Отражение в первых произведениях русской литературы процесса «христианизации» Руси и борьбы за влияние на государство трех главных русских городов периода средневековья

Основными хранителями и переписчиками книг были монахи. Поэтому большинство книг, дошедших до нас, носит церковный характер. Древняя литература сочетает светское и духовное начала. Во многих жанрах часто встречается обращение к Богу как «спасителю», «вседержителю», уповая на его милость... Упоминание о божественном промысле и предназначении, ощущение мира в его двуединой сущности, «реальной и божественной», характерно для этой литературы. В произведения древних писателей включаются фрагменты памятников книжной христианской культуры, образы из Евангелия, Ветхого и Нового завета, Псалтыри. После принятия христианства древнерусским книжникам необходимо было рассказать о том, как с христианской точки зрения устроен мир, и они обратились к книгам священного писания.

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого (ум. 1132 г.) Киев утратил власть над большей частью русских земель. Киевская Русь распалась на полтора десятка суверенных и полусуверенных государств, в которых развивались новые литературные центры. О распространении греческой образованности на Руси свидетельствует послание митрополита Киевского Климента Смолятича (прозвище от имени Смолята) пресвитеру Фоме (сер. XII в.). В послании обсуждаются Гомер, Аристотель, Платон, толкование библейского текста с помощью притч и иносказаний.

Приемами византийской экзегетики блестяще владел епископ Кирилл Туровский (ум. ок. 1182 г.), выдающийся церковный ритор, «златоуст» Древней Руси. Его сочинения занимают достойное место среди средневековых памятников западноевропейской церковно-учительной литературы и получили известность у южных славян. Всего ему приписывается более 30 произведений: цикл из 8 слов на праздничные дни Цветной Триоди, цикл седмичных молитв, «Повесть о белоризце и мнишестве» и др. По мнению И. П. Еремина, в иносказательной форме «Притчи о человеческой душе и теле» (между 1160–1169 гг.) Кирилл Туровский написал обличительный памфлет против епископа Ростовского Федора, боровшегося при поддержке князя Андрея Боголюбского за независимость своей кафедры от Киевской митрополии.

При Андрее Боголюбском происходит культурный подъем во Владимиро-Суздальском княжестве. Стремясь возродить единство Руси под своей властью, князь был заинтересован в прославлении своей деятельности, местных святых и святынь. В честь своей победы над волжскими болгарами в 1164 г. Андрей Боголюбский написал «Слово о милости Божьей». С его деятельностью связано появление таких памятников, как «Сказание о победе над волжскими болгарами в 1164 г. и празднике 1 августа» (1164–1165 гг.), «Житие епископа Леонтия Ростовского» (1160-е гг.) – небесного покровителя Владимирской Руси, «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» (возможно, 1163–1164 гг.), положившее начало циклу произведений об одной из наиболее почитаемых святынь Русской земли («Повесть о Темир Аксаке» нач. XV в., компилятивное «Сказание об иконе Владимирской Богоматери» сер. XVI в.). Гибели князя в результате боярского заговора посвящена исполненная драматизма и исторически достоверных подробностей «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» (видимо, между 1174–1177 гг.), написанная очевидцем мятежа или записанная с его слов (один из возможных авторов – княжеский слуга Кузьмища Киянин).

Ценными памятниками местной агиографии являются «Житие княжны Евфросинии Полоцкой» (не ранее посл. четв. XII в.), основательницы монастырей, в старости совершившей паломничество через Константинополь в Святую землю, и написанное Ефремом «Житие Авраамия Смоленского» (XIII в.), книжника-аскета, ученость которого стала причиной гонений на него.

