Русский романтизм в литературе первой половины XIX века
Первую половину девятнадцатого столетия с полным правом можно назвать "эпохой романтизма". Как литературное направление, как метод изображения человека и действительности романтизм формируется еще в начале столетия, но ведущее место занимает в тот период, что последовал за событиями 1812 года и который принято называть "двадцатыми годами". С этой поры на долгий временной период (вплоть до 1840-х годов) именно романтизм будет определять общий характер русской культуры (и литературы, в частности).
Что же способствовало этому? Прежде всего остановимся на исторических предпосылках возникновения русского романтизма, ведь именно исторические события, особенности той или иной эпохи формируют в общественном сознании те настроения, чувства и идеи, которые неизбежно находят отражение в различных литературных направлениях и методах.
Настроение, господствовавшее в русском обществе в 1820-е годы, то, что можно назвать "духом эпохи", во многом определялось победоносным завершением войны с наполеоновской Францией.
"Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. ... Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!"
Эти строки из пушкинской повести "Метель"(1830) можно считать наиболее полной и выразительной социально-исторической характеристикой двадцатых годов девятнадцатого столетия. Отечественная война 1812 года, заграничные походы 1813-1815 годов, триумфальное взятие Парижа, "битва народов" при Ватерлоо - все эти исторические события давали немало примеров удивительной храбрости и силы духа, ярких воинских подвигов и необычайных проявлений милосердия, стремительных взлетов и трагических падений человеческих судеб. Русские полководцы - генералы П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Я. П. Кульнев, А. П. Ермолов и другие - проявляли поразительную доблесть и в глазах современников являлись легендарными личностями, титанами.
Неудивительно, что в общественном сознании окрепла и заняла одно из ведущих мест уверенность в необыкновенных способностях человека, возможности кардинально менять свою судьбу и судьбу всего мира. Видную роль в формировании этой поистине романтической идеи сыграла такая историческая личность как Наполеон Бонапарт. Невозможно переоценить значение его натуры и судьбы в истории мировой романтической культуры. Наполеон, казалось, служил наиболее убедительным подтверждением излюбленной идеи романтизма - идеи исключительной личности. Бедный корсиканский поручик становится генералом французской армии, затем консулом, императором Франции, чуть было не достигает мирового господства: в начале девятнадцатого века волею Наполеона свергаются многовековые монархии, он властно "перекраивает" карту Европы, уничтожая старые государства и создавая новые, его войска сражаются в Африке. И все это достигается благодаря личным качествам Бонапарта: его исключительной храбрости, уму, энергии, силе воли, наконец, нечеловеческой жестокости и эгоизму.
Когда же император посетил чумные бараки в Яффе, где от неизлечимой болезни умирали ветераны его армии, современники поверили в победу Бонапарта над самой смертью, а этот полный мужества и милосердия поступок был воспет и историками, и живописцами, и поэтами, в том числе и А. С. Пушкиным, написавшем в 1830 году стихотворение "Герой". На долгие годы личность и судьба Наполеона Бонапарта будут вдохновлять несколько поколений писателей-романтиков.
Другим кумиром романтического поколения 1820-х годов был Дж. Г. Байрон. Не только творчество великого английского поэта-романтика, но и его личность оказывали сильнейшее воздействие на душевный склад, мировоззрение, поступки людей того времени. Рано проявившаяся исключительная поэтическая одаренность Байрона, его пренебрежение знатным происхождением и литературными авторитетами, независимое поведение и демонстративная разочарованность (ставшая модой для европейского юношества первой трети века), его экзотическое путешествие по странам Востока, "бунтарские" речи в Палате лордов, разлука с родиной, преследовавшей поэта, скитания по европейским странам, дружба с карбонариями (деятелями национально-освободительного движения Италии), наконец, смерть в греческом городе Миссолунги, куда Байрон приехал для участия в освободительной войне против турецкого ига, - все это заставляло видеть в Байроне такую же исключительную, необыкновеную личность, как и Наполеон.
