Природа и человек в лирике А.С. Пушкина. Чтение стихотворения наизусть, образы природы и лирического героя стихотворения
а.) А.С. Пушкин посвятил много стихотворений теме природы. В своей лирике он создал замечательные образы русской природы. У поэта есть несколько произведений, рисующих русскую зиму: «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы». В этих стихотворениях состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя. Пейзаж словно отражает чувства и мысли человека в лирике Пушкина.
б.) Чтение одного стихотворения наизусть.
в.) Комментарий к стих-ниям. «Зимнее утро».В стихотворении изображена зима. Автор рисует 2 состояния природы: вечернюю бурю и солнечное утро. Непогода вечером описана так: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,/На мутном небе мгла носилась;/Луна, как бледное пятно,/Сквозь тучи мрачные желтела». Природа бушует и злится. Такой погоде соответствуют чувства любимой поэта: она грустна, на душе у нее неспокойно. Но утром погода меняется: «Мороз и солнце; день чудесный!» Поэт радуется тихому, ясному утру. Он восхищается красотой природы и сравнивает её с красотой возлюбленной. Картина утра радостна, празднична: «Под голубыми небесами/ Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит». Открытые просторы полей и высокое небо передают чувство свободы и счастья, которыми лирический герой хочет поделиться с любимой. В конце стихотворения чувство любви к женщине сливается с любовью к природе. «Зимний вечер». В стихотворении Пушкин рисует зимний вечер. За окном бушует непогода. Но буря вызывает в душе поэта не столько страх и тревогу, сколько грусть: «То, как зверь, она завоет,/ То заплачет, как дитя». Словно буря страдает и жалуется людям на что-то. Пушкин оживляет бурю с помощью олицетворения. Дальше вьюга сравнивается с одиноким «путником запоздалым». Буря в природе похожа на чувства лирического героя. Он обращается к своей няне, вспоминает о «бедной юности своей». Герой чувствует горе и хочет избавиться от него: «Выпьем с горя; где же кружка?/
Сердцу будет веселей». «Зимняя дорога». Стихотворение начинается с картины печальной и таинственной зимней ночи: «Сквозь волнистые туманы / Пробирается луна, / На печальные поляны / Льет печально свет она» (здесь есть олицетворения и эпитеты). По пустынной дороге едет тройка. Дорога скучна и утомительна. Так же грустно и скучно лирическому герою. Тишина и безлюдность пейзажа подчеркивают одиночество, которое чувствует путник: «Ни огня, ни черной хаты, / Глушь и снег... Навстречу мне / Только версты полосаты / Попадаются одне...». Путнику грустно и одиноко без любимой. На мгновение он чувствует радость, когда думает о встрече с ней. Но потом грусть возвращается в его душу. Это показывает повтор в стихотворении образа «утомительно» звенящего колокольчика. «Бесы». В этом произведении изображается постепенно усиливающаяся вьюга. Эта вьюга грозит гибелью путникам: лирическому герою и ямщику. Вьюга становится все сильнее, и вместе с этим растет чувство тревоги и страха в душах людей. Им кажется, что в снежных вихрях появляются и танцуют бесы. Возможно, такая же «вьюга», то есть смятение, страх и мрачные предчувствия есть и в душе путника. Его тоже мучат дурные чувства – «бесы».
г.) Перечислить художественные приемы в прочитанном стихотворении.
9. Патриотизм русских солдат и офицеров в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Чтение фрагмента наизусть.
а.) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) не раз обращался к прошлому России. В стихотворении «Бородино» (1836) он изобразил одного из великих событий русской истории начала 19 века – Бородинскую битву. Произведение он построил как монолог старого солдата, который вспоминает о сражении. Этот прием помог Лермонтову выразить народную точку зрения на Отечественную войну 1812 года.
