Мишарские населенные пункты 4 страница
тонного управления в 1798 — 1865 гг. д. Калмакларово не входила в юрты 8(9)-го башкирского кантона, находилась в тептярской команде. Еще долго они считались тептярями. Постепенно тептяри были ассимилированы башкирами. Об этом процессе говорил и депутат Уложенной комиссии 1767—1768 гг. от башкир Исетской провинции старшина Мякотинской волости, ставший фельдмаршалом Е. И. Пугачева Базаргул Юнаев: «Между нашего тарханского и башкирского народа именуются сартами и калмыками некоторая часть, но все единаго с нами магометанского закона, которое их название произошло в древние времена, сарты, вышедшие из-за граници самопроизвольно от владении степных народов, а калмыки так же в древние времена получены были нашими башкирами при войнах вiмалолетстве, которые из давних лет именуются с нами единым званием башкирцами с отли-чеством, что одни произошли от сарт, а другие — от калмык, почему как землями и всеми угодями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами, равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделении от башкирцов, просим, чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именоватца башкирцами, а звание сарт и калмык оставить»46.
Занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством. Форма землевладения оставалась общинной, хотя с 1889 г. перешли к пользованию землей от ревизских (в 1859 г. — 72) по наличным душам (128). Система севооборота — залежная. Почва унавоживалась не всеми хозяйствами. В конце XIX в. среди сельчан были владельцы 2 молотилок, 4 веялок. Из яровых хлебов были в почете овес и пшеница. Лучший урожай ржи — 75 пудов с десятины, пшеницы — 45 пудов. Рядом с д. Калмакларово находилась д. Кизаяк, показанная на карте 1780 г. В материалах о восстании 1740 г. упоминается и д. Куча-ково.
* * *
О Кыр-Кудейской волости некоторые сведения уже были приведены, когда речь шла о Каратавлинской волости. Владенную память на свои воТчины башкиры волости получили от Петра I в 1701 г.47 По Генеральному межеванию в начале XIX в. волости принадлежало 9183 десятины, из которых под пашней было 1600, под покосом — 689, под лесом — 3386, под степью — 3360 десятин. Неудобные земли занимали 101 десятину. Вся эта вотчина в 1816 г. принадлежала 359 душам м.п. башкир-кыр-кудейцев. Припущенников на ней не было48.
Назовем имя известного тархана в волости — Юнуса Теперишева, участника восстания 1740 г., затем оставившего ряды повстанцев.
К волости относились дд. Яхино, Ишимбаево (Муса-баево), Миндишево, Иксаново. Подчеркнем, что на карте Красильникова и Рычкова 1755 г. нет почти ни одной из этих деревень, кроме Миндишево (на карте Мингаи-шево). Зато на той карте показаны неизвестные к 1795 г. деревни: на правом берегу р. Юрюзань Якшеево, Абыз-
РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 339. Л. 47.
Паллас П. С. Указ. соч. С. 65.
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4906, 4923. Л. 14.
РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. XI. Л. 267. Там же. Ф. 1173. Оп. 1.Д. 1339. Л. 45. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 87.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
гильдино, рядом с Мингаишево недалеко от р. Танкалы — Касимово, в верховьях р. Ерал — Смаилово, на ее притоке Батышлы — Якупово. В опубликованном источнике названы не известные к 1795 г. дд. Баимово, Елдашево, Токеево, Чурагулово, жители которых были активными повстанцами в 1740 г.49 Таким образом, кыр-кудейские поселения в районе возникли на рубеже 50—60-х гг. XVIII в., на местах сожженных дотла в ходе подавления башкирских восстаний 1735—1740 гг., 1755 — 1756 гг. селений. Об этом ярко свидетельствует история д. Яхино.
