Сокращенные обозначения архивов
Архив РАН — Архив Российской Академии наук
Архив УФСБ-СПбЛО — Архив Управления федеральной службы
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
ГААО — Государственный архив Архангельской области
ГАИО — Государственный архив Иркутской области
ГАКО — Государственный архив Калужской области
ГАРФ — Государственный архив Российской федерации
МИРМ ОФ — Музей истории и реконструкции Москвы. Отдел фондов
НА ИРИ РАН — Научный архив Института российской истории РАН
ОР ГТГ — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи
ОРР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки
РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства
РГАНИ — Российский государственный архив новейшей истории
РГАСПИ — Российский государственный архив социально-политической истории
РГВА — Российский государственный военный архив
РГИА — Российский государственный исторический архив
ЦА ФСБ РФ — Центральный архив ФСБ Российской федерации
ЦАОДМ — Центральный архив общественных движений Москвы
ЦГА УР — Центральный государственный архив Удмуртской республики
ЦГАИПД СПб — Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурге
ЦДНА — Центр документации «Народный архив»
ЦМАМ — Центральный муниципальный архив Москвы
ЦХДМО — Центр хранения документов молодежных организаций
ЦХИДК — Центр хранения историко-документальных коллекций
HP— Harvard Project on the Soviet Social System [Гарвардский проект по исследованию советской общественной системы]
Примечания
Nicholas Timasheff. The Great Retreat: The Growth and Decline of Communism in Russia . New York , 1947. Chap. 7; Frederick C. Barghoorn. Soviet Russian Nationalism. New York , 1956. P. 28-34, 148-152, 233-237, 260; Barghoorn. Four Faces of Soviet Russian EthnocentrisnV/Ethnic Russia in the USSR : The Dilemma of Dominance/Ed. Edward Allworth. New York , 1980. P. 57; Barghoorn. Russian Nationalism and Soviet Politics: Official and Unofficial Perspectives//The Last Empire: Nationality and the Soviet Future/Ed. Robert Conquest. Stanford, 1986. P. 35; Ivan Dzyuba. Internationalism or Russification: — A Study of the Soviet Nationalities Problem. Ed. M. Davies. London , 1968. P. 65; Hans Kohn. Soviet Communism and Nationalism: Three Stages of a Historical Development//Soviet Nationality Problems/Ed. Edward Allworth. New York, 1971. P. 57; E. Анисимов. Стереотипы имперского мышления//Историки отвечают на вопросы. М., 1990. № 1. С. 76-82; Zvi Gitelman. Development and Ethnicity in the Soviet Union //The Post Soviet Nationalities: Perspectives on the Demise of the USSR/Ed. Alexander J. Motyl. New York, 1992. P. 223; Г. Костырченко. В плену у красного фараона: Политические преследования евреев в СССР в последнее сталинское десятилетие. М., 1994. С. 7; Stephen Blank. The Sorcerer as Apprentice: Stalin as Commissar of Nationalities, 1917-1924. London , 1994. P. 211-225.
(обратно)
Klaus Mehnert Weltrevolution durch Weltgeschichte: Die Geschichtslehre des Stalinismus. Kitzingen-Main, 1950. S. 11, 72-73.
(обратно)
Roman Szporluk. History and Russian Ethnocentrisn //Ethnic Russia in the USSR : The Dilemma of Dominance/Ed. Edward Allworth. New York , 1980. P. 44-45; Szporluk. Communism and Nationalism: Karl Marx versus Friedrich List New York , 1988. P. 219-220; Dmitry V. Pospelovsky. Ethnocentrism, Ethnic Tensions, and Marxism/Leninism//Etlmic Russia in the USSR : The Dilemma of Dominance/Ed. Edward Allworth. New York , 1980. P. 127; YuriY. Glazov. Stalin's Legacy: Populism in Literature//The Search for Self-Definition in Russian Literature/Ed. Ewa Thompson. Houston , 1991. P. 93-99; Robert J. Kaiser. The Geography of Nationalism in Russia and the USSR . Princeton , 1994. P. 144; E. A. Rees. Stalin and Russian NationalisnV/Russian Nationalism Past and Present/Ed. G. Hosking and R. Service. New York , 1998. P. 77, 97,101-103.
(обратно)
Mehnert. Weltrevolution durch Weltgeschichte. P. 12-14; П. К. Урбан. Смена тенденции в советской историографии. Munich, 1959. С. 9-11; John В. Dunlop. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton , 1983. P. 10-12; С. В. Константинов. Дореволюционная история России в идеологии ВКП (б) 30-х гг. //Историческая наука России в XX в. М., 1997. С. 226-227; Ronald GrigorSuny. Stalin and His Stalinism: Power and Authority in the Soviet Union //Sfalinism and Nazism: Dictatorships in Comparison/Ed. Ian
Kershaw and Moshe Lewin. Cambridge , Eng. , 1997. P. 39; Sum/. The Soviet Experiment: Russia , the USSR , and the Successor States . Oxford , 1998, p 252-253; Jeffrey Broofcs."Thank You, Comrade Stalin": Soviet Public Culture from Revolution to Cold War. Princeton , 1999. P. 76; Dominic lieven. Empire The Russian Empire and Its Rivals. London , 2000. P. 305.
(обратно)
С. E. Black. History and Politics in the Soviet Union //Rewriting Russian History: Soviet Interpretations of Russia 's Past. New York , 1956. P. 24-25; К. К Shteppa. Soviet Historians and the Soviet State . New Brunswick , NJ , 1962. P. 124, 134-135; Marc Slonim. Soviet Russian Literature: Writers and Problems, 1917-1977//2d ed. New York, 1977. P. 268; M. Агурский. Идеология национал-большевизма. Paris, 1980. С. 140-142; Agursky. The Prospects for National Bolshevism//The Last Empire: Nationality and the Soviet Future/Ed. Robert Conquest. Stanford, 1986. P. 90; Moshe Lewin. The Making of the Soviet System: Essays in the Social History of Inter-War Russia . London , 1985. P. 272-279; M. Heller and A. Nekrich. Utopia in Power: The History of the Soviet Union from 1917 to the Present, trans. Phyllis Carlos. New York , 1986. P, 269; Hugh Seton Watson. Russian Nationalism in Historical Perspective//The Last Empire: Nationality and the Soviet Future/Ed. Robert Conquest Stanford, 1986. P. 25-28; Alain Besancon. Nationalism and Bolshevism in tie USSR //Ihe Last Empire: Nationality and the Soviet Future/Ed. Robert Conquest Stanford, 1986. P. 4; Gerhard Simon. Nationalismus und Nationalitatenpolitik in der Sowjetunion: Von der totalitaren Diktatur zur nachstalinschen Gesellschaft Baden-Baden, 1986. S. 172-173, Robert C. Tucker. Stalin in Power: The Revolution from Above, 1928-1941. New York, 1990. P. 50-58,319-328, 479-486; В. Б. Кобрин. Под прессом идеологии//Вестник АН СССР. 1990. № 12. С. 36-37; Stephen Velychenko. Shaping Identity in Eastern Europe and Russia : Soviet-Russian and Polish Accounts of Ukrainian History. New York , 1993. P. 22; Kaiser. The Geography of Nationalism. P. 145; Костырчш. В плену красного фараона. С. 7-8; Suny. Stalin and His Stalinism. P. 39; Maureen Perrie. Nationalism and History: The Cult of Ivan the Terrible in Stalin's Russia //Russian Nationalism Past and Present/Ed. G. Hosking and R. Service. New York, 1998. P. 107-128; Тимо Вихавайнен. Национальная политика ВКП (б)/КПСС в 1920-е-1950-е годы и судьбы карельской и финской национальностей // В семье единой: Национальная политика партии большевиков и ее осуществление на Северо-Западе России в 1920-1950-е годы. Петрозаводск, 1998. С. 15-41.
