Тема: Эволюция пушкинского поэтического стиля.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Поэтика романтической баллады
План:
1. Основные черты балладной модели мира: а) жизнь на отлете от обыденного; эстетика таинственного, фантастического; б) экстремальность сюжетных ситуаций, драматизм характеров и конфликтов; личность в состоянии выбора, бунта; мотив рока; в) балладное двоемирие; г) художественное время и пространство баллады; д) новые принципы лиризма: намеки, недосказанность, поэтика контраста, функция пейзажа, цветовые детали, мелодика.
Проанализируйте любые 5 баллад по указанным критериям
В рабочем дневнике).
2. «Лесной царь»: а) черты художественного времени и пространства; балладное двоемирие; б) особенности конфликта: характер основных персонажей, соотношение их «голосов»; роль «лесного царя» в конфликте; в) характер балладного повествования; соотношение диалогической и повествовательной частей в композиции баллады, его смысл; почему образ лесного царя присутствует только в диалогической части баллады? г) смысл балладного финала.
3. «Светлана»: а) способ введения героини в сюжет; сопоставить 1-ю и 2-ю строфы баллады с точки зрения событийной динамики в них, мелодики, ритма, цветовой гаммы, стилистики. В чем специфика облика главной героини? б) художественное время-пространство баллады: мир яви и мир сна, проницаемость границы между ними; мир сна как мир «зазеркалья», антимир; в) специфика балладного двоемирия: оканчивается ли власть сна вместе с пробуждением героини? Сопоставьте точки зрения на «сюжет сна» в двух последних строфах баллады. Смысл финальной строфы.
Литература:
1. Прочитать не менее 15 баллад Жуковского.
2. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978.
3. Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985. (глава о балладах)
4. Маркович В. М. Балладный мир Жуковского … // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
5. Немзер А. С. Время и баллады Жуковского // «Свой подвиг свершив…» - М., 1987.
6. Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.
7. М. Цветаева. Два лесных царя // Марина Цветаева. Об искусстве. М., 1991 или: http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_dwa_lesnyh_carya.php
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Романтическая элегия
План:
1. Жанровые особенности элегии, элегического стиля:
а) эмоциональная доминанта и эмоциональный диапазон элегического переживания;
б) мир внешний и мир внутренний в элегии.
2. Художественное время элегии:
а) «минувшее» как особая духовная среда;
б) элегическое «воспоминание»: реальность и воображение в процессе воспоминания, зона взаимоперехода.
3. П. Вяземский «Первый снег»:
а) образ «первого снега» в элегии, его развитие;
б) лирическое «Я» в сюжете этой элегии;
в) сравните эту элегию с «Зимним утром» Пушкина, сделайте вывод о стилистике каждого стихотворения;
г) насколько соответствует «Первый снег» нормам элегического стиля;
д) осмысление «прошлого-настоящего», «чувственного-рассудочного», «идеального-реального» в этой элегии;
е) тема «воспоминания» в художественном времени и композии элегии.
4. Е. Баратынский «Признание»:
а) «воспоминание», его место в элегии;
б) лирическое «Я» и его место в художественном времени элегии;
в) дисгармония, внутренняя раздвоенность лирического «Я»;
г) развитие сюжета как история чувства.
5. А. Пушкин «Погасло дневное светило…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»:
а) композиция элегий;
б) тема элегий и ее развитие; тема «воспоминания», характер лирического «Я»;
в) трансформация жанра элегии в позднем творчестве Пушкина.
Художественная литература:
1) К. Батюшков:«Надежда», «На развалинах замка в Швеции», «Воспоминание», «Мщение», «Мой гений», «Тень друга», «Выздоровление»;
2) В. Жуковский:«Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Воспоминание», «На кончину ее величества королевы Виртембергской», «К мимопролетевшему знакомому гению», «Невыразимое», «Лалла Рук», «Таинственный посетитель», «Утешение в слезах»;
3) П. Вяземский: «Первый снег», «Ты светлая звезда», «Я пережил (и многое,и многих…», «Сознание», «Смерть жатву жизни косит, косит…»
4) Е. Баратынский: «Дало две доли провидение», «Желанье счастия в меня вдохнули боги…», «О счастии с младенчества тоскуя…», «Признание», «Оправдание», «Разуверение», «В глуши лесов счастлив один…», «Последняя смерть», «Последний поэт», «Недоносок», «Осень», «Пироскаф»;
5) А. Пушкин:«Погасло дневное светило…», «Ненастный день потух…», К*** (Я помню чудное мгновенье…), «Под небом голубым страны своей родной…», «К морю», «Дар напрасный, дар случайный…», Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Воспоминание» (1828), «Элегия» (1830), «Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил…».
Научная литература:
1. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Школа гармонической точности»).
2. Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. – Горький, 1985 (гл. 3 «На границе элегии»).