Название д. Яхиносвязано с именем одного из старшин Кудейской волости 70-х гг. XVIII в. Яхьи Якшиева. Его фамилия подсказывает нам, что д. Якшеево была основана на правом берегу р. Юрюзань его отцом, и ее жители затем на другом берегу той же реки обосновались на новом месте в д. Яхино. В 1795 г. население д. Яхино состояло из 54 мужчин и 74 женщин. Такое соотношение полов было противоестественным для тюркоязычных полукочевых народов, у которых, в т.ч. и у башкир, женщины в количественном отношении всегда уступали мужчинам50. Диспропорция соотношения полов в пользу женщин свидетельствует о былых систематических репрессиях карателей против активных участников больших национальных и социальных выступлений башкир в 30—70-х гг. XVIII в. И в 1816 г. женщин было больше: в 48 дворах проживало 155 мужчин и 169 женщин. Среди глав семей было 6 многоженцев. Тогда же зафиксировали мечеть. VIII ревизия показала преобладание количества мужчин: 181 на 164 женщины. В последующем такое соотношение сохранялось. 382 человека при
79 дворах взято на учет в 1859 г. В 1895 г. в 105 дворах
взято на учет 517 человек51. Советская перепись 1920 г.
показала 609 человек и 126 дворов.
В 1842 г. на 371 человек было засеяно 125 четвертей озимого и 528 четвертей ярового хлеба. Сажали 10 четвертей картофеля. 75 дворов с 403 жителями владело 394 лошадьми, 311 коровами, 116 овцами, 34 козами. Имели 34 улья, 42 борти.
Д. Ишимбаеводо 50-х гг. XVIII в. называли Мусабаево. Оба названия имеют антропонимическое происхождение. Однако нам неизвестны первопоселенцы из-за слабого изучения даже опубликованных источников. В конце XVIII в. в Ишимбаево было 18 дворов с 48 мужчинами и 41 женщиной. VII ревизия 1816 г. показала 27 дворов, где проживали 84 мужчины и 81 женщина, причем 4 домохозяина были двое- и троеженцами. В 1895 г. в Ишимбаево (Мусабаево) с частью д. Абдрахма-ново было 79 дворов с 391 жителем52. По советской переписи 1920 г. в деревне проживало 476 человек при
80 дворах.
В 1842 г. было засеяно на 192 человека 75 четвертей озимого и 337 четвертей ярового хлеба, посажено 8 четвертей картофеля. На 61 двор имели 226 лошадей, 131 корову, 33 овцы, 64 козы. Была мечеть.
Од. Миндишевознал академик Петербургской АН П. С. Паллас, который в своих путевых записях писал,
что 25 мая 1770 г. «уже в сумерки приехал в башкирскую деревню Миндиш, лежащую над ручьем Бирдеш, текущем в Юрюзань»53. Д. Миндишево была известна по событиям Крестьянской войны 1773—1775 гг. Там был пойман Салават Юлаев.
Интереснейший документ об участии башкирской 3-тысячной команды по подавлению Барской конфедерации в Польше в 1772 г. свидетельствует о нечистоплотном отношении командиров к своим подчиненным. Походный сотник Кулда Девлетев, житель д. Минлишевой Кыр-Кудейской волости, в 1779 г. жаловался властям на сбор денег с воинов хорунжим Чюрой Рясюлевым из д. Рясулево Айлинской волости и главным старшиной команды Кулуем Балтасевым сразу же после завершения похода в Польшу. «Находились я и Чюря с товарыщами во второй партии при старшине Умутяе Уразомбетеве в походе в разных годах противу польских возмутителей и при отпуске нас в домы хорунжий Чюря с находящихся между городов Аршева и Плотава (Варшава и Полтава. — А. А.) для препровождения почты и пленных в походе людей собрал 327 рублей 60 копеек, кроме того, он и другие с находящихся на форпостах с 148 человек — 96 рублей да главный старшина Кулуй Болтасев, содержа меня под караулом, взял с меня данных на жалованья походным людям 28 червонцев на 77 рублев, а меня с товарыщами тем самым привели во истощении»54.
В 1795 г. в деревне было 30 дворов, где учтено 102 мужчины и 96 женщин. В 1816 г. проживало 240, в 1834 г. — 238 человек, в т.ч. 4 припущенника. В 1895 г. с частью д. Абдрахманово в 61 дворе было 274 человека. 340 человек и 6 дворов показала перепись 1920 г.
Жители занимались земледелием (в 1842 г. на 236 человек сеяли 75 четвертей озимого и 318 четвертей ярового хлеба, посадили 13 четвертей картофеля) и скотоводством (на 48 дворов имели 225 лошадей, 167 коров, 66 овец, 113 коз). Пчеловодам принадлежало 19 ульев и 28 бортей.
