В гостях у медведя
Чичиков еще раз искоса взглянул на Собакевича, на этот раз он ему очень показался похож на средней величины медведя. Для полноты сходства на Собакевиче был медвежьего цвета костюм, рукава были длинны, панталоны были длинны, он ступал своими ступнями и вкривь и вкось и постоянно наступал другим людям на ноги. Цвет лица его был каленый, горячий, как на медном пятаке. Известно, что есть много лиц, над которыми природа не использовала никаких мелких инструментов: буравчиков, напильничков и так далее, а просто рубила с плеча: махнет — нос получился, еще раз махнет — подбородок. После того, не обскобливши, пустила в свет, сказав: «Живет!»
Именно такой вид был у Собакевича. Держался он более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе, отчего никогда не смотрел прямо на собеседника, а на дверь или в угол печи. Чичиков еще раз посмот-рел на него: медведь! Совершенный медведь! У него даже имя: Михаил Семенович! Зная за Собакевичем привычку наступать на ноги, Чичиков очень осторожно передвигал своими, пропускал хозяина вперед. Хозяин, казалось, сам знал за собой этот грех и тут же спросил, не побеспокоил ли он Чичикова. Но Чичиков ответил, что пока еще не произошло никакого беспокойства.
Войдя в гостиную, Собакевич указал на кресло и сказал Чичикову: «Прошу!» Садясь в кресло, гость взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах были все греческие полководцы, гравированные во весь рост. У них были такие толстые ляжки и такие большие усы, что дрожь проходила по телу. Среди греческих юношей, непонятно для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом была опять греческая героиня — Бобелина. Одна нога ее казалась больше, чем все туловище тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человеком крепким и здоровым, хотел, чтобы его окружали такие же люди. Возле Бобели-ны, у окна, висела клетка с дроздом темного цвета, также очень похожим на Собакевича.
Почти целых пять минут сидели молча, раздавалось только постукивание дрозда по деревянной клетке. Чичиков еще раз окинул взором комнату: все в ней было крепко и неуклюже, как и сам хозяин. В углу стояло пузатое ореховое бюро — совершенный медведь. Стол, стулья, кресла — все было самого тяжелого и беспокойного свойства. Казалось, что каждая вещь говорила: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».
Какие слова в описании Собакевича, по-вашему мнению, являются ключевыми?
Ключевыми в описании Собакевича являются слова: медведь, неуклюже, крепкий, вкривь и вкось и др. — все эти слова характеризуют Собакевича как человека темного, необразованного в полной мере, грубого. Автор сам описывает его как человека, над созданием которого природа долго не мудрила. Собакевич — это человек неотесанный не только внешне, но и внутренне, в душе.
№41
II