Еще одной социально-исторической предпосылкой формирования русского романтизма был характер правления Александра I в 20-е годы ХIХ столетия. Пришедший к власти в 1801 году молодой император пообещал и даже начал проводить определенные социальные реформы: комиссия под руководством М. М. Сперанского работала над проектом конституции, вышел императорский указ о "вольных землепашцах", была ослаблена цензура, не преследовались законом различные общественные кружки и объединенения. Но теперь, после окончания войны с Наполеоном, "дней Александровых прекрасное начало" сменилось явным поворотом в сторону реакции. Прекратилась работа по созданию российской конституции, многие министерства возглавляли государственные деятели, придерживающиеся консервативных взглядов, усилилась цензура, преследовались проявления "вольнодумства" и в литературе, и в общественной деятельности, и в образовании. Русское крестьянство, народ-победитель не только не получил желанного освобождения от крепостной зависимости, но и узнал еще более страшную форму закабаления - военные поселения, где крестьянин-землепашец к тому же еще и "тянул солдатскую лямку". Все это не могло не вызывать в общественном сознании чувства неудовлетворенности существующим порядком вещей, самой действительностью, что также является одной из ведущих идей романтизма. Таким образом, социально-историческая обстановка 1820-х годов подготовила развитие и господствующую роль в русской культуре романтизма.
Необходимо обозначить также и историко-культурные предпосылки возникновения и развития русского романтизма. С одной стороны, несомненное и благотворное влияние на идеологию и поэтику романтического направления оказали достижения классицизма и сентиментализма, которые были ведущими направлениями русской литературы предшествующей эпохи - в XVIII столетии. С другой стороны, после победных заграничных походов русской армии, в период активной внешнеполитической жизни государства российское общество и его культура были открыты влиянию западноевропейского романтизма, к тому времени уже ставшего ведущим направлением в культуре Германии и Англии, Франции и Италии. Все разнообразие романтического творчества зарубежных писателей стало доступным и вызывало восторг у русской публики: читатели "упивались" игрой фантизии в повестях немецкого прозаика Э. Т. А.Гофмана, чарующими строками лирики английских поэтов "озерной школы" (У. Водсвордт, С. Кольридж, Р. Саути и др.), мятежной мощью и пряной экзотикой поэм Байрона, глубокими философскими раздумьями французских писателей Ламартина и Шатобриана. Русская литература чутко восприняла все открытия западноевропейских мастеров художественного слова, и русский романтизм, ставший ведущим литературным направлением в первой трети девятнадцатого столетия, по своему художественному совершенству, по разнообразию и сложности литературных явлений, входящих в него, не уступает вершинным образцам мировой литературы.
Как и любое литературное направление, русский романтизм включал в себя сложный комплекс идей. Остановимся на наиболее существенных из них.
1. Наиболее ярко проявлялся в романтическом произведении культ необыкновенной личности. Романтический герой - это всегда натура неординарная, яркая, исключительная. Это относится как к персонажам баллад и поэм, повестей и романов, так и к лирическому герою романтической поэзии. Необъятность внутреннего мира, сила страстей, мощь личности, удивительные дарования, - такими свойствами щедро наделяли писатели-романтики своих героев. Исключительными, в полной мере романтическими личностями являются и Войнаровский, главный герой поэмы К. Ф. Рылеева, все силы, думы, жизнь свою отдавший за свободу родной Украины; и герои гоголевской повести "Тарас Бульба", где старый Тарас и его старший сын Остап предстают воплощением удали и мужества, а младший сын Андрий - всепобеждающей силы любви, заставившей его бросить Отчизну, семью, боевых товарищей, любви, которой будет верен молодой казак и на пороге смерти; и вольнолюбивый Мцыри, силу души которого воспел М. Ю. Лермонтов в одноименной поэме. Поистине космической необъятностью внутреннего мира отличается лирический герой лермонтовской поэзии, слышащий то, как "звезда с звездою говорит", и утверждающий:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
("Нет, я не Байрон..." 1832)
При этом необходимо отметитить, что романтический герой не обязательно является средоточием необыкновенных достоинств. Не положительность, а исключительность прежде всего привлекали писателей-романтиков, поэтому они могли сделать главным героем, а то и воспеть в своих произведениях и эгоистичного ревнивца (поэма "Цыганы"), и преступников-душегубов (еще одна пушкинаская поэма - "Братья-разбойники"), и жестоких колдунов (повести Гоголя "Вечер накануне Ивана Купалы" и "Страшная месть"), и даже самого духа зла (поэма Лермонтова "Демон"). Конечно, в большинстве этих произведений, как и во многих других творениях русского романтизма, осуждается то страшное и злое, что есть в душах подобных персонажей. Но нельзя не заметить и того, что эти необычайные злодеи привлекают внимание романтических писателей гораздо чаще, чем положительные, но заурядные натуры. Только тогда, когда русская литература сумеет преодолеть этот культ исключительной личности, с сочувствием и пониманием изобразит жизнь обыкновенного человека, произойдет и смена литературных направлений, ведущее место займет реализм.
