Тубаларского народа Республики Алтай
Июня 1999 года
О социально-экономическом и культурном развитии тубаларского народа
В Республике Алтай
Первый Кулуртай (съезд) тубаларского народа отмечает, что в Российской Федерации и в Республике Алтай экономика повсеместно терпит общий спад; в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве. С каждым днем ухудшается социальное положение населения, в том числе тубаларов.
Не все сёла обеспечены электроэнергией, в 16 селах работают дизельные станции, нет телефона. Высока смертность коренного населения в Чойском, Турачакском, Майминском районах. Высок уровень инфекционных заболеваний, главные причины этого: плохое питание и низкое его качество, проведение ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и использование нашей территории как могильника обломков космических ракет.
На сегодня тубалары не включены в перечень малочисленных народов Российской Федерации, не оказывается необходимая помощь федеральных и республиканских органов.
Обучение на алтайском языке ведется в Майминском районе из 16 школ – в одной, в Турачакском – из 20 в 2, в Чойском – нет ни одной алтайской школы. Не хватает учебников и программ по алтайскому языку. Не ведется подготовка учителей по диалекту тубаларов.
Исчезает культура, традиции народа.
Из 41 депутата Эл Курултая – 1 представитель тубаларов, из 14 членов Правительства – 6 алтайцев (44%), нет представителя тубаларов, из 41 федеральных структур – 1 возглавляет представитель тубаларов. В органах власти Майминского, Чойского, Турачакского районов вообще отсутствуют представители тубаларского народа.
Растет безработица, преступность, в последнее время возросла наркомания, токсикомания. Многие преступления связаны с алкоголем. Сегодня по-крупному стал вопрос – исчезнет ли тубаларский народ (этнос) с лица земли, растворится или, превозмогая все эпохальные трудности, выживет.
Первый Кулуртай (съезд) тубаларского народа рекомендует:
I. Руководству Совета тубаларского народа (этноса):
Провести паспортизацию народа до 01.01.2000г.
Обеспечить защиту политических, социальных, экономических прав, свобод и интересов тубаларов в соответствии с действующим федеральным, республиканским законодательством;
Участие в политической жизни республики;
Добиться квоты и участия в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организаций их предвыборной агитации;
Содействие экономическому развитию республики;
Защиту исконной Среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
Содействие в открытии алтайских школ и предметное введение алтайского языка с уклоном диалекта тубаларов;
Содействие в подготовке кадров учителей тубаларов;
Обеспечить квоту для тубаларов для поступления ВУЗы и техникумы;
Содействовать сохранению историко-культурного наследия, духовной и материальной культуры, жизненного уклада и традиций природопользования;
Содействие в сохранении и рациональном использовании природных ресурсов – традиционной основы жизни тубаларов;
Содействовать созданию туристических, рекреационных кемпингов и приютов;
Содействовать экологическому и историко-культурному воспитанию и просвещению, пропаганде значения природного и культурного наследия.
II. Объявить год с 17 марта 2000г. по 17 марта 2001г. годом Н.У. Улагашева и сделать в этом направлении следующее:
Начать «Книгу Памяти» о всех тубаларах, достойных светлой памяти народа: Н.У. Улагашева, И.И. Тухтубаева, С.В. Тартыкова.
Составить русско-тубаларский словарь-разговорник;
Перевести на тубаларский язык все произведения Н.У. Улагашева;
Пересканировать все изданные ранее произведения Н.У. Улагашева, имеющиеся в Институте Гуманитарных Исследований и в частных библиотеках;
Все это сосредоточить на дискетах и издать для населения тубаларов, для отчетности, для подарков, сувениров и т.д. Хранить в музее Улагашева в с. Каракокша.
Пересканировать все газетные и прочие статьи о тубаларах и издать для дальнейшей работы с документами в школах, в музеях, в библиотеках мест проживания тубаларов;
Создать фонд видео и аудио кассет с записями под названием «Мы - тубалары.»