(обратно)
Roman Szporluk. Nationalities and the Russian Problem in the USSR : An Historical Outline//Journal of International Affairs. 1973. Vol. 27. №1. P. 30-31; Dunlop. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. P. 10-12; George O. Liber. Soviet Nationality Policy, Urban Growth, and Identity Change in the Ukrainian SSR, 1923-1934. Cambridge , Eng. , 1992. P, 51-52, 158-159, 178-179; Yuri Slezkine. The USSR as a Communal Apartment, or, How a Socialist'State Promoted Ethnic Particularisn //Slavic Review. 1994. Vol.53, № 2. P. 415-452; Mark von Hagen. Stalinism and the Politics of Post-Soviet History//Stalinism and Nazism: Dictatorships in Comparison/Ed. Ian Kershaw and Moshe Lewin. Cambridge , Eng. , 1997. P. 305; Suny. Soviet Experiment. P. 289-290; Г. Бордюгов, В. Бахарев. Национальная историческая мысль в условиях советского времени//Национальные истории в советском и после-советском государствах. М, 1999. С. 21-73, особенно с 39; Andreas Kappeler. The Russian Empire: A Multiethnic History, trans. Alfred Clayton. London , 2001. P. 378-382; Lieven. Empire. P. 292, 305-307; Geoffrey Hosking. Russia and the Russians. Cambridge , Mass. , 2001. P. 432-433.
(обратно)
Slezkine. The USSR as a Communal Apartment. P. 415-452; Ttmo ifthavainen. Nationalism and Internationalism: How Did the Bolsheviks Cope with National Sentiments//The Fall of an Empire, the Birth of a Nation; National Identities in Russia/Ed. Chris Chulos and Timo Piirainen. Aldershot , Eng. , 2000. P. 75-97; Terry Martin. Modernization or Neo-Traditionalism? Ascribed Nationality and Soviet Primordialism//Stalinism: New Directions/Ed. Sheila Fitzpatrick. New York , 2000. P. 348-367; Martin, The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism In the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca , 2001. См. особенно chap. 11.
(обратно)
Harold Swayze. Political Control of Uterature in the USSR , 1946-1959. Cambridge , Mass. , 1962. P. 28; Lowell TilletL The Great Friendship: Soviet Historians on the Non-Russian Nationalities. Chapel Hill , 1969. P. 49-61; Christel Lane . The Rites of Rulers: Ritual in Industrial Society — the Soviet Case. Cambridge , Eng. , 1981. P. 181; Alexander Werth. Russia at War, 1941-1945. New York , 1984. P. 120, 249-250; Vera S. Dunham. In Stalin's Time: Middleclass Values in Soviet Fiction. Durham , 1990. P. 12, 17, 41, 66; Stephen K. Carter. Russian Nationalism: Yesterday, Today, Tomorrow. New York , 1990. P. 51; John Barber and Mark Harrison. The Soviet Home Front, 1941-1945: A Social and Economic History of the USSR in World War II. London, 1991. P. 69; Г. Д. Бурдей. Историк и война, 1941-1945. Саратов, 1991. С. 47-48, 147, 209; Nina Tumarkin. The living and the Dead: The Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia . New York, 1994. P. 63; Г. А. Бордюгов. Большевики и национальная хоругвь//Родина. 1995. № 5. С. 74; Victoria Е. BonnelL Iconography of Power Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley, 1997. P. 255-257; E. Ю. Зубкова. Мир мнений советского человека, 1945-1948: По материалам ЦКВКП (б)//Отечественная история. 1998. № 3. С. 34; Kees Boterbloem. Life and Death under Stalin: Kalinin Province, 1945-1953. Montreal, 1999. P. 257.
(обратно)
Согласно С. Коткину, развитие русских национальных чувств является частью более серьезного сдвига «от дела строительства социализма к защите социализма». См.: Stephen Kodan. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley , 1995. P. 357, 229-230. M. Малия и А Валицкий также считают эти перемены не более чем компонентами идеологической динамики, связанной с советским социализмом и тоталитаризмом соответственно. См.: Martin Мака. The Soviet Tragedy: A History of Socialism in Russia , 1917-1991. New York , 1995. Chap. 7. См. особенно P. 235-236; Andrzej Walicki. Marxism and the Leap to the Kingdom of Freedom : The Rise and Fall of the Communist Utopia. Stanford, 1995. Chap. 5. См. особенно P. 444-447. С. Диксон категорически отрицает существование кампании по руссоцентричной мобилизации в своей статье: Simon Dixon. The Past in the
Present: Contemporary Russian Nationalism in Historical Perspective/Russian Nationalism Past and Present/Ed. G. Hosking and R. Service. New York . 1998 P. 158.
(обратно)
О таких одновременных нарративах см.: Simon. Nationalism's und Nationalitatenpolitik; Martin. The Affirmative Action Empire. Chap. П. См. особенно S. 451-457.
(обратно)
Так, например, до наших дней сохранилась лишь часть документов, разработанных различными ответственными за пропаганду управлениями ЦК (Культпроп, Агитпроп) и их главными деятелями (А. И. Стецкин, Б. М. Волин) в 1930 годы. Подробнее см. путеводитель РГАСПИ копией 125 фонда 17.
(обратно)
Под «государственным строительством» государственники-адепты этатистской идеологии — понимали не только территориальное расширение, но и внутреннее упорядочивание, т.е. процессы, обслуживаемые государственническими формами патриотизма.
(обратно)
Benedict Anderson. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism, rev. ed. New York , 1991; Ernest Geltoer. Nations and Nationalism. Ithaca , 1983; Eric Hobsbawm. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. New York , 1990; Miroslav Hroeh. Social Preconditions of the National Revival in Europe . Cambridge , Eng. , 1985.
(обратно)
Anderson . Imagined Communities. P. 20-24, 46-49, 55-62, 97; Git Stokes. Cognition and the Function of Nationalism//Journal of Interdisciplinary History. 1974. Vol. 4. № 4. P. 536-542; Geltoer. Nations and Nationalism P. 19-38, 48-49; Rogers Brubaker. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe . Cambridge , Eng. , 1996. P. 46-47,56, 115-116, и др.; John Breuilly. Nationalism and the State, 2d ed. Chicago , 1993; Paid Brass. Ethnicity and Nationalism. London , 1991. Chap. 2.
(обратно)
См.: Michel de Certeau. The Practice of Everyday Life, trans. Steven F. Randall. Berkeley , 1984. P. xii– xiii и chap. 3; Stefan Tanak History — Consuming Pasts//Journal of Narrative and Life History. 1994. Vol 4. № 4. P. 257-275.
(обратно)
Liah Greenfeld. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge , Mass. , 1992. P. 7.
(обратно)
Anderson. Imagined Communities. P. 7. Конечно, это не означает, что самосознание отдельного индивидуума определяется одним единственным фактором; национальностью, классом или чем-либо еще. Современные исследователи рассматривают самосознание или идентичность («я») как изменчивую и разбитую на составляющие совокупность непостоянных факторов. В настоящей книге рассматривается лишь один из аспектов «я» — национальное самосознание — в сталинском обществе среди русскоязычных в период 1931-1956 годов.
(обратно)
Ronald Grigor Suny. History//Encyclopedia of Nationalism/Ed. Alexander J. Motyl. Burlington , Mass. , 2001. Vol. 1. P. 335-358.
(обратно)
Ernest Renan. Qu'est-ce qu'une nation? Paris , 1882. P. 7-8.
(обратно)
См. например: Anthony D. Smith. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. P. 213. В настоящей работе проводится различие между злементарной осведомленностью о членстве в языковом сообществе и более ярко выраженным чувством группового самосознания. Последнее зачастую оценивается по способности членов группы предъявить друг другу требования к этническим отличительным признакам, которые основываются на мифах, легендах и других культурных характеристиках.
(обратно)
Массовые представления об истории временами важнее серьезных научных толкований прошлого. Ссылаясь на элементарное понимание истории обывателем, К. Беккер утверждает, что подобные упрощенные и идеалистические предположения влияют на принятие решений массами, особенно во время войны. См.: Carl Becker. What Are Historical Facts? / /Detachment and the Writing of History: Essays of Carl L Becker/Ed. PhilL. Snyder. Ithaca, 1958. P. 61-62.
(обратно)
«Национализм — это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать». См.: Gellner. Nations and Nationalism. P. 1.
(обратно)
Данное мнение по этому поводу расходится с провокационным заявлением Юрия Слезкина о том, что: «Советская национальная политика формулировалась и осуществлялась националистами». См.: Slezkine. The USSR as a Communal Apartment P. 414.