2. Не менее значимым в идеологии русского романтизма было и чувство недовольства окружающей действительностью. Именно оно было "движущей пружиной" романтического мировоззрения, не позволяло погрузиться в душевную успокоенность, отрешенность и оцепенение. Вот почему не может быть в принципе никакого "пассивного" или "консервативного" романтизма, это литературное направление, в основе которого лежит стремление "оттолкнуться" от не удовлетворяющей романтика действительности, а следовательно, порыв к движению. Это недовольство могло выражаться в романтической литературе в самых разнообразных формах:
в прямых высказываниях повествователя в повестях и поэмах или лирического героя стихотворения –
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая смешная и глупая шутка.
(М. Ю. Лермонтов "И скучно, и грустно..." 1840);
устами персонажа -
Я мало жил и жил в плену,
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы если б мог.
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри" 1839);
в поступках и образе жизни героя, явно направленных против существуюшего порядка вещей -
Мы жили в горе, средь забот,
Наскучила нам эта доля,
И согласились меж собой
Мы жребий испытать иной:
В товарищи себе мы взяли
Булатный нож да темну ночь;
Забыли робость и печали,
А совесть отогнали прочь.
(А. С. Пушкин "Братья-разбойники" 1822);
в трагической поворотах сюжета, вызванных несправедливостью и несовершенством окружающей действительности, мстительным роком, злой волей высших сил -
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
(В. А. Жуковский "Лесной царь" 1818);
наконец, в том чувстве "светлой грусти", которое, словно дымка, овевает самые "мирные" по настроению романтические описания:
Луны ущербный лик встает из-за холмов...
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем!
(В. А. Жуковский "Вечер" 1806).
Существовала и еще одна, более "скрытая" форма недовольства, когда оно проявлялось не столько в осуждении окружающей действительности, сколько в восторженном описании чего-то далекого, недостижимого. Так, славное историческое прошлое Украины, воспетое в "Тарасе Бульбе" Н. В. Гоголя, оттеняло безысходность современного писателю существования, в котором бесконечно длится нелепая судебная тяжба двух помещиков, героев "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".
3. Существенную роль в комплексе ведущих идей романтизма играло романтическое двоемирие. В произведениях писателей-романтиков реальной, во многом не совершенной, действительности противопоставлялся идеальный мир, средоточие всего лучшего. Противопоставление реального и идеального миров определяет основной конфликт романтического произведения. Чрезвычайно разнообразны варианты изображения идеального мира в творчестве писателей, принадлежащих к романтическому направлению, но все же можно остановиться на наиболее часто встречающихся.
Достаточно много писателей (и среди них те, кого мы называем литераторами-декабристами) находили свой идеальный мир в прошлом. Наиболее часто для поэтов К. Ф. Рылеева и В. К. Кюхельбекера, для автора романтических повестей А. А. Бестужева таким идеалом являлся древний Новгород. В их изображении старинный русский город выглядел совершенным государственным образованием, воплощением истинной демократии, поскольку все важнейшие вопросы в нем решало городское Вече, выражающее "мнение народное". Такая же степень идеализации отличала и образы исторических деятелей России. Стремясь дать современникам пример для подражания, Рылеев в своих "Думах" создает целую галерею исключительных героев, напоминая читателям о людях, составивших славу России. Но рылеевские Иван Сусанин, княгиня Ольга, Волынский, Петр 1 воплощают в себе не столько историческую правду, сколько мечту поэта-гражданина об идельном правителе или настоящем патриоте.
"Славна кончина за народ!
Певцы, герою в воздаянье,
Из века в век, из рода в род
Передадут его деянье.
Вражда к неправде закипит
Неукротимая в потомках,
И Русь священная узрит
Неправосудие в обломках".
Так, сидя в крепости, в цепях,
Волынский думал справедливо,
Душою чист и прав в делах,
Свой жребий нес он горделиво.
(К. Ф. Рылеев "Волынский" 1822)
Таким видели прошлое России сторонники гражданского романтизма, противопоставляя данный идеальный образ современной безотрадной действительности.
Поиски идеального мира осуществлялись и в другом направлении, писатели обращались к изображению "естественной среды". Это могли быть не испорченные цивилизацией народы: гордые горцы, вольные цыгане. Так, в поэме Лермонтова "Мцыри" создан именно такой идеальный образ жизни горцев, и герой всем сердцем стремится
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны как орлы.
