Работа в прописи. Письмо изученных букв
– Откройте пропись. Попробуйте догадаться, что нужно сделать? (Надо написать рядом с печатной буквой соответствующую ей письменную.)
– Назовите секрет письменных букв. (Пишутся с наклоном.)
– Чем похожи строчные буквы а, о? (Есть общий элемент.)
– Допишите до конца строки по образцу. Что объединяет строчные буквы и, у? (Первый элемент одинаковый.)
– Допишите до конца строки по образцу.
– На следующей строчке придумайте и запишите последовательность из других гласных букв.
– Буквоеду понравились ваши комбинации из строчных букв. Но он просто так не отдаст нам буквы. Надо отгадать загадки про буквы и записать изученные заглавные и строчные буквы.
– На что похожи эти буквы?
Вот калитка –
Три доски.
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
– О какой букве говорится в стихотворении? (И.)
– Попробуйте найти место буквы И в пословице. (Дети определяют слово и вписывают строчную букву и в слово «мудрости».)
– Запишите заглавную и строчную буквы и в прописи.
Палочка, на ней баранка –
Вот вам буковка-южанка.
(По М. Погарскому.)
– Отгадайте, какая буква. (Ю.)
– Запишите заглавную и строчную буквы.
Эта буковка проста:
Тянет рожки из хвоста.
(По Г. Ванюхину.)
– Отгадайте, какая буква. (У.)
– Запишите строчную и заглавную буквы.
– Нужна нам для пословицы буква у? В каком слове пишется буква у? (В слове «мудрости».)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
Е. Тарлапан
– Отгадайте, какая буква. (О.)
– Запишите строчную и заглавную буквы.
– Нужна нам для пословицы буква о? В каком слове пишется буква о? (В слове «мудрости».)
Два столба наискосок,
А между ними – поясок.
С. Маршак
– Отгадайте, какая буква. (А.)
– Запишите заглавную и строчную буквы.
– Впишите строчную букву а в слова пословицы. (Азбука, ступенька.)
– А какие стихи про гласные буквы помните вы? Прочитайте наизусть.
3. Игра «Слова с одинаковой гласной».
Работа на листе в клетку. Учитель показывает предметные картинки, дети чертят схемы слов и вписывают гласные буквы. (Барабан, ананас, остров, бурундук, колосок.)
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
4. Работа в прописи. Игра «Мокрая кисточка».
Учитель на доске пишет кисточкой букву. Дети должны назвать её, дать характеристику и записать в прописи. (Заглавные письменные буквы: а, и, э, о, е, ы, ю.)
– Какая буква лишняя? Где можно услышать ы?
В слове «мы» и в слове «вы»,
В слове «ты» и в слове «сыр».
Вкусный– с дырами, без дыр.
А в начале слов и фраз
Вы слыхали ыхоть раз?
В. Шляхов
– Что общего между остальными буквами?
– Когда мы пишем в словах заглавную букву?
– Какая заглавная буква нам нужна для пословицы? (А.)
– Все гласные вернулись на своё место, и мы можем наконец прочитать пословицу: Азбука – к мудрости ступенька. Как вы понимаете ее смысл?
Самостоятельная работа.
Учитель загадывает буквы, ученики отгадывают и записывают в тетрадях; по окончании работы проводится самопроверка.
– Этой буквой обозначается звук [у] после мягких согласных, значит, это буква… (Ю).
– Эта буква обозначает звук [а] в слове «мяч», значит, это буква... (Я.)
– Эта буква состоит только из одного элемента, значит, это буква... (О.)
– Это третья буква в слове «клён». (Ё.)
– Этой буквой обозначается звук [у] после твёрдых согласных. (У.)
– Это вторая буква в слове «шарик». (А.)
– Это буква, которая состоит из правого полуовала и короткой горизонтальной линии посередине этого полуовала. (Э.)
– Это вторая буква в слове «пюре». (Ю.)
– Этой буквой обозначаются сразу два звука – [й’а], если они стоят рядом. (Я.)
IV. Итог урока.
– Буквоед дарит нам ещё одну пословицу: Пишут не пером, а умом. Ваша работа на уроке это доказала.
Урок 36
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ПАРНЫХ
ПО ТВЁРДОСТИ-МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели: совершенствовать умение обозначать гласные звуки буквами, тренироваться в различении гласных и согласных звуков, развивать внимание, фонематический слух; расширять кругозор.
Ход урока