Фольклор материнства и пестования
Свойства фольклора
1. Синкретизм- основное свойство фольклора. Синкретизм (от греч. соединение) означает, что в фольклоре сливаются и верование и бытовые нужды человека, а также его эстетические потребности. Кроме того, слово, музыка, мимика, жесты, танец в фольклоре существуют не в отдельности, а как элемент целого (в обряде танце или песне).
2. Устность – свойство фольклора, выступающее с одной стороны как способ бытования фольклора, с другой – как способ передачи информации от одного поколения другому.
3. Вариативность– свойство, указывающее на подвижную, вариативную природу фольклора. Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно). Для вариантов фольклорного произведения важно то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого. Вариативность фольклора могла осуществляться благодаря импровизации .Вариативность – способ существования фольклорной традиции.
Традиционность
5. Локальность как проявление специфики местного стиля, сохранение историко-стилевой окраски произведений.
6. Коллективность выражается во всеобщности, т.е. причастности к фольклорной культуре всех представителей данного социума в пределах одного временного периода (от детей до стариков)
7. Структурированность- существование фольклора в чередовании будней и праздников.
Современные формы бытования фольклора
Неофольклор – воспроизводство новых фольклорных форм на новом витке развития общества.
Фольклоризм – «вторая волна» в современной фольклорной культуре, вторичная форма фольклора. Имеет следующие направления:
· Этнографический, аутентичный (исходящий из подлинника, детально воспроизводящий);
· Фольклорно – сценический (не сама жизнь, а демонстрация этой жизни);
· Народно – академический (авторские произведения, стилизация )
-5-
Детский фольклор
Термин детский фольклор стал употребляться с середины ХIХ века. Основное содержание понятия « детский фольклор» установилось в 20-х годах ХХ века.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.
К детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети , так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на чьём попечении находятся дети.
Детский фольклор представляет собой сложное единство трёх составляющих. Это:
· Творчество взрослых для детей;
· Произведения фольклора взрослых перешедших в детскую среду (детский обрядовый фольклор);
· Оригинальное детское творчество (детский игровой фольклор, детский смеховой фольклор, школьный фольклор и др.).
Признаками детского фольклора являются:
· Простота;
· Несложный, но динамично развивающийся сюжет;
· Запоминающиеся образы;
· Повторы разного уровня;
· Звукоподражание;
· Рифмованность.
Фольклор материнства и пестования
Фольклор материнства и пестования составляют произведения, которые предназначены для детей раннего возраста. Творцами и носителями их являются матери, бабушки, няни и все на попечении которых находятся малолетние дети. Назначение этих произведений – успокоить, утешить, развлечь, а иногда и научить и пострашить ребёнка.
К фольклору материнства и пестования относятся:
· Колыбельные песни
Колыбельные песни – один из древних жанров детского фольклора. Они призваны успокоить, усыпить ребёнка. В колыбельных песнях самым важным является спокойный убаюкивающий напев. Часто эти песни заключали в себе магические (заклинательные) элементы. Колыбельные песни состоят из нанизывания образов из жизни людей и животных, которые как бы охраняют ребёнка (Кот, котенька, котя, волчёк, заинька, собачка и др.)
· Пестушки
Пестушки - это стихотворения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребёнка.
Вода текучая.
-6-
Дитя растучее.
С гуся вода
С тебя худоба.
Вода – к низу,
А дитя - к верху.
· Потешки
Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель – не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру. Часто сопровождаются характерными действиями как взрослых, так и детей (покачиванием вверх, вниз, похлопыванием в ладоши, имитацией изображаемого действия и т.п.)
Потешки сопровождают первые движения ребёнка, его первые игры: «Ладушки»,
«Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др.
· Прибаутки
Прибаутки – небольшие стихотворные рассказы, часто необычного, сказочного содержания, продукт поэтического творчества как взрослых так и детей
Прибаутки предназначены детям, которые уже способны воспринять их содержание:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Один ворот остался.