V. Заключительное слово учителя
Если мы начнем читать сначала, замкнув круг, вдруг окажется, что мы смотрим на знакомые строчки другими глазами, приходит сочувствие герою, сопереживание, размышления о своих несбывшихся надеждах. Любимая женщина оказывается вне круга героя, ему остается лишь круг воспоминаний, связанных с ней. Сожаление и беспокойство по поводу потерянной любви усиливается ностальгией, «бешеной тоской по России», по молодости.
И читатель движется уже не по кругу, а по спирали — в глубь рассказа.
Домашнее задание
1. Письменный разбор рассказа Набокова (по выбору).
2. Индивидуальное задание (2—3 ученика): подготовить доклады по произведениям В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова и Ч. Айтматова.
Вариант уроков 60—61. Роман В. В. Набокова
«Приглашение на казнь»
Цели урока: показать некоторые особенности творчества В. В. Набокова; дать представление о специфике художественного стиля писателя; развивать умения и навыки анализа текста.
Методические приемы: лекция учителя, аналитическая беседа, сообщения учеников.
Оборудование: портрет В. В. Набокова.
Ход урока
I. Слово учителя
Вступительную часть см. в уроке по рассказу Набокова «Круг».
Трудно сказать, с какого произведения лучше начать знакомство с творчеством Набокова. Возможно, с рассказов, с ранних романов. Может быть, прислушаться к мнению самого автора?
В интервью, данном Набоковым своему бывшему студенту Альфреду Аппелю, на вопрос: «Это все равно, что при людях спрашивать отца, кого из детей он больше любит, но, может быть, есть все-таки роман, к которому Вы особенно привязаны, который Вы цените больше других?» — писатель ответил: «Привязан — больше всего к «Лолите», ценю — «Приглашение на казнь». Там же Набоков называет «Приглашение на казнь» «самым сказочным и поэтическим» из его романов.
Этот роман, написанный Набоковым в 1934 году, и будет сегодня предметом нашего разговора.
II. Аналитическая беседа
Прежде всего, внимание привлекает имя главного героя. Чем объясняется выбор автором такого необычного имени — Цинциннат?
(Из комментариев к роману узнаем: Цинциннат Люций Квинций (V век до н. э.) — политический деятель, образец республиканских добродетелей, в трудные для Рима периоды дважды избирался диктатором. Набоков имеет в виду его сына Цинцинната Кезона, славившегося красноречием, обвиненного плебеями в чрезмерной гордости. Был вынужден уйти в изгнание. Его отец уплатил за него столь большой штраф, что сам оказался нищим. Черты исторического Цинцинната обыгрываются в судьбе и характере набоковского героя. Красноречие оборачивается косноязычием и трудностями в письменной и устной речи. Знаменитый отец превращается в случайного, почти несуществующего и т. д.» (О. Дарк).)
— Как эти факты помогают понять замысел романа? О чем «Приглашение на казнь»?
(Замечаем ключевые слова, которые могут помочь понять тему романа: «республиканский», «диктатор», «плебеи», «гордость». История Цинцината находится как бы вне времени и пространства. Она могла произойти и в Древнем Риме, и в современной нам стране. В первом прочтении роман часто воспринимается как политическая сатира, обличающая подавление личности в тоталитарном государстве. Тема тоталитарного государства, уничтожение личности, несвобода сознания — одна из вечных в искусстве.)
— Что находится в центре авторского внимания?
(В центре повествования Набокова — человек, который обречен полностью раствориться в мире едино душного безличия.
Набоков был противником деспотизма в любых его проявлениях. Он резко высказывался по поводу диктаторов, говорил, что мечтает дожить до того дня, когда Сталина и Гитлера отправят на необитаемый остров. Свое отношение к деспотическим режимам Набоков выразил в романе: писатель создал целый мир, пронизанный беспросветной пошлостью, и в то же время поставил под сомнение реальность его существования. Тем самым писатель как бы перечеркивает, уничтожает, стирает античеловеческий мир.)
— Каким образом создается мир романа? В чьем восприятии он дается?
(Действие романа происходит в вымышленном государстве, требующем от своих граждан «полной прозрачности». Происходящее в романе дается в восприятии главного героя, несчастного, страдающего человека. Мир словно преломляется в кривом зеркале его сознания, предстает бессмысленным а грубым фарсом: смертный приговор «сообразно с законом» объявляют шепотом, все встают, «обмениваясь улыбками». Это несоответствие подчеркивает противоестественность событий.
Многое в романе напоминает театральное действо. Например, основное занятие героя в тюрьме — изготовление мягких кукол русских писателей-классиков для школьниц. Многочисленные персонажи романа: тюремщики, палач, посетители — являются некими гротескными муляжами. Имена, речевые характеристики, облик этих «пародий», как называет их Цинциннат, часто представляют реминисценции из каких-то литературных произведений. Юная Эммочка, дочь начальника тюрьмы, носит имя героини романа Флобера «Госпожа Бовари», мсье Пьер — имя героя «Войны и мира».