III. Просить Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай и Правительство Республики Алтай:
Установить квоту представительства тубаларов в законодательных, исполнительных и представительных органах местного самоуправления;
Создать на общественных началах при исполнительной власти Республики Алтай совет представителей для защиты прав и законных интересов тубаларов;
Установить правовой режим владения, пользования и распоряжения землями традиционного природопользования и землями историко-культурного значения в местах проживания тубаларов;
Установить границу земель традиционного природопользования и порядок предоставления тубаларам для этих целей земель;
Создать тубаларский фольклорный ансамбль;
В соответствии с законом РФ и РА «Об особоохраняемых и природных территориях и в целях возрождения традиционных форм хозяйствования коренных и малочисленных народов, их социально-экономического, духовного и культурного развития поддержать инициативу по созданию этно-природного парка «Челюш»;
В бюджете ЭЭР «Алтай» предусмотреть выделение финансовых средств на организацию и поддержание этой формы хозяйственной и экономической деятельности.
IV. Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай и Правительству Республики Алтай войти с предложением в Правительство РФ с предложением о включении тубаларов в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
Рассмотреть вопрос и принять соответствующие решения по обеспечению прав тубаларов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной Среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
Стихи
С кем – ты? (1992 год)
Вопрос прямой сегодня мне задали:
- С кем ты, - поэт? Ты – совесть наших дней?
И острым взглядом словно отхлестали…
Ответ держать за всё придётся мне.
Но почему вопрос возник сегодня?
И между кем мне надо выбирать?
Мне, чьи стихи привольно и свободно
Слетать привыкли с быстрого пера?
Тот спор не нов. И спор принципиальный:
Антон Юданов встал за свой народ.
А Новосёлов мощно, капитально
В тайгу вонзился, словно в грядку крот.
Кого же я сегодня выбираю?
Кому помочь? Что совесть мне велит?
Ответ такой – я помогу Алтаю,
Что б до беды его не довели.
***
В Кузе алтайской мать меня родила,
И росла, не ведая о том,
Что через годы чья-то злая сила
Меня вот так столкнет с судьбою лбом.
Я не считалась, кто он, мой ровесник:
Алтаец, немец или армянин.
Мы от души в тайге орали песни
И все дышали воздухом одним.
И кровь моя отнюдь не голубая –
Она народов разных результат
Ну, а сейчас в родных горах Алтая
Вдруг встал вопрос: ты брат или не брат?
***
Мы жили вместе тихо и счастливо.
Так что же стало с нами всеми вдруг?
В глаза взглянул враждебно и пытливо,
Руки не подал мне вчерашний друг.
Причину знаю. Кто её не знает?!
Вся жизнь страны вновь – наперекосяк.
Тайга напрасно к разуму взывает –
Его родник, наверное, иссяк!
А тубалары, местные алтайцы,
Тайгу жалеют, как родную мать…
Ну, и чему тут надо удивляться?
Ну, и чего тут можно не понять?!
***
И я всерьез Юданова Антона
Воспринимаю в ярости его:
Беда настигла у родного дома,
А ведь дороже нету ничего!
И кедр «Антон» погибнет, как недавно
Тайга погибла: сплыла по реке.
Он прав, Антон, и прав он в самом главном:
«Прогресс» - вот рок в безжалостной руке.
То леспромхоз «научно-планомерно»
Уничтожал богатства наших гор.
То Новосёлов с прытью беспримерной
Вдруг стал хозяйничать с недавних пор.
***
Мы все привыкли, что какой-то «дядя»
Побьёт и пожалеет: «Голова!!!»
Но вот «дошло» до нас, на Запад глядя:
Какие ж мы имеем тут права?
И ужаснулись – как же мы ничтожны:
Хоть кто сиди на нас и помыкай.
А сбросить «груз» такой, увы, уж сложно…
«Хомут» надежен. Гнись. Не возникай.
***
И тубалары как-то незаметны:
Ни песен, ни комуса – ни-че-го!
И без акцента говорят их дети,
Порой, не зная вовсе своего.
И топшур один иль два найдется.
Кто же Славу пропоет тебе, Алтай?
Кто возродить культуру здесь возьмется?
Кто соберет алтайский курултай?
Со сцены нашей ни единой песни
Не спето на алтайском языке.
А почему? Мне очень интересно.
Табу ведь не наложено никем!
А дома -- все ли мыслят по-алтайски?
