Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова”

Институт истории и права

Кафедра уголовного права и процесса

ОПД.НР.01 «Уголовно-исполнительное право»

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Методические рекомендации

Абакан, 2010

РАССМОТРЕНО на заседании кафедры уголовного права и процесса

_______________________ протокол № ___________

(дата)

Зав. кафедрой

уголовного права и процесса ______________________ А.И. Крутиков

Содержание

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовно-исполнительное право»

2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

3. . Методические рекомендации по подготовке студентов к ролевой игре

4. Методические рекомендации по подготовке студентов к составлению кроссвордов

5. Методические рекомендации по самостоятельной познавательной деятельности студентов.

6. Методические рекомендации по работе с источниками.

7. Заключение

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовно-исполнительное право»

Для успешного освоения всех дидактических единиц ГОС ВПО 2006 г. студенту необходимо:

1. посетить не менее 90 % лекций и семинарских занятий (либо «отработать» пропуски до даты зачета),

2. самостоятельно изучить основную и дополнительную литературу, проанализировать нормативную базу, изучить судебную практику,

3. своевременно сдать преподавателю на проверку предусмотренные рабочей программой индивидуальные задания и проанализировать результаты их выполнения (провести для себя работу над ошибками),

4. разрешить в ходе еженедельных консультаций все возникшие в ходе самостоятельной работы вопросы,

5. протестировать себя с помощью предложенных преподавателем для самоконтроля тестовых заданий на бумажном носителе или в электронной оболочке.

При этом следует помнить:

· Запоминается только 20 % услышанного на лекции материала, однако если при самостоятельном коллективном изучении материала (например, при подготовке к зачету) использовать метод презентаций или консультаций для «товарищей по несчастью», объем запоминаемой информации возрастает до 90 %.

· В СПС «Гарант» полезная для студента информация группируется по следующим разделам: «документы», «судебная и арбитражная практика», «международные договоры», «разъяснения, комментарии, схемы», «проекты законов», «формы документов», «бизнес-справки, мониторинг», «толковый словарь», информационный блок – «классика российского правового наследия». Поиск необходимой информации в данной системе возможен разными способами, в зависимости от того, какой информацией обладает пользователь: по реквизитам, ситуации, источнику опубликования, толковому словарю (подробнее: www.garant.ru).

· В СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа» необходимая информация разбита по следующим рубрикам: «законодательство», «судебная практика», «комментарии законодательства», «международные правовые акты», «пресса и книги», блок «юридическая литература» - «классика российской цивилистики». Поиск возможен по: алфавитному указателю, реквизитам, источнику опубликования, общей тематике, ключевым словам, статусу документа (подробнее: www.consultant.ru).

· Необходимо правильно распределять свободное от занятий время, не оставляя сложные вопросы «на потом», используя возможности консультаций с преподавателем и данные рекомендации, периодически проводить глоссарный и алгоритмический тренинг.

· В наш информационный век информация устаревает очень быстро, поэтому к найденному (прочитанному) материалу следует относиться критически, даже учебное издание того же года, что и вступивший в силу НПА, может не учитывать последних изменений законодательства или сложившейся судебной практики.

Методические рекомендации по всем темам курса:

Тема №1. Понятие уголовно-исполнительного права.

1. Уголовно-исполнительная политика.

2. Уголовно-исполнительное право, его место в системе российского права:

а) понятие уголовно-исполнительного права;

б) предмет уголовно-исполнительного права;

в) метод уголовно-исполнительного права;

г) система уголовно-исполнительного права;

д) принципы уголовно-исполнительного права;

е) место в системе российского права и взаимосвязь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.

3. Наука уголовно-исполнительного права.

Тема №2. Уголовно-исполнительное законодательство.

1. Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства.

2. Содержание, формы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

3. Применение норм уголовно-исполнительного законодательства.

4. Виды и структура норм уголовно-исполнительного законодательства.

5. Уголовно-исполнительные правоотношения. Основные элементы уголовно-исполнительных правоотношений.

Тема №3. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права.

1. Пенитенциарное законодательство и право России с Х по начало ХХ вв.:

а) Русская Правда, как источник пенитенциарного законодательства;

б) Судебник 1497 и 1550 гг.;

в) Соборное Уложение – источник норм об уголовных наказаниях и их исполнении;

г) Воинские Артикулы Петра I – систематизированный сборник уголовно-правовых и процессуальных норм об исполнении наказаний;

д) проект Екатерины II об устройстве тюрем. Попечительское о тюрьмах общество 1819 г.;

е) первый систематизированный законодательный акт, регламентирующий исполнение лишения свободы – свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных (1832 г.);

ж) Судебная реформа II половины ХIХ в., ее влияние на исполнение наказаний. Тюремная реформа.