(обратно)
M. H. Рютин. Сталин и кризис пролетарской диктатуры//Известия ЦК КПСС. 1990. № 9. С. 76. В отличие от Н. В. Устрялова и сменовеховцев, понимавших «национал-большевизм» как «националистический» по своей сути, мы не разделяем такую трактовку этого понятия, поскольку его конечная цель – статус великой державы, а не продвижение или самоопределение русского этноса. Другими словами, русская национальная система образов была выбрана благодаря ее мобилизационному потенциалу, а не потому что она даровала особое политическое самосознание русской нации. О других толкованиях этого понятия, см.: Л. А Быстрянцева. Мировоззрение и общественно-политическая деятельность Н. В. Устрялова (1890-1937) // Новая и новейшая история. 2000. № 5. С. 162-190; Agursky. The Prospects for National Bolshevism. P. 87-108; Лев Копелев, Держава и народ: Заметки на книжных полях. Ann Arbor, 1982. С. 57-85. Мы не разделяем трактовку идеи «национал-большевизма», которая лежит в основе идеологии НБП и прочих радикальных партий; см.: Э. Лимонов, А. Дугин. Декларация о создании Национал-большевистской партии (1 мая 1993 г.)//Лимонка. 2004. №. 261а. С. 1.
(обратно)
Eugen Weber. Peasants into Frenchmen: The Modernization of Rural France , 1870-1914. Stanford, 1976; David Moon. Peasants into Russian Citizens? A Comparative Perspective//Revolutionary Russia . 1996. Vol. 9. №. 1. P. 43-81.
См. также: Charles Jelavich. South Slav Nationalisms: Textbooks and Yugoslav Union before 1914. Columbus, 1990; Carolyn Boyd. Histpria Patria: Politics History, and National Identity in Spain , 1875-1975. Princeton , 1997.
(обратно)
Sarah Davies. Popular Opinion in Stalin's Russia : Terror, Propaganda and Dissent, 1933-1941. Cambridge , Eng. , 1997. P. 88-89.
(обратно)
Anthony D. Smith. The Ethnic Origins of Nations. Oxford , 1986. P. 213
(обратно)
Benedict Anderson Imagined Communities: Reflections on the Spread of Nationalism, rev. ed. New York, 1991. P. 109-110,11.
(обратно)
По утверждениям некоторых исследователей, романовское самодержавие активно препятствовало возникновению единого массового чувства русской национальной идентичности, опасаясь, что пропаганда формы солидарности, которая зиждется на этинчности, может подорвать монархическую власть. См.: Hans Rogger. Nationalism and the State: A Russian Dilemma / Comparative Studies in History and Society. 1962. Vol. 4. №3. P. 253-264. Другие считают имперскую политику более неоднозначной и противоречивой. См.: Алексей Миллер. Русификации: Классифицировать и понять/ Ab Imperio. 2002. № 2. С. 133-148; Миллер. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М., 2006; Mtfchail Dolbilov. Russification and the Bureaucratic Mind in the Russian Empire's Northwestern Region in the 1860s//Kritika. 2004. Vol. 5. № 2. P. 245-271; Darius Staliunas. Did the Government Seek to Russify Lithuanians and Poles in the Northwest Region after the Uprising of 1863-64?//Kritika. 2004. Vol. 5. № 2. P. 273-289; и др. О низком качестве народного образования см.: Ben Eklof. Russian Peasant Schools: Officialdom, Village Culture, and Popular Pedagogy, 1861-1914. Berkeley , 1986. P. 125-126; Scott Seregny. Teachers, Politics, and the Peasant Community in Russia , 1895-1918//Schools and Society in Tsarist and Soviet Russia/Ed. Ben Eklof. London , 1993. P. 121-148; Seregny. Russian Teachers and Peasant Revolution: The Politics of Education in 1905. Bloomington, 1989.
(обратно)
См.: А. В. Бугомов. Русская история в памяти крестьян XIX века и национальное самосознание. М., 1992. О читательских предпочтениях, см.: Jeffrey Brooks. When Russia Learned to Read: Literacy and Popular Culture, 1861-1917. Princeton , 1985. Chap. 6; Ben Eklof. Peasants and Schools//The World of the Russian Peasant: Post-Emancipation Culture and Society/Ed. Ben Eklof and Stephen Frank. Boston , 1990. P. 126.
(обратно)
Esther Kingston–Mann. Breaking the Silence//Peasant Economy, Culture, and Politics of European Russia , 1800-1921/Ed. Esther Kingston-Mann and Timothy Mixter with Jeffrey Burds. Princeton , 1991. p. 15; а также: Vera Tote. Russia : Imagining the Nation. New York , 2001. P. 178-181.
(обратно)
Robert J. Kaiser. The Geography of Nationalism in Russia and the USSR . Princeton , 1994. P. 45.
(обратно)
Richard Pipes. The Russian Revolution. New York , 1990. P. 203
(обратно)
Robert E Johnson. Peasant and Proletariat: Migration, Family Patterns and Regional Loyalties/VThe World of the Russian Peasant: Post-Emancipation Culture and Society/Ed. Ben Eklof and Stephen Frank. Boston , 1990 Р 81-99.
(обратно)
Л.Н. Толстой. Христианство и патриотизм // Полное собрание собрание сочинений. Т. 39. М., 1956. С. 52
(обратно)
Richard Wortman. Scenarios of Power. Vol. 2. Princeton , 2000 См особенно на стр. 525; а также: Tolz. Russia : Imagining the Nation. P. 100-104,179. Местные учреждения стали предпринимать меры по продвижению более широкого чувства идентичности только в последние годы старого режима. См.: Scott Seregny. Zemstvos, Peasants, and Citizenship: The Russian Adult Education Movement and World War I //Slavic Review. 2000. Vol. 59. №2. P. 290-315.
(обратно)
РГИА 922/1/147/1-13.
(обратно)
M. И. Тростянский. Патриотизм и школы. Киев, 1910. С. 3-4.
(обратно)
Н. Дмитриев. Национальная школа. М., 1913.
(обратно)
Ana Siljak. Rival Visions of the Russian Nation: The Teaching of Russian History, 1890-1917//Ph. D. diss. Harvard University , 1997. P. 253-254.
(обратно)
Eklof. Peasants and Schools. P. 123; Klas-Gdran Karhson. History Teaching in Twentieth-Century Russia and the Soviet Union : Classicism and its AItematives//Schools and Society in Tsarist and Soviet Russia/Ed. Ben Eklof. London , 1993. P 203.
(обратно)
Knox. With the Russian Army, 1914-1917. Vol. 1. London . 1921. P. 32; а также: С. А. Добровольский. Мобилизация Русской армии в 1914 г. // Военный сборник. 1921. № 1. С. 114-115.
(обратно)
Ю. Н. Данилов приводит слова призывников-крестьян: «Мы вятские, тульские, пермские, до нас немец не дойдет…» — в своей книге: Россия в мировой войне, 1914-1915 гг. Berlin, 1924. С. 112; 115-116.
(обратно)
Н. Н. Головин. Военные усилия России в мировой войне. Т. 2. Paris, 1939. С. 124-125,121. Несмотря на то, что в последних исследованиях отрицается точка зрения таких очевидцев событий, как Головин, в них как правило, объединяется не ярко выраженный нативизм с более последовательным и строго определенным чувством русского национального самосознания. См.: Josh Sanborn. The Mobilization of 1914 and the Question of the Russian Nation: A Reexamination/ZSiavic Review. 2000. Vol. 59. Jft 2. P. 267-289; Geoffrey Hosking. Russia : People and Empire, 1552-1917. Cambridge . Mass. , 1997. P. 457-461; Boris Kolonitskii The "Russian Idea" and the Ideology of the February Revolution//Empire and Society: New Approaches to Russian History/Ed. T. Hana and K. Matsuzato. Sapporo , 1997. P. 57-60; Allan Wildman. The End of the Russian Imperial Army: The Old Army and the Soldiers' Revolt, March-April 1917. Princeton , 1980. P. 116-117, и др.
(обратно)
Д. Муретов. Школа и воспитание /Русская мысль. 1916. No г. с. 24; С. В. Завадский. На великом изломе // Архив русской революции. М., 1991 С 70-71.
(обратно)
Неполноценность царской пропаганды во время первой мировой привела к тому, что у русского общества не возникло согласованного набора символов, вокруг которого могло бы сформироваться четко сформулированное ного групповое самосознанне. См.: Hubertus Jahn. Patriotic Culture in Russia during World War I. Ithaca , 1995. См. особенно P. 172-175; также Siljak. Rival Visions of the Russian Nation. Chap. 6. В качестве примера нативистского стиля имперской агитации см.: Героический подвиг донское го казака Кузьмы Фирсовича Крючкова. М., 1914. О Кузьме Крючкове см.: John. Patriotic Culture in Russia . P. 24, 87,158,174. See, generally, Kolonitskii The "Russian Idea" and the Ideology of the February Revolution. P. 57-60; Eric Lohr. Nationalizing the Russian Empire: The Campaign Against Enemy Aliens during World War I. Cambridge , Mass. , 2003. P. 10-30; О. С Поршнева. Российский крестьянин в первой мировой войне//Человек и война: война как явление культуры/Ред. И. В. Нарский и 0.10. Никонова. М., 2001. С. 190-215.
