Морозец, сапожник, ноша, старик, замочек, разведка, селедка, видней, великой работой, подождать, восемью, дверями
2. Корень и аффиксы. Классификация аффиксов по их положению относительно корня. Нулевые морфемы.
3. Полисемия, омонимия и синонимия морфем.
Аналогичен ли морфемный состав следующих слов:
а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой;
б) дай, май, стай;
в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.
4. Понятие основы слова. Основа слова, основа формы слова. Производная и непроизводная основы. Производящая основа.
Установите тип основ и дайте обоснования.
Кость, радость, село, родина, длина, мыло, тьма, темно, старик, горец, зрелище, воля, председатель.
Проверочная работа в конце занятия:
В предложенных трех словах выделите морфемы и охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 10.
Словообразование. Типы образования слов в русском языке
1. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов).
2. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую).
3. Морфологическое словообразование: аффиксация, безаффиксальный способ, способ сложения основ.
4. Лексико-синтаксическое словообразование (объединение двух или нескольких слов в одно).
5. Функциональная классификация словообразовательных аффиксов.
6. Аффиксы, выполняющие лексическую, грамматическую и стилистическую функции.
7. Единицы словообразования. Словообразовательная пара, словообразовательная категория, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.
8. Словообразовательные словари.
Задания:
1. Определите способ словообразования следующих слов: засолка, предвидение, соавтор, луноход, разноцветный, вспыльчивость, побелка, широколиственный, правнук, косточка подснежник, прогулка, безнаказанность.
2. Составьте словообразовательное гнездо от слова снег.
Вопросы к зачету
1. Предмет фонетики. Звук речи и три стороны его изучения. Понятие об артикуляции. Фонетическая транскрипция.
2. Классификация гласных звуков.
3. Классификация согласных звуков.
4. Позиционные изменения звуков в потоке речи.
5. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи.
6. Фонетические и позиционные чередования гласных и согласных звуков. Исторические чередования.
7. Понятие фонемы. Фонема и её варианты (аллофоны). Функции фонемы.
8. Система фонем современного русского литературного языка. Дифференциальные признаки фонемы.
9. Московская и Санкт-Петербургская фонологические школы.
10. Фонетическое членение речевого потока. Сегментные единицы речевого потока. Слог. Различные теории слога и слогоделения.
11. Суперсегментные единицы языка. Ударение.
12. Суперсегментные единицы языка. Интонация.
13. Предмет изучения орфоэпии. Русское литературное произношение и его исторические основы.
14. Основные нормы произношения гласных звуков в безударном положении. Влияние на произношение безударных гласных предшествующих согласных звуков.
15. Произношение согласных в современном русском литературном языке.
16. Особенности произношения некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов.
17. Понятие о графике. Фонетический, фонематический и традиционный принцип русской графики.
18. Возникновение русского алфавита и его развитие. Состав русского алфавита.
19. Особенности русской графики. Соотношение русской графики фонетики.
20. Понятие об орфографии. Морфологический принцип русского правописания. Отступление от морфологического принципа правописания. Фонетические влияния в русской орфографии.
21. Традиционные или исторические написания в русской орфографии. Орфография заимствованных слов.
22. Морфемика как учение о значимых частях слова. Понятие морфемы. Алломорфы и варианты морфем.
23. Морфемная структура слов русского языка. Классификация морфем.
24. Словообразующие и формообразующие аффиксы и их продуктивность.
25. Понятие основы. Основа слова и основа словоформы. Непроизводные и производные основы.
26. Понятие о производящей основе. Соотносительность производной и производящей основ.
27. Исторические изменения в морфемном составе слова. Опрощение. Переразложение. Усложнение.
28. Морфемный состав слова и орфография. Правописание слов с приставками. Гласные Ы и И после приставок.
29. Основные способы словообразования в русском языке, их краткая характеристика.
30. Лексико-семантическое словообразование.
31. Лексико-синтаксическое словообразование.
32. Морфологическое и морфолого-синтаксическое словообразование.
33. Единицы системы словообразования. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная пара, категория, цепь, парадигма. Понятие продуктивности в словообразовании.
34. Функциональная классификация словообразовательных аффиксов. Лексическая, грамматическая, стилистическая функции аффиксов.
35. Орфоэпические и орфографические словари. Особенности строения словарных статей.
36. Словообразовательные словари. Особенности строения словарной статьи.
Контрольные работы
1. Контрольная работа по фонетике.
Затранскрибировать текст (1 предложение = 18–20 слов).
Обозначить и охарактеризовать все случаи изменений звуков в потоке речи.
Весь текст поделить на синтагмы и слоги. Назвать количество слов, акцентных слов, фонетических слов в данном тексте.
Охарактеризовать слоги двух слов из текста.
2. Контрольная работа по фонетике и фонологии.
Затранскрибировать текст (1 предложение = 18–20 слов).
Обозначить и охарактеризовать все случаи изменений звуков в потоке речи.
Дать фонематическую транскрипцию двух слов по ЛФШ и по МФШ.
3. Контрольная работа по морфемике и словообразованию.
Затранскрибировать текст (1 предложение = 18–20 слов).
В двух производных словах охарактеризовать морфемы, назвать (если они есть) алломорфы и варианты морфем.
В этих же словах выделить основу слова и основу словоформы, определить, от чего образовано данное слово, способ образования.