ДЕВОЧКА – РЕВУШКА А. БАРТО, П. БАРТО
Что за вой? Что за рев? То не стадо ли коров? Нет, там не коровушка – Это Ганя – ревушка. | Дали Гане молока- Эта кружка велика! В этой не могу я! Дайте мне другую! Уу-уу-!.. | Видят – девочка стоит, Очень странная на вид: |
Плачет, Заливается, Платьем утирается Уу-уу-у! | Дали ревушке в другой! Рева топнула ногой! - В этой не желаю! Дайте лучше чаю! Аа-аа-а!.. | Нос распух, что свекла, Платье, все промокло. Оо-оо-о!.. У- у –уу –у!.. |
Вышла рева на крыльцо, Рева сморщила лицо: - Не куда я не пойду! Мне не нравится в саду! | Уложили Ганю спать, Плачет ревушка опять: - Ой, не буду спать я! Ой, наденьте платье! Уу-уу-у!.. | - Что ты плачешь, ревушка, Ревушка-коровушка? На тебе от сырости Плесень может вырасти. |
Вот вернулась Ганя в дом, Слезы катятся ручьем: - Ой, пойду обратно! Дома неприятно! Оо-оо-о!.. | Тут сбежался народ, Чтоб узнать, кто ревет? Кто все время плачет? Что все это значит? |
Практическое задание 2 по теме «Поэзия в кругу чтения ребенка»:Приготовьте сообщение на тему: «Пейзажная лирика поэтов 19 века». Одно из стихотворений прочитайте наизусть
Практическое задание 3 по теме «Поэзия в кругу чтения ребенка»: На материале и поэтических текстов М.Лермонтова покажите способы (тропы) художественного изображения и передачи чувств в произведениях по плану:
Разгадай все пейзажные тайны стихотворения. 1. Для этого поставь вопрос «почему» к каждому выделенному слову и попробуй ответить на него. 2.Только ли о природе это стихотворение? Много ли в нем контрастов? 3.Если поэт видит в неживом предмете черты человека, то есть видит «лицо» скалы, тучи, ветра… – он создает о-лицетворение. Утес Михаил Лермонтов Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играть; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне | 1. Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны, и пальмы, чувство одиночества? 2. Ты знаешь, конечно, выражение «горючие слёзы», а что значит «горючий утёс»? 3. Какое впечатление оставляют картины природы: безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия? Это стихотворение о природе? 4. Какой приём лежит в основе созданных поэтом образов? 5. Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму? 6. Какое настроение несёт в себе стихотворение: мрачное, грустное, печальное, торжественное, тревожное, безысходное, мечтательное, светлое? Можно ли охарактеризовать его одним словом? Чувство одиночества – сложное чувство? Михаил Лермонтов На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой*, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. |
Приложение к билету №
Обоснуйте тон чтения стихотворения Сергея Махотина «Бабушка проспала» Прочитайте наизусть.
Наша бабушка //проспала///. Мы толпимся вокруг //стола///, Все не можем никак //присесть/// И не знаем, //что нам поесть///. | Я на цыпочках //выхожу///, Свой ботинок //сам нахожу///, Сам/пальто// себе подаю///, Сам /беру я //шапку свою///. |
Мама шепотом// говорит///, Папа шепотом //говорит///, Маму шепотом он //корит///. Что на плитке //каша горит///. | Ранец падает. //Дверь скрипит///. Тише! /Бабушка наша спит/// И не делает все //за нас/// В самый,/ может быть, /первый раз///. |
Цель чтения: При чтении передать с одной стороны, наивный взгляд героя, а с другой – авторскую идею и авторское отношение к происходящему.
Стихотворение не дидактическое, поэтому в чтении не должно быть никакого осуждающего пафоса.
Стихотворение написано от первого лица – лица ребенка, который не дает никакой оценки, он просто рассказывает о том, что случилось утром у них дома.
Приложение к билету №
Определите тему стихотворения Н. Матвеевой «Лето». Конкретизируйте выразительное чтение:
Между кольями забора серого Солнце длинные лучи просунуло. На дорогу лопухи повыбрались, Пыли зачерпнув краями грубыми | Одуванчик облетать нацелился: Все его пушинки набок съехали, Но остановились нерешительно: А куда лететь? В какую сторону? |
Подорожник – санитар испытанный, Врачеватель ног, в пути пораненных, - Подошёл к дороге, приготовился: Может, думает, кому понадоблюсь… | Жаркий день уже склонился к вечеру: Вечер дню шепнул о чём-то на ухо, Облака подслушали, задумались И, забыв, зачем пришли, растаяли… |
Практическое задание 6 по теме «Поэзия в кругу чтения ребенка»: Покажите работу со стихотворными текстами, связанную с пониманием смысла художественного образа:
Александр Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
1. Что помогает тебе представить картину зимы? Она сказочная? Реалистическая? (такая же, как в реальной жизни)?
2. Как называется тот поэтический прием, который лежит в основе образов, созданных Пушкиным?
Чувствуешь, что поэт любил народное творчество, русские сказки? Найди те строчки, в которых величественная картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, движением и весельем
Николай Некрасов
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном*,
Лошадку ведёт под уздцы* мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
( В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? –
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
- Так вон оно что! А как звать тебя? –
«Власом».
- А кой тебе годик? – «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
1. Этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок».
2. Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Покажи, обращаясь к тексту, что среди этих чувств есть и удивление, и уважение.
3. Когда ты читаешь это стихотворение, в какой ритм ты попадаешь? Ну-ка, прочитай вслух первые две строчки! У тебя есть ощущение, что каждое слово выделено особо, после каждого – небольшая остановка?
4. Найди ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот неспешный ритм. Почему поэт выбрал такой ритм стиха?
5. Что у тебя вызывает улыбку? Можно ли образ «мужичка с ноготок» назвать комичным? Какой приём лежит в основе этого образа?
6. Какие чувства вызывает у тебя этот мальчик?