Лекция 10. Глагол в германских языках
План:
1. Типы и классы глаголов.
2. Сильные, слабые, претерито-презентные и нестандартные глаголы.
3. Аблаут в системе германского глагола.
4. Неличные формы глагола.
Типы и классы глаголов
Морфологическая система глагола в германских языках состоит из различных элементов. Основную массу глаголов составляют сильные глаголы, образующие форму прошедшего времени и причастия II при помощи аблаута, и слабые глаголы, образующие эти формы при помощи дентального суффикса -d / -t. Термины сильные и слабые глаголы являются условными обозначениями. Первоначальный смысл их заключался в том, что сильные глаголы обладают способностью образовывать формы при помощи аблаута, а слабые – нет. Кроме этих основных групп существуют также претерито-презентные и неправильные глаголы. Внутри сильных, слабых и претерито-презентных глаголов выделяются, в свою очередь, подвиды или классы.
Сильные, слабые, претерито-презентные и нестандартные глаголы
Сильные глаголы. Аблаут в системе германского глагола
Каждый глагол характеризуется 4 основными формами: инфинитив, прошедшее время ед.ч., прошедшее время мн.ч., причастие II. Все сильные глаголы подразделяются на 7 классов по типу чередования гласных, или аблауту. В готском языке находим следующую систему форм сильных глаголов:
1 класс reisan – rais – risum – risans, чередование ī – ai – i – i
2 класс kiusan – kaus – kusum – kusans , iu – au – u – u
3 класс bindan – band – bundum – bundans, i – a – u – u
4 класс stilan – stal – stēlum – stulans, i – a – ē – u
5 класс giban – gaf – gēbum – gibans i – a – ē – i.
Если в первом классе вынести за скобки общий для всех 4 форм элемент i, то останется в качестве ступеней аблаута ряд i – a – нуль. Во втором классе обнаруживаем общий элемент u и формулу аблаута i – a – нуль. В 3 классе обнаруживаем ряд i – a – u. Звук u объясняется как результат развития из сонорного согласного n, который оказался слогообразующим, поскольку перед ним не было никакого гласного. В 4 классе ē в форме мн.ч. требует особого объяснения, которое пока не найдено. По всей вероятности, ē объясняется чередованием кратких и долгих гласных, т.е. количественным аблаутом. 5 класс отличается от 4 класса формой причастия. Гласный i в причастии, по-видимому, заимствован из инфинитива. 6 класс faran ехать – fōr – fōrum – farans основан на другом принципе. Здесь имеется чередование a – ō – ō – a. Для объяснения этого чередования следует иметь в виду, что германское краткое а в большинстве случаев соответствует и.-е. краткому о. Таким образом, первоначальное и.-е. чередование, к которому восходят формы 6 класса, имело вид о – ō – ō – о, т.е. чередование краткого и долгого о было количественным. В германских языках в результате перехода о > а к количественному чередованию присоединился качественный аблаут. 7 класс включает два подкласса: а) haitan звать – haihait – haihaitum – haitans, б) lētan оставлять – lailōt – lailōtum – lētans. У глаголов 7 а класса чередования нет. У глаголов 7 б класса происходит чередование ē – ō – ō – ē, что представляет параллель к и.-е. чередованию кратких гласных е – о. Общим для обоих типов оказывается удвоение корня в форме прошедшего времени, т.е. наличие перед корнем особого слога, состоящего из начального согласного корня и гласного е. Это удвоение является характерным признаком 7б класса готского глагола. Удвоение в перфекте встречается также в ряде латинских глаголов, например, currō бегу – cucurri. В греческом языке и в санскрите удвоение стало обязательным признаком перфекта всех глаголов. В основе его, по-видимому, лежит момент эмфатического повторения, ср. рус. Он жил далеко-далеко, Море было синее-синее, Я стучал-стучал, но мне не открыли. Здесь повторение глагольной формы выражает интенсивность действия.
Слабые глаголы
Слабыми называются глаголы, образующие формы прошедшего времени и причастия II при помощи дентального суффикса. В других и.-е. языках аналогии слабым глаголам нет. По вопросу происхождения дентального суффикса высказаны 2 точки зрения. Согласно одной из них, суффикс -d представляет собой суффигированную форму глагола делать, например, hausjan слышать – hausida слышал – hausidedum слышали. Во мн. ч. суффикс удваивается. Согласно второй точке зрения, происхождение слабых глаголов следует искать в форме причастия II, которое можно сопоставить с такими формами причастий в других и.-е. языках, как рус. битый, крытый, тертый, лат. audītus (соответствие t-d по закону Вернера). Эта точка зрения убедительно объясняет происхождение причастия II, но не объясняет образование формы претерита. Поэтому наиболее вероятной представляется первая точка зрения – претерит слабых глаголов образован при помощи суффигированного глагола делать, а причастие II соответствует причастию на -t, которое встречается в других и.-е. языках.
В готском языке существовало 4 класса слабых глаголов, которые отличались основообразующими суффиксами: -i-, -ō-, -ai-, -nō-. Семантика основообразующего суффикса не ясна, кроме глаголов 4 класса, которые были непереходными и выражали переход в новое состояние: fullnan наполняться, gahailnan исцеляться. Соответствующий глагольный суффикс сохраняется в английских глаголах – weaken, redden. Исходное значение первых 3 классов не ясно: видимо, первоначальный состав этих классов пополнялся за счет образований по аналогии, и в составе этих классов оказались глаголы, уже не сходные друг с другом по значению.