Великая отечественная война башкир
Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки и стрелы, пики. Страшная весть, как горький черный дым перед большим пожарищем, облетела вдоль и поперек страну Самрау. Великие полководцы, называемые Геродотом царями, соединяющие иляу-стран (иляу между русел рек Идель-Камы -- Обь, восточный иляу за Обью, западный иляу за Иделью) собрались на совет – курултай на месте былого древнего священного города Аркаим, расположенном на развилине рек Караган и Утяган, что в 200 км. от нашей священной горы Атас (Магнитная гора), находящейся за Уралом… Лазутчики усярган, придерживающие персов на западной границе, принесли на курултай такую весть:
118. Итак, скифские посланцы прибыли в собрание царей упомянутых племен. Онисообщили, что персидский царь, покорив все племена в другой части света, построил мост на перешейке Боспора и переправился на этот материк. Затем царь подчинил фракийцев и навел мост через реку Истр. Теперь он желает завоевать все их земли. «Вам никоим образом не следует держаться в стороне, — говорили послы, — и допустить нашу гибель. Давайте выступим единодушно навстречу врагу. Если вы не сделаете так, то нам придется покинуть нашу страну или же, оставаясь здесь, добровольно подчиниться захватчику. Что же нам делать, если вы не пожелаете помочь? И вам от этого не станет легче. Ведь персидский царь выступил в поход против нас, так же как и против вас. Покорив нас, он не успокоится и не пощадит и вас.
После таких слов усярганских посланников, – продолжает историк,– главы, собравшиеся на курултае, начали совещаться, но так и не пришли к единому мнению. Представители племен Кыпсак, Башкорт, Юрматы выступили за то, чтобы помочь Усяргану, в то время, как главы Кубяляк-Тиляу, Барын, Каракалпак, Тамьян так ответили усярганам: «В прошлый раз вы сами без нас первые завоевали Персию и стали править без благословления Всевышнего Тэнгрэ. Сейчас же их понуждает всё тот же Тэнгрэ – они возмещают вам то, что сотворили вы сам; если же персы вторгнуться и на наши земли, то мы не склоним головы; а пока это время не настало, мы не двинемся с места. Потому что мы знаем, что персы не на нас наступают. А хотят проучить провинившихся».
Здесь бросается в глаза разобщенность иляу – когда беда надвигается на одного, другие не стремятся подняться как один.
120. Получив такой ответ, усярганцы решили не вступать в открытое сражение с персами (так как эти соседи не пожелали им помочь). Усярганцы стали медленно отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники уничтожая траву на земле. Свое войско они разделили на два отряда К первому отряду под предводительством царя Скопасиса (Аскапгазиза. – З.С.) присоединились юрматынцы. Отряд этот в случае нападения персов на эту область должен был отступать прямо к реке Танаису (Яику/Уралу. – З.С.) вдоль озера Меотида (Каспия-Арала. – З.С.). Если же персы повернут назад, то преследовать их. Это войско принадлежало первой из трех частей усярганского царства и получило приказание идти указанным путем. Два других царства — великое царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с кыпсаками и бажанаками, должны были также медленно отступать, держась на расстоянии дневного перехода от персов, и таким образом выполнить военный план. Прежде всего нужно было заманить персов в земли тех племен, которые отказались от союза с усярганами, чтобы вовлечь и их в войну с персами. Если они не пожелали добровольно выступить против персов, то их надо было заставить воевать против воли. После этого им пришлось бы вернуться в свою землю и напасть на персов, если бы это оказалось разумным.
Как видно из отрывка, некоторые наши башкирские роды проявили нерешительность. Против персов для освобождения земли Усярган фактически поднялись лишь три иляу страны Самрау. Военные силы, объединенные под руководством Усярган, строго опережая врага на расстоянии двухдневной пути, осуществляя свои намерения, должны были завлечь их в глубь степи. Увлекаемых за собой врагов они, в первую очередь, должны были довести до илу родов, не присоединившихся к ним и ввязать их в войну против персов.
121. Приняв такое решение, усярганцы выступили против войска Дария, выслав вперед головной отряд лучших всадников. Кибитки с женщинами и детьми, а также весь остальной скот, кроме необходимого для пропитания количества голов, они отправили вперед с приказанием все время двигаться на север.
