Сбор, анализ источников и изложение текста курсовой работы

Написанию курсовой работы предшествует изучение студентом рекомендованных источников с учетом изменений и обновлений нормативно-правовой базы по заданной теме. Список НПА и литературы по теме составляется до начала исследования, а в ходе подготовки – пополняется. Используя имеющийся список литературы, студент глубоко и критически изучает источники, особенно появившиеся в последнее время по данной проблеме. Помощь в работе оказывают библиографические справочники, указатели, каталоги библиотек, ежемесячные справочники о новой юридической литературе, Интернет и т. д. Список использованных нормативных правовых актов и литературы должен быть достаточно разнообразным. Привлечение и анализ различного круга источников (НПА, комментариев к ним, опубликованных и неопубликованных материалов судебной практики, монографий, сборников научных статей, публикаций в периодических изданиях, научно-справочной и другой литературы) свидетельствует об определенной научной зрелости студента и умении (навыках) вести научные исследования.

После предварительного ознакомления с литературой и НПА составляется примерный план курсовой работы, в котором находят отражение основные направления (проблемы) исследования. В процессе работы план может уточняться и изменяться.

Сбор материалов для написания курсовой работы начинается с составления библиографии: списка специальной, учебной, справочной и иной литературы, нормативно-правовых актов, а также материалов правоприменительной практики. В случае выбора студентом темы курсового сочинения, раскрывающей актуальные процессы, происходящие в России в настоящее время, необходимо пользоваться литературой не старше пяти лет.

Библиография представляет собой перечень источников, НПА, монографий и статей по избранной теме. Предметом исследования является текст, подлежащий изучению. Для юристов главными источниками являются нормативные материалы: законы, подзаконные акты, а также акты судебной власти (постановления и руководящие разъяснения Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ).

Поиск нормативных материалов следует осуществлять в библиотеке в официальных изданиях: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации». Акты судебной власти публикуются в следующих изданиях: «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

Поиск монографий и научных сборников следует осуществлять в библиотеке в каталогах: алфавитном, предметном, систематическом. Алфавитным каталогом следует пользоваться, когда точно известно название книги или фамилия и инициалы автора. К предметному и систематическому каталогам нужно обращаться, чтобы выяснить, какая литература имеется по избранной теме. Необходимо обратить особое внимание на научные сборники юридических факультетов и вузов со следующими названиями: «Сборник научных трудов…», «Ученые записки…».

Необходимо обращаться к научным и научно-практическим комментариям кодексов РФ и комментариям отдельных нормативных актов по праву.

Поиск журнальных статей по исследуемой проблеме осуществляется по последним в году номерам журналов, где печатается перечень статей, опубликованных за год. Рекомендуется просмотр следующих журналов:

1. «Адвокат»;

2. «Вестник международной академии бизнеса и банковского дела». Серия «Юриспруденция»;

3. «Вестник Московского университета»;

4. «Вестник Санкт-Петербургского университета». Серия «Право»;

5. «Вопросы философии»;

6. «Государство и право»;

7. «Гражданское право»;

8. «Журнал российского права»;

9. «Законность»;

10. «История государства и права»;

11. «Нотариус»;

12. «Общественные науки и современность»;

13. «Право и жизнь»;

14. «Право»;

15. «Правоведение»;

16. «Российская юстиция»;

17. «Российский следователь»;

18. «Российский юридический журнал»;

19. «Семейное и жилищное право»;

20. «Сибирский юридический вестник»;

21. «Следователь»;

22. «Современное право»;

23. «Трудовое право»;

24. «Уголовное право»;

25. «Хозяйство и право»;

26. «Юридический мир»;

27. «Юрист» и др.

Желательно просмотреть и иные периодические правовые издания в соответствии с избранной темой курсовой. Начинать поиск следует с журналов текущего года. Рекомендуется просмотреть указанные научные журналы за период не менее трех лет, по историко-правовым проблемам – за 10–15 лет.

Кроме этого, можно подбирать литературу, используя библиографические указатели в конце монографий или статей, а также ссылки на работы других авторов в тексте монографии или статьи. Библиографические отделы крупных библиотек (областных, фундаментальных и др.) имеют общероссийские, региональные указатели литературы: книжные летописи, летописи журнальных статей, летописи газетных статей. Крупные библиотеки в свободном доступе в читальном зале или библиографическом отделе хранят большинство справочных и энциклопедических изданий. Эти издания значительно облегчают работу с терминологией, особенно историко-правовой.

