Романтическая модель мира. Личность и конфликт в романтизме.
Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 22-28.
Манн Ю. В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – С. 27-36.
Эткинд Е. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 вв. – М., 1998.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985. (глава 1-я).
2. Категория «невыразимого» в понимании романтиков.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 22-28.
Манн Ю. В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – С. 27-36.
Эткинд Е. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 вв. – М., 1998.
3. «Беззаконный жанр»: русская романтическая баллада – балладное двоемирие, герой, конфликт, эстетика фантастического
Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978.
Маркович В.М. Балладный мир Жуковского … // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
Немзер А.С. Время и баллады Жуковского // «Свой подвиг свершив…» - М., 1987.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985 (глава о балладах).
М. Цветаева. Два лесных царя // Марина Цветаева. Об искусстве. М., 1991 или : http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_dwa_lesnyh_carya.php
4. «Плачевной музы глас» (Д. Сумароков): эволюция жанра элегии
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: "Элегическая школа". Спб., 1994.
Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. – Горький, 1985 (гл. об элегии, дружеском послании).
Зырянов О.В. Пушкинская феноменология элегического жанра // Известия Уральского государственного университета. – 1999. – № 11. – С. 5-12.
Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом)— М.: Сов. Энцикл., 1981 (см. «элегия») или: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-6294.htm
Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.
Фризман Л.Г. Три элегии // Искусство слова. М., 1973.
5. Жанр дружеского послания: образы автора и адресата послания, «домашняя» семантика, стилевая и композиционная свобода.
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» / РАН. Ин-т рус. лит. СПб.: Наука, 1994. 240 с.
Вацуро В.Э. Продолжение спора (О стихотворениях Пушкина «На Александра I» и «Ты и я») // Звезда (СПб.). 1999. № 6. С.142–159.
Виролайнен М.Н. Две чаши (Мотив пира в дружеском послании 1810-х гг.) //
Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижн. Новгород, 1994. 464 с.
Кузнецов П.В. Жанр послания в русской лирике 1800-х – 1810-х гг: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2001. 21 с.
Магомедова Д.М. Идиллический мир в жанрах послания и элегии // Болдинские чтения. Нижн. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1999. С.5–12.
Маркин А.В. Дружеское послание 1780–1820-хх гг. и традиции Анакреона и Горация в русской литературе // Модификации художественных
систем в историко-литературном процессе. Свердловск: УрГУ, 1990. С.18–26.
Поплавская И.А. Послание в творчестве поэтов пушкинского круга // Проблемы метода и жанра: сб. ст. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1994. Вып. 18. С.84–102.
Рябий И.Г. Жанр дружеского послания в лирике Е.А.Баратынского // Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской
литературе конца XVIII – начала XIX в. М.: МОПИ, 1988. С.64–72.
Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе / АН СССР; изд. подг. И.М.Семенко. М.: Наука, 1977а. С.433–492. (Лит. памятники).
Чубукова Е.В. Жанр послания в творчестве Пушкина-лицеиста // Рус. лит. 1984. № 1. С.198–209.
6. Русская романтическая поэма: тип героя, сюжет и конфликт, стиль повествования (на материале романтических поэм Пушкина, Жуковского, Рылеева – на выбор.)
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Гл. 2-3.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 2-3.
7. Проза русских романтиков (повести А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, О. Сомова, А. Погорельского, Н. Полевого – на выбор).
История романтизма в русской литературе (1825-1840). – М., 1979. – Гл. 2.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 7.
Сахаров В. Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках. – М., 1984. – С. 152-254.
8. Драматургическое новаторство Грибоедова: конфликт, жанр, система персонажей, мотивы, проблема ума в комедии, соотношение образов Чацкого и Репетилова, функция образа Софьи, мотив глухоты в комедии.
Гончаров И.А. Мильон терзаний. Люб. Изд.
История русской драматургии XVIII – первой половины XIX века. – Л., 1982.
Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии Грибоедова «Горе от ума» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.
Маранцман В.Г. «горе от ума» А.С. Грибоедова. – 2-е изд. – М., 1974.
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. – СПб., 2001.
Финк Э.Л. Вечно живая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература и общечеловеческие ценности. – Самара, 1996.
9. Пушкин: грани человеческой личности. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина.
Абрам Терц (А. Синявский). Прогулки с Пушкиным. – СПб., 1993.
Вересаев В. Загадочный Пушкин. – М., 1996.
Гершензон М. Мудрость Пушкина. – Томск, 1997.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. – Л., 1983.