В то время как авангард усярганцев встретил персов на расстоянии трёхдневного пути на берегу р.Идель, основная группа, отставая от них на расстоянии однодневного пути, разбив лагерь, продолжает уничтожать всё съестное в округе. Персы же, раз за разом наступая на хвост удаляющейся усярганской конницы, всё яростнее преследовали их. Так они гнали их на восток в сторону Яика. Когда усярганцы переплыли Яик, то и персы перешли реку и преследовали их до самого конца иляу юрматинцев и начала иляу башкир:
122. Усярганцы опередили врагов на дневной переход и расположились станом, уничтожая всю растительность. Лишь только персы заметили появление усярганской конницы, они начали двигаться по следам врагов, которые все время отступали. Затем персы напали на одну из частей усярганского войска и преследовали ее в восточном направлении_к реке Танаису. Усярганцы перешли реку Танаис, а непосредственно за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через землю юрматынцев не прибыли в область бажанаков.
Как свидетельствует История, войска обоих сторон прошли через иляу юрматинцев, что севернее от берега моря. Сегодня мы ясно представляем себе где находилась иляу Юрматы (сармат - савромат) – это река Илек, впадающая в Яик. В одном из курганов – захоронений юрматинских биев в 1989 г. были обнаружены богатые сокровища, которые хранятся в Уфе…
Персы, таким образом, пройдя иляу Юрматы, подошли к границам Башкир.
123. Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, -- продолжает историк, -- они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю бажанаков,_персы_нашли там город,_окруженный деревянной стеной. Бажанаки бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны бажанаков и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты (или тиссагеты – люди племени Усярган. – З.С.). Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду (Каспийское море. – З.С.). Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис (реки Оло-Ик/Сакмара, Ор, Яик/Урал и Иргиз. – З.С.).
Совершенно верно, эти реки с такими же названиями и по сей день текут на исторической башкирской земле. Как говорит сам Геродот, все они, слившись воедино, как одно течение (Яик), впадают в Каспийское море. Лишь четвертый Иргиз, не дойдя до Каспия, сегодня исчезает в песках. Но когда-то и она впадала в общее Каспийско-Аральское море (Мэте), т.е. тогда нынешнее Аральское море было соединено с Каспийским (через Кара-Богаз-Гол и Узбой). Что до деревянного города башкир, сожженного персами, то на его месте был воздвигнут город Актубинск (Актюбя)…
123. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии — около 60 стадий (12 км – З.С.) друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени...
Следовательно, эти восемь крепостей Дария строились на месте нынешнего города Орска и были воздвигнуты по направлению вверх по течению реки Орь. Возможно, они были предназначены как смертельное препятствие на возвратном пути усярган, ушедших по левому берегу Яика в степи, в места нынешнего Челябинска. Да, Дарий рассчитывал перебить всех усярган. Обратимся вновь к Геродоту:
...Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им усярнанцы обошли его с севера и возвратились в Усярган/Скифию. При внезапном исчезновении усярганцев Дарий велел оставить наполовину завершенные постройки и, так как усярганцы больше не появлялись, повернул на запад. Царь предполагал, что перед ним находится все усярганское войско и что усярганцы бежали на запад.
Из отрывка ясно, что усярганцы напрочь исчезли с глаз персов. По-видимому, они пошли по дороге протянувшейся до нынешнего города Карталы на север, затем, взяв на запад, в сторону нынешнего города Сибая, повернули на юг и последовали по дороге, ведущей на места, где сегодня расположены Баймак – Акъяр – Новотроицк. Всё отдаляясь и отдаляясь от реки и горы Ор (совр. города Орска), они всё дальше дальше уводили за собой персов. «На этом месте, – объясняет историк, – персы, достигнув земель усярган (ныне Хайбуллинский р-н РБ. – З.С.), столкнулись с двумя другими частями усярганского иляу и тут же пустились за ними вдогонку; а они, опережая персов на расстоянии лишь однодневного пути, всё отступали и отступали».