3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
4. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: О русской элегии. – М., 1973.
Практическое занятие № 4
Тема: Эволюция пушкинского поэтического стиля.
Поэзия действительности».
Тексты:«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824); «Зимнее утро» (1829); «Зима. Что делать нам в деревне?» (1829); «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830); «Герой» (1830); «…Вновь я посетил» (1835); «Из Пиндемонти» (1836); «Осень» (1833).
План :
1. Изменения в пушкинском стихотворном языке к середине 20-х годов XIX века; пушкинская «поэзия действительности» и ее язык:
1.1. Почему современниками поэта пушкинская поэзия воспринималась как «странная», «непоэтическая поэзия»?
1.2. Перемены в стилистике поэтического языка (эстетика «нагого» слова, роль прозаизмов, соотношение «стилевого» и «нестилевого» слова; стилевая полифония);
1.3. Перемены в соотношении «стиха» и «синтаксиса»; как вы понимаете мысль Ю.М. Лотмана о «главенстве синтаксиса над стихом» в поэзии Пушкина? В чем выражается «конфликт» поэтической и прозаической интонаций в стихотворном языке Пушкина;
2. Сравните язык более ранних стихотворений Пушкина («Погасло дневное светило…» 1820 г.; «Редеет облаков летучая гряда…» 1820 г.; «Муза» 1821 г.; «Я пережил свои желанья…» 1921 г.; «Дева» 1821 г.; «Демон» 1823 г.; «К морю» 1824 г.; «Ненастный день потух…» 1824 г.; «Люблю ваш сумрак неизвестный…» 1825 г.; «Сожженное письмо» 1825 г.) с языком стихотворений рубежа 20-30-х гг. (См.: «Тексты»). Какие перемены заметны в поэтическом языке Пушкина?
3.Анализ стихотворений «Осень» (1833 г.), «Зима. Что делать нам в деревне?» (1829 г.), «Вновь я посетил…» (1835)
3.1. Стилевая полифония стихотворений «Осень», «Зима. Что делать нам в деревне?», «…Вновь я посетил»: соотношение «стилевого» и «нестилевого» слова в поэтическом языке стихотворений; «прозаизм» («нестилевое слово») как элемент стилистики и аспект зрения. «Поэтическое» и «прозаическое» в «Осени». Семантика стилевого переключения в финальной части стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?».
3.2. Свобода лирического повествования в стих-ях «Осень» и «Зима. Что делать…»: отступления от темы, разговорная интонация, иронический тон, соотношение иронии и патетики.
Литература:
- Лотман Ю. М. Две «Осени» // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.
- Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Поэзия действительности»)
- Чумаков Ю. Н. Жанровая структура «Осени» // Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.
Практическое занятие № 5
Тема: Сюжет и стиль романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
План:
1. Жанровая специфика «Евгения Онегина» как «романа в стихах» (соотношение категорий «поэзия – проза», взаимодействие различных жанровых моделей, принцип противоречий).
Литература:
1.Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
2. Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» (главы: «Принцип противоречий», «Литература и “литературность” в “Евгении Онегине”») // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
2. Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»:
а) проблема плана в организации романной структуры, недостатки плана;
б) фрагментарность сюжета, прерывы и пересечение различных сюжетных линий, пропуски («эквиваленты») текста;
в) сюжет возможностей в «Евгении Онегине»: сюжетные прогнозы, сюжетные итоги (например, прогноз развития сюжетной линии «Татьяна – Онегин» по 1-3 главам / «сюжет, которого не будет»/ и ретроспективная версия той же самой линии по 7-8 главам / «сюжет, которого не было»/.
Литература:
1. Хаев Е. С. Проблема фрагментарности сюжета «Евгения Онегина» // Болдинские чтения. – Горький, 1982.
2. Бочаров С. Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. – М., 1990 или та же работа в издании: Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. С. 17-46.
Практическое занятие № 6
Тема: Поэтика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
План:
1. Специфика жанра романа «Герой нашего времени»: цикл повестей или роман?
2. Художественная структура романа Лермонтова: моноцентризм структуры; текст в тексте; фрагментарность сюжета; двойная хронология романа (время сюжета и время повествования о событиях).
3. Соотношение статусов Автора, Повествователя и Героя в романе. Лирические корни образов героя и повествователя. Неполнота эстетической объективации героя.
4. Феномен «странности» главного героя романа: человеческое и демоническое в личности Печорина; «история души» или «состояние духа»; необъясненность или необъяснимость драмы Печорина в романе?
Литература:
1. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. – М.-Л., 1961.
2. Эйхенбаум Б. М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Б. М. О литературе. – М., 1987.
3. Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопросы литературы. – 1983.
- № 2.
4. Манн Ю. В. О понятии игры как художественном образе // Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
5. Маркович В. М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982 (или та же статья в другом издании: Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Том 40. – 1981.
- № 4.
Практическое занятие № 7