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри" 1839)
Понятие "естественная среда" не менее часто относилось и к природе. Она могла выступать в роли идеального мира, где успокаивается измученная душа и обретается счастье.
Бывало, все - и солнце за горой,
И запах лип, и чуть шумящи волны,
И шорох нив, струимых ветерком,
И темный лес, склоненный над ручьем,
И пастыря в долине песнь простая,
Веселием всю душу растворяя,
С прелестною сливалося мечтой;
Вся жизни даль являлась пред тобой...
(В. А. Жуковский "Тургеневу..." 1813)
Такое понимание природы пронизывает лучшие пейзажные зарисовки литературы русского романтизма: лирическое отступление об украинской ночи в повести "Майская ночь или Утопленница" и описание запорожских степей в повести "Тарас Бульба", созданные Гоголем; виды Кавказских гор в романтических поэмах Пушкина и Лермонтова; картины тихого вечера или таинственной ночи в элегиях Жуковского.
Часть русских романтиков, и прежде всего, Жуковский, свое понимание идеального мира связывали с потусторонней действительностью, неведомым "т а м". Если земная жизнь чаще всего приносила лирическому герою или персонажам баллад страдания, то за гранью гроба, в "небесной стране" встречались разлученные, вознаграждалась добродетель, соединялись любящие.
Сей гроб - затворенная к счастию дверь;
Отворится... жду и надеюсь!
За ним ожидает сопутник меня,
На миг мне явившийся в жизни.
( В. А. Жуковский "Теон и Эсхин" 1814)
Но где бы ни искали писатели-романтики свой идеальный мир, реальная действительность неизбежно противопоставлялась любому из выбранных вариантов.
4. Еще одной существенной идеей русского романтизма являлось убеждение в независимости внутреннего мира героя от окружающей среды. Романтическая личность никогда не поддается влиянию контрастирующей с нею действительности, исключительные способности, сила чувств героя, его убеждения и мироощущение остаются неизменными до конца повествования. Невозможно представить романтического персонажа, изменившего самому себе. Так, лермонтовский Мцыри, которого сама судьба вернула к стенам монастыря, продолжает до последнего мгновения жизни мечтать о свободе. Стойкость и мужество - вот отличительные свойства Остапа, героя повести Гоголя "Тарас Бульба", и они неизменно сопутствуют персонажу и в бурсацкой юности, и в битвах с "ляхами", и в плену, и на плахе. Грозный владыка Ордал может отправить в изгнание Арминия, разлучив бедного певца с царевной Минваной, но их любовь сильнее и социального неравенства, и людского мнения, и времени, и расстояния, и даже самой смерти (баллада Жуковского "Эолова арфа"). Герой пушкинской поэмы Алеко, добровольно присоединившись к вольному племени цыган, не может принять их жизненной философии, их понимания свободы и потому обречен на вечное одиночество эгоиста:
Оставь нас, гордый человек!
< ... >
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли...
(А. С. Пушкин "Цыганы", 1824)
В этой неизменности внутеннего мира героя была и безусловная художественная слабость романтического метода, не учитывающего и не показывающего воздействие среды на личность; но также и его удивительная благотворная сила, поскольку именно литература романтизма, как никакая другая, призывала человека поверить в собственные силы, противостоять губительному влиянию жизненных обстоятельств. Не случайно, романтическое направление выдвигается на первый план в самые непростые исторические эпохи.
Этому комплексу идей должны были соответствовать определенные черты поэтики. Отметим наиболее существенные из них.
1. Большое значение имели принципы, по которым осуществлялось изображение романтического героя. Прежде всего следует обозначить каноны, обязательные детали романтического портрета. Он должен был предельно ясно обозначать незаурядность натуры, богатство внутреннего мира персонажа. Писатели-романтики непременно подчеркивали такие особенности внешности, как "горящие" ("пылающие", "сверкающие" и т.д.) глаза, высокое чело, мраморно-белую кожу, вольно вьющиеся кудри, кривящийся в горестной усмешке рот.
Таким, типично романтическим, является описание наружности Андрия, героя гоголевской повести "Тарас Бульба": "...ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и, как шелк, лоснился молодой черный ус».
Канонические детали романтического портрета можно обнаужить в самых различных произведениях 1 трети Х1Х столетия: "... и на челе его высоком не изменялось ничего" (А. С. Пушкин "Кавказский пленник"), "... в глазах вдруг пламень засверкал" (К. Ф. Рылеев "Войнаровский"), "...венец из радужных лучей не украшал его кудрей"(М. Ю. Лермонтов "Демон").
