Фольклор материнства и пестования

Свойства фольклора

1. Синкретизм- основное свойство фольклора. Синкретизм (от греч. соединение) означает, что в фольклоре сливаются и верование и бытовые нужды человека, а также его эстетические потребности. Кроме того, слово, музыка, мимика, жесты, танец в фольклоре существуют не в отдельности, а как элемент целого (в обряде танце или песне).

2. Устность – свойство фольклора, выступающее с одной стороны как способ бытования фольклора, с другой – как способ передачи информации от одного поколения другому.

3. Вариативность– свойство, указывающее на подвижную, вариативную природу фольклора. Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно). Для вариантов фольклорного произведения важно то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого. Вариативность фольклора могла осуществляться благодаря импровизации .Вариативность – способ существования фольклорной традиции.

Традиционность

5. Локальность как проявление специфики местного стиля, сохранение историко-стилевой окраски произведений.

6. Коллективность выражается во всеобщности, т.е. причастности к фольклорной культуре всех представителей данного социума в пределах одного временного периода (от детей до стариков)

7. Структурированность- существование фольклора в чередовании будней и праздников.

Современные формы бытования фольклора

Неофольклор – воспроизводство новых фольклорных форм на новом витке развития общества.

Фольклоризм – «вторая волна» в современной фольклорной культуре, вторичная форма фольклора. Имеет следующие направления:

· Этнографический, аутентичный (исходящий из подлинника, детально воспроизводящий);

· Фольклорно – сценический (не сама жизнь, а демонстрация этой жизни);

· Народно – академический (авторские произведения, стилизация )

-5-

Детский фольклор

Термин детский фольклор стал употребляться с середины ХIХ века. Основное содержание понятия « детский фольклор» установилось в 20-х годах ХХ века.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.

К детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети , так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на чьём попечении находятся дети.

Детский фольклор представляет собой сложное единство трёх составляющих. Это:

· Творчество взрослых для детей;

· Произведения фольклора взрослых перешедших в детскую среду (детский обрядовый фольклор);

· Оригинальное детское творчество (детский игровой фольклор, детский смеховой фольклор, школьный фольклор и др.).

Признаками детского фольклора являются:

· Простота;

· Несложный, но динамично развивающийся сюжет;

· Запоминающиеся образы;

· Повторы разного уровня;

· Звукоподражание;

· Рифмованность.

Фольклор материнства и пестования

Фольклор материнства и пестования составляют произведения, которые предназначены для детей раннего возраста. Творцами и носителями их являются матери, бабушки, няни и все на попечении которых находятся малолетние дети. Назначение этих произведений – успокоить, утешить, развлечь, а иногда и научить и пострашить ребёнка.

К фольклору материнства и пестования относятся:

· Колыбельные песни

Колыбельные песни – один из древних жанров детского фольклора. Они призваны успокоить, усыпить ребёнка. В колыбельных песнях самым важным является спокойный убаюкивающий напев. Часто эти песни заключали в себе магические (заклинательные) элементы. Колыбельные песни состоят из нанизывания образов из жизни людей и животных, которые как бы охраняют ребёнка (Кот, котенька, котя, волчёк, заинька, собачка и др.)

· Пестушки

Пестушки - это стихотворения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребёнка.

Вода текучая.

-6-

Дитя растучее.

С гуся вода

С тебя худоба.

Вода – к низу,

А дитя - к верху.

· Потешки

Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель – не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру. Часто сопровождаются характерными действиями как взрослых, так и детей (покачиванием вверх, вниз, похлопыванием в ладоши, имитацией изображаемого действия и т.п.)

Потешки сопровождают первые движения ребёнка, его первые игры: «Ладушки»,

«Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др.

· Прибаутки

Прибаутки – небольшие стихотворные рассказы, часто необычного, сказочного содержания, продукт поэтического творчества как взрослых так и детей

Прибаутки предназначены детям, которые уже способны воспринять их содержание:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

Наши рекомендации