Ильинская церковь в д. Нарочь
Находится в центре деревни. Построена из бутового камня в 1881 году в ретроспективно – русском стиле. Территория вокруг церкви обнесена оградой из бутового камня. Напротив главного фасада в ограде расположена двухпролетная брама из кирпича.
В планировочной структуре и объемно – пространственной композиции церкви использованы структура четырех частей, характерная для храмов ретроспективно – русского стиля. Храм состоит из четырех, последовательно соединенных между собой, частей: звонницы, бабинца, основного объема и апсиды. Трехъярусная звонница, первый ярус которой является тамбуром, образует главный фасад храма. Прямоугольный в плане, промежуточный объем соединяет звонницу и основной, квадратный в плане, объем храма, накрытый четырехскатной крышей и увенчанный луковичной главкой на тонкой шейке. Апсида полуциркульной формы, покрыта шатровой крышей.
Композиция удлиненных боковых фасадов храма построена на контрастном сочетании низких и высоких объемов: высокой звонницы, низкой стены бабинца, высокой стены основного объема и низкой цилиндрической апсиды. Боковые стены храма окаймлены пилястрами из кирпича и окрашены в белый цвет. Стены прорезаны арочными оконными проемами.
Композиционным центром интерьера является деревянный двухъярусный иконостас, декорированный резьбой по дереву. В центре первого яруса – царские ворота, выполненные в технике сквозной резьбы с вставками икон. В центре второго яруса – живописная композиция «Тайная вечеря». По обе стороны ее расположены иконы. Резной деревянный иконостас – памятник народного прикладного творчества, образец живописи конца ХIХ – начала ХХ века.
МОДЕРН И СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Архитектура прошла на протяжении ХIХ и основной части ХХ века большой, сложный и во многом противоречивый путь. В ХIХ веке – классицизм, ретроспективизм и эклектизм. Эклектизм захватывает архитектуру до конца столетия. Параллельно с подражательным зодчеством, уже со второй четверти века в архитектуре развивается другая, рационалистическая струя, основывающаяся на активном использовании прогрессивных строительных материалов, прежде всего металла и стекла (это торговые здания, вокзалы, мосты), а затем бетона и железобетона.
Появившиеся в ХIХ веке новые строительные материалы и конструкции, прежде всего металлы, воздействовали на творческое сознание архитекторов, строителей. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Активно стали использоваться новые строительные материалы. Большое значение имело развитие математики и механики. Исследования ученых дали возможность широко применять в строительстве статический расчет конструкций и на основе этого – необходимые габариты частей зданий.
Всемирная выставка 1851 года в Лондоне ознаменовалась постройкой Д. Пэкстоном грандиозного павильона – «Хрустального дворца». Это был первый пример применения в строительстве в больших масштабах сборной конструкции и стекла. Произведение Д. Пэнкстона имело исключительное значение для дальнейшего прогресса архитектуры.
В 50-60-х годах ХIХ века строятся на основе металлических конструкций и стекла крупные лондонские и парижские вокзалы.
В конце ХIХ века – в 1889 году – по проекту Густава Эйфеля в центре Парижа, в связи с Международной выставкой, была возведена башня, названная Эйфелевой, высотой 312 м, смонтированная из стальных элементов.
Использование металлического каркаса открыло возможность возведения в США сверхвысоких зданий – небоскребов.
Итак, в конце ХIХ века в архитектуре определяется новое течение, новый стиль – модерн. Он явился средством преодоления эклектизма. Он преследовал цель создания современного, нового универсального синтетического стиля.
Модерн в начале ХХ века постепенно переходит в свою позднюю «конструктивную» стадию. Значение декоративного убранства на фасадах зданий снижается. В архитектурных сооружениях обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных средств (театр Елисейских полей в Париже – 1913 г).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Христианской эре более 2000 лет. Роль христианства в истории всемирной цивилизации огромнейшая и неисчерпаемая. Одним из важнейших ее приобретений является христианское сакральное зодчество. «Сакра» по латыни означает «таинство».
Язык церковной архитектуры – это язык архитектурных форм и религиозных символов, которые взаимно обусловливают и взаимно дополняют друг друга. В то же время, если религиозные символы относительно метафизичны, как метафизична Вселенная относительно короткой человеческой жизни, то формы сакрального зодчества должны творчески развиваться и приспосабливаться к жизненным реалиям. Они зависят от политического и экономического состояния общества, климатогеографических особенностей региона, наличия определенных ресурсов строительных материалов и квалифицированных кадров, художественных традиций и влияний. Таким образом, сакральная архитектура в целом связывает идеальное, вечное с обыденным и возможным. Поэтому архитектурные формы и конструкции, что определяют одну и ту же христианскую идею, меняются из века в век, от региона к региону, от канонов одной конфессии к другим.
Социальная противоречивость и многоплановость эстетических концепций архитектуры помогали мобильности и разнообразию трактовки его художественных средств. Благодаря этому архитектура усвоила и переработала разные художественные традиции, приобрела в разных странах при разных социальных обстоятельствах яркий заметный характер во всех сферах духовной культуры.
И все же в масштабах, специфике, самобытном характере зодчества нашего края главную роль играл заказчик или меценат, каким был местный феодал – от короля до шляхтича. Если для исполнителя – архитектора или строителя – самым важным было владение техническими методами, то роль заказчика была социально детерминирована. Своей строительной инициативой он выполнял определенную социальную программу. И здесь существенное значение играл его общественный статус, политические ориентиры, конфессиональная принадлежность, финансовые возможности и др. О значительности роли заказчика свидетельствует и то, что в большинстве исторических документах, связанных со строительством храмов, чаще всего отмечены имена меценатов, в то время как профессионалы – исполнители остаются в стороне.
Меценатство как историческое явление сыграло большую положительную роль в развитии культуры, просвещения, светского искусства.
СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Апсида– 1) выступ здания, обычно полукруглый или многоугольный;
2) аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма, обычно составляющая часть алтаря.
Аркбутан – каменная наружная арка, передающая распор сводов на столбы, стоящие вне здания.
Аустерия – заезжий дом, род корчмы.
Барокко – стиль получивший широкое распространение в XVII – XVIII вв. Отличается декоративной пышностью, вычурностью и пластичностью форм.
Готика– архитектурный стиль позднего средневековья (XVIII – XIV вв). Характеризуется стрельчатыми арками и сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, цветными окнами (витражами), а также преобладанием вертикальных архитектурных форм.
Звонница – сооружение при храме, поставленное отдельно (колокольня) или над стеной здания, с проемами для подвешивания колокола.
Классицизм – стиль XVII – начала XIX в., характеризующийся использованием древнегреческой и древнеримской архитектуры. Отличается рационалистической четкостью и ясностью, строгой уравновешенностью и пластической завершенностью.
Контрфорс – вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.
Неф (корабль) – продольное внутреннее пространство здания, огражденное либо наружными стенами, либо арками и столбами.
Ордер – определенная художественная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции. Различают несколько ордеров: дорический, ионический, тосканский и др.
Пандус – наклонный подъем, заменяющий лестницу.
Пинакль – башенки, завершенные шпилями; применялись в готических сооружениях для увенчания контрфорсов.
Пилястра– плоский прямоугольный в плане выступ стены, обработанный в виде колонны с капителью и базой.
Плебания – дом священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и Беларуси.
Портал – архитектурно обработанный вход с прилегающей к нему частью фасада.
Портик – навес, поддерживаемый колоннадой, открытая многоколонная галерея, примыкающая к зданию.
Пресбитерий – возвышение для алтаря и мест духовенства в католическом храме.
Ренессанс (Возрождение) – период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Европы XVII – начала XIX вв, обусловленный зарождением капиталистических отношений. В архитектуре утвердились античные ордерные принципы.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Сакристия – название помещения в католическом храме, в котором хранятся предметы культа, используемые при богослужении: одежда священников, культовая утварь и др.
Стук (стукко) – высший сорт облицовочной штукатурки, обладающий большой прочностью и принимающий после полировки вид мрамора. В состав входят известь, гипс или толченый мрамор.
Трансепт – поперечный неф (корабль).
Фасад – внешняя сторона, вертикальная поверхность здания или часть здания.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке, отличающаяся большой долговечностью.
Фриз– среднее из трех главных горизонтальных членений классического антаблемента (между архитравом и карнизом). Широкий пояс, часто украшенный.
Фронтон – верхняя часть стены (чаще всего в виде треугольника), ограниченная сверху крышей, снизу – горизонтальным карнизом, отделяющим его от стены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: «Изобразительное искусство», 1983.
2. Беларуская энцыклапедыя: у 18 тамах. – Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 1996.
3. Бирюкова Н.В. История архитектуры: учеб. пособие. – Мн.: ИНФРА-М, 2005.
4. Брунов Н. Очерки по истории архитектуры: в 2 томах. – Мн.: Центрполиграф, 2003.
5. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. – Мн.: КомКнига, 2006.
6. Габрусь Т.В. Страчаная спадчына / Т.В. Габрусь, А.М. Кулагін [і інш.]. – Мн.: «Полымя», 1998.
7. Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. Bauformen von der Romanik bis zur Gegenwart. – М.: Архитектура-С, 2005 г.
8. Касцел Маці Божай Нястомнай Дапамогі. Двор Шэметава. – Мн.: «Про Хрысто», 2004.
9. Кулагин А.Н. Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Белоруссии. Вторая половина XVIII – начало XIX вв. – Мн.: «Наука и техника», 1981.
10. Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. – М.: Архитектура-С, 2006 г.
11. Нашы карані. Ілюстраваны часопіс краязнаўцаў Паазер’я.
12. Низовский Ю.Величайшие храмы мира. – М.: Вече, 2006 г.
13. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: учеб. для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005.
14. Памяць. Мядзельскі раён. – Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 1998.
15. Сычева А.В. Архитектурно-ландшафтная среда. Вопросы охраны и формирования. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1982.
16. Ткачев В.Н. История архитектуры. – Мн.: Высшая школа, 1987.
17. Ткачев М.А. Замки Белоруссии. – Мн.: «Беларусь», 2002.
18. Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Едиториал УРСС, 2004.
19. Чантурия В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. – Мн.: «Полымя», 1986.
20. Шедевры мировой архитектуры=The World's 200 Most See Places. – АСТ, Астрель, 2006 г.
21. Шукуров Ш.М. Образ храма=Imago Templi. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.
22. Шургин И.Н. Исчезающее наследие. Очерки о русских деревянных храмах XV – XVIII веков. Совпадение, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2006 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ШАПЕТЬКО Алексей Александрович, 1976 г. рожд., закончил географический факультет Белорусского государственного университета, с 1999 года работал в системе туризма экскурсоводом, главным специалистом, начальником отдела туризма, экологического просвещения и информационного обеспечения ГПУ «Национальный парк «Нарочанский»
КРАВЧОНОК Лютия Степановна, 1960 г. рожд., закончила географический факультет Белорусского государственного университета, с 1984 года работала в системе туризма инструктором-методистом, методистом в ТОК «Нарочь», ведущим специалистом отдела туризма, экологического просвещения и информационного обеспечения ГПУ «Национальный парк «Нарочанский».