В 1816 г. в д. Миндишево зафиксированы братья 50-летний Абидулла, 40-летний Рахматулла, 38-летний хорунжий Хабибулла, 30-летний Калимулла Тикеевы, рожденные между 1756—1786 гг. Думается, что после уничтожения карателями своего селения Тикеево они нашли здесь убежище55.
К Кыр-Кудейской волости принадлежало еще одно поселение — Иксаново,состоящее в 1795 г. из 15 домов со 105 жителями. Первопоселенец — Ихсан Яникеев, давший показания в 1775 г. против Салавата Юлаева и его отца Юлая56. Однако проследить его историю нам не удалось из-за отсутствия источников.
Как уже выше упоминалось, в XIX в. была еще одна деревня кыр-кудейцев под названием Абдрахманово,состоявшая в 1834 г. из 12 дворов с 99 жителями. В 1859 г. было 16 домов и 87 человек. В конце XIX в., как говорилось выше, численность жителей была показана по двум другим деревням, что означало ее исчезновение. Перепись 1920 г. не зафиксировала д. Абдрахманово.
49МИБ. Ч. 1.С. 404.
50 Лсфандияров Л. 3. Башкирская семья в прошлом. XVIII —
первая половина XIX в. Уфа, 1997.
51 Полный список населенных мест Уфимской губернии.
Уфа, 1896.
52 Там же.
53 Паллас П. С. Указ. соч. С. 49.
54 РГВИА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 58. Л. 1.
55 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 372.
56 Крестьянская война 1773 — 1775 гг. на территории Башки
рии. С. 325.
17*
САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
* * *
Из волостей, относящихся к Уфимскому уезду, осталась нерассмотренной еще Шайтан-Кудейская, которая в 1795 г. состояла из земель дд. Идрисово, Алькино, Юнусово, Шиганаево. Исчезли с карты волости дд. Азна-лино, Юлаево, Касаево, Тикеево, Мратово, Якупово, Смаилово. По итогам Генерального межевания волость имела в своей собственности 11 495 десятин земли (в т.ч. под пашней 233, под покосами 190, под лесами 8200, под степью 980, неудобной — 497). Все земельные угодья принадлежали 198 душам м.п. по VII ревизии 1816 г.57
Д. Идрисовопри р. Юрюзань возникла на рубеже 1740—1755 гг. В 1755 г. на карте Красильникова и Рычко-ва она нашла свое место. О возникновении ее именно в то время свидетельствуют следующие факты. Во-первых, в 1795 г. она состояла лишь из 10 домов с 60 жителями. Во-вторых, сыновьям-двоеженцам основателя селения Идриса Зиянбаю (женам было 30 и 16 лет) в 1816 г. было 40, Кинзябаю — 67 лет (женам 59, 36 лет), что косвенно подтверждает нашу мысль58. Известен и третий сын основателя селения — мулла Кунакбай Идрисов — участник продажи части волостной вотчины заводчице И. И. Бекетовой в 1786 г. Первопоселенцем был известный в округе влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости из команды старшины Иштугана Мишарова башкир Идрис Деветяков, который наряду с другими четырьмя вотчинниками в качестве поверенных от имени 35 асабов в 1762 г. отдали владельцам Симского и Катав-Иванов-ского заводов И. Б. Твердышеву и И. С. Мясникову в оброчное владение на 60 лет часть волостной земли с условием уплаты последними 20 руб. в год59.
В 1816 г. в 13 домах проживало 28 мужчин и 35 женщин, в 1834 г. было 30 мужчин и 47 женщин, в 1859 г. — 42 мужчины и 52 женщины. В 1895 г. в 22 дворах проживало 146 башкир. 35 дворов и 157 человек взято на учет в 1920 г.
25 мая 1770 г. через д. Идрисово проехал П. С. Паллас, который отметил, что «на горе Карагай лежит маленькая деревушка Идрис, а в горе — пещера» 60.
В 1842 г. на 81 человека было засеяно 17 четвертей озимого и 84 четверти ярового хлеба. Было посажено 2 четверти картофеля. 19 дворов владело 71 лошадью, 80 головами рогатого скота, 16 овцами, 26 козами. Некоторые хозяйства занимались пчеловодством (10 ульев). Была мечеть, которую ревизия 1816 г. в учетных бумагах не показала.