(обратно)
Roman Szportuk. The Russian Question and Imperial Overextention//The End of Empire? The Transformation of the USSR in Comparative Perspective/Ed. Karen Dawisha and Bruce Parrot. Armonk, 1997, P. 75; John-Paul Himka. The National and the Social in the Ukrainian Revolution of 1917-1920: The Historiographical Agenda//Archiv fur Sozialgeschichte. 1994. Bd. 34. P. 94-110; Toh. Russia : Imagining the Nation. P. 180-181.
(обратно)
Richard Pipes. The Formation of the Soviet Union : Communism and Nationalism, 1917-1923, rev. ed. Cambridge , Mass. , 1964; Ronald GrigorSuny. The Revenge of the Past. Nationalism, Revolution, and the Collapse of the Soviet Union . Stanford, 1993.
(обратно)
Запись от 16 ноября 1917 года в: Ю. В. Готье. Мои заметки//Вопросы истории. 1991. № 7-8. С. 173. Некоторые представители элиты на самом деле считали события 1917 года русской национальной революцией. См.: Kolonitskii The "Russian Idea" and the Ideology of the February Revolution. P. 55-57.
(обратно)
Francine Hirsch. The Soviet Union as a Work-in-Progress: Ethnographers and the Category of Nationality in the 1927, 1937, and 1939 Censuses//Slavic Review. 1997. Vol. 56. № 2. P. 259; Hirsch. Empire of Nations: Colonial Technologies and the Making of the Soviet Union, 1917-1939. Ph. D. diss. Princeton University, 1998. P. 87-88.
(обратно)
О примерах не ярко выраженного русского шовинизма см.; Terry Martin. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca , 2001. P. 94-96, 103-112, 137-139, 148-154, 158, 161; Matthew J. Payne. Stalin's Railroad: Turksib and the Building of Socialism .' Pittsburgh , 2001. P. 10. Д27, 135-155, 235, 292; David L. Hoffmatm. Peasant Metropolis: Social Identities in Moscow , 1929-1941. Ithaca, 1994. P. 124-125; А. Рожков. Интернационал дураков/ Родина. 1999. № 12. С. 62; «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. В 10 т. М., 2002-.
(обратно)
Martin. The Affirmative Action Empire. P. 156-159, 388-389; Gerhard Simon. Nationalismus und Nationalitatenpolitik in der Sowjetunion: Von der totalitaren Diktatur zur nachstalinschen Gesellschaft. Baden-Baden , 1986. P. 83-91; Hans Kohn. Nationalism in the Soviet Union . London, 1933. P. 65.
(обратно)
П. Стучка. Патриотизм // Энциклопедия государства и права. Т. 3. М. 1927. С. 252-254; также Коммунистический манифест/ Новейший энциклопедический словарь. Т. 8. Ленинград, 1926-1927. С. 1951; М. Вольфсон. Патриотизм//Малая советская энциклопедия. Т. 6. М., 1931. С. 355-356.
(обратно)
Лишенцы не призывались в РККА, так как им не разрешалось носить оружие для защиты государства. См.: Съезды советов РСФСР в постановлениях и резолюциях//Ред. А. Я. Вышинский. М., 1939. С. 90-94, 306; С А. Гасильников. Тылоополченцы//Эхо. 1994. № 3. С. 176-177.
(обратно)
М. Н. Покровский. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1922.
(обратно)
Roman Szporiuk. History ana Russian Ethnocentrism//Etbiiic Russia in the USSR : the Dilemma of Dominance/Ed. Edward Allworth. New York, 1980. P. 42.
(обратно)
Труды Первой Всесоюзной конференции историков-марксистов. М., 1930. С. 494-495, ix. Лозунг «Россия — единая и неделимая» ассоциировался с дореволюционными черносотенцами.
(обратно)
Larry Holmes. The Kremlin and the School House: Reforming Education in Soviet Russia , 1917-1931. Bloomingfon, 1991. P. 36, 80; Karlsson. History Teaching. P. 213-214.
(обратно)
M. H. Покровский. История и современность//На путях к новой школе. 1926. № 10. С. 101; Покровский. Об обществоведении//Коммунистичеекая революция. 1926. № 19. С. 61; Покровский. К преподаванию обществоведения в наших школах//На путях к новой школе. 1926. № 11. С. 44; Из стенограмм докладов в методической секции О-ва Ист.-Марксистов//Историк-Марксист. 1927. № 3. С. 167-169.
(обратно)
Holmes/ The Kremlin and the School House. P. 37-42, 51-61, 63, 128-129.
(обратно)
О партийном образовании см.: Peter Konecny. Builders and Deserters: students, State, and Community in Leningrad , 1917-1941. Montreal , 1999. P. 111-116; Michael David-Fox. Revolution of the Mind: Higher Learning among the Bolsheviks, 1918-1929. Ithaca , 1997. О первых годах советской кинематографии см.: Paul Babitsfcy and Martin Lutich. The Soviet Movie Industry: Two Case Studies. №.31. Research Program on the USSR Mimeograph Series. New rork, 1953. P. 19-20; Peter Kenez. The Birth of the Propaganda State : Soviet Methods of Mass Mobilization, 1917-1929. Cambridge , Eng. , 1985. Chaps. 6-7, 9-10.
(обратно)
Kenez. The Birth of the Propaganda State . P. 133, 140-144, 251, 253-255.
(обратно)
Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях. 1918-1932 тт. М., 1998; Крестьянские истории: Российская деревня 1920-х годов в письмах и документах. М., 2001; «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. В 10 тт. М., 2002.
(обратно)
См. обзор политического состояния СССР за апрель 1925 года ОГПУ в ЦА ФСБ РФ 2/3/1047/153-200. опубл. в: «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. Т. 3. С. 236.
(обратно)
См. обзоры политического состояния СССР за январь 1925 года ОГПУ в ЦА ФСБ РФ 2/3/1047/116-152, 153-200, опубл. в: «Совершенно секретно» — Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. Т. 3. С. 73; Рожков. Интернационал дураков. С. 61-66.
(обратно)
См. сотни сводок ОГПУ, опубл. в «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. В 10 тт. М., 2002.
(обратно)
См. обзоры политического состояния СССР за март и апрель 1925 года в ЦА ФСБ РФ 2/3/1047/116-152, 153-200, опубл. в: «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. Т. 3. С. 198, 320.
(обратно)
РГАСПИ 17/87/200а/42.
(обратно)
РГАСПИ 17/87/200а/94об.
(обратно)
РГАСПИ 17/87/200а/42.
(обратно)
РГАСПИ 17/87/201/89.
(обратно)
Alfred G. Meyer. The Great War Scare of 1927//Soviet Union/Union sovietique. 1978. Vol. 5. № 1. P. 1-27.
(обратно)
Sheila Fitzpatrick. The Russian Revolution, 1917-1932. Oxford , 1982. P. 111; Обзоры политического состояния СССР за июнь — август 1927 года ОГПУ в ЦА ФСБ РФ 2/5/385/303-361, 422-481, 2/4/386/45-84, 2/5/394/99-108, 2/6/394/109-112, опубл. в: «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране, 1922-1934. Т. 5. С. 425-606.
(обратно)
ЦА ФСБ РФ 2/5/394/71-89об, опубл. в: Трагедия советской деревни — коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы, 1927-1939. Vol. 1. Май 1927 — ноябрь 1929/Ред. В. Данилов и др. М., 1999. С. 73-75, 80-81, 84-85; также: РГАСПИ 17/85/289; 17/85/19/138-140, 180-182.
(обратно)
См., например: James Hughes. Stalinism in a Russian Province : A Study of Collectivization and Dekulakization in Siberia . New York , 1996.
(обратно)
V. P. Danilov. Collectivization, Dekulakization, and the 1933 Famine in Light of New Documentation from the Moscow FSB Archive // Доклад, сделанный в Davis Center for Russian Studies, Harvard University . 29 апреля 1999; Трагедия советской деревни. Т. 1. С. 21-22, 25-27.