Примечательно, что в описании костюма романтического персонажа писатели чаще всего придерживались одного из двух полярных вариантов. В первом случае герой "одевался" в черный плащ, (камзол, кафтан, сюртук и т.д.), который должен был служить контрастным фоном для мраморного чела и огненного взора. При этом отсутствовало подробное описание костюма - ничто не должно было отвлекать от лица, осененного печатью исключительности.
И зрит: к оленю подбегает
С винтовкой длинною в руке,
Окутанный дохою черной
И в длинношерстном чебаке,
Охотник ловкий и проворный...
(К. Ф. Рылеев. "Войнаровский", 1825)
Во втором случае, наоборот, описание одежды персонажа поражает своим богатством красок и подробным детализированием, но это связано с национальным или историческим характером данного костюма. Как и в первом случае, главная цель подобного описания состояла в том, чтобы подчеркнуть незаурядность романтической личности, что осуществлялось при "погружении" персонажа в исторический или экзотическо-национальный контекст. Вообще этнографизм, интерес к культурно-бытовому своеобразию той или иной национальности был характерен для идеологии романтизма. Свои вечные поиски "народного духа" романтики стремились осуществить, обращаясь к фольклору той или иной нации, любовно изучая и описывая обряды, обычаи, предметы быта и костюмы. Именно благодаря романтической литературе для широкого круга читателей стали близки и интересны разнообразные национальные культуры. В полной мере разнообразие национальных костюмов далекой исторической эпохи представлено в повести Гоголя "Тарас Бульба".
С тщательностью профессионального этнографа и мастерством живописца автор воссоздает детали старинного одеяния, касается ли это одежды запорожских казаков ("Бурсаки вдруг преобразились; на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля брякала по ногам."); или польских рыцарей ("...польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами. Кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шнурками...."); или богатой горожанки-еврейки ("На голове ее был красный шелковый платок; жемчуги или бусы в два ряда украшали ее наушники; две-три длинные, все в завитках, кудри выпадали из-под них...").
Не менее значимым для характеристики романтического героя был пейзаж, на фоне которого он представал перед читателем. Природный фон должен был предельно ясно обозначить необыкновенность натуры героя, служить своего рода параллелью к его душевному состоянию. Использование писателем природных образов с этой целью получил название романтического параллелизма. Особенно часто авторами романтических произведений проводились следующие параллели:
1) душевные переживания центрального персонажа - буря,
гроза:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?...
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри", 1839);
2) мощь, широта души героя - бескрайняя стихия (море, океан, дремучие леса, степи и т. д.):
"... они почувствовали близость Днепра. Вот он сверкает вдали и темной полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле, где брошенные в средину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений."
(Н. В. Гоголь "Тарас Бульба", 1835);
3) величие внутреннего мира персонажа - гора, на вершине которой "помещается" герой:
Как часто пленник над аулом
Недвижим на горе сидел!
У ног его дымились тучи...
(А. С. Пушкин "Кавказский пленник", 1821).
Этим же "правилам" следовали и романтики-живописцы, изоб-
ражая в качестве фона на создаваемых ими портретах заснеженные
пики гор или грозовые тучи.
Таким образом, все многообразие приемов изображения романтического героя преследовало одну цель - предельно полно обозначить его исключительность.
2. Раскрытию необыкновенных свойств романтического героя способствовал и сюжет произведения. Он неизменно включал в себя яркие, исключительные события, поскольку именно в таких сюжетных линиях и поворотах в наибольшей степени проявлялась незаурядность персонажа. Романтическое произведение насыщено описаниями приключений, таинственных или мистических происшествий, битв, поединков, историй любви или ненависти. Людмилу, героиню баллады Жуковского, увозит на кладбище жених-мертвец:
Мчатся всадник и Людмила.
Робко дева обхватила
Друга нежною рукой,
Прислонясь к нему главой.
Скоком, летом по долинам,
По буграм и по равнинам,
Пышет конь, земля дрожит;
Брызжут искры из копыт;
Пыль катится вслед клубами;
Скачут мимо них рядами
Рвы, поля, бугры, кусты;
С громом зыблются мосты.
