Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных
царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в
своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера , где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности : не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность терра, подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.
За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного ком
плекса были каменные раскрашенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшие декорации, широкое использование скульптур(свыше 250
статуй),обилие колоннад, деревья и искусственные пруды , размещавшиеся и на
террасах.
Идея пространственно развитого храмового комплекса,
подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное
выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в
Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).
Основными элементами сложного и гармонического целого
были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).
Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.
Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное движение к молельням через величественно- гигантские “заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.