А в школе – учат свой родной язык?
А имена?! – Сережки, Таньки, Васьки…
А знают ли культуру? Хоть азы?
***
И я считаю: надо возродиться.
Узнать, понять, осмыслить свой народ.
Пора своей историей гордиться.
И не стоять, а двигаться вперед.
Пусть по-алтайски дети станут думать.
Пусть этнос обретет себя. Живёт.
И пусть национальные костюмы
С любовью носит тубаларский род.
***
И только кровь по селам лить не надо.
Не в драках путь: он к розни нас ведёт.
Но, всё поняв, и устранив преграды,
Народ покой желанный обретёт.
И новостройки впишутся во благо –
Без них тайге народ не прокормить…
А я сложу тайге любимой сагу
И поднесу, как дар души – прими!
Николаю Улагашеву
Не сможет жалкая душа
Великое создать.
Не стоит медного гроша,
Что гаснет без следа.
У каждой жизни есть свой миг,
Свой Звёздный, Высший час…
Кто это понял, тот воздвиг
Бессмертное, подчас.
Ложится дело его рук
В основы бытия.
И даже, может быть, не вдруг
Осознают друзья,
Что Жизнь сама была дана
Для этих вот минут.
И не напрасна ли она –
Со временем поймут!
В свой Звёздный час слепой певец
Своей душой творил.
И славный, Сказочный Венец
Алтаю подарил.
Романс Петра
Я учился любить у рассветов и зорь.
Свои песни запел я под свист соловьёв.
Ветер сказки принес. Слезы смыло грозой.
Солнце счастье несло из далёких краёв.
И родная тайга укрывала меня.
И маральей тропой я ходил среди гор.
Воздух чистый, как хмель, без вина опьянял,
И кипящий ручей ждёт меня до сих пор.
Как же мне замолчать, коль ликует душа?
Как же мне не обнять тех, кто рядом со мной
Как всё сделать успеть, если жить не спеша.
Как не видеть красот под небесной луной?
Мне ни жить, ни любить без тебя, мой Алтай!
Ни слагать своих песен вдали от тебя.
Ты – мой сбывшийся сон, голубая мечта.
Своё сердце тебе отдаю я, любя!
Алтай
Алтай лучезарный, красавец мой гордый,
Ты словно поэзия в жизни моей.
Прозрачные дали, искристые горы
Вобрали в себя, всё, что есть на Земле.
Ты – чудный покой и восторг ожиданья
Любви бесконечной – Подарок Богов.
Ты – Родины голос звенящий, хрустальный.
Ты – море роскошное без берегов.
И в таинствах ночи -- ушедшие звуки,
И ветер, напоенный запахом гор…
Тебе я пою, словно после разлуки,
Алтай мой любимый, родной, милый дом.
Белому Бурхану
(Хвала)
Мы, люди Алтая, родного Алтая,
Тебя почитаем, Великий Бурхан.
Ты Жизнь подарил нам. Ты Свет подарил нам
Ты сердце отдал, Светозарный Бурхан.
Ты создал, Бурхан, красоту неземную,
Туманных долин и искристых вершин,
Корону восходов твоих золотую,
Закатов, чарующих как миражи.
Бурхан величавый, ты – Светлые мысли.
Ты – наша приветливость, наша Душа.
И в сердце народа – Твоё Бескорыстье.
Ты всё, что когда-то с любовью внушал.
Ты – Белая Вера добра, созидания,
Ты – в светлую жизнь – Неземной Проводник
Ты – наших сердец непорочных – Сознанье.
Ты – Помыслов чистых бесценный родник.
Горам Алтая
(Благопожелание)
О, горы Алтая, примите
Поклон и молитву мою.
Пусть солнце вас греет в зените,
Пусть песни вам нежно поют.
Пусть воды омоют вам ноги.
Пусть тело согреет тайга.
Пусть звери ложатся в берлоги.
Пусть в вас утихает пурга.
Пусть путник, идя, не устанет,
Спокойно плодится зверьё.
Пусть сказки живут и преданья…
Примите же Слово моё!
Благодарение природе
Спасибо за Землю, за воздух,
За запахи гор, за жильё.
