Письменное оформление результатов исследования
Тему курсовой работы студентывыбирают произвольно в пределах тематики предмета, рекомендуемых настоящими указаниями. Если же студент хочет взять для курсовой работы тему, не указанную в данном списке, то свой выбор он должен обязательно согласовать с преподавателем. Преподаватели окажут методическую помощь на всех стадиях подготовки курсовой работы.
Требуется избегать дублирования тем курсовых работ у отдельных студентов. Поэтому староста учебной группы составляет список студентов с указанием избранной темы и передает его руководителю(на электронном носителе, или на электронный адрес), который закрепляется за группой из числа преподавателей кафедры. Заменять указанные темы курсовых работ не разрешается.
Своевременность выбора темы играет важную роль в процессе написания и защиты курсовой работы в целом. Чем раньше будет выбрана тема и начата работа по ней. тем больше времени, а стало быть, и больше возможностей будет у студента для приобретения и упрочения им навыков и умений систематической самостоятельной работы над историческим материалом, сбора, обработки и обобщения фактов, статистического материала. Приобретая новые теоретические знания, обновляя и пополняя уже накопленные, студент одновременно учится подбирать нужный материал, интересные факты, цифры для курсовой. Эти материалы, факты он может собрать в научных, областных и городских библиотеках города, а также в научных архивах. Связав полученные теоретические знания с исторической практикой, студент тем самым вносит в свою работу творческие, научно-исследовательские элементы.
Остановив свое внимание на какой-либо теме, рекомендуется вникнуть в вопросы разделов учебной программы курса отечественной истории, которые хронологически совпадают с проблемой Вашей курсовой работы, и прочитать соответствующие главы, параграфы учебного пособия.
В процессе выбора темы курсовой работы студенту необходимо тщательно ознакомиться с ней по сочинениям, дающим общее понимание. Такое ознакомление поможет студенту войти в содержание избранной темы, в сознании начинают оформляться вопросы темы; представляется возможность более конкретно наметить задачи и цели работы. Результатом для студента должно стать составление предварительного (рабочего) плана своей работы. В процессе дальнейшей работы план уточняется, совершенствуется и определяется окончательно.
Затем, можно переходить к изучению специальной литературы, посвященной непосредственно избранной теме. В поиске необходимой литературы существенную помощь могут оказать различные библиографические пособия, летописи журнальных и газетных статей, каталоги библиотек, в том числе систематические.
Выявленные в процессе библиографического поиска статьи, монографии, публикации источников следует брать на учет, фиксируя их на отдельных библиографических карточках, с указанием автора, названия книги или статьи и выходных данных (год и место издания).
При изучении исследований следует особое внимание обращать на спорные моменты, на недостаточно исследованные вопросы, чтобы в дальнейшем именно на этом сосредоточить свое внимание.
Необходимо также правильно фиксировать отобранный из источников и литературы материал. Наиболее оптимальный метод: выписки по отдельным вопросам избранной темы. Эти выписки делаются на листах или в особых тетрадях с точным указанием названия источника, откуда они позаимствованы. Затем, на основе этих выписок студент может внести коррективы в план работы и уточнить ее цели и задачи.
Составление плана курсовой работы
План(оглавление)– это логическая структура курсовой работы, последовательный перечень вопросов рассматриваемых в работе. План необходимо продумывать и постоянно улучшать, пока не будут достигнуты необходимые лаконичность формулировок и строгость внутреннего строения курсовой работы. Весьма важно, чтобы план был соразмерен, все его пункты (вопросы), их последовательность оправданы и вся работа представляла бы собой стройное целое.
Составленный план в определенной степени свидетельствует о понимании автором научной проблемы, о правильности подхода к изучению выбранной темы. Качество плана влияет на содержание и оценку работы.
Рекомендуется, план (оглавление) составлять из введения, глав (2–3), или разделов и заключения. Отдельные главы рекомендуется, если того требует порядок и логика изложения, разделять на несколько параграфов (разделы, как правило, не дробятся). Название «курсовой» и её основных частей должны быть краткими и не повторять друг друга.
Введение, вданном виде научной работы, состоит из трех-пяти страниц. В самом начале кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность, дается постановка проблемы и ее историческое значение. Формулируется цель «курсовой», последовательность рассматриваемых вопросов. Далее, во введении дается оценка изучаемой литературы по выбранной теме (историография проблемы), указывается база фактолоического и статистического материала и т.д. Студент анализирует степень изученности избранной темы в исторической литературе. Причем, этот историографический обзор должен быть не формальным раскрытием содержания книг и статей или их перечнем, а конкретным целенаправленным показом того, что уже сделано в разработке избранной темы предшественниками и что еще недостаточно разработано, спорно или нуждается в изучении, пересмотре и т. д. Правильно организованный историографический анализ позволяет получить представление о степени изученности темы, о вкладе предшественников в изучение проблемы, сформулировать особую концепцию, определить научные подходы и инструментарий в её реализации.
Важно также помнить о методах научного поиска, так как многомерное понимание методологических проблем приближают установление научной истины.
Рекомендуется введение, в окончательной редакции, писать после завершения работы в целом. Делается это потому, что говорить о значении темы, ее изученности, задачах работы легче, когда весь материал уже систематизирован.
Главы курсовой работы включают в себя основное историческое содержание проблемы, составляющее предмет анализа изучаемой темы, рассматривают наиболее важные принципы и методологические приемы, необходимые для исторического освещения вопросов «курсовой». При помощи принципов исторического знания, методологии источниковедения и исторического построения лучше понять и восстановить подлинный смыл и своеобразие исследуемой эпохи. Синтезируя частные концепции исторического развития, студен должен добиваться генерализации исторического знания для дальнейшей оценки креативности оригинальной авторской концепции. Рекомендуется также в конце каждой главы делать выводы. Заключение (3-4 стр.) посвящается изложению основного содержания и выводам, к которым приходит автор в ходе работы над темой.