(обратно)
Lohr. Nationalizing the Russian Empire: The Campaign Against Enemy Aliens during World War I. P. 166-174.
(обратно)
Holmes. The Kremlin and the School House. P. 60-61; также AnneE. Gorsuch. Youth in Revolutionary Russia : Enthusiasts, Bohemians and Delinquents. Bloomington, 2000. P. 75-79; Karlsson. History Teaching. P. 217. Ситуация в школах была еще хуже. См. например: М. Орлов. Итоги обследования//Учительская газета. 1928. 22 июня. С. 3.
(обратно)
РГАСПИ 17/84/1023/12-13; также: Merle Fainsod. Smolensk under Soviet Rule. Boston , 1958. P. 412-413; Рожков. Интернационал дураков. С. 61-66.
(обратно)
Vladimir Brovkin. Russia after Leriin: Politics, Culture, and Society 1 1921-1929. New York , 1998. P. 48-50, 85, 90-93,193-194; Fainsod. Smolensk under Soviet Rule. P. 418, 421; Kenez. The Birth of the Propaganda State P 136-142, 163-166.
(обратно)
Металлурги у товарищей Сталина, Молотова и Орджоникидзе//Правда 1934. 29 декабря. С. 1, цит. по: Robert С. Tucker. Stalin in Power The Revolution from Above, 1929-1941. New York, 1990. P. 320; Речь тов. Сталина в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии 4-го мая 1935 г.//Правда. 1935. 6 мая. С. 1, цит. по: Katerina Clark. Utopian Anthropology as a Context for Stalinist Literature//Stalinism: Essays in Historical Interpretation/Ed. Robert C. Tucker. New York, 1977. P. 184.
(обратно)
И. В. Сталин. О задачах хозяйственников: Речь на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности, 4-го февраля 1931 г.//Вопросы Ленинизма. М., 1934. С. 445.
(обратно)
Доказательством может служить сталинская критика пропаганды Коминтерна в 1934 году как чрезвычайно схематичной и туманной. По словам Г. Димитрова, Сталин, осуждая материалистический подход, заметил: «людям не нравится марксистский анализ, большие фразы и обобщающие предложения. Это еще одно наследство от времен Зиновьева». См. запись от 7 апреля 1934 в: Георги Димитров, Дневник (9 март 1933-6 февруари 1949). София, 1997. С. 101.
(обратно)
Советский патриотизм//Правда. 1935. 19 марта. С. 1; А С. Молокова. И я говорю сынам: Защищайте нашу страну//Правда. 1934. 18 июня. 2; А. Богомолец. Почва, которая рождает героев//Правда. 1934. 18 июня. С. 3; За родину//Правда. 1934. 9 июня, С. 1.
(обратно)
Г. Васильковский. Высший закон жизни//Правда. 1934. 28 мая. С. 4. Речь тов. В. М. Молотова о новой конституции/ Правда. 1936. 30 ноября. С. 2.
(обратно)
Речь тов. В.М. Молотова о новой коституции // Правда. 1936. 30 ноября. С.2.
(обратно)
К. Радек. Советский патриотизм/ Правда. 1936. 1 мая. С. 6.
(обратно)
Из рассказа Я. Я. Мушперта, цит. по: С. Р. Гершберг. Работа у нас такая; Записки журналиста-правдиста тридцатых годов. М., 1971. С. 321.
(обратно)
Из переписки А. М. Горького//Известия ЦК КПСС. 1989. ЛЬ 3. С. 183-187; С. В. Журавлев. Феномен «Истории фабрик и заводов». М., 1997. С. 4-5, 153-154, 180-181; А. М. Горький и создание «Истории фабрик и заводов». М., 1959. С. 3-12; А. В. Митрофанова и др. Итоги и перспективы изучения истории предприятий СССР//Рабочий класс страны советов. Минск, 1980. См. особенно с. 365-366. Термин «поиск полезного прошлого» был введен в современную историографию Г. Коммаджером — см.: Henry Steele Commager. The Search for a Usable Past and Other Essays in Historiography. New York, 1967. P. 3-27.
(обратно)
О возникновении героя социалистического реализма см.: Katerina Clark. The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago , 1980. C. 34-35, 72, 119, 136-148, 8-Ю; Clark. Little Heroes and Big Deeds: Literature Responds to the First Five-Year Plan//Cultural Revolution in Russia , 1928-1931/Ed. Sheila Fitzpatrick. Bloomington , 1978. C. 205-206; Clark. Petersburg : Crucible of Cultural Revolution. Cambridge, Mass., 1995. См. особенно p. 265-266 278-288. Хотя в классическом марксистском изложении исторического материализма личность в истории играет далеко не первостепенную роль в 1931 году Сталин признал выдающуюся роль личностей, правильно понимающих возможности и ограничения, накладываемые историческим контекстом, и знающих, как эти условия изменить. См.: Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом//Большевик. 1932. № 3. С. 33; также И. Мерзон. Как показывать исторических деятелей в школьном преподавании истории//Борьба классов. 1935. Ш 5. С. 53-59; История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. М., 1938. С. 16. Горький и А. Н. Толстой, а также некоторые другие писатели первыми высказались за необходимость поиска новых героев, в чем их поддержал А. А. Жданов. См. Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934: Стенографический отчет. М., 1934. С. 8,17, 417-419, 4. 1
(обратно)
Лучшие исследования стахановской иконографии представлены в: Clark. The Soviet Novel; Lewis H. Siegelbaum. Stakhanovism and the Politics of Productivity, 1935-1941. Cambridge , Eng. , 1988. 223-246; Victoria E. Bonne H. The Iconography of the Worker in Soviet Art//Mokmg Workers Soviet Power, Class, and Identity/Ed. Lewis H. Siegelbaum and Ronald Grigor Suny. Ithaca , 1994. P. 362-364, 373-375.
(обратно)
О различных трактовках возрождения истории см.: Е. Добремо. «Занимательная история»: Исторический роман и социалистический реализм//Соцреалистический канон, Сборник статей/Под ред. X. Понтера и Е. Добренко. СПб., 2000. 0.874-895; Karen Petrone. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington, 2000. P. 11-12,150,158.
(обратно)
Справочник партийного работника. Вып. № 8. М., 1934. С. 350-355. О неэффективности подобных методов преподавания см.: HP 25s/a/3/24-25; HP 40/а/4/31.
(обратно)
George Enteen. The Soviet Scholar-Bureaucrat: M. N. Pokrovskii and the Society of Marxist Historians. University Park , 1978. P. 189; Klas-Goran Karlsson. History Teaching in Twentieth-Century Russia and the Soviet Union : Classicism and Its Alternatives//Schools and Society in Tsarist and Soviet Russia/Ed. Ben Eklof. London , 1993. P. 215; Peter Копеспу. Builders and Deserters: Students, State, and Community in Leningrad , 1917-1941. Montreal, 1999. P. 154-157.
(обратно)
Знать и любить историю своей Родины//Правда. 1936. 7 марта. С. 1.
(обратно)
ШКМ: Программы. 1 изд. М., 1932; ФЗС: Программы. 2 изд. М., 1932; К. Мальцев. За марксистско-ленинское содержите школьных программ М., 1932. С. 15-20.
(обратно)
Справочник партийного работника. Вып. 8. С. 355-359
(обратно)
Там же. С. 359-360.
(обратно)
Программы средней школы. 2-е изд. М., 1933; Я. М. Никольский. История: Доклассовое общество, Древний Восток, Античный мир. Учебник 5-го класса средней школы. Мм 1934; А. И. гуковский, О. В. Трахтенберг (и В. И. Вернадский). История: Эпоха феодализма. Учебник для средней школы, 6-7-й годы обучения. М., 1933; А. Ефимов и Н. Фрейберг: Итория : Эпоха промышленного капитализма. Учебник для средних школ. М., 1933. Об учебнике Никольского., см.: ГАРФ 2306/69/2178.
(обратно)
Л. П. Бущик. Очерк развития школьного исторического образования СССР. М., 1961, С. 255 (вследствие утраты или уничтожения архивных материалов во время реорганизации и перемещения фондов Наркомпроса в государственное хранилище РСФСР в начале 1960 годов невозможно проверить некоторые данные, содержащиеся в очерке Бущика). О встрече учителей обществоведения в Наркомпросе в марте 1934 года, подтвердившей сложность и запутанность существующей программы для эффективного преподавания см.: ГАРФ 2306/69/2177/68-69об; также Я Ерин. Из опыта преподавания истории в школе//История в средней школе. 1934. № 1. С. 57-59; Я. Гриневич. Учебник истории в самосознательной работе учащихся средней школы//История в средней школе. 1934. № 1. С. 11-20.