Вернемся к событиям, разворачивающимся вокруг этого ужасного военного пути Карталы -- Сибай. «Так как Дарий преследовал их не отставая ни на миг, – рассказывает историк, – то усярганцы, согласно уговору, стали отступать на территории тех иляу, которые отказались присоединиться к ним, в первую очередь, на земли каракалпаков. Усярганцы, а за ними и персы, вихрем налетев на эти земли, всколыхнули её, и тут же усярганцы ушли в сторону катайцев, увлекая за собой персов. Подняв и всколыхнув их тоже, усярганцы увлекли за собой персов к иляу Барын. Всполошив их тоже, усярганцы быстренько собрались и пустились в сторону Кубяляк-Тиляу. Последние, прежде чем беглецы ворвутся на их территорию, послали посланника с вестью о том, что они не дают им разрешения пройти через их земли, в противном случае, хозяева ответят им войной… Каракалпаки, катайцы и барынцы, после нашествия на их территории усярган и персов, отказавшись противостоять им, бесконца отступали на север. Так как
Рис.14. Нашествие Дария I в Скифию/Башкортостан (маршруты показаны стрелами.
кубяляк-тиляуцы отвергли их, усярганцы не стали их касаться, продолжали уводить за собой персов в свои края…».
Возникает такой вопрос: каким образом усярганцы, идущие от берегов Каспия до нынешнего Сибая, Баймака, находили дорогу к себе домой? Они, конечно, не должны были возвращаться по уже пройденному пути, потому что, как и было условлено, всё живое в этом направлении было уничтожено ещё до прихода персов и протоптано самими усярганцами. Они должны были идти по новой дороге с пастбищами и реками, а за собой опять же ничего не оставлять. В то же время, ведя за собой врага, они не должны были доводить их до Урала, где покоятся священные останки предков. Их путь должен проходить по правому берегу реки Яика/Урала через нынешние Баймак – Медногорск – Оренбург – Уральск. Так для Дария война по методу усярган продолжалась бесконечно: их внезапное нападение со всех сторон, не поддаваться в самых решительных битвах… Здесь также широко использовались оправдавшие себя во все времена приемы партизанской войны.
126. Так как война затягивалась и конца ей не было видно, то Дарий отправил всадника к царю усярганов Иданфирсу с приказанием передать следующее: «Чудак! Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе, то остановись, прекрати свое скитание и сразись со мною. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также оставить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры».
127. На эти слова царь усярганов Иданфирс ответил так: «Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой — это я также объясню. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во_что_бы то ни_стало_сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить и тогда узнаете станем ли мы сражаться за эти могилы или нет. Но до тех пор, пока нам не благорассудится, мы не вступим в бой с вами. Это [я сказал] о сражении. Владыками же моими я признаю только Зевса и Гестию (Урала и Шульгана. – З.С.), царицу усярганов. Тебе же вместо даров — земли и воды — я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь!». Таков был ответ усярганов.
128. С этим сообщением глашатай отправился к Дарию. Цари же усярганов, услышав слово «рабство», пришли в негодование. Они послали часть войска, в которой находились юрматынцы под начальством Аскапгазиза,для переговоров с ионянами, которые охраняли мост через Истр. Остальные решили не завлекать дальше персов, а нападать на них, когда те выходили на поиски пищи. Выполняя это решение, усярганцы подстерегали воинов Дария, когда те добывали себе пищу.
Из текста следует, что войско Дария, предчувствуя о предстоящей затяжной войне с усярганами, остановилось для отдыха … Этой стоянкой персов, возможно, является место недалёкое от р. Идели, через которую они проложили мост, ныне примерно около города Уральска. Большая часть войска Дария вымерла, не выдержав лишений и голода, другие же были больны. Поэтому жихангира Дария I теперь волновала одна проблема: поскорее унести свои ноги из этого иляу подобру поздорову пока голова цела: усярганцы нападали внезапно в самых неожиданных местах и начинали стрелять из лука из-за камней, из-за деревьев. Видно, что и его ждет судьба погибшего предка Кира I – ведь и он положил голову на пороге страны Самрау…
Таким образом, продолжает историк, усярганцы, преследуя за промышляющим пропитанием войском Дария, осуществляли свои планы.
Усярганская конница постоянно обращала в бегство вражескую конницу. Бегущие персидские всадники нападали на своих же пехотинцев, которые являлись к ним на помощь. Тогда усярганы, отбив нападение конницы, поворачивали назад из страха перед пехотинцами. Подобные же нападения усярганы производили и по ночам.