Процесс составления библиографического списка продолжается на протяжении всей работы, студент должен просматривать вновь поступившие номера научных журналов, чтобы не пропустить новую статью по теме курсовой работы.

Изучение материала желательно начинать с действующего нормативного материала, затем перейти к учебникам и учебным пособиям, после этого – к монографиям и статьям по отдельным вопросам темы. Из трудов одного автора либо разных изданий одного и того же учебника или работы следует выбирать более поздние, написанные на основе ныне действующего законодательства.

Текст нормативно-правового акта необходимо тщательно прочесть, затем самостоятельно проанализировать и сравнить с предшествовавшим ему аналогичным нормативным актом. Возникшие в результате исследования самостоятельные мысли следует записать.

Правоприменительная практика делится на опубликованную в открытой печати (книги, журналы, газеты и др.) и неопубликованную, находящуюся в государственных, судебных или иных архивах, а также в Интернете. Ее широкое применение при анализе исследуемых в курсовой работе проблем имеет принципиально важное значение, т. к. позволяет увидеть не только механизмы реализации нормы права, но и определенные недоработки, и пробелы в законодательстве.

Закончив сбор материала по теме, студент может приступить непосредственно к написанию курсовой работы. Структура работы должна быть четкой, логичной и обоснованной, без повторов. Весь текст работы должен быть подчинен одной идее. Необходимо придерживаться академического стиля изложения; ни в коем случае не следует пользоваться разговорными и сленговыми выражениями, делающими научную работу похожей на пробу пера начинающего журналиста. Нежелательны сложные и запутанные предложения, поскольку они не свидетельствуют о четком понимании студентом исследуемой проблемы. Перед студентом стоит задача – излагать научный материал научным юридическим языком.

Не следует допускать категоричных и безапелляционных заявлений, а также резкой критики в чей-либо адрес. Полемику следует вести корректно. Необходимо избегать сокращений, за исключением общепринятых. Недопустимы повторы одного и того же материала, выводов. Аргументы необходимо подкреплять примерами правоприменительной практики, с обязательной ссылкой на источник (с указанием страницы и иных выходных данных источника).

Материал нельзя излагать без ссылок на авторов или на НПА. Использование студентом в тексте курсовой работы положений из публикаций других авторов без ссылок является плагиатом, даже если в используемом фрагменте переставляются отдельные слова. Встречаются курсовые работы, в которых текст дословно переписан из учебника, монографии либо статьи без указания на источник. Подобные опусы совершенно недопустимы и оцениваются научным руководителем только на неудовлетворительную оценку. Недопустимо и скачивание текстов курсовых работ из Интернета, хотя использование данного источника информации желательно, при соответствующей ссылке на адрес сайта. Материалы Интернета включаются в список использованных нормативно-правовых актов и литературы и оформляются в соответствии с
ГОСТом 7.82-2001 [2].

Текст курсовой работы излагается в соответствии с составленным совместно с научным руководителем планом работы (введение, главы и параграфы, заключение). К изложению текста предъявляются давно устоявшиеся требования, нормы и правила.

Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, теоретическая значимость и практическая целесообразность; отмечается состояние разработки проблемы в литературе; устанавливаются границы исследования (предмет, объект, хронологические рамки), краткая историография, анализ нормативно-правовой базы, теоретические основы и базовые методы исследования; ставятся цель и задачи курсовой работы. По объему введение составляет 1,5–2 страницы.

Актуальность. Здесь указывается и раскрывается теоретическое, познавательное и практическое значение изучаемой проблемы для настоящего времени, ее инновационный характер.

Историография (степень научной разработанности темы) – этоистория разработки исследуемой темы, кем, когда поставлена данная проблема, как и кем, с каких позиций, с использованием каких источников изучалась, т. е. состояние разработки темы в научной литературе. Например: «При написании курсовой работы проанализированы труды ученых, юристов-теоретиков и практиков (указывается ФИО и название работ). Наибольшую помощь при разработке темы оказали публикации (указать ФИО, название публикации и ответить, чем, почему интересны труды этих авторов и т. п.), анализ литературы (публикаций) показал что (т. е. надо дать точный вывод о достаточной, недостаточной, слабой и т. п. изученности данной темы).

Во введении обязательно должна определяться нормативно-правовая база исследования, т. е. указывается, какие правовые акты, опубликованные или неопубликованные материалы судебной и иной практики использованы при написании работы.

Исходя из изученности темы, выявленных проблем избранной темы дипломной работы, ставятся цель и задачи исследования.