Условность созданного Набоковым мира не отменяет серьезность проблем, поднятых автором. Автор, создавая свой художественный мир, использует прием игры. Через игру часто раскрывается замысел произведения. Пример — описание игры в «нетки» (гл. Х — читаем, анализируем.).
— Какова история жизни главного героя? Что за преступление совершил Цинциннат?
(Цинциннат не знает отца — он родился от безвестного прохожего, а с матерью, «зачавшей его ночью на прудах», знакомится только на третьем десятке».
Преступление, за которое должны казнить героя, состоит в том, что он «непрозрачен», «непроницаем для окружающих», у него есть «своя особенность». Цинциннат знает о своей особости», чувствует опасность этого обстоятельства и тщательно старается его скрыть, всячески изощряясь.
Вина Цинцинната в том, что он не доступен пониманию окружающих, неспособен жить по закону «общих мнений». Отсюда конфликт личности и массы, конфликт «я» и мы». Вспомним замятинский роман «Мы».)
— Как окружающие относятся к Цинциннату?
(Общество отторгает героя, но лицемерно выражает готовность принять Цинцинната в свои «объятья», если он раскается в своей «гносеологической гнусности».
Уговоры окружающих выглядят издевательством. Шурин советует. «Покайся, Цинциннатик (...) Авось еще простят?» и «острит» — предлагает прочесть слово «ропот» в обратном порядке.
Директор тюрьмы Родриг Иванович, тоже «заботится» о Цинциннате: «Если бы сейчас честно признал свою блажь, честно признал, что любит то же самое, что любим мы с вами, например, на первое черепаховый суп, говорят, это стихийно вкусно, то есть я хочу только заметить, что он честно признал и раскаялся, — да, раскаялся бы, — вот моя мысль, — тогда была бы для него некоторая отдаленная — не хочу сказать надежда, но во всяком случае...»
Даже близкий человек, жена Марфинька, просит его покаяться: «Я чутьем поняла, что каждое твое слово невозможно, недопустимо (...) откажись от всего, от всего. Скажи им, что ты невиновен, а что просто куражился, скажи им, покайся, сделай это».
Никого на самом деле не интересует, что думает сам Цинциннат. Он должен думать, как все.)
— В чем заключается центральный конфликт романа?
(Центральный конфликт романа — трагическое противостояние духовной индивидуальности моральному диктату. «Меня убивают!» — кричит Цинциннат, но страдания человека, приговоренного к смерти, никого не волнуют, никто не обращает на это внимания. Душевные переживания героя изображены писателем в мельчайших подробностях, с глубоким психологизмом. Цинциннат и остальные герои не просто не понимают друг друга, они находятся как бы в разных измерениях. Поэтому конфликт может быть разрешен только трагически.)
— Какие детали подчеркивают абсурдность изображаемого мира?
(Детали, на которых фиксируется внимание читателя, кажется, не принадлежат реальному миру. Например, паук, повисший в камере Цинцинната, сделан из латуни. Циферблат на тюремных часах не имеет стрелок, палачи называют его «суженным», «зато каждые полчаса сторож смывает старую стрелку и малюет новую, — вот так и живешь по крашенному времени». Здесь деталь создает еще и образ абсурдного, нереального времени. Неестественны и чувства, эмоции героев: слезы похотливой Марфиньки не солоны и не сладки — «просто капли комнатной воды». На казнь приглашает афиша с текстом: «Талоны циркового абонемента действительны». Изощренное, циничное издевательство происходит как само собой разумеющееся, без эмоций, «шепотом»).
— Как развиваются в романе излюбленный набоковский мотив — мотив псевдолюбви? Есть ли взаимность в любви героев?
(В любви Цинцинната к Марфиньке нет взаимности, ее слезы — вода (здесь реализация метафоры), торжествует тема предательства.
Несмотря на постоянные измены жены, ее предательства, Цинциннат стремится видеть жену, «сказать ей два слова он страдает от непонимания, осознает «мнимость» вещей, из которых сбит этот «мнимый мир».
В письме жене он пишет: «Марфинька, сделай необычайное усилие и пойми, пускай сквозь туман, пускай уголком мозга, но пойми, что происходит, Марфинька, пойми, что меня будут убивать (...) Вероятно, я все-таки принимаю тебя за кого-то другого, — думая, что ты поймешь меня, — как сумасшедший принимает зашедших родственников за звезды, за логарифма, за вислозадых гиен (...) Марфинька, в каком-то таком кругу мы с тобой вращаемся, — о, если бы ты могла вырваться на миг, — потом вернешься в него, обещаю тебе, многого от тебя не требуется, но на миг вырвись и пойми, что меня убивают, что мы окружены куклами и что ты кукла сама».