Спасибо тебе, Мать-Природа
За славное имя твоё.
За веточку белой березы,
За роздымь черемух в цвету,
За летние звонкие грозы,
За птичек на зимнем кусту.
За то, что кедровый орешек
Взошёл под присмотром твоим.
За всё, что и конным и пешим
Ты щедро даришь Алтайим.
Так пусть никогда не скудеет
Природа твоя, Канн-Алтай.
Пусть множится всё, чем владеешь.
Пусть явью пребудет мечта.
Мы -- тубалары
Не утеряно чувство Алтая,
Мать-Природы и тяги родства.
Не ушла жизненосность святая.
Не покинул Огонь Божества.
Канн-Алтай несравненный, трехгранный
Дал постигнуть основы свои –
И тайги незажившие раны,
И духовность родимой земли.
Как отростки от корня родного,
Мы сквозь бури, пожары и тлен
Поднимаемся снова и снова,
Отряхнув пыль историй с колен.
Шумит тайга над Лебедью
Шумит тайга над Лебедью,
Под сень свою зовёт,
Сплетая были с небылью
Поёт себе поёт.
Берёзки, ёлки, пихточки
Да кедры на подбор,
Да где-то у околицы
Баяна перебор.
А травкой после дождичка
До самой до избы
Из леса потихонечку
Дотопали грибы.
Дотопали, рассыпались,
Куда ни кинешь взгляд,
Груздочки с сыроежками,
Колонии опят.
Ох, бедное ты бедное,
Сердечко грибника:
Увидев их забилося,
Не устоять никак.
Шумит тайга над Лебедью,
Под сень свою зовёт,
Сплетая были с небылью,
Поёт себе, поёт.
Горно-Алтайск
Не сказочный остров, не вольное море,
Не запах Парижа и не Клондайк,
А в сердце Евразии есть милый город,
Единственный в мире, мой Горно-Алтайск
В песках ли пустыни, в степях ли ковыльных,
В горах ли Кавказа взгрустнётся не раз,
Что в сердце Евразии есть милый город,
Единственный в мире, мой Горно-Алтайск
И в памяти сразу – гора Комсомолка,
И над Тугаёю мигающий глаз.
Ведь в сердце Евразии есть милый город,
Единственный в мире, мой Горно-Алтайск
И в нём не гуляют тайфун и цунами,
И волны не бьются о грузный баркас:
Он в сердце Евразии, мой милый город,
Единственный в мире, мой Горно-Алтайск
Не надо мне, песен чужбины далёкой –
Я с Родиной милой навеки срослась.
Он в сердце Евразии, мой чудный город,
Единственный в мире, мой Горно-Алтайск
Кедроградец
- Парень из таёжного Уйменя,
Расскажи о родине своей.
Кто тебе затмит её, заменит?
Может быть, заречный соловей?
- Нет, никто не может с ней сравниться,
Мне милей моих таралок стон.
И Уймень всегда мне будет сниться –
Для меня незаменимый он.
- Парень из таежного Уйменя,
Песни пой далекой стороны,
И его забудешь, словно тени,
Призрачные тени от луны.
- Может быть, все страны и пространства
Хороши. Да только я – такой,
Что за все года невольных странствий
Не нашел в чужих краях покой.
- Помнишь ли, когда-то величали
Кедроградом родину твою?
И со всех концов страны встречали
Молодежь в твоем родном краю.
- Я в душе остался кедроградцем,
Мне не надо родины иной.
С ней ни разлучиться, ни расстаться,
Как и с песней, что всегда со мной.
- Что же! В добрый час, как говорится,
Ты достоин родины своей.
И Уймень не может не гордиться,
Что таких имеет сыновей.
Тайга и ветер
Бился ветер о горы,
Раня грудь и стихая,
Словно горькое горе
Разметал он, страдая.
Сумасшедшее сердце,
Зацепившись за скалы,
Все ещё по инерции,
Не смирясь, трепыхалось.
А внизу, под горами,
Недоступно – святая,
Чуть качала ветвями
Им тайга молодая.
И, не зная причины
Того ярого ретро,
Улыбалась кончине
Влюбленного ветра.
О чём ты думал, наш земляк?