б.) В стихотворении писатель показывает патриотизм русских солдат и офицеров. Старый солдат говорит о том, как русские не хотели отступать и рвались в бой с французами. Солдаты не боятся сражения, поэтому они говорят: «Уж постоим мы головою/ За родину свою!» Русские сосредоточенно готовятся к битве, а французы празднуют будущую победу – они уверены, что разобьют нашу армию. Утром начинается битва. Полковник обращается с речью к солдатам, призывает их защитить древнюю столицу – Москву. Они обещают умереть, но выиграть бой. В описании боя Лермонтов рисует мужество русских солдат: «Изведал враг в тот день немало,/ Что значит русский бой удалый,/ Наш рукопашный бой!..». К концу дня, после кровопролитного сражения, русские солдаты, несмотря на огромные потери, не пали духом, они готовы сражаться с врагом: «Были все готовы/ Заутра бой затеять новый/ И до конца стоять...». В конце стихотворения радость победы сочетается с горечью от мысли о том, сколько русских воинов, боевых товарищей погибло под Бородино. Старый солдат с грустью вспоминает о погибших «богатырях» великой войны. К сожалению, в современном поколении нет людей, похожих на них. Вывод: любовь к родине русского народа помогла ему выиграть и важнейшую битву Отечественной войны, и всю войну.
в.) Чтение наизусть фрагмента стихотворения (6 строф). Перечислить художественные приемы в фрагменте.
10. Фантастика в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
а.) Первым произведением, которое принесло Николаю Васильевичу Гоголю (1809-1852) известность, был сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Место действия всех повестей – Украина, родина писателя.
б.) В «Вечерах» много народной фантастики. Так, в одной из повестей сборника – «Ночь перед Рождеством» - главными фантастическими героями являются черт и ведьма. Есть в повести знахарь и колдун – бывший запорожец Пузатый Пацюк. Появление черта и ведьмы накануне Рождества объясняется тем, что в эту ночь, по народным поверьям, вся нечистая сила хотела в последний раз погулять по свету. Черт крадет с неба месяц, ведьма – звезды, для того чтобы испортить христианам великий праздник. Кроме того, черт мстит кузнецу Вакуле за то, что тот изобразил его на иконе «Изгнание из ада злого духа в день Страшного Суда» в нелепом и жалком виде. Черт хочет сорвать любовное свидание Вакулы с Оксаной, хотя сам ухаживает за ведьмой. Когда черт с ведьмой спускаются с неба в ее дом, к ней внезапно приходит гость. Ведьма (Солоха) прячет черта в мешок, позднее этот мешок уносит из дома Вакула, сын Солохи. Кузнец хочет покончить жизнь самоубийством от несчастной любви к Оксане. Черт появляется из мешка и обещает Вакуле любовь красавицы в обмен на его душу. Но кузнец как верующий человек сопротивляется нечистому. Под угрозой крестного знамения он заставляет черта отвезти его в Петербург, для того чтобы достать черевички для Оксаны. В повести описан фантастический полет в столицу и чудеса черта, который помогает Вакуле. Достав черевички, кузнец на черте возвращается на родину.
в.) В «Ночи перед Рождеством» волшебные существа живут в мире людей, и встретить их достаточно просто. И фантастика в повести не страшная. Волшебные герои не творят большого зла. Черт оказывается слабее и глупее умного и доброго Вакулы, кузнец с легкостью побеждает его. Гоголь в портретах черта и ведьмы сочетает фантастические и реальные черты и делает героев нестрашными, даже смешными (сзади черт похож на губернского стряпчего, он, как человек, обжигается, трогая горячий месяц, потом случайно теряет его, черт ухаживает за ведьмой, как человек, а ведьма прячет звезды в карман, сама ведьма в обычной жизни – привлекательная и хитрая женщина, которая хочет выгодно жениться, и пр.)
11. Оксана и Вакула в любовном сюжете повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
а.) Первым произведением, которое принесло Николаю Васильевичу Гоголю (1809-1852) известность, был сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Место действия всех повестей – Украина, родина писателя.
б.) Сюжет повести «Ночь перед Рождеством» основан на истории любви Вакулы и Оксаны. Общая характеристика героев. Любовный сюжет: в начале повести Вакула страстно любит Оксану, а она отвергает ухаживания кузнеца, так как он ей не ровня: у нее богатый отец Чуб. Кузнец, с одной стороны, понимает, что с гордой, своенравной красавицей он не будет счастлив, с другой, чувствует, что не может ее разлюбить. Оксане тоже в глубине души нравится Вакула, ведь он так сильно ее любит. Но в основном она играет с ним. Желая испытать кузнеца, она дает ему почти невыполнимое задание (достать черевички царицы) и в присутствии других девушек смеется над ним. Кузнец в отчаянии: «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь, а меня не увидишь уже больше на этом свете». Из-за несчастной любви Вакула решился просить помощи у черта (см. дальше вопрос № 10). В это время Оксана хочет снова привлечь кузнеца к себе, потом она начинает беспокоиться из-за того, что его нет, потом боится, что он навсегда ушел из села. «Он же так любил ее! Он долее всех выносил ее капризы!» - думает она. К утру она влюбляется в кузнеца «по уши». Когда Вакула приносит ей черевички, она рада его возвращению, а не дорогому подарку. В эпилоге описано семейное счастье героев: Оксана из самолюбивой красавицы превращается в прекрасную жену и мать, у героев растет ребенок. Вывод: во всех испытаниях героем помогла любовь.