(обратно)
РГАСПИ 17/3/942/7-8; 17/120/358/72. Более подробно см.: А. М. Дубровский. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950 гг.). Брянск, 2005. С. 170-206.
(обратно)
Архив РАН 350/1/906/1-3об; А. М. Дубровский и Д. Л. Бранденбергер. Гражданской истории у нас нет: Об одном выступлении И. В. Сталина весной 1934 г. //Проблемы отечественной и всемирной истории. Брянск, 1998. С. 96-101.
(обратно)
РГАСПИ 17/120/358/72; ГАРФ 2306/69/2177/1-3.
(обратно)
ГАРФ 2306/69/2177/11-12.
(обратно)
Пионтковский, погибший во время чисток, оставил после себя дневник, который до сих пор хранится в бывших архивах НКВД (ЦА ФСБ РФ г-8214). Отрывки из дневника приводятся в: Алексей Литвин. Без права на мысль: Историк в эпоху Большого террора — очерк судеб. Казань, 1994. С. 55-57. Пионтковский также писал, что Сталин, критикуя схематичность учебных материалов, также прошелся по Покровскому («вся эта беда пошла от времен влияния Покровского»). Это свидетельство явно показывает, как менялись взгляды партийной верхушки.
(обратно)
А. И. Гуковский. Как я стал историком//История СССР. 1965. № 6. С. 97.
(обратно)
ГАРФ 2306/69/2177/56об– 57. Подробнее см.: Дубровский. Историк и власть. С. 195-222; Историю – в школу: создание первых советских учебников. Москва., 2008.
(обратно)
Д. Осипов. Скелеты в школе/ Правда. 1934. 5 апреля. С. 1.
(обратно)
За подлинную историю — против схоластики и абстракции//3а коммунистическое просвещение. 1934.10 апреля. С. 1; [A З]. Ионнисиани, Без учета исторической обстановки фактов и лиц// За коммунистическое Просвещение. 1934. 24 апреля. С. 3.
(обратно)
О преподавании гражданской истории в школах СССР//Правда. 1934. 16 мая. С. 1. Необходимость в новых педагогах возникла потому, что большинство работавших в то время учителей начали свою профессиональную деятельность во время НЭПа и не имели представления ни о чем кроме обществоведения. См.: Труд в СССР: Статистический справочник. М, 1936. С. 323.
Изменения в учебной программе по истории сопровождались реорганизацией всей системы государственного школьного образования. В начале 1934 года на XVII съезд ВКП (б) было решено ввести всеобщее семилетнее образование, а в принятом 15 мая совместном постановлении СНКСССР и ЦК ВКП (б) объявлялось о «двойной» системе, согласно которой после начальной школы (с 1 по 4 класс) можно было получить как «полное», так и «неполное» среднее образование. Программа полного среднего образования, необходимого для поступления в высшие учебные заведения, была рассчитана на 10 классов, неполного — на 7 классов. См.: О структуре начальной и средней школы в СССР//Правда. 1934. 16 мая. С. 1; Собрание законов и распоряжений СССР. 1935. № 47. Ст. 391. I
(обратно)
Справочник партийного работника. Вып. 9. М., 1935. С. 137. Об истории этого вопроса см.: ГАРФ 2306/69/2177. В 1940 году программа была дополнена курсами по новой истории для изучения в 8-10 классах полной средней школы, что на практике означало освоение материалов о дореволюционном периоде. См.: Программы средней школы: История СССР, Новая история. М., 1940.
(обратно)
Enteen. The Soviet Scholar-Bureaucrat. P. 189; также Karlsson. History Teaching. P. 217.
(обратно)
См. РГАСПИ 17/120/359/10-11; также 77/1/829/12-15. Этатистский акцент этой работы противоречит мнению С. Коэна о том, что Бухарин противился возросшим в то время руссоцентричным тенденциям. См.: Stephen F. Cohen, Bukharin and the Bolshevik Revolution: A Political Biography, 1888-1938. New York, 1973. P 358, 468-469. Объяснить тон этой статьи может тот факт, что она была написана после разбирательств, связанных с другой статьей, в которой Бухарин назвал русский народ «нацией Обломовых» (см. гл. 3, прим. 26).
(обратно)
Бущик. Очерк развития школьного образования. С. 299 (и прим. 22 выше); А. Н. Артизов. В угоду взглядам вождя (Конкурс 1936 г. на учебник по истории СССРУ/Кентавр. 1991. № 1. С. 126.
(обратно)
И. Клабуновский. Учитель истории и повышение его квалификации//Борьба классов. 1933. Ко 5. С. 60-66; Бущик. Очерк развития школьного исторического образования. С, 299 (и прим. 25 выше). К. Штеппа, преподававший историю в Киевском государственном университете, приводит аналогичное описание ситуации: Konstantin Shteppa. Russian Historians and the Soviet State . New Brunswick , 1962. C. 133-135.
(обратно)
E. Thomas Ewing. Stalinism at Work: Teacher Certification and Soviet Power/ Russian Review. 1998. Vol. 57. Mo 2, P. 218-235.
(обратно)
Направление в образовании, объединявшее подходы различных наук — физиологии, психологии и педагогики — для решения проблем трудных детей. Педология была осуждена в 1936 году за увязывание роста хулиганства и подавленности среди молодежи с недавними потрясениями совет ского общества. См.: Mark S. Johnson. From Delinquency to Counterrevolution: Subcultures of Soviet Youth and the Emergence of Stalinist Pedagogy in the 1930 s / education and Cultural Transmission: Historical Studies of Continuity and Change in Families, Schooling, and Youth Cultures (Paedagogica Historica — supplementary series)/Ed. Johan Sturm et al. Vol. 2. Ghent , 1996. P. 283-303.
(обратно)
Mark S. Johnson. Russian Educators, the Communist Party-State and the Politics of Soviet Education, 1929-1939//Ph. D. diss. Columbia University , 1995. P. 302-374; GARF 306/69/2293/52,
(обратно)
Свидетельства об усилении акцента на централизованную программу см.: HP 14/3/2/9-20; HP 64 s/a/6/6.
(обратно)
Журавлев. Феномен «Истории фабрик и заводов». С. 113, 73-77,154. Один из исследователей утверждает, что лишь несколько настоящих стахановцев были репрессированы. См.: Siegelbaum. Stakhanovfsm and the Politics of Productivity. P. 225.
(обратно)
Stephen Kotkin. Magnetic Mountain; Stalinism as a Civilization. Berkeley , 1995. P. 372; Kenneth M. Straus. Factory and Community in Stalin's Russia . Pittsburgh , 1997. P. 332.
(обратно)
Cynthia Ruder. Making History for Stalin: The Story of the Belomor Canal . Gainsville, 1998. P. 88-89, 207, 43; речь идее о книге: Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства / Под ред. М. Горького Л. Авербаха и др. М., 1934.
(обратно)
Сравнение фотографий двух изданий фотоальбома «10 лет Узбекистана» приводится в: David King. The Commissar Vanishes; The Falsification of Photographs and Art in Stalin's Russia . New York, 1997. P. 136-137.
(обратно)
Соответствующие страницы из принадлежащих Родченко экземпляров обоих изданий там же: Р. 126-137.
(обратно)
Двадцать шесть человек теперь квалифицировались как предатели или были полностью исключены из повествования: Я. А. Берзин, А. А. Биценко. Г.И. Бокий, М. П. Бронский, Н. П. Брюханов, А. С. Бубнов, Н. И. Бухарин, Ю. П. Гавен, П. Ф. Кодецкин, А. Л. Колегаев, С В. Косиор, Н. Н. Крестинский, Г. И. Ломов, (Оппоков), В. И. Милютин, Н. Осинский (В. В. Оболенский), А. Н. Падерин, Я. Я. Пече, Н. А. Пожаров, Г. Л. Пятаков, О. А. Пятницкий, Ф. Ф. Раскольников, А. И. Рыков, И. Т. Смилга, Г. Я. Сокольников, Г. Ф. Федоров и К. К. Юренев. Ср. История гражданской войны в СССР. Т. 1. Подготовка Великой пролетарской революции (от начала войны до начала Октября 1917 г.). М., 1935, 1938 годы.