Название д. Алькино происходит от имени влиятельного общинника, одного из поверенных башкир-вотчинников Шайтан-Кудейской волости Альки Полатова (Булатова), отдавшего в числе других доверенных людей заводчикам И. Б. Твердышеву и И. С. Мясникову часть волостной земли в аренду сроком на 60 лет по записи от 21 августа 1762 г.61 На карте Красильникова и Рычкова 1755 г. такой деревни нет. Но в документе о продаже части вотчинных земель Шайтан-Кудейской волости за
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 87.
Там же. Ф. 138.0п. 2. Д. 372.
МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 246-248; Т. 5. С. 196.
Паллас П. С. Указ. соч. С. 60.
МИБ. Т. 4.4. 1.С. 246-248.
15 октября 1786 г. упоминается д. Алькеево под ошибочным русским названием Алексееве Среди поверенных от 77 дворов башкир был Аптикей Алькеев (1738—1814), сын первопоселенца. Вместе с ним были его односельчане муллы Юлукай Аблязев и Яркей Касаев (в 1775 г. исполнял старшинскую должность, жил тогда в д. Шиганаево), а также башкир Кусянбет Девлетбаев62. Одни краеведы считают, что Алькеево называли и Гулей-аул. В записи П. С. Палласа есть д. Гулей-аул: «В долине между гривами горы Саракундус Тау находится из немногих дворов деревня Гулей-аул», в которой живет «начальник» шайтан-кудейцев63. Другие, возражая этой точке зрения, не без основания утверждают, что Гулей-аул — это искаженное название д. Юлаево64. В самом деле, д. Юлаево в то время — центр Шайтан-Кудейской волости, т.к. там жил «начальник поколения Шайтан-Кудей», т.е. волостной старшина. Во времена путешествия П. С. Палласа — в 1770 г. — им был Юлай Азналин. Жил здесь и его сын Салават Юлаев. В протоколе показаний на допросе в Тайной экспедиции Сената об участии в пугачевском восстании от 25 февраля 1775 г. Салават Юлаев показал: «Сала-ватом его зовут, Юлаев сын, от роду ему двадцать первый год. Жительство имел при отце своем, Оренбургской губернии в Уфимской провинции, в деревне Юлаевой, состоящей на большой Сибирской дороге»65. Но на вопрос о том, «откуда и каких мест уроженец», оба ответили «Оренбургской губернии провинции Уфимской деревни Текоевой (Тикеевой)»66.
Д. Юлаево существовала в 1756—1774 гг., поскольку на карте Красильникова и Рычкова ее не было, но и ревизия 1795 г. не показала селения с таким названием. Юлаево — выселок из коренной д. Азналино, переросший в поселение «из немногих дворов» к 1770 г. Относительно того, что д. Шайтан (по П. С. Палласу) некоторые авторы (Р. Исламшин) неправомерно уподобляют д. Алькино, а не д. Азналино. Давно известно, что населенные пункты башкир в XVII — первой половине XVIII в. носили названия родов и племен — этнонимы. Например, коренное поселение башкир Иректинской волости (ее центр) называлось Иректе, Сартской волости — Сарт, Шайтан-Кудейской, или Шайтанской волости — Шайтан. На карте 1737 г. под названием «Новая Ландкарта Башкирской Орды или Уфинской провинции с прибавлением пограничных частей и всей Закамской стороны и первой земляной, а потом Новой Оренбургской линии. Учинена в Самаре месяца декабря 1737 году. Копировал кондуктор Ерепей (Ерофей? — А. А.) Струков», представленная как вкладыш к одному из томов «Материалов по истории Башкирской АССР» (оригинал в РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20618) в бассейне р. Юрюзань, ее притоков указаны нижеследующие селения: Ералбаш, Смаилово на р. Ерал, на берегу неизвестной (без надписи) речки — Аднала, Сакино, на правом берегу Юрюзани — Усякеево, Куся-
62 Там же. Т. 5. С. 196; Крестьянская война 1773—1775 гг. на
территории Башкирии. С. 325.
63 Паллас П. С. Указ. соч. С. 60.
64 См. газетные статьи Р. Исламшина (напр., Йэшлек.
9 сентября 1997).
65 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 300.