129. Теперь я расскажу о весьма удивительном явлении, которое благоприятствовало персам и мешало усярганам при их нападениях на стан Дария, именно о реве ослов и о виде мулов. Ведь, как я уже раньше заметил, во всей Усярганской земле из-за холодов вообще не водятся ослы и мулы. Поэтому-то ослиный рев приводил в смятение усярганскую конницу. Нередко во время нападения на персов усярганские кони, заслышав ослиный рев, в испуге поворачивали назад: в изумлении они поднимали уши, так как никогда прежде не слыхивали таких звуков и не видывали подобной породы животных. Впрочем, это обстоятельство лишь короткое время помогало персам на войне.
130. Усярганы же, замечая замешательств персов, поступали следующим образом, стараясь как можно дольше удержать персов в своей стране и терзая их нуждой и лишением всего необходимого. Усярганы оставляли часть своих стад вместе с пастухами, а сами уходили в другое место. Персы же приходили, захватывали скот, каждый раз при этом гордясь своей удачей.
131. Это повторялось часто, пока в конце концов Дарий не оказался в затруднительном положении. Усярганские цари, проведав об этом, отправили к Дарию глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел (пять стрел – символ пяти родов племени Усярган; напомним: племя Башкорт состоял из семи родов. – З.С.). Персы спросили посланца, что означают эти дары, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. По его словам, если персы достаточно умны, должны сами понять значение этих даров.
132. Услышав это, персы собрали совет. Дарий полагал, что усярганы отдают себя в его власть и приносят ему [в знак покорности] землю и воду, так как-де мышь живет в земле, питаясь, как и человек, ее плодами; лягушка обитает в воде, птица же больше всего похожа [по быстроте] на коня, а стрелы означают, что усярганы отказываются от сопротивления. Такое мнение высказал Дарий. Против этого выступил Гобрий (один из семи мужей, которые низвергли мага). [Значит, семиродец Гобрий/Һабрау – сэсэн семиродного племени Башкорт. – З.С.]. Он объяснял смысл даров так: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами».
133. Так персы стремились разгадать значение даров. Между тем один отряд усярганов, прежде стоявший на страже у Меотийского озера (Каспийского моря. – З.С.), отправился к Истру (Иделю/Волге. От слова Истра-кан ’Истра-вода‘ происходит название города Истракан/Астрахан. – З.С.) для переговоров с ионянами. Придя к мосту [на Истре], усярганы обратились к ионянам с такими словами: «Ионяне! Мы принесли вам свободу, если вы только пожелаете нас выслушать. Мы узнали, что Дарий повелел стеречь мост только 60 дней и если он за это время не придет, то вы должны вернуться на родину. И вот если вы теперь так и поступите, то не провинитесь ни перед царем, ни перед нами. Обождите указанное вам число дней и после этого отплывайте на родину». Ионяне обещали исполнить просьбу усярганов, и те тотчас поспешили назад.
Но здесь остается только сожалеть по поводу простодушия башкир, думающих, что все как и они выполняют данные обещания. Ведь они из-за этого допустили ошибку – сами не желая того упустили попавших в ловушку персов …
134. После принесения даров царю оставшиеся в своей земле усярганские отряды — пехота и конница — выступили в боевом порядке для сражения с персами. Когда усярганы уже стояли в боевом строю, то сквозь их ряды проскочил заяц. Заметив зайца, усярганы тотчас же бросились за ним. Когда ряды усярганов пришли в беспорядок и в их стане поднялся крик, Дарий спросил, что значит этот шум у неприятеля. Узнав, что усярганы гонятся за зайцем, Дарий сказал своим приближенным, с которыми обычно беседовал: «Эти люди глубоко презирают нас, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно рассудил о усярганских дарах. Я сам вижу, в каком положении наши дела. Нужен хороший совет, как нам безопасно возвратиться домой». На это Гобрий ответил:«Царь! Я давно уже узнал по слухам о недоступности этого племени. А здесь я еще больше убедился в этом, видя, как они издеваются над нами. Поэтому мой совет тебе: с наступлением ночи нужно, как мы это обычно и делаем, зажечь огни, оставить на произвол судьбы слабосильных воинов и всех ослов на привязи и отступить, пока усярганы еще не подошли к Истру, чтобы разрушить мост, или ионяне не приняли какого-нибудь гибельного для нас решения».