Вечную тему «горе от ума» затрагивает Даниил Заточника, один из самых загадочных древнерусских авторов (XII или XIII в.). Его произведение сохранилось в нескольких редакциях в списках XVI–XVII вв., отражающих, видимо, поздний этап в литературной истории памятника. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» представляют собой, по сути, два самостоятельных сочинения. Произведение Даниила Заточника создано на пересечении книжных, прежде всего библейских, и фольклорных традиций. В образной форме иносказаний и афоризмов, близких сентенциям «Пчелы», автор саркастично изобразил быт и нравы своего времени, трагедию незаурядного человека, которого преследуют нужда и беды. Даниил Заточник – сторонник сильной и «грозной» княжеской власти, к которой он обращается с просьбой о помощи и защите. В жанровом отношении его произведение может быть сопоставлено со средневековыми западноевропейскими «молениями» о помиловании, об освобождении из заключения, часто писавшимися стихами в форме афоризмов и притч (византийские памятники XII в. «Сочинения Продрома, господина Феодора», «Стихи грамматика Михаила Глики» и др.).

………..

Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII - первая половина XIII вв.)

Образование самостоятельных полугосударств на северо-востоке, юго-западе, северо-западе и юге Руси приводит к формированию на базе литературы Киевской Руси местных литературных "школ": Владимиро-Суздальской, Новгородской, Киево-Черниговской, Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской и Турово-Пинской. Характер и своеобразие этих "школ" проявляется, прежде всего, в летописании и агиографии, прославлявшей местные святыни. Однако через традиции Киева литературы этих областей устанавливали общие связи и продолжали отстаивать идею единства Русской земли. Вершиной литературы этого периода является "Слово о полку Игореве", созданное в Киево-Черниговской Руси.

ОБЛАСТНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие производительных сил феодального общества приводит к образованию новых экономических, политических и культурных центров, в которых начинается интенсивный процесс формирования областных литератур. Этот процесс проявляется, прежде всего, в развитии местного летописания и агиографии.

Еще с середины XI в. значительное место в развитии русской культуры занимает Новгород. С 1136 г. он становится самостоятельной феодальной городской республикой, управляемой вечем и советом господ во главе с епископом. С 1036 г. в Новгороде ведется местная летопись. Краткость и простота становятся характерными ее особенностями. Главное внимание летописцы уделяют хозяйственной жизни города и области, внутренним "гражданским интересам". На основании местных устных преданий в конце XII - начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение - житие Варлаама Хутынского (1-я ред). Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются "Сказание о Софии в Царьграде", "Книга паломник" - о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200-1204 гг. и "Повесть о взятии Царьграда фрягами" (крестоносцами) в 1204 г.
Крупным политическим и культурным центром становится в XII в. Смоленск. О характере его духовной жизни позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича, избранного в 1147 г. собором русских епископов на митрополичий престол. "Бысть книжник и философ так, яко же в Руской земли не бяшеть", - отмечал летописец. Перу Климента принадлежит послание священнику Фоме. Последний обвинил Климента в тщеславии и гордости, а также в том, что он пишет "от Омира и от Аристотеля и от Платона, иже во ельнъскых нырех славне беша". Оправдываясь, Климент дает символико-аллегорическое толкование "писания" в форме вопросов и ответов. Этот принцип широко использует младший современник Климента Смолятича Кирилл Туровский.

Определившийся ещё в середине 11 века процесс экономического и политического дробления Руси к середине 13 века углубляется и приводит к образованию ряда своего рода феодальных государств. В первую половину 13 века наиболее мощное Владимирское княжество включило в сферу своего политического влияния и Великий Новгород, представляло собой непрочный союз мелких княжеств. Обрушавшееся на Русь монгольское иго повлекло за собой экономический упадок, обнищание народных масс. Это экономическое оскудение ещё более содействовало процессу дробления государств. Положение обострялось соперничеством и раздорами между князьями, старавшиеся снискать к себе благосклонность со стороны золотоордынских ханов, политика которых заключалась в том, чтобы направить князей против друг друга. Но бедствия Руси, связанные с татарским игом, в то же время пробуждали никогда не угасавшее сознание единства и необходимость сотрудничества всех живых сил русского народа.