12. Рассказ И.С. Тургенева «Муму». Образ Герасима. Основная идея рассказа.
а.) Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – русский писатель, автор стихотворений, рассказов, повестей и романов. Славу писателю принес сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852). В нем Тургенев изобразил нравы и быт русских крестьян и дворян-помещиков. Об этом же он пишет в рассказе «Муму» (1852). В произведении отразились детские впечатления писателя от жестокого обращения дворян с крепостными, а также история немого Андрея, крепостного матери Тургенева, которого она взяла в качестве дворника в Москву.
б.) Образ Герасима. Главный герой рассказ – глухонемой крепостной старой богатой барыни из Москвы Герасим. Рассказ о герое по плану: - жизнь и работа на природе и свободе в деревне; - насильственный переезд в город и работа дворником; - отношения Герасима с дворовыми (слугами) барыни, непонимание и одиночество; - любовь к прачке Татьяне; - самовольное решение барыни о браке Татьяны и Капитона; - хитрый план дворецкого Гаврилы и обман, на который соглашается Татьяна; - Герасим обижается на Татьяну, потом прощает ее; - дворник спасает собаку, ухаживает за ней, как за ребенком, собака привязывается к Герасиму; - случай с Муму и барыней, решение барыни избавиться от собаки; - кража Муму у Герасима; - возвращение собаки и попытки дворника защитить собаку; - второй приказ барыни; - подлость Гаврилы и решение Герасима утопить собаку (объяснить причины этого решения); - последние часы Муму; - побег Герасима на свободу и одинокая жизнь в деревне.
в.) Основная идея: автор повести осуждает крепостное право, которое позволяет одним людям (дворянам) определять судьбы других людей (крепостных). По своей прихоти барыня лишила Герасима вначале свободы и любимой крестьянской работы, потом - любимой женщины, наконец – самого дорого для него существа, - Муму. Не лучше вели себя по отношению к герою и слуги, которые, боясь гнева барыни, обманывали и предавали Герасима. Герой терпел, смирялся, но потом взбунтовался.
13. Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Герои, картины природы, отношение автора к детям. Чтение фрагмента наизусть.
а.) Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878) – русский поэт, журналист, редактор и издатель крупных литературных и политических журналов «Современник» и «Отечественные записки». В раннем творчестве писателя возникает тема тяжелого положения городской бедноты и русского крестьянства. В стихотворении «Забытая деревня» (1855) Некрасов описывает беды крепостных крестьян в безымянной деревне. Герои произведения надеются, что их проблемы решит барин, который живет в столице. Однако в финале он умирает, а его наследник ничего не делает для улучшения положения крестьян. В стихотворении «Орина, мать солдатская» (1863) изображено горе бедной крестьянки, у которой умирает от чахотки единственный сын – Иван. Причина его смерти – тяжелой солдатской службе. В стихотворении «Крестьянские дети» (1861) Некрасов вспоминает о своем деревенском детстве и описывает жизнь крестьянских детей.