Цель и задачи

Цель: опираясь на анализ НПА, опубликованные и неопубликованные материалы правоприменительной практики, специальную, научную, учебную, справочную и иную литературу, изучить проблему(ы). Исходяиз цели курсовой работы, ставят следующие задачи:

–дать определение чему-либо;

– рассмотреть то-то;

–проанализировать то-то;

– разработать практические рекомендации (предложения) по улучшению того-то.

Каждая глава в тексте работы обязательно начинается с нового листа. Параграфы в рамках одной главы продолжаются с той страницы, на которой окончился предыдущий параграф (если первый параграф окончился в конце страницы, то вместе с заголовком второго параграфа на этой странице должно находиться не менее трех строк текста).

Первую главу и первый параграф в ней предпочтительно начать с рассмотрения общих положений (в частности, понятия исследуемого правового института, краткого историко-правового анализа темы дипломной работы), а затем перейти к конкретным вопросам, поставленным в плане (содержании) курсовой работы.

Характеристику правового института по действующему отечественному законодательству желательно дать в сравнении с ранее действовавшим законодательством, а также предварить обзором существующих в правовой литературе точек зрения по данной проблеме. Сравнительно-правовой анализ позволит определить тенденции и перспективы рассматриваемого института. Обзор научных дискуссий позволяет выявить нерешенные вопросы, пробелы в законодательстве, дает студенту возможность определиться с собственной позицией и прийти к конкретным рекомендациям по совершенствованию законодательства (в тексте глав, параграфов на сравнительной основе излагаются точки зрения различных авторов, и обязательно формируется точка зрения студента). При этом в основе исследования темы курсовой работы должен лежать конкретный, постатейный (с указанием номера) анализ нормативно-правовых актов и анализ опубликованных и неопубликованных материалов правоприменительной практики (конкретного судебного дела в конкретном периоде и регионе).

Каждую главу следует заканчивать выводами проведенного исследования, это облегчает написание заключения. Объем отдельных глав и параграфов определяется необходимостью более полного изложения их материалов. Все главы, параграфы в главах должны быть соразмерны друг другу по объему и соединены между собой логической последовательностью изложения текста. Названия глав и параграфов должны соответствовать указанным в оглавлении.

Заключение подводит итог курсовой работы и должно содержать основные выводы исследования, к которым пришел студент, анализируя те или иные вопросы в главах. В заключении также даются возможные рекомендации по применению закона правоохранительным органам и предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства или указывающие на необходимость рассмотреть сложные в теоретическом отношении и вызывающие трудности при практическом применении вопросы. По объему заключение составляет
1,5–2 страницы.

Список литературы

Завершает курсовую работу «Список использованных нормативных правовых актов и литературы». В список литературы включают все источники информации, использованные при написании курсовой работы. В начале указывают нормативно-правовые акты, затем специальную литературу и практические материалы. Библиографическое описание источника в списке должно соответствовать требованиям, которые содержатся в настоящих методических указаниях.

Приложения

Материал, дополняющий текст документа, допускается давать в виде приложений. В приложениях могут быть размещены, например, рисунки (схемы, диаграммы, фотографии) и т. д.

Рисунки, таблицы могут располагаться как в самом тексте курсовой работы, так и в приложении. Каждая схема, таблица или другой материал, располагающиеся в тексте курсовой работы, нумеруются арабскими цифрами. Слова «таблица», «рисунок» в тексте пишется полностью с указанием ее номера:

· Таблица 1 – Название; Рисунок 2 – Название.

В тексте курсовой работы должны быть ссылки на все таблицы, рисунки и приложения. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху по центру листа слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок. Приложение и заголовок пишутся курсивом. Заголовок записывается симметрично тексту с прописной буквы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы. Таблицы и рисунки в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например:

· Приложение А;

· Таблица В.1 и т. д.

Примечание: в случае, когда в издании одно примечание или одна таблица, номер не ставится (Приложение; Таблица).

Допускается приложение выполнять в виде отдельного документа. На каждое приложение в тексте работы должны быть сделаны ссылки.

После написания чернового варианта курсовой работы необходимо внимательно прочитать и отредактировать текст и сдать его на проверку научному руководителю. После получения рукописи от научного руководителя следует поработать над текстом, с тем, чтобы учесть сделанные замечания и внести необходимые исправления; затем перепечатать работу, вычитать и исправить опечатки. После этого работа считается законченной.

Наши рекомендации