(обратно)
История гражданской войны в СССР. Т. 2. Великая пролетарская революция. М., 1943.
(обратно)
А. П. Довженко получил заказ на фильм «Щорс» в 1935 году во время подъема кампании по продвижению советского патриотизма. Тем не менее, работа была завершена только в 1939 году. Подробнее об изменениях, которые претерпел «Щорс» в связи с репрессиями, см.: George О. liber. Alexander Dovzhenko: A Life in Soviet Film. London , 2002. Chap. 7; Babitsky and Lutich. The Soviet Movie Industry. P. 62, 27, 7; Paul Babitsky and Joh Rimberg. The Soviet Film Industry. New York, 1955. P. 161
(обратно)
Согласно одному из источников, из 102 фильмов, которые планировалось завершить к 1 ноября 1936 года, выпущено были 15 процентов. Студии РСФСР выполняли порядка 22 процентов заказов, в Белоруссии, Украине и Грузии — приблизительно 14-20 процентов. На киностудиях Азербайджана, Армении и Центральной Азии не было выпущено ни одного фильма. См.: Как реализуется план выпуска фильмов//Искусство кино, 1936. № 11. С. 36-40. В своих мемуарах авторы, изнутри знавшие ситуацию в советской киноиндустрии, подробно описывают трудности, с которыми было связано производство фильма на современные темы. Несмотря на партийные предписания 1935 года снимать большую часть фильмов о советском настоящем, 75 процентов сосредоточивалось на историческом материале из-за сложностей в работе с современным материалом. См.: Babusky and Lunch. The Soviet Movie Industry. P. 51-52 (ссылка на: Д. Никольский. Сюжеты 1936 года//Искусство кино. 1936. № 5. С. 21-26).
(обратно)
Ср. Краткого курса истории СССР//Под ред. А. В. Шестакова. М., 1937,1941. С. 178.
(обратно)
В редакционную коллегию «Краткого курса» входили Ем. Ярославекий, П. Н. Поспелов и В. Г. Кнорин. В 1937 году Кнорин был репрессирован. См.: Н. Н. Маслов. Краткий курс истории ВКП (б)» — энциклопедия культа личности Сталина // Вопросы истории КПСС. 1988. № 11. С. 54. Упоминания о Ежове (с. 197, 234 и 313 издания 1938 года) были вырезаны из последующих изданий «Краткого курса». См. РГАСПИ 17/125/10/111.
(обратно)
О том, чем обернулись чистки для исследователей-полярников см.: John МсCannon . Red Arctic : Polar Exploration and the Myth of the North in the Soviet Union, 1932-1939. Oxford, 1998. P. 149-168.
(обратно)
Например в конце 1937 — начале 1938 года, прокурор Магнитогорска выразил озабоченность тем, что в городских библиотеках по-прежнему выдавали экземпляры «Истории гражданской войны в СССР» с портретами «предателей» — Бухарина, Зиновьева и Троцкого. См.: Kotkin. Magnetic Mountain. P. 583-584.. Об обстановке вокруг празднования годовщины революции в 1937 году, см.: Petrone. Life Has Become More Joyous. Chap. 6, особенно P. 168-170.
(обратно)
Оригинальные записи интервью на русском утеряны. См. HP 27/а/3/36-37; НР7/а/1/24; также HP 11/a/2/36; HP 41/а/4/24.
(обратно)
См. Д. Л. Бранденбергер. Составление и публикация официальной биографии вождя — катехизиса сталинизма//Вопросы истории. 1997. № 12. С. 141-150; тот же. Stalin as Symbol: a Case Study of the Cult of Personality and its Construction//Stalin: a New History/Ed. Sarah Davies and James Harris. Cambridge, 2005. P. 249-270.
(обратно)
В каком-то смысле им, конечно же, это не удалось. Несмотря на то, что книги печатались, классика соцреалима в то время подвергалась постоянным нападкам цензуры. См.: Herman Ermolaev. Censorship in Soviet Literature, 1917-1991. New York , 1997. P. 51-140.
(обратно)
Речь тов. Сталина на совещании передовых колхозников и колхозниц Таджикистана и Туркменистана // Правда. 1935. 5 декабря. С. 3. Различные трактовки кампании, продвигающей дружбу народов, см.: Terry Martin. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca, 2001. Chap. 11; Игорь Виноградов. Жизнь и смерть советского понятия «дружба Hapofloa»//Cahiers du Monde russe. 1995. № 36/4. P. 455-462.
(обратно)
Г. В. Васильковский. Высший закон жизни // Правда. 1934. 28 мая. С. 4; В. И Ленин. О национальной гордости великороссов//Сочинения. Т. 18. М., 1936. С. 80-83. Как отмечает Сталин в своей статье 1923 года «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов», своим успехом Октябрьская революция 1917 года обязана в особенности русскому рабочему классу.
(обратно)
РСФСР//Правда. 1936. 1 февраля. С. 1. В статье неявно цитируется другая работа Сталина «Об основах ленинизма» (1924 г.), некоторые фрагменты которой напоминают о колониальном синдроме, охарактеризованном Э. Саидом (Edward Said. Orientalism. New York, 1978).
(обратно)
M. И. Калинин. О проекте конституции РСФСР; Наша прекрасная родина // Правда. 1937.16 января. С. 2; также Великий русский народ // Правда. 1937.15 января. С. 1; Конституция героического народа//Правда. 1937. 16 января. С. 1.
(обратно)
Реабилитация политической истории царской России совпала по времени с борьбой против убежденных левых, критиковавших или высмеивавших старый режим как в историографии, так и искусстве — см. гл. 5 и 6, где рассматриваются критика «школы Покровского» и Демьяна Бедного.
(обратно)
Б. Волин. Великий русский народ // Большевик. 1938. № 9. С. 26-37. Особенно см. с. 36, 34. Статья была издана также под тем же заглавием в виде брошюры.
(обратно)
Б. Волин. Русские // Малая Советская энциклопедия. Т. 9. М., 1941. С. 326.
(обратно)
Здесь я перефразирую памятное утверждение Ш. Фицпатрик на конференции «Еmpire and Nation in the Soviet Union» в Чикагском университете 26 октября 1997 года.
(обратно)
Хотя подобный сдвиг не был неизбежен, реальных альтернатив было немного. В частности, эпоха большого террора, будучи ксенофобской по своей природе, воспрепятствовала восхвалению иностранных революционеров, например, Марата, Робеспьера, Розы Люксембург и Карла Либкнехта.
(обратно)
В в том, что руссоцентричные симпатии проявлялись во внутрипартийных обсуждениях и переписке с начала 1920 годов, сомневаться не при холится; по утверждению некоторых историков, именно они объясняют изменения в советской национальной и языковой политике еще в первой половине 1930 годов. При этом до второй половины 1930 годов заметного включения этих настроений в официальный партийный курс не прослеживается. См.: Martin, The Affirmative Action Empire. Chap. 8-11; Peter Btitstti Nation-Building or Russification? Obligatory Russian Language Instruction in the Soviet Non-Russian School, 1938-1953//A State of Nations : Empire and State-Building in the Age of Lenin and Stalin/Ed. Ronald Grigor Suny and Terry Martin. New York, 2001. P. 253-274.
(обратно)
Хотя Тимашев, Саймон и др. и пытались документально зафиксировать возникновение нового идеологического курса в печати в середине 1930 годов, их работы временами носят избирательный характер, учитывая широкий спектр кампаний, проводимых в средствах массовой информации.
(обратно)
См. прим. 11 во Введении.
(обратно)
См., например, о преследованиях крупнейших ученых-историков к Академическое дело 1921-1931 гг.: Документы я материалы следственного дела, сфабрикованного ОГПУ. В 2 тт. СПб, 1993. О Главлите см.: М. В. Зеленов. Аппарат ЦК РКП (б) — ВКП (б), цензура и историческая наука в 1920 годы. Нижний Новгород, 2000; История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997; А. В. Блюм. За кулисами «Министерства правды»: Тайная история советской цензуры, 1917-1929. СПб, 1994.
(обратно)
И.В. Сталин. О некоторых вопросах истории большевизма // Пролетарская революция. 1931. №6. С. 3-21.
(обратно)
Как утверждает Дж. Барбер, письмо появилось из-за отсутствия уверенности в партийных историках, Р. Такер связывает его с возникновением культа личности Сталина. См.: John Barber. Stalin's Letter to the Editors of Proletarskaya RevoIyutsiya//Soviet Studies. 1976. Vol. 28. № 1. P. 39-41; Robert C. Tucker. The Rise of Stalin's Personality Cult//American Historical Review. 1979. Vol. 84. № 2. P. 355-358.