2. Исполнительно-трудовое законодательство и право России в советский период:

а) трансформация пенитенциарной политики в исправительно-трудовую. Первые законодательные акты по системе исполнения наказаний;

б) исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г.;

в) исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г.;

г) ИТК РСФСР 1970 г.

3. Переход исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.

Тема №4. Правовое положение лиц, отбывающих наказания.

1. Социально-правовое назначение и понятие правового положения отбывающих наказание.

2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказание.

3. Права, законные интересы осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.

4. Обязанности осужденных, их характеристика.

5. Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

Тема №5. Система органов и учреждений, исполняющих наказания. Система контроля за их деятельностью.

1. Понятие исполнения наказания и его суть.

2. Система органов исполняющих наказание в виде лишения свободы.

3. Основные средства уголовно-исправительного воздействия на осужденных.

а) режим исполнения наказания.

б) привлечение осужденных к труду.

в) воспитательная работа с осужденными.

г) организация общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

4. Диффенциация исполнения наказания в виде лишения свободы в зависимости от установленного в учреждениях режима.

5. Система органов и учреждений исполняющих иные виды наказаний.

6. Система контроля за деятельностью исправительных учреждений:

а) понятие контроля за исправительными учреждениями;

б) виды контроля.

Тема №6. Правовые основы исполнения наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

1. Исполнение наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью, их понятие и содержание:

а) исполнение наказания в виде обязательных работ;

б) исполнение наказания в виде ограничения свободы;

в) исполнение наказания в виде исправительных работ.

2. Исполнение наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью, их понятие и характеристика:

а) исполнение наказания в виде штрафа;

б) исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) исполнение наказания в виде лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Тема №7. Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества.

1. Исполнение наказания в виде лишения свободы:

а) понятие и содержание режима в исправительных учреждениях, его основные функции;

б) средства обеспечения режима в исправительных учреждениях;

в) режим особых условий в исправительных условиях;

г) классификация осужденных к лишению свободы;

д) правовое регулирование труда, воспитательного процесса, образования и профессиональной подготовки осужденных;

е) меры поощрения и взыскания осужденных, порядок их применения;

ж) порядок и условия исполнения лишения свободы в зависимости от вида исправительного учреждения;

з) порядок и условия исполнения пожизненного лишения свободы.

2. Порядок и условия исполнения ареста.

3. Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни.

Тема №8. Освобождение от отбывания наказания.

1. Виды освобождения от отбывания наказания.

2. Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания.

3. Порядок освобождения осужденных.

4. Особенности освобождения в связи с амнистией и помилованием.

5. Правовое положение лиц, отбывших наказание.

6. Административный надзор, устанавливаемый за отдельными категориями осужденных.

7. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

Тема №9. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

1. Правовая основа содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Основания и принципы содержания под стражей.

2. Виды мест содержания под стражей.

3. Режим в местах содержания под стражей.

4. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых под стражей.

Тема №10. Исполнение наказания в зарубежных странах. Международные акты об обращении с осужденными.

1. Исполнение уголовного наказания в отдельных государствах Америки, Европы и Азии.

2. Общие проблемы исполнения наказания в зарубежных странах.

3. Виды международных актов об обращении с осужденными, их характеристика и содержание.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Традиционно семинарское занятие проводится в форме подготовки выступлений по заранее заданным вопросам темы. Предполагается, что семинар от лекции отличает, прежде всего, активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на обсуждение проблемных вопросов. В противном случае семинарское занятие будет не эффективным и пройдет без особой пользы.

Как правило,алгоритмкаждого семинарского занятия включает в себя:

- Историю вопроса.

- Основные понятия.

- Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.

- Особенности правового регулирования (режима, использования, и т.п.) данного вопроса.

- Проблемы и перспективы их решения.

Готовиться к семинарскому занятию необходимо по всем вопросам. Активность студента выражается не только в форме основных докладов или дополнений к ним, но и в выступлении в роли оппонента, участии в дискуссии. Для этого нужно внимательно слушать доклады своих согрупников, делать необходимые пометки, записывать возникшие вопросы, чтобы не забыть их.

Наши рекомендации