В объяснение притчи о неправедном приставнике
Милость Божия буди с вами!
Не мы с вами первые и не мы последние, которые спотыкаемся пред притчею о неправедном приставнике. А дело может быть очень просто. Только Бог не дает зрения умного. Оставаясь же с одними своими средствами, повертим, повертим затруднение то с той, то с другой стороны, и остаемся почти не причем, с мыслию однако ж, что возможное для нас сделано, и довольно с нас. Вы поминаете, что читали мои мысли на каждый день, и пояснение притчи о неправедном приставнике. Это пояснение не тоже с тем, которое отчасти содержится в сказанных "мыслях!" Но если не тоже, а иное от этого, а между тем все же мое, то вы имели пространное истолкование сей притчи, мною составленное давно-давно, кажется в конце шестидесятых годов, и напечатанное в одном журнале - Страннике. Если так, то я вам больше ничего и не скажу кроме: читайте там еще и еще. Там все сказано, до чего досягла моя голова, и на большее не погневайтесь. Но если не так, и вы под своим словом "пояснение притчи" разумеете только мысль книги: "Мысли на каждый день", то хорошо было бы вам напасть на ту статью журнала, и прочитать. У меня нет сих номеров, я отослал их к Афонским инокам в Москву, потому что они возымели намерение перепечатать ее особо и издать. Напишу вам что-нибудь из того, что там написано. Но у меня память никуда негодная и это нечто будет ничтожно. Вас поражаюсь недоуменьем слова Господа: сотворите себе други от мамоны неправды... да егда оскудеете, приимут вы в вечные кровы (Лк.16:9). Сотворить други сим образом немудрено, но попасть ради сего в вечные кровы, едва ли несомненно можно. Ибо там все от Господа, а Он не потерпит даже самой легкой тени неправды. И труд делать друзей чрез мамону неправды окажется тщетным. Но в тексте все же стоит мамона неправды, как средство к стяжанию вечного крова. Очевидно, что все дело стоит за пониманием, кто такая мамона неправды, дающая плод совсем не по своей натуре. Вы в Москве слышали, что недоумение сие разрешается допущением предположения, что тут перевод не верен. Но перевод верен, и никогда не представлял затруднений. Все переводы содержат мамону неправды. И вы справедливо заметили, что этим путем затруднение не устраняется, а между тем порождает мысль о неточности перевода, очень опасную. Надо и мамону неправды удержать и верность перевода признать и приискать мысль в решении недоумения, удовлетворяющую хоть немного. Вы подали мысль, не разумел ли Спаситель мытарей, наживших богатство очевидными неправдами, всеми признаваемыми, и в изречении своем предложил способ, как им избавиться от вечной пагубы? Эта мысль допустима, хотя притча и вся речь по поводу ее были обращены к ученикам (Лк.16:1). Ибо Господа слушали все. Примем эту мысль и, расширив ее приложение, допустим, что Спаситель не имел в мысли определенных лиц, а разумел всех вообще, всякого рода и времени богатых, которые сознают, что богатство их или все, или в некоторых частях неправедно. Предлагается общий способ избежать вечной беды всем неправедным богачам. Вот как это будет стоять в течении речи Спасителя. Неправедный приставник, увидев, что обличен и находится в крайней беде попасть в бедное состояние, ухитрился, как избыть от беды сей, путем впрочем неправым. Но хозяин его, узнав его проделку, похвалил его, что ловко устроил свое дело. Спаситель пояснил, что этому дивиться нечего. Так уж свет стоит, что сыны века сего бывают премудрее сынов света, в роде своем, в кругу дел своих, по духу своему. Но тут же обратил Он мысль Свою и на сынов света, которые еще имеют быть таковыми, не состоя на деле в роду их. Между сими ищущими иные могут находиться в подобно сравнительном положении, как и неправедный приставник, т.е., в положении неправедно наживших имущество, сознающих, что при этом нет им спасенья и желающих знать, как бы избыть от беды осуждения за неправедное богатство. - Способ сей и указывает им Спаситель, говоря: и Аз вам глаголю. Тот неправый приставник ухитрился избыть от беды по духу и приемам века сего. А Я вам предлагаю способ, как избавиться от беды не по этому духу века, а по другим законам: "сотворите себе други от мамоны неправды". Неправое богатство обратите в способ стяжания друзей не сего, а будущего века, и те примут вас в вечные кровы. Неправый приставник в этом веке стяжал себе друзей неправым богатством, а вы приобретете друзей для века будущего, за то приставник тот приобрел кров только на сей век, а вы получите кров на вечные века. Тот друзей приобрел не правым путем, а вы приобретете правым, благословенным свыше, и потому ценным у Самого Господа - распределителя вечных кровов. Закхей после, по сему способу действуя, признан от Господа чадом Авраама. Думается, что с таким объяснением можно помириться. Тут все слова остаются в своем значении и иносказание не вводится в истолкование. Кажется, что в этом и состояла самая цель притчи. Можно еще вот какую мысль принять, что в словах Спасителя мамоной неправды названо само богатство, несмотря на способ его приобретения. Богатство есть мамона неправды потому, что оно само в природе своей неправо: живет лукавством, обольщает неправыми надеждами, а главное тем, что обманывает в глазах. Предлагает громады благ, а оглянешься, ничего не остается, все как прах разлетается. Спаситель и предлагает превратить непостоянство богатств в нечто вечно ценное и удобостяжаемое: раздайте его бедным, чрез это оно перейдет в вечное ваше достояние и будет составлять вечный кошт ваш. Этой мысли о богатстве держались высокие умы: блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, кажется и Григорий Великий. Обещал я вам написать кое-что и написал.