Эти отчаянные слова безнадежны. Кукла не может ни понимать, ни действовать самостоятельно. Скорее, это письмо Цинцинат обращает к себе самому — он один живой человек и он одинок совершенно. Он осознает, что принимает Марфиньку за кого-то другого за человека, хотя она «кукла», понимает, что вырваться из «круга» невозможно.)
— В чем проявляется мотив «потерянного рая» в романе?
(«Потерянный рай» в романе отнесен автором в далекое прошлое. В камере смертников Цинцинат рассматривает старинные журналы и противопоставляет «далекий мир» «призракам, оборотням, пародиям»: «то был далекий мир, где самые простые предметы сверкали молодостью и врожденной наглостью, обусловленной тем преклонением, которым окружался труд, шедший на их выделку. То были годы всеобщей плавности; (...) грация спадающей воды, ослепительные подробности ванных комнат, атласистая зыбь океана с двукрылой тенью над ней. Все было глянцевито, переливчато, все страстно тяготело к некоему совершенству...» Этот «далекий мир» ярок, светел, осязаем, материален, в отличие от призрачности мира, в котором находится герой. Хотя «далекий мир» тоже не слишком реален — во-первых, он остался в далеком прошлом, во-вторых, он слишком идеален, чтобы существовать на самом деле.
Герой, осознающий, что живет в мнимом мире, чувствует «дикий позыв к свободе, к самой простой, вещественной, вещественно-осуществимой свободе». Свобода здесь понимается как освобождение от призраков, как стремление ощутить вещный, реальный мир. Абстрактное понятие «свобода» в сочетании с определением «вещественная» является, пожалуй, оксюмороном, который подчеркивает невозможность осуществления мечты героя.)
— Как разрешается конфликт в романе?
(Цинциннату, живому человеку, приходится зависеть от призраков, и они делают с нам, что хотят. В финале романа Набоков, кажется, устраняет эту несправедливость: уже за гранью бытия герой одерживает победу. Он срывает тщательно подготовленное представление о мнимом мире», сохраняет себя как личность, не «облобызавшись» со своими мучителями, умирает до того, как ему отрубят голову: «Все расползалось. Все падало. Винтовой вихрь забирал и крутил пыль, тряпки (..) и Цинциннат пошел среди пыли, и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».)
— Какие литературные ассоциации (реминисценции) возникают в связи с таким разрешением конфликта?
(Явно просматривается развитие традиций Ф. М. Достоевского о бунте личности против морально-идеологического и государственного тоталитаризма. Само заглавие романа «Приглашение на казнь» является анаграммой названия романа Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский оптимистично предсказывал, что если хотя бы один только «господин с насмешливою физиономией» откажется жить «по табличке», то всеобщее «хрустальное» благополучие взорвется. Набоков же пишет об уничтожении личности тоталитаризмом, о трагической невозможности противостоять всеобщему абсурду.)
Возникают и ассоциации с гоголевским «маленьким человеком». Гоголь часто наделял своих героев силой, волей, способностью к действию уже за гранью реальной жизни, за гранью ясного сознания (Петербургские повести: «Невский проспект», Шинель», «Записки сумасшедшего»...)
Комментарий учителя
Рассказ самого В. В. Набокова «Облако озеро, башня» является своеобразным произведением-спутником «Приглашения на казнь». В этом рассказе есть эпизод, когда героя, Василия Ивановича, решившего отделиться от экскурсии и поселиться в домике над озером, насильно увлекают обратно. Он сопротивляется: «Я буду жаловаться, — завопил Василий Иванович. — Отдайте мне мой мешок. Я вправе остаться где желаю. Да ведь это какое-то приглашение на казнь, — будто добавил он, когда его подхватили под руки».)
— Как бы вы определили жанр романа «Приглашение на казнь»? Ассоциации с какими литературными произведения ми вызывает этот роман?
(Фантастическая антиутопия, книга-гротеск, близкая к традициям Кафка, к его «Процессу», к «Прекрасному новому миру» Хаксли, к роману Оруэлла «1984», который был написан уже после «Приглашения».)
— Как можно трактовать фи нал романа?
(Главный вопрос — остался ли жив Цинциннат? Как будто бы нет, но у эшафота появляются парки, богини судьбы. Некоторые критики считают, что ответа на этот вопрос не существует, так как бессмысленно задавать сам вопрос. Отрубали или нет герою голову — не все ли равно?
Другие критики которые полагают, что жизнь Цинцинната — это уже смерть. У самого же героя после казни и начинается настоящая жизнь: он уходит к существам, «подобным ему».
Третьи утверждают: в «Приглашении на казнь» нет реальной жизни, как нет и реальных персонажей, за исключением Цинцинната. Все происходящее с ним — его творческий бред, который заполняет игра приемов и образов. Игра заканчивается — текст обрывается. Вопрос о казни Цинцинната вообще не стоит, так как на протяжении всего произведения мы видим его в воображаемом мире, где никакие реальные события невозможны. В заключительных строках мы наблюдаем возвращение Цинцинната из мира вымышленного в мир реальный.)
Обмен мнениями о трактовках финала романа.