66 Там же. С. 340.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
ково. Из известных населенных пунктов по источникам за 1755—1795 гг. здесь можно найти лишь один-два. Аднала (Азналино) — коренное поселение шайтан-кудей-цев, раннее название которого было Шайтан. В этом нет никаких сомнений. Но такого названия-этнонима у д. Алькино не могло быть, потому что она молодая, возникшая после 1755 г. Поэтому д. Алькино называть Азналино, как это делают некоторые авторы, было бы большой ошибкой. Между тем, селения Алькино и Азналино располагались недалеко друг от друга. Следует считать заблуждением и утверждение о том, что современное селение Юнусово — это бывшая д. Юлаево, основываясь на том, что в первом в 1786 г. зафиксирован башкир Расымбет Аптраков, один из братьев Аптраковых, проживавших в Азналино, казненных повстанцами во время Крестьянской войны 1773—1775 гг.67 Аналогичных примеров можно было бы привести десятки, но ограничимся одним. Вместе с Расымбетом в продаже части вотчинной земли Шайтан-Кудейской волости заводчице И. И. Бекетовой участвовал и мулла Яркей Касаев, выходец из д. Касаево, но проживавший тогда в д. Алькино, а в 1775 г. в д. Шиганаево68. Как же быть в данном случае? Уроженец какой же деревни этот Касаев? Анализ и детальное изучение источников подсказывают, что он был уроженцем д. Шиганаево, но его отец Касай основал выселок Шиганаево, ставший затем д. Касаево, уничтоженной карателями в 1775 г.
Погоня за очередной сенсацией привела упомянутого автора еще к одной грубой ошибке. Он считает, что родная деревня Салавата Юлаева Текеево не была уничтожена, что она, якобы, сохранилась под названием опять-таки Юнусово69. Но как быть с прежним его представлением о том, что та же самая д. Юнусово — это бывшая д. Юлаево? Ответ на вопрос у него, естественно, отсутствует. Обе последние деревни, однако, сравнительно молодые, возникшие после 1755 г. (сын основателя деревни Кузякай Юнусов в 1786 г. участвовал в той же самой земельной сделке, что и упомянутый выше Расымбет Аптраков). Поэтому какая из них может быть ранней? Ни одна. Д. Текеево однозначно была сожжена карателями, т.к. она не зафиксирована ни в 1783 г., ни в 1795 г. Но дд. Текеево, Юлаево и Юнусово в 1756— 1775 гг. существовали одновременно. Поэтому о какой-то преемственности между ними говорить не приходится.
Таким образом, утверждение о том, что одна и та же деревня под названием Юнусово в прошлом называлась и Текеево, и Юлаево, не выдерживает никакой критики, поскольку все три селения существовали в одно и то же время.
Юлай Азналин и его сын Салават Юлаев, по их собственным словам на допросе, — уроженцы д. Текеево, т.е. родились не в коренной деревне отца Юлая под названием Адналы, или Азналино, а в дочерней — Текеево, т.е. возникшей из переехавших из д. Азналино жителей. Есть все основания считать д. Юлаево, где жили Юлай с сыном Салаватом, тоже дочерней, жителями которой были выходцы и из д. Текеево, и из Азналино. Все эти селения
67МИБ. Т. 5. С. 196.
68 Там же; Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории
Башкирии. С. 325.
69 Иэшлек, 9 сентября 1997 г.
исчезли с карты края по причине сожжения их карателями в 1775 г.* Что касается д. Текеево Туркменского аймака Урман-Кудейской волости, то она никакого отношения к одноименной деревне Шайтан-Кудейской волости не имеет. Эта деревня возникла в середине 50-х гг. XVIII в. Среди кудейцев были и кубовские башкиры. Сыновья первопоселенца были известные вотчинники — Абдра-шит Текеев, житель д. Кубово, участвовал в припуске чувашей на землю Кубовской волости в 1773 г.70; другой сын Габбас Текеев был кантонным начальником 8-го башкирского кантона Уфимского уезда.
Оставшиеся в живых жители сожженных карателями селений Азналино, Текеево, Юлаево, Мратово, Касаево, Якупово, Смаилово перешли на жительство в дд. Шиганаево и Идрисово, а также во вновь основанные дд. Алькино, Юнусово и другие.