(обратно)
Профессиональная конкуренция, незримо присутствовавшая среди историков с конца 1920 годов, только добавила огня. См.: George М. Enteen. Marxist Historians during the Cultural Revolution: A Case-Study in Professional mfighting//Cultural Revolution in Russia , 1928-1931/Ed. Sheila Fitzpatrick. Bloomington, 1978. P. 154-179; Дж. Энтин. Интеллектуальные предпосылки утверждения сталинизма в советской историографии//Вопросы истории. 1995. Мо 5-6. С. 149-155; А. Н. Артизов. Критика М. Н. Покровского и его школы//История СССР. 1991. № 1. С. 103-106.
(обратно)
За боевую перестройку исторического фронта//Борьба классов. 1932. № 2-3. С. 12; Barber. Stalin's Letter. P. 22-23; Tucker. The Rise of Stalin's Personality Cult. P. 358-360; Amy Knight Beria: Stalin's First Lieutenant Princeton, 1993. P. 55-57.
(обратно)
Надежда Мандельштам. Воспоминания. New York, 1970. С. 277.
(обратно)
Комментарий Сталина, зафиксированный в дневнике С. А. Пионтковского, приводится также в: Алексей Литвин, Без права на мысль: Историк в эпоху Большого террора — очерк судеб. Казань, 1994. с. 56. Упоминание Сталиным главенствующей роли русского народа в историческом объединении нерусских народов повторяет его же суждение в известной статье 1913 года «Марксизм и национальный вопрос». Тем не менее, порадельным в этой связи является то, что Сталин распространил действие своей формулы и на построение советского государства. См.: Марксизм и национальный вопрос//Марксизм и национально-колониальный вопрос: сборник избранных статей и речей. М., 1934. С. 10.
(обратно)
позже Институт истории Академии наук обвинят в плохом руководстве процессом в середине 1930 годов. См.: Об идиотской болезни-беспечности в журнале «Историк-марксист» за 1936 г.//Правда. 1937. 15 марта. С. 4; Политическая слепота и беспечность — журнал «Историк-марксист» за 1936 г. //Правда. 1937. 20 марта. С. 4; От редакции//Историк-марксист. 1937. № 2. С. 32-39, особенно см. С. 36-38; Боевая программа дальнешйго подъема исторической науки//Историк-марксист. 1937. № 3. С. 146-147.
(обратно)
Первая статья об этом периоде, см.: А. Н. Артизов. В угоду взглядам вождя (Конкурс 1936 г. на учебник по истории СССР)//Кентавр. 1991. № 1. С. 125-135.
(обратно)
То обстоятельство, что «Замечания» напечатали вне контекста полутора годами позже, обусловило многочисленные попытки ученых правильно их интерпретировать. См., например; М. В. Нечкино. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки //История СССР. 1962 № 2. С. 73; Nicholas Timasheff. The Great Retreat The Growth and Decline of Communism in Russia . New York , 1947. P. 222; Sheila Fitzpatrick. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921-1934. Cambridge, Eng., 1979. P. 232. Как правило, «Замечания» рассматривают как одобрение Фалиным интернационалистской историографии 1920 годов, поскольку в них используются парадигмы, популяризированные М. Н. Покровским в его рьяной критике отношения дореволюционной России к меньшинствам внутри страны и иностранным соседям («Россия — тюрьма народов» «Россия — мировой жандарм»). Охарактеризованные в подобном русле, они редко понимаются как переходный этап между интернационалистской историографией 1920 годов и возникающими тенденциями руссоцентричного этатизма конца 1930 годов.
Однако при внимательном прочтении становится ясно, что в «Замечаниях» отголоски учения Покровского сливаются с новыми требованиями внедрить истории нерусских народов в единый нарратив истории СССР — стиль написания истории, неотъемлемо ставящий в привилегированное положение некоторые стороны русского национального прошлого. Более того, упоминания в «Замечаниях» царизма в качестве мирового жандарма следует трактовать в свете значения, которое приписывал этому тезису Сталин в своем письме в Политбюро в июле 1934 года: поскольку все европейские державы являлись в XIX в. реакционными, не следует осуждать исключительно Российскую империю на основании ее репрессивных действий. В итоге изменение формулировок с «Россия — тюрьма народов» и «Россия — мировой жандарм» на «царизм — тюрьма народов» «царизм — мировой жандарм» преобразовало семантику этих эпитетов с общей критики национальной империи на узконаправленную критику адмистративной системы. В сущности, если в середине 1920 годов выражения «тюрьма народов» и «мировой жандарм» служили обвинительным приговором русскому прошлому, то десятилетие спустя они стали постепенно приобретать более нейтральный характер. В этом смысле «Замечания» опровергают точку зрению, согласно которой режим понемногу принимал более прагматичный взгляд на историю при сохранении элементов раннего, более идеалистичного интернационализма. См.: И. Сталин, А. Жданов, С. Киров. Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»; И. Сталин, С. Киров, А. Жданов. Замечания о конспекте учебника «Новой истории»//Правда. 1936. 27 января. С. 2; см. также: РГАСПИ 558/1/3156, 3157. О сталинских комментариях по поводу «мирового жандарма» см.: И. Сталин. О статье Энгельса «Внешняя политика русского царизма»//Большевик. 1941. № 9. С. 3-4; А. Латышев. Как Сталин Энгельса свергал // Российская газета. 1992. 22 декабря. С. 4.
(обратно)
Будучи беспрецедентной по своим масштабам, критика Покровского в печати положила начало резким и бурным разногласиям в среде историков, подогреваемым не только врагами покойного ученого, но а также его бывшими учениками и коллегами. Более важными, однако, представляются, мотивы, которыми руководствовалась партийные руководители в развязывании кампании против Покровского. Ему вменялся в вину за практикуемый в предшествующем десятилетии стерильный, схематичный, непатриотичный подход к истории, именовавший русское прошлое заурядным, если не считать традиций тирании, отсталости и шовинизма. При жизни работы академика никогда не подвергались такой шквальной критике (он умер от рака в 1932 году). Но политический и историографический климат сменился, и Покровский стал идеальным козлом отпущения. Так, в ходе кампании его недоброжелатели время от времени всерьез брались за опровержение вклада покойного ученого в марксистскую историографию, однако большинство изображало его карикатурно, и лишь некоторые интересовались учением академика, а не его фиктивными интерпретациями. В сущности, кампанию по уничтожению исторического наследия Покровского следует рассматривать как составную часть гораздо более масштабной кампании против «социологических» и «непатриотических» тенденций в исторической педагогике и печати. О развязывании в 1936 году кампании, осуждающей учение Покровского, см.: David Brandenberger. Politics Projected in the Past: What Precipitated the 1936 Campaign Against M. N. Pokrovskii?//Reinterpreting Revolutionary Russia : Essays in Honour of James D. White. London, 2006. P. 202-214.
(обратно)
ЦГАИПД СПб 24/2в/1829/92-93. Из воспоминаний, описывающих вызванное разгромом «школы» Покровского смятение, см.: Е. В. Гутнова. На истфаке//Вестник Московского университета (Серия 8 История). 1993. № 6. С. 73.
(обратно)
РГАСПИ 77/3/113/16-17. Подробнее см.: А. М. Дубровский. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950 гг.). Брянск, 2005. С. 223-276; Историю — в школу: создание первых советских учебников. Москва, 2008; Как вернули Соловева и Ключевского. Переворот в исторической науке, устроенный товарищем Сталиным // Родина. 2008. № 6. С. 25-28. А. В. Шестаков, редактор самого успешного учебника того времени №^ в конце десятилетия, что работа его коллектива замедлялась необходимостью одновременно решать вопросы, связанные с трактовкой тех или иных событий, и упорядочивать всю русско-советскую историю в расчете на массового читателя. См.: Архив РАН 638/2/105/25.
(обратно)
David Brandenberger. Who Killed Pokrovskii (the Second Time)? The prelude to the Denunciation of the Father of Soviet Marxist Historiography, January 1936//Revolutionary Russia. 1998. Vol. 11. № 1. P. 67-73; ЦГАИПД СПб 24/2в/1829/92. Другой обвиняемый в троцкизме большевик из старой гвардии, К. Б. Радек, руководил созданием учебника по колониализму, который так и не был издан.
(обратно)