135. Такой совет дал Гобрий. Когда настала ночь, Дарий начал приводить его в исполнение. Слабосильных воинов из тех людей, потеря которых была для него наименее важной, а также всех ослов на привязи царь оставил на месте в лагере. Ослов царь оставил, чтобы те ревели, а людей — из-за их немощи, под тем предлогом, однако, что он намеревается с отборной частью войска напасть на усярганов; слабосильные же должны-де в это время охранять стан. Отдав такие приказания оставшимся в стане и повелев зажечь огни, Дарий поспешно направился к Истру. Покинутые ослы стали после отступления войска реветь еще громче прежнего. Усярганы же, слыша ослиный рев, были совершенно уверены, что персы еще в стане.
Видимо, именно в этот момент убегающий Дарий, или один из его поэтов, разочарованный в своих помыслах завоевать страну Самрау, и сочинил эти строки из вариантного текста песни «Урал»:
Поете вы одно Урал, Урал…
Мол, ваш Урал – сплошной березняк,
Мол, от него в дали тоска в душе,
Мол, без него нельзя жить никак…
136. На следующий день оставленные в стане персы поняли, что Дарий предал их. Простирая руки к усярганам, они стали молить о пощаде и рассказали им все, что произошло. Услышав это, усярганы поспешно объединили свои силы, именно два отряда усярганов (один отряд вместе с юрматынцами и другой с бажанаками и кыпсаками), и начали преследование персов прямо к Истру. Персидское войско большей частью состояло из пехотинцев и не знало дороги (хотя проезжих дорог там и не было), а усярганы были на конях и знали кратчайший путь [к Истру]. Поэтому оба войска разошлись, и усярганы пришли к мосту гораздо раньше персов. Когда усярганы увидели, что персов еще нет, они обратились к ионянам, которые находились на своих кораблях, с такими словами: «Ионяне! Назначенное вам [для ожидания] число дней истекло, и вы, оставаясь здесь, поступаете неправильно. Ведь вы только страха ради оставались здесь. Теперь же как можно скорее разрушьте переправу и уходите свободными подобру-поздорову, благодаря богов и усярганов. А вашего прежнего владыку мы довели до того, что ему больше не придется выступать походом против какого-нибудь народа».
137. Ввиду этого ионяне стали держать совет. Афинянин Мильтиад, полководец и тиран херсонесцев, что на Геллеспонте, подал совет послушаться усярганов и освободить Ионию. Гистией из Милета, напротив, был другого мнения. По его словам, каждый из них в настоящее время является тираном в городе милостью Дария. Если же могущество Дария будет сокрушено, то ни сам он — Гистией — и никто другой уже не сможет сохранить своей власти над городом: ведь каждый город предпочитает народное правление господству тирана. К этому мнению Гистиея тотчас же присоединились все участники совещания, хотя раньше соглашались с мнением Мильтиада.
139. Приняв совет Гистиея, ионяне решили, кроме того, дополнить его следующими действиями и словами: разрушить мост со стороны усярганов, и притом только на расстоянии полета стрелы, чтобы усярганам казалось, несмотря на бездеятельность ионян, что те что-то делают, и для того, чтобы усярганы не пытались силой перейти по мосту через Истр. Разрушая мост с усярганской стороны, ионяне хотели показать усярганам, что выполнят все их желания. Такое дополнение к совету Гистиея приняли ионийские тираны. После этого от имени всех Гистией ответил усярганам так: «Вы, усярганы, пришли с добрым советом и своевременно. Вы указали нам правильный путь, и за это мы готовы ревностно служить вам. Ведь, как вы видите, мы уже разрушаем переправу и будем всячески стараться добыть свободу. Между тем, пока мы разбираем мост, вам как раз время искать персов и, когда вы их найдете, отомстите за нас и за себя, как они того заслуживают».
Как легко поддались обману эти суровые на вид воины! Да, это было характерное для башкир младенческое простодушие и наивность.
140. Усярганы снова поверили в правдивость ионян и повернули назад на поиски персов. Однако им совершенно не удалось найти путь [персов]. Виноваты в этом были сами усярганы, так как они-то и уничтожали в этой стороне конские пастбища и засыпали источники. Не сделай они этого, при желании им легко было бы найти персов; теперь же не удался именно тот их план, который они считали самым разумным. В поисках неприятеля усярганы шли по таким частям своей страны, где был корм для коней и вода, думая, что и враги отступают теми же путями. Однако персы шли, держась ранее проложенных ими троп, и только таким образом (да и то с трудом) нашли переправу. До места они добрались ночью и обнаружили, что мост разрушен. Тогда персов объял страх, что они покинуты ионянами.
141. В свите Дария был один египтянин с весьма зычным голосом. Этому человеку Дарий велел стать на берегу Истра и кликнуть милетянина Гистиея. Египтянин так и сделал. Гистией же по первому зову его доставил все корабли для переправы войска и снова навел мост.
142. Так персы были спасены. Усярганы же в поисках персов потерпели неудачу. С тех пор усярганы считают ионян, поскольку те были свободными людьми, самыми жалкими трусами из всех людей, а как рабов весьма преданными своему господину и наименее склонными к побегу. Так усярганы издевались над ионянами.
Таким вот образом, завершилось коварная захватническая война жихангира Дария I на земле Прародины в стране Самрау в суровых степях которой на съедение воронам остались лежать, как падаль, трупы воинов его самого могучего 700 тыс. войска. Наши предки, для которых независимость дороже жизни, проучили “всесильного жихангира”, и об этом в назидание передавали из поколения в поколение.
А теперь пришло время вернуться к начатому разговору в связи с народным гимном «Урал», раскрыть суть его идейного содержания – священный призыв к защите отечества под названием Урал. Призыв этот слышится и из текста Геродота, давайте вспомним. Вот те главные поучительные слова усярган-башкир, сказанных Дарию: «Мои дела, о перс, обстоят таким образом: до сих пор я ни от кого не уклонялся и теперь не уклоняюсь от тебя … Если так уж хочешь помериться силами, знай же: есть курганы, где захоронены святые мощи наших предков. Только попробуйте протянуть руки или занести ноги, тогда узнаешь как мы будем воевать, оберегая эти курганы – испробуйте на своем горбу этот неписаный закон! Не успеете спастись, стрелы настигнут ваши головы!».
А теперь сделаем ещё одно отступление. Давайте сравним эти слова, услышанные Геродотом от наших предков, со словами, перекликающимися как эхо с ними, из гимна «Урал», записанные выше полужирным шрифтом в главе «Наш национальный гимн «Урал», вот они: «На Урале ещё со времен сотворения мира покоятся священные останки наших предков. Ради того, чтобы ни одна вражеская нога не вступила на эти мары (курганы), каждый башкир будет самоотверженно бороться, пожертвует своей жизнью…» --такова, видно, дух и душа гимна «Урал».
Памятники двух эпох – а какое сходство, как две капли воды, словно слетели из одних уст!
Теперь порождается главный вопрос: Сколько лет нашему национальному гимну «Урал»? Был ли спет впервые во время нашествия персов на нашу страну? Мы не сможем с определенностью ответить на этот вопрос. Одно из двух: либо он был создан до рассказанных Геродотом событий и его мощное содержание преобразовалось в ядро ответа башкир захватчику; либо этот превращенный в ядро ответ, пройдя сквозь сердце народа, превратился в вечное эхо этой отечественной войны башкир – в песню «Урал». В любом случае, могущественный «Урал» родился не в излюбленный нашими учеными период «добровольного присоединения к Русскому государству», а тогда, когда от русских не было ни слуху – ни духу, вырвался из груди башкира.
Гимн, сплотивший дух наших предков, поднял башкирских батыров – воинов за свободу и против Искандера/Александра Македонского, пришедшего после Дария, и китайских, и татаро-монгольских завоевателей, и войска Аксак-Тимура. Этот гимн вдохнул свой дух восставшим против царского самодержавия башкирским батырам С.Ягафару, А.Исякаеву, А.Назарову, С.Минлебаеву, С.Юлаеву. Ещё будучи молодым погибший наш великий поэт Ш.Бабич в своих пламенных стихотворениях воспел этот великий дух наших предков:
Арыҫландар бабаһы –
Ҡаһармандар йөрөгән ер;
Ҡаһармандар кәүҙәһен
Ҡосаҡлаған, күмгән ер;
Арыҫландар үҙ ерен
Залимдарҙан таптатмаҫ,
Таптайым тип атлаһа,
Башҡорт ҡаны атлатмаҫ!..
На сегодняшний день нависла угроза потери нашей родины, нашей истории, языка, а значит, и земли, которая впитала в себя кровь и пот наших отцов и дедов, ради которой из века в век приносились жертвы, за которую боролись изо всех сил; ведь над нацией нависла угроза занесенного топора над её корнями, превращения её в мусора, в перекати-поле.