып. 2. = С. 212 – 226.
2. Бухаркин П.Е. Художественный мир М.В.Ломоносова // Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в XVIII – XIX веках : Проблемы культурного диалога. – СПб., 1996. – С. 48 – 81.
3. Ломоносов и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С.Курилова. – М., 1987.- С. 5 – 31, 103 – 125, 155 – 174, 175 – 189, 189 – 199, 199 – 209.
4. Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. – СПб., 2002. Гл. 4, 5.
5. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986. С. 20 – 47.
6. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) // Контекст 1982. – М., 1983. – С. 303 – 335.
7. Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Федорова. – М., 1997. – С. 81 – 84, 166 – 175.
8. Сазонова Л.И. О драматическом компоненте в одах Ломоносова // Литература и искусство в системе культуры. – М., 1988. – С. 368 – 374.
9. Серман И.С. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира – Л., 1973. С. 26 – 57.
Тема: «Драматургия А.П.Сумарокова»
План
1. Жанровый универсализм литературного наследия А.П.Сумарокова и его эстетические тенденции.
2. Поэтика жанра трагедии в его преемственных связях с одой: стилистика, атрибутика, пространственная организация текста. Трагедии «Хореев»: проблема страсти и долга, своеобразие конфликта; система образов
3. Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразии трагедии «Димитрий Самозванец»: историческая основа; проблема страсти и чувства; основные сюжетные линии; внешний и внутренний конфликт; система образов.
4. Поэтика жанра комедии и его генетические связи с сатирой и трагедией. Комедия «Рогоносец по воображению»: средства создания смехового эффекта; своеобразие финальной развязки.
Задания
1. Сделайте письменный анализ одной из трагедий или комедий А.П.Сумарокова по выбору, определив тему, проблему, конфликт, средства создания образов, средства создания трагического или комического эффекта.
2. Подготовьте презентацию на тему «Пьесы А.П.Сумарокова на театральной сцене».
Литература
I. Тексты:
1. Сумароков А.П. Драматические сочинения. – Л., 1990.
2. Русская литература XVIII века: Трагедия. – М., 1991.
3. Русская литература XVIII века. Классицизм / Сост. Т.А.Калганова. – М., 2003.
II. Исследования:
1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. – М., 1977.
2. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л., 1977.
3. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков. – М., 1988. – С. 112 – 142ю
4. Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П.Сумароков и его трагедии. – М., 1996.
5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 114 – 136.
6. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986.
7. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. – Л., 1981. – С. 68 – 74.
Тема: «Русская проза 50-70-х годов XVIII века»
План
1. Пути развития русской художественной прозы.
2. Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф.А.Эмина. «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» как авантюрный роман. «Письма Эрнеста и Доравры» как эпистолярный роман.
3. Поэтика и жанровое своеобразие романа М.Д.Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины». Соединение традиций авантюрно-плутовского романа-путешествия с традицией психологического романа. Образ Мартоны.
4. Жанровое своеобразие повестей М.Д.Чулкова «Ставленник» и «Драгоценная щука». Бытовой анекдот как основа повестей. Новеллистический характер и аллегорический подтекст произведений. Роль символов в развитии сюжета. Формы художественного освоения фольклорных традиций.
5. Соотношение художественного и документального начал в «Отрывке путешествия в*** И***Т***». Идейная позиция автора и художественные средства ее выражения. Роль пейзажа в идейно-художественном замысле произведения. Тема крепостной деревни в «Отрывке…». Проблема авторства.
Задания
1. Отработайте понятия «проза», «беллетристика», «атрибуция текста».
2. Подготовьте презентации на темы: «Любовная тема в изобразительном искусстве XVIII века» и Пейзаж в изобразительном искусстве XVIII века»
Литература
I. Тексты:
1. Эмин Ф.А. Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда. Письма Эрнеста и Доравры.
2. Чулков М.Д. Пригожая повариха или похождения развратной женщины. Ставленник. Драгоценная щука.
3. Отрывок путешествия в***И***Т***.
II. Исследования:
1. Баранов С.Ю. Популярная проза XVIII века // Повести разумные и замысловатые. – М., 1989. С. 3 – 28.
2. Билинкис М. Русская проза XVIII века. Документальные жанры. Повесть. Роман. – СПб., 1995
3. Глухов В.И. Н.И.Новиков как писатель-сатирик: Текст лекций . – Иваново, 1991. С. 13 – 32.
4. Калашникова О.Л. Становление русского реально-бытового романа XVIII века. – Днепропетровск, 1986.
5. Лотман Ю.М. О русской литературы. История русской прозы. – СПб., 1997.
6. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века // Проблемы русского просвещения в литературе XVIII века. – М., Л., 1961. С. 92 – 96.
7. Макогоненко Г.П. Избранные работы. – Л., 1987.
8. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. С. 313 – 328.
9. Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. – Архангельск, 1997.
10. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. – М., 1982. С. 208 – 234.
11. Татаринцев А.Г. Идейно-эстетическая позиция автора «Отрывка путешествия в***И***Т***» // XVIII век. Сб. 11. – Л., 1976. С. 87 – 103.
12. Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века (Проблематика, поэтика, восточные мотивы). – М., 1994. Ч. 1 – 2.