б.) Стихотворение «Крестьянские дети» делится на несколько частей. 1. Описание встречи автора с детьми и диалог детей, обсуждающих внешность, оружие и собаку охотника. 2. Обращение автора к читателю-дворянину, размышление автора о счастливой жизни крестьянских детей: «Я все-таки должен сознаться открыто,/ Что часто завидую им:/ В их жизни так много поэзии слито,/ Как дай бог балованным деткам твоим./ Счастливый народ! Ни науки, ни неги/ Не ведают в детстве они». Некрасов считает, что дети крестьян счастливы, потому что они не учатся, потому что их не балуют и они свободны. 3. Описание детских забав и встреч с интересными людьми из простого народа. 4. Описание игр и дел крестьянских детей: автор пишет о купании в реке, сборе грибов, встречах с лесными животными, простых детских играх, сборе ягод, о том, как мальчики помогают отцам работать в поле. 5. Замечание автора о тяжелой стороне жизни крестьянских детей - они рано начинают трудиться, и иногда этот труд тяжел: «Зато беспощадно едят его мошки,/ Зато ему рано знакомы труды...». 6. Автор показывает тяжелый труд крестьянских детей в отрывке «Однажды в студеную зимнюю пору». Он изображает крестьянина и его единственного сына Власа. Власу 6 лет, но он уже помогает отцу отвозить дрова из лесу в деревню. Это понятно: «Семья-то большая, да два человека/ Всего мужиков-то: отец мой да я…». Автор восхищается и красотой русской зимы, и серьезностью, ответственностью «маленького мужичка». Некрасов видит в этом проявление доброй, честной, сильной русской души. 7. Некрасов говорит о привязанности крестьян к родной земле, об их любви к труду. Он с грустью замечает, что детство – самая счастливая пора в жизни крепостного крестьянина. 8. Описание игры охотника с собакой и радости детей.
в.) Чтение фрагмента наизусть.
14. Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Сюжет рассказа, образы Жилина и Костылина.
а.) Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) в 1851-53 гг. служил на Кавказе, где тогда шла война между русской армией и горцами, которые боролись за свою независимость. Впечатления писателя от войны отразились в таких произведениях, как «Казаки» (1863), «Кавказский пленник» (1872), «Хаджи-Мурат» (1904). Толстой храбро воевал и мог получить Георгиевский крест, но не был награжден этим орденом. Сам писатель не попадал в плен к горцам, однако события, описанные в «Кавказском пленнике», не раз происходили в реальности. Важно и то, что Толстой показывает войну не только с точки зрения русских, но и с точки зрения горцев. Писателю (и его героям, Жилину, например) интересны нравы и быт кавказских племен. Толстой говорит о том, что правы и горцы, защищая свою землю, свои обычаи, веру. Писатель не боится рисовать жестокость на войне и той, и другой враждующей стороны: в «Кавказском пленнике» он упоминает о том, как русские солдаты убили шестерых сыновей старого горца. Это объясняет, почему старик так ненавидит русских и хочет, чтобы Жилина и Костылина убили.
б.) Пересказ сюжета рассказа (подробнее описать следующие моменты сюжета): - Экспозиция (вступление): письмо старой матери Жилина; герой решает ехать домой; путешествие в обозе; встреча с офицером Костылиным; герои отрываются от обоза и отправляются в крепость вдвоем. Завязка: офицеры сталкиваются с горцами; Костылин уезжает, бросив Жилина; Жилин вступает в схватку с горцами; они берут русского в плен и сажают в сарай. Так завершается 1-я глава. Развитие действия: Жилин проводит ночь в плену; пленивший его горец («красный татарин» Кази-Мугамед) отдает в счет долга Жилина «черному татарину» - Абдул-Мурату. Последний требует с Жилина выкуп – вначале 3000 рублей, потом 1000 рублей, потом он соглашается на 500. Жилин встречает Костылина, который согласился на выкуп в 5000 рублей. Жилин пишет письмо матери, указывая неправильный адрес: он рассчитывает сбежать из плена. Офицеров вместе сажают в сарай. Так завершается 2-я глава. В 3-й главе Жилин изучает нравы горцев, знакомится с дочерью Абдул-Мурата Диной, завоевывает уважение среди татар своим мастерством, встречается со стариком в чалме, который чуть не убил его. Абдул рассказывает Жилину о том, что старик подговаривает других убить офицера, а сам Абдул не хочет этого: во-первых, он заплатил деньги за пленника, во-вторых, он полюбил Жилина. В 4-й главе Жилин исследует местность для побега, татары привозят убитого воина, хоронят его и справляют поминки. Жилин уговаривает Костылина бежать, так как горцы злы на русских и хотят их убить. В 5-й главе описан первый побег офицеров. Завязка – ночной побег русских; развитие действия – они переходят через реку, идут по лесу, встречают татарина на коне, он проезжает мимо, Костылин жалуется на усталость и предлагает Жилину бросить его, Жилин тащит товарища на себе; кульминация – горцы из другого аула берут русских в плен; развязка – в ауле решают, что делать с русскими, офицеров бросают в яму. В 6-й главе описан второй побег Жилина. Вступление – Дина говорит Жилину, что русских хотят убить, тот просит девочку помочь ему с побегом; завязка – Жилин с помощью Дины ночью бежит из плена; развитие действия – офицер пробирается по горам до леса, пытается освободиться от колодок, встречает двух конных горцев; кульминация – Жилин бежит к казакам, его преследуют татары; развязка – казаки отбивают Жилина и отвозят его в крепость. Эпилог (заключение) – Жилин остался служить на Кавказе, Костылина выкупили через месяц из плена.
в.) Жилин и Костылин. Главные герои противопоставлены друг другу. Костылин труслив: во время первого столкновения с горцами он, поддавшись чувству страха, бросает товарища, а Жилин смел и мужественно сопротивляется им. Он не хочет сдаваться в плен живым и надеется срубить шашкой татарина. Также Жилин во время первого побега не бросает Костылина, так как ценит боевую дружбу. «Бросать товарища не годится», - думает он. Жилин тащит друга на себе, рискуя своей жизнью. Даже перед вторым побегом Жилин снова уговаривает друга бежать, хотя при неудачном исходе дела это грозит обоим смертью. Костылин в плену быстро теряет силу духа и надеется только на выкуп. А Жилину остается рассчитывать только на самого себя, потому что выкупить его никто не сможет. Костылин в плену утрачивает интерес к жизни, а его товарищ начинает изучать жизнь горцев и готовится к побегу. Жилину интересны нравы и быт незнакомого народа, он устанавливает контакт с горцами, и даже его хозяин Абдул-Мурат ценит русского за смелость и мастерство. Жилин находит настоящего друга в лице Дины, привязывается к ней и искренне благодарит ее за то, что она спасла ему жизнь. Жилин проявляет также настойчивость, целеустремленность, силу воли, ведь после неудачного первого побега он готовит второй, а во время второго побега он, преодолевая усталость и боль, идет на родину. Жилин может рисковать, а Костылин слишком слаб для этого: Жилин торгуется с горцами о сумме своего выкупа, ставит им условия, а Костылин смиряется с обстоятельствами. Смелость, настойчивость, вера в себя, любовь к жизни помогли Жилину выбраться из плена и вернуться на родину.
15. Юмор и сатира. Герои, сюжет в рассказе А.П. Чехова «Пересолил».
а.) Юмор – изображение незначительных недостатков человека, нелепых, смешных сторон жизни. Для юмора характерен добрый смех писателя над тем, что он изображает. Сатира – изображение недостатков и пороков человека и общества. Для сатиры характерен злой и беспощадный смех над дурными сторонами жизни.
б.) Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, автор рассказов, нескольких повестей и пьес. В ранний период творчества Чехов создает небольшие юмористические рассказы. В них он высмеивает нелепые, смешные явления в жизни своих современников. Позднее рассказы писателя становятся серьезнее. На место юмора приходит сатира. В поздних произведениях писатель говорит о вечных вопросах, волнующих человека, об общем несовершенстве жизни.
в.) Рассказ «Пересолил» (1885) можно назвать юмористическим рассказом. В нем всего два главных героя: землемер Глеб Гаврилович Смирнов и ямщик Клим. Сюжет рассказа основан на одном событии: ночной поездке землемера в Девкино, имение генерала Хохотова. Пересказ рассказа. В рассказе много юмористических моментов. Это и описание здоровенного ямщика с его тощей лошадью и разбитой телегой, это и обращения землемера к ямщику, в которых Смирнов храбрится и рассказывает о самых невероятных вещах (у него с собой 3 револьвера, он один победил 3 разбойников, он настолько важная персона, что по пути его следования везде спрятаны полицейские, у него есть 4 товарища – у каждого из них по пистолету, которые встретят его на дороге и т.д.). Это и внутренние монологи землемера, которые говорят о том, что он на самом деле смертельно боится Клима и разбойников, поэтому и пугает ямщика небылицами. Смешна и реакция Клима: ямщик в основном молчит, но потом, слушая рассказы землемера, начинает все больше бояться пассажира, в конце концов бросает телегу и убегает в лес. Чехов юмористически описывает побег Клима (бежит на четвереньках) и его страх (ямщик два часа сидит в лесу). Смешно и неожиданное изменение ситуации: Смирнов вначале пугал Клима, а потом начинает успокаивать его и умоляет вернуться к телеге. Юмористически написан финал рассказа: Клим по-прежнему боится «грозного» пассажира, а землемер едет остаток пути спокойно.