Методика обучения обществознанию
Методика обучения истории
1. Методика обучения истории как наука.
2. Факторы процесса обучения.
3. История методики обучения истории от момента зарождения до конца XVIII века.
4. История МОИ в XIX - начале XX века.
5. История МОИ в 1917 – 1950 гг.
6. История МОИ в 1960 – 1980 гг.
7. Реформирование школьного исторического образования в России в 90 – е годы.
8. Цели современного исторического образования. Современные проблемы методики обучения истории.
9. Нормативно-правовое обеспечение курсов «История»: стандарты.
10. Нормативно-правовое обеспечение курсов «История»: базисный учебный план.
11. Структура школьного исторического образования: линейный и концентрический принципы.
12. Программы по истории в прошлом и настоящем.
13. Школьный учебник по истории: структура и приемы работы с ним на уроке.
14. Актуальные методические проблемы современного учебника по истории.
15. Учебно-методический комплекс по истории.
16. Структура исторического материала. Факты.
17. Способы изучения и формирования главных исторических фактов.
18. Методика изучения понятий на уроке истории.
19. Приемы изложения и преобразования теории в МПИ.
20. Формирование умений учащихся в процессе обучения истории.
21. Формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
22. Приемы наглядного обучения на уроке истории.
23. Методика изучения картографии.
24. Приемы изучения хронологических на уроке истории.
25. Применение исторических документов на уроке истории.
26. Методы и приемы обучения истории.
27. Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
28. Типы и формы урока истории. Традиционные типы урока.
29. Структура традиционного урока. Комбинированный урок.
30. Вариативность в проведении учебных занятий по истории: лекция, семинар, практикум, лабораторная работа.
31. Подготовка учителя к уроку истории.
32. Анализ и самоанализ урока
33. Оценочный инструментарий в МПИ.
34. Итоговая аттестация: ЕГЭ по истории.
35. Блочно-тематическое планирование по истории.
36. Особенности преподавания курса «Краеведение» в средней школе.
37. Элективные курсы по истории.
38. Интеграция в обучении истории.
39. Внеурочная работа по предмету.
40. Игра как прием в традиционном обучении истории.
41. Кабинет истории в школе.
42. Особенности преподавания истории в малокомплектной школе.
43. Аттестация учителя истории. Профессиональный портрет учителя истории.
44. Новые технологии в обучении истории.
45. Активные и интерактивные методы обучения истории.
46. Технологии развивающего обучения: общая характеристика. Отличия традиционного и нетрадиционного урока.
47. Типология уроков развивающего обучения, их структура, условия организации; критерии оценивания работы учащихся.
48. Понятие учебной деятельности в системе развивающего обучения.
49. Определение и функции опорных конспектов, их классификация. Требования к опорному конспекту.
50. Технология составления и работы с опорным конспектом на уроке.
51. Проблемный метод обучения.Механизм реализации проблемного метода.
52. Учебная проблема, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация. Типология и технология разработки проблемных задач.
53. Проектирование на уроках истории. Проектная деятельность. Урок-проект: этапы, их характеристика.
54. Социальное проектирование.
55. Технология развития критического мышления на уроке истории. Трехфазовая структура урока.
56. Основные приемы технологии развития критического мышления: кластеры, инсерты, синквейны.
57. Модульное обучение на уроке истории.
58. Информационно-компьютерные технологии в обучении истории.
59. Личностно-ориентированная педагогика.
60. Технологическая карта урока. Теоретико-методическое обоснование урока истории.
Методика обучения обществознанию
1. Становление обществоведческого образования в России: 20-50 гг. XX в.
2. Становление обществоведческого образования в России: 60-80 гг. XX в.
3. Становление обществоведческого образования в России: начало 90-х гг. XX в. (на материале публикаций).
4. Государственный образовательный стандарт по обществознанию первого поколения.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт по обществознанию второго поколения.
6. Образовательные программы по курсу «Обществознание»: структура, содержание. Тематическое планирование в рамках программы.
7. Методологические подходы к определению целей обществоведческого образования.
8. Цели обществоведческого образования в современной школе. Цели учебного курса «Обществознание».
9. Принципы конструирования современной дисциплины обществознания. Общая характеристика интегративных курсов. Модульные курсы обществознания (примеры).
10. УМК по курсу «Обществознание» (на примере анализа одного из них).
11. Учебник по обществознанию: структура.
12. Учебник по обществознанию (методическая характеристика одного из них).
13. Актуальные проблемы современных учебников по обществознанию (на материале публикаций).
14. Школьный учебник и система работы с ним на уроках обществознания.
15. Знания об обществе как предмет изучения дисциплины «Обществознание».
16. Специфика содержания знаний «о человеке и путях развития и совершенствования его личности» в курсе обществознания.
17. Знания об экономической жизни общества и их роль для реализации целей обществоведческой подготовки.
18. Содержание знаний о социальной структуре и социальных отношениях в обществе в рамках изучения дисциплины «Обществознание».
19. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве в курсе обществознания.
20. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества в курсе обществознания.
21. Понятия в курсе обществознания: определение, функции, классификация.
22. Методика формирования понятий в ходе обучения обществознания.
23. Формирование предметных умений в рамках курса обществознания (с примерами заданий).
24. Требования к результатам обучения обществознанию: личностные, метапредметные, предметные.
25. Роль межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей при изучении курса. Сущность внутрикурсовых (преемственных) связей и особенности их реализации в преподавании обществознания.
26. Методические пути осуществления межпредметных и внутрикурсовых связей.
27. Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изучении обществознания.
28. Определение основных линий сравнения цивилизационного и формационного подходов.
29. Общедидактические основы выбора методов.
30. Виды документов, используемых в обществоведческом образовании. Обучение по кейс-методу.
31. Методика использования различных источников знаний в процессе изучения обществознания.
32. Роль и функции наглядности в преподавании обществознания.
33. Самостоятельная работа учащихся на уроке обществознания.
34. Игровые технологии в обучении обществознанию.
35. Основные формы и типы учебных занятий по обществознанию.
36. Методические варианты уроков.
37. Современные требования к уроку. Технологическая карта урока.
38. Подготовка к преподаванию учебной темы: тематическое планирование (курс – тема – урок).
39. Анализ урока обществознания.
40. Основы развивающего урока по обществознанию.
41. Проблемный метод в обучении обществознанию.
42. Технология развития критического мышления на уроке обществознания.
43. Модульная технология.
44. Технология опорных конспектов.
45. Активные и интерактивные методы обучения обществознанию.
46. Способы и приемы организации работы учащихся в группе. Дискуссионные образовательные технологии.
47. Метод проектов на уроке обществознания. Социальное проектирование.
48. Текущая и итоговая аттестация знаний и умений учащихся по обществознанию.
49. Подготовка обучающихся к написанию эссе по обществознанию.
50. Особенности преподавания курса права.
51. Особенности преподавания курса экономики.
52. Внеурочная работа по предмету.
53. Личностно-ориентированное обучение.
54. Информационные технологии в обучении обществознанию.