Начавшееся в половине 12 века оскудение Киевской Руси (и в частности Киева) татарами, привело к ослаблению литературной продукции. С середины 14 века южная Русь вместе с западной входит в состав Литовского государства. На севере и северо-востоке Руси между тем литературная традиция не ослабевает и уже в 12 веке пополняется новыми памятниками, возникающими в связи со специфическими условиями политической жизни Севера.

Вначале, в соответствии с политической децентрализацией северной Руси, ее литература имеет областной характер. Дальнейшее развитие феодальных отношений в северной Руси характеризуется борьбой за объединение разрозненных областей, завершающейся к началу 16 века слияние их в едином централизованном Русском государстве.

Параллельно с этим процессом концентрации отдельных северных политических образований вокруг Москвы происходит такая же концентрация и областных литератур, постепенно объединяющихся в общерусскую литературу, в 16 веке уже устраняющую центробежные автономные устремления местных литературных центров.

Прямым продолжением киевской литературной традиции, помимо ряда переводных произведений, является Киево-Печерский патерик, зародившийся в начале 13 веке. Явные следы этой традиции мы найдём и в других памятниках этого и ближайшего времени, появившихся как на севере, так отчасти и на юге. Из них наибольшее значение в пределах 13-14 веком имеют "Моления Даниила", повести связанные с татарским нашествием, «Житие Александра Невского", проповедь Сараниона владимирского, Галицко-волынская летопись.

11. Основополагающее значение для истории России «Повести временных лет»

В начале XII в. (видимо около 1113 г.) «Начальный свод» был переработан монахом Нестором. Труд Нестора получил название «ПВЛ» по первым словам его повествования. Нестор был книжником широкого исторического кругозора и большого литературного дарования. В «ПВЛ» Нестор поставил перед собой грандиозную задачу: не только дополнить «НС» описанием новых событий, но и самым решительным образом переработать рассказ о древнейшем периоде истории Руси.

Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Ведет свою историю от легенды о Ноевом ковчеге. Именно Нестору «ПВЛ» обязана своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается история славян, а далее – история Руси. Первая редакция «ПВЛ» до нас не дошла, сохранилась вторая ее редакция, составленная в 1116г. игуменом Сильвестром, и третья, составленная в 1118 г. по повелению Мстислава Владимировича.

В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Мы встретим в ней и богословский трактат – «Речь философа», и житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику. В «ПВЛ» можно выделить два типа повествования – собственно погодные записи и летописные рассказы. Рассказы делятся на: те, которые повествуют о событиях, современных летописцу, и те, которые рассказывают о событиях, происходивших задолго до составления летописи, это устные эпические предания. Все рассказы летописного свода объединены особым, эпическим стилем изображения действительности. Для таких рассказов характерна сюжетная занимательность, безымянность героев, короткие, но живые диалоги.

Художественное своеобразие:1)Сюжетная занимательность; 2) Присутствие коротких живых диалогов; 3)Присутствие психологических сцен; 4)Панорамное зрение, взгляд с больш. удаления; церимониальность, наличие шаблонных, стереотипных сюжетов, образов, метафор. Они рассчитаны на узнавание. Показана стандартная модель поведения, мышления.

Значение:1) Является архивом погибших для нас произведений;2) Летопись- это особое назидание, урок нам; 3) Источник сюжетов, образов, крылатых выражений; 4) Основа написания общерусской истории.

ПВЛ сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов 15-16 вв. : она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем историю Москвы, Московского гос-ва. В лит-ре 18-19 вв. ПВЛ служила источником поэтических сюжетов и образов. Я.Б. Княжнин свою трагедию «Вадим Новгородский» строит на мат-ле летописи. Большое место занимают образы Владимира, Олега в романтических «Думах» Рылеева. Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял и передал А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». И в наши дни повесть не потеряла своего большого не только историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продолжает служить воспитанию благородных патриотических чувств, учит глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.

Наши рекомендации