(В. А. Жуковский "Людмила", 1808)
Попадает в плен к черкесам, а затем бежит из него при помощи влюбленной в него горянки герой пушкинской поэмы "Кавказский пленник". Сражается за свободу Украины против тирании Петра 1 заглавный герой поэмы Рылеева "Войнаровский"; сосланный в Якутию, он неожиданно встречает там свою жену, с которой был разлучен и которая добровольно отправилась в Сибирь, чтобы найти любимого. Насыщена удалыми приключениями, героическими сражениями, взрывами разнообразных чувств, трагическими событиями жизнь героев гоголевской повести "Тарас Бульба". В мир чертей и ведьм, колдунов и русалок попадают герои повестей Гоголя, входящих в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", и в полной мере проявляют эти персонажи присущие им исключительные свойства души во всех необыкновенных происшествиях, что выпадают на их долю. Скитается по горам Кавказа, сражается с барсом лермонтовский Мцыри.
Разнообразны сюжеты романтических произведений, но всегда им присуща увлекательность и яркость составляющих фабулу событий, отсутствие интереса к повседневному, неспешному существованию. Писатели-романтики были убеждены: достойна для изображения только незаурядная жизнь исключительного героя.
3. Исключительности героя и его судьбы должен был соответствовать особый романтический стиль. Он представляет собой эмоционально-окрашенную речь, что достигается благодаря щедрому использованию писателем разнообразных тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и др.
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
(В. А. Жуковский "Невыразимое", 1819)
Но романтический стиль характеризуется не только насыщенностью языка разнообразными тропами, но также и единством речевой манеры и персонажей, и повествователя. В полной мере это ощущается в повести Гоголя "Тарас Бульба". Живописность, обилие используемых метафор, сравнений, эпитетов и т.д., постоянная взволнованность, приподнятость интонации присуща речи всех героев повести, будь это суровый Тарас ("Как двум концам сего палаша не соединиться в одно и не составить одной сабли, так и нам, товарищи, больше не свидеться на этом свете!"); или пылкий Андрий ("Не слыхано на свете, не можно, не быть тому, < ... > чтобы красивейшая и лучшая из жен понесла такую горькую часть, когда она рождена на то, чтобы пред ней, как пред святыней, преклонилось все, что ни есть лучшего на свете..."); или жалкий Янкель ("Кто бы смел связать пана Андрия? теперь он такой важный рыцарь... далибуг, я не узнал. И наплечники в золоте, и на поясе золото, и везде золото, и все золото; так, как солнце взглянет весною, когда в огороде всякая пташка пищит и поет и всякая травка пахнет, так и он весь сияет в золоте...").
Такая же повышенная эмоциональность отличает и авторское слово, в особенности, многочисленные, как и полагается в романтичесой повести, лирические отступления: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!" Единство душевного настроя автора и героя, проявляющееся прежде всего в стиле произведения, - важнейший момент романтической поэтики, неизбежно оказывающий глубокое воздействие на читателя.
Романтизм оставался ведущим направлением в русской литератур двадцатых и тридцатых годов Х1Х столетия. Комплекс романтических идей оказал влияние на формирование и того поколения, что вышло 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь, и тех молодых людей, кто готов был в годы николаевской реакции бросить вызов земле и небесам, погрузиться в мировую скорбь или разочарованность, но не превратиться в "умеренных и аккуратных" молчалиных, столь процветающих в последекабристской России. Черты романтической поэтики господствовали в русской литературе на протяжении нескольких десятилетий, читатели всей душой погружались в яркий и чарующий мир романтической литературы.
Русский романтизм господствовал в эпоху, которую мы называем теперь "золотым веком русской поэзии". Русский романтизм подарил нам таинственные баллады и светлые элегии В. А. Жуковского, полные смеха и чудес малороссийские повести Н. В. Гоголя и насыщенные страстями и жаждой воли южные поэмы А. С. Пушкина, окрашенную гражданским пафосом поэзию К. Ф. Рылеева и бескрайнюю мощь творчества М. Ю. Лермонтова. Романтиками были такие не похожие друг на друга писатели, как В. Ф. Одоевский и Е. А. Баратынский, А. А. Бестужев-Марлинский и Н. В. Кукольник, Н. А. Полевой и А. И. Одоевский. Романтизму отдали дань в начале своего творческого пути те писатели, что составят гордость литературы русского реализма: Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев. Романтизм был ведушим направлением во всей русской культуре первой трети Х1Х века, в рамках этого направления творили многие великие деятели искусства России: живописцы О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, скульптор И. П. Мартос, композитор А. Н. Верстовский, архитектор А. А. Штакеншнейдр и многие другие. Поэтому русский романтизм следует считать одним из важнейших и интереснейших этапов в развитии русской культуры в целом, и литературы в особенности.