После такого долгого экскурса поговорим о развитии д. Алькинопри р. Усть-Канды. В 1795 г. она состояла всего лишь из 8 дворов со 108 жителями. По VII ревизии 1816 г. дворов стало больше (11), жителей — меньше (78). В 1834 г. было 128, в 1859 г. - 138, в 1895 г. - 230 (44 двора), в 1920 г. — 280 башкир (60 дворов). Занятиями населения были: земледелие ( в 1842 г. на 127 человек было засеяно 25 четвертей озимого, 122 четверти ярового хлеба), скотоводство (на 20 дворов имели 86 лошадей, 87 коров, 21 овцу, 5 коз), знали и картофель (посажено 2 четверти). Были и пчеловоды (10 ульев в 1842 г.). VII и последующие ревизии и переписи зафиксировали мечеть.
Вд. Юнусовопри р. Шукшида (в 1816 г. указан ключ Сукрумеда) в 1795 г. было 20 дворов и 117 человек, в 1816 г. — 21 двор и 140 жителей, в том числе 2 души м.п. были припущены без никакого договора из Кыр-Кудейской, 6 душ — из Шайтан-Кудейской волостей71. VII ревизия взяла на учет одного из сыновей первопоселенца 67-летнего Сяркиша Юнусова с сыновьями Битынбаем, Зайнитдином, Сулейманом и Салихом72. X ревизией 1859 г. было показано 40 дворов с 254 жителями. 60 дворов и 191 мужчина со 145 женщинами были в 1895 г. В 1920 г. в 78 дворах проживало 190 мужчин и 196 женщин.
В 1842 г. на 201 человек было засеяно 58 четвертей озимого и 237 четвертей ярового хлеба. Картофель находил заметное распространение: было посажено 12 четвертей. 33 двора владело 207 лошадьми, 162 коровами, 43 овцами, 93 козами. Пчеловодам принадлежало 42 борти и 24 улья. В течение XIX в. не раз зафиксирована мечеть. Деревня имела хлебозапасный магазин и мануфактурную лавку.
Д. Азналино— родина деда Салавата Юлаева — была зафиксирована, как раньше было сказано, на картах 1737 и 1755 гг. Судьба ее трагична, как и других уничтоженных в 1775 г. деревень. На картах Уфимского наместничества 1781, 1786 и Оренбургской губернии 1802 гг. она отсутст-
* В последнее время появились заметки и статьи гипотетического характера о родословной Салавата Юлаева: якобы его дед — Азнабай Карагузин — служил старшиной Куваканской волости и участвовал в башкирском восстании 1735—1740 гг., затем оказался с Карасакалом в Среднем казахском жузе и вернулся после амнистии на родину.
70МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 371.
71ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 449.
72 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 371 (1816 г.).
САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
вует. Но она была известна П. С. Палласу, который упоминал ее в своих записях. Из д. Бикбулат путешественник доехал до другой башкирской деревни под названием Шайтан-аул (Азналино), состоящей «из нескольких рассеянных дворов»73. Обратный его путь к Шайтан-аулу был тот же, что и прежде, как он сам писал об этом. «Обитающие тут башкирцы употребляют окрестные поля с пользою, — продолжает он, — пашут много пашни и высевают от 40 до 50 пудов хлеба. Пашут татарским плугом, запрягая четыре или шесть лошадей. На новизне сеют они 2 года ячмень, 2 года овес, 2 года озимую рожь, еще 1—2 года — яровое, а после принимаются опять за новую степь. Пшеницу и гречухи они не знают»74. Таким образом, башкиры тех мест продолжали практиковать залежную (переложную) систему земледелия.
В последние годы на страницах республиканской периодической печати появлялись статьи и заметки о предполагаемой родословной Салавата Юлаева. Думается, что будет уместно высказать свое отношение к ним. Подчеркну, что авторы этих публикаций искренне стремятся к истине, имеют добрые намерения. Однако почти все авторы еще далеки от поставленной цели. Причина неудачи — отсутствие выявленных источников.