Благослови вас Господь всяким благословением. Умудряйтесь в ведении священных предметов Божественного откровения. Господь разумов будь вам помощник. Желаю вам всего хорошего, радостного, душеспасительного.
Еп. Феофан.
381. Библиографический отзыв святителя о "Письмах о христианской жизни", "Пути ко спасению" и прочих своих книгах
Милость Божия буди с вами!
С вами и вашей подругой и я благодарю Господа, озарившего душу вашу светом истины Божией о Христе Иисусе. Да утверждает вас Господь паче и паче в сей истине и жизни по требованию ее.
И вы и подруга ваша уверяете, что вам много помогли мои книги "Письма о христианской жизни" и "Путь ко спасению". Сами по себе книги эти не имеют ученого достоинства и суть простое изложение жизни христианской, какою она должна быть по учению Господа, св. Апостолов и св. пастырей и учителей Церкви. Может быть простота сия и дала истине Божией войти в сердце, и она, вошедши в сердце, завладела им и произвела в нем переворот. Господь везде есть, и всем хощет спастись, и тотчас входит в сердце, как только успеет чем-либо открыть его.
Как вы обе с книжек моих начали просвещаться истиною, то там же ищите и продолжения сей науки. В "Письмах о христианской жизни" и "Пути ко спасению" христианство деятельное изображено довольно полно. На свет произошли они в сороковых годах, а напечатаны в шестидесятых. Для меня они теперь будто чужие; от давности все перезабыл. Но истина в них содержится чистая. Я был тогда, как писал, наставником в С.-Петерб. духовной академии по нравственному богословию. В "письмах" содержатся эти уроки. К сим пись-мам подошли потом - "Письма о том, что есть духовная жизнь и как в ней установиться"; "Письма о духовной жизни" по поводу писем Сперанского о том же предмете; - "Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни христианской"; "Мысли на каждый день года по церковным чтениям", и подобные краткие мысли порождавшиеся сами собою при размышлении о жизни христианской. И еще кое-что есть. И печатание и распространено сих книг взяли на себя Афонские старцы (Афонская часовня, на Никольской ул. в Москве).
Пишу все сие вам и подруге вашей, чтобы вы знали где достать книжек для пополнения своих знаний о вере и жизни, - все в одном духе. Замечу еще, что "Письма о христианской жизни" были изданы сначала в четырех выпусках, в четырех книжках. Но недавно изданы они в другом виде: Выпуски третий и четвертый составляют книгу - Начертание хр. нравоучения. Выпуски первый и второй составляют книгу собственно Письма о христианской жизни, с прежним прибавлением. Прежнее прибавление ко второму выпуску - аскетические уроки, извлеченные из (списков) отечников обители св. Саввы, что близ Иерусалима, изданы особою книжкой с сим заглавием. В Начертании есть нечто новое против того, что содержится в прежних выпусках 3 и 4.
Пишу вам все о книгах потому, что вы в письме никакого вопроса не предложили, а что пишу о своих книгах, это потому, что не знаю где бы еще полнее изображено было все касающееся жизни христианской. Другие писатели и лучше бы написали, но их занимали другие (вопросы) предметы, а не те, о которых познания ищем мы с вами.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Еп. Феофан. 20 января 1893 г.