Cтруктура исторического материала и способы его изучения
Роль фактическою материала в обучении истории. Средства и приёмы формирования исторических представлений у школьников.
Порядок изучения: 5-й класс: Всем. ист. -ист. Др. мира (до V в н.э) Ист Б старажыт.час(до к.V в.н.э.) 6-й класс: ист.сред.веков (н.V-XV в.) Ист Б. -сярэднявечча(VI-ХV в)7-й класс.Нов.время(ХVI-ХVIII) Новы час(ХVI-ХVIII) 8-й класс: Всем. ист.-(XIX-1918) Ист.Б.-(к.ХVIII-1917) 9-й класс: Новейш. время (1918-
...)Навейшы час(1917-...) 10-й класс:Вс. ист. с др. вр.до к. XVIII в. Ист.Б. старажытнасць- к.XVIII в. 11-й класс: Вс. ист. XIX-ХХ Ист.Б.- к.XVIII в.-ХХ.
21 августа 1996-постановление Мин-ва Образования №554 о 12-ти летнем обучении. С 1998-1899 по 2008-2009-осуществление. Должно было быть:»0» класс- подготовительный; 1 -3-нач. школа. 4-9-базовая. 10-11-сред. Получилось-1 -4 классы-нач. 5-10-ср. 11-12-сред. Сейчас обучение на 3-х уровнях базовый (минимум), углубленный, повышенный. Основные компоненты структуры ист. знаний:
1 ист. представления;2 ист. понятия; 3 понимание закономерности ист. процесса; Ист. представление форм-ся постижением: *ист. факта, который имеет свою специфику-ист. факт неповторим(его нельзя воспроизвести, возможна лишь реконструкция) *ист.факта, который отражает ист. события (образование РГТ); *ист. факта которые отражает исторические явления(полюдье. барщина);* ист.факта отличаются по объёму, сложности и значимости; *ист. факта первого порядка(ВОВ);*ист. факта второго порядка (Куликовская битва ); *элемент -факта(в битве отдельные моменты):*основныс или опорные факты (обр-е города); *второстепенные факты(на период изучения курса, темы, которые потом забываются).
Существуют критерии отбора фактов на уроках истории, учитель отбирает факты в зависимости от целей урока: 1. Научная достовсрность. 2. значимость для понимания истории, данной темы. 3.конкретность и образность 4. высокая степень эмоционального воздействия. При отборе необходимо учитывать возрастные особенности для старшеклассников более аргументировано и должно быть соотношение между фактами и обобщениями. Ист. представления:
1.формируются о фактах прошлого с помощью технических средств, наглядности. живого слова.
2.форм-ся об ист. времени с помощью хронологич таблиц, синхрон. таблиц(на чинать лучше с 5-го класса с ленты времени). Можно сост. календарь событий.
3.форм-ся об ист. пространстве с помощью карт:-общая карта(Рос. империя в 18 веке) -обзорная (охватывает длительный период истории одного гос-ва, 1700-1774)-тематическая(ход событий битвы).
42. Становление и развитие школьного исторического образования и методики преподавания истории в досоветский период.
Летописи с 10в. до 16в. Концепция ровиденционализма(предопределения). До
15 в истор. сведения в азбуковниках- рукописные сборники нравоучит. учебного
хар-ра 200тыс. азбуковников. Синопсис, опис деяния от основ. Киева до правл.
Алексея Мих. Историко-хроникальная лит-pa. Основатель- М.Стрыйковский. Хроники. «Дневник Ф. Евлашевского». «Летопись врем. лет». 16-17вв- братские школы. Впервые преподавание истории на
восточнослав. землях в гимназии пастора Глюка в1705 г. в Москве, затем в шк.
Ф.Прокоповича в 1721 г Историю изуч. по желанию. Гос. обучение истории нач-сь с
1726 г. когда при Пб. ун-те организ 1-ая правит. академич. гимназия. Учились 5 лет.
Историю начин. изучать с 3-го класса. В 3-2 кл. 3 часа в нед. от сотворения мира до
правления Константина. В 1-м классе - 2 часа, до 18в. С 1747г. гимназии имели право выбора - учить историю или вспомогат. дисциплины. Всеобщая история на немецк.
яз. Первый перевод в 1747г. «Введение в генеральную историю Гильома Куроса".
События излагались монографически, изуч. короткими периодами. В привелегир.
русских шк-х 18 в изуч. хронологию, нумизматику, мифологию, генеалогию.
Материал излагался в вопросно-ответной форме. В 60-х гг. 18в истор. препод-сь в
духовных уч. заведениях, коммерч. училищах, Смольном ин-те. Но очень
поверхностно. Татищев В. Н. предлож. ввести историю в школе. 1725 первый учебник по русской истории «Краткий росс. летописец с родословием" Ломоносова 1793 в Пб.
открыли 1-ую учительскую семинарию, где готовили преподавателей. Впервые вкл.
методика препод, истории 1793г – Янкович «Руководство учит. народн. Училищ». 1786 г. реформа образования, созд. народн. училища. вводится классно-урочная
система, использ. доска и мел. 1787г. Янкович «Всемирная история" 80-е гг. -
впервые на уроках карты. 1793г. Янкович напечатал карту Рос. Империи. Но! Не было
д/з. было зазубривание. Карамзин Н М.(1766-1826). 1840 1845г.- первые работы
по МПИ Язвинского, Бидермана (как заучивать даты). Краткое комментирование материала Чернышевский, Добролюбов, Белинский выступ. против зубрежки, пыт-сь связать историю с современностью Илловайский (1832-1920) за заучивание текста наизусть. Соловьев (1820-1879) «Учебная книга русской истории» Пыт-ся показать ход истории в процессе мировой. Ушинский - за изуч. истории по док-м. Гуревич в 1877 "Опыт. методики истории». Направления в препод, истории: либеральное и радикальное. Покотило ввел метод реферата. 1914 «практическое руководство для начин. препод-ия истории». Гартвиг ввел метод драматизации. Рожков ввел лабораторный метод.