Чтобы обосновать свою ошибочную концепцию о том, что Юлай Азналин, его отец и дети, происходившие из Куваканского рода, были припущенниками Шайтан-Кудейской волости, один из авторов (Р. Ш. Ва-хитов), исходя из неверного понимания сути Указа от 11 февраля 1736 г., разрешившего продажу башкирских земель, приходит к следующим необоснованным выводам: 1) вопреки его утверждениям, Указ не лишил башкир их вотчинного права на землю; 2) как будто до названного документа не определялись границы башкирских волостей, что дало возможность, по мнению этого автора, проживать башкирам разных родов в «одном месте», а однородцам — в разных родах-волостях. Такое следует считать исключением, а не правилом. Трагическая судьба куваканцев заключалась почти в добровольном лишении самих себя родовых вотчин путем их систематической продажи или сдачи в аренду. В итоге все башкиры Кува-канской волости, кроме ее одной деревни, еще в 60-х гг. XVIII в. стали припущенниками других волостей. Такая же участь постигла и башкир Сызгинской волости (юг Свердловской области), на вотчинных землях которых возникло немало заводов; 3) на основе выше приведенных предположений, по его мнению (эти примеры были единичными, поэтому мнение автора не находит у нас поддержки), без никакого документального обоснования активный повстанец и один из предводителей башкирского восстания 1735—1740 гг., старшина Куваканской волости Аднабай Карагузин (Азнали-бай — по Вахитову, чтобы уподобить его имя с фамилией Юлая Азналина), его отец Карагузя Акаев (Акаков), дед - Акай Камакаев (участник восстаний 30-х гг.), прадед — Камакай Бикку-лов, упоминается в документах за 1706 г.75, объявляется
отцом старшины Шайтан-Кудейской волости (с 1763 г., а в 1760—1762 гг. им был Иштуган Мишаров, а до него — Шаганай Барсуков и др.) Юлая Азналина и дедом Салавата Юлаева; 4) родовая деревня Юлая Азналина и шайтан-кудейцев никогда не называлась Аднабаево или Азнабае-во, во всех источниках она — Адналы или Азналы (Шайтан). При существовании старинной д. Адналы, обозначенной на картах 1737 г. (см. Приложение к «Материалам по истории Башкирской АССР». Т. 4. Ч. 2), у Красильникова и Рычкова 1755 г., служившей центром Шайтан-Кудейской или Шайтанлярской волости, поэтому ранее называвшаяся Шайтан, куваканец Адна-бай-Азнабай Карагузин продолжал быть старшиной Куваканской волости. Обосновавшись как будто в этой деревне, он управлял волостью, находившейся не смежно с шайтан-кудейцами, а далеко через территорию нескольких волостей. С началом репрессий против повстанцев Азнабай оказался в Средней казахской орде, вместе с Карасакалом и другими повстанцами. Вернувшийся на родину после амнистии Азнабай занимался делами не шайтан-кудейцев, а куваканцев: в 1756 г. участвовал вместе с отцом и другими в продаже куваканских вотчинных земель владельцам Катав-Ивановского завода76, возникшего на вотчине Трухменского аймака Кудейской волости. Теперь сравните: в то же самое время шайтан-кудеец Юлай Азналин резко выступает против продажи некоторыми одновотчинниками во главе с отставным с 1743 г. старшиной Шаганаем Барсуковым земель к строящемуся Симскому заводу77. Выходит, что выдуманный отец (Аднабай Карагузин) разбазаривает вотчинные земли одной волости, а его мнимый сын (Юлай Азналин) оберегает земельные угодья другой волости. Возможно ли такое, логично ли? Если бы Юлай Азналин был кувакан-цем по происхождению, то какой резон ему, будучи рядовым, а не старшиной, становиться защитником кудей-ских интересов?
Несостоятельность суждений вышеназванного автора подтверждается неидентичными по форме тамгами представителей двух волостей. Ничего общего мы не видим между тамгами Юлая Азналина и его мнимого прадеда Ака-муллы Камакаева. Отсюда напрашивается вывод: тамги двух родов-волостей категорически отрицают их кровное родство78. Следовательно, родовая д. Азналы-Шайтан и дочерние дд. Юлаево и Текеево Шайтан-Кудейской волости никак не могли принадлежать Куваканской волости. Юлай Азналин, его дед Азналы, сын Салават были настоящими коренными шайтан-кудейцами, не имевшими никакого родственного отношения к куваканцам (Аднабай — Карагузя-Ака — Камакай — Биккул), проживающими далеко от их волости.
Но в другом, пожалуй, прав не только Р. Вахитов, но и Р. Исламшин. Отдельными авторами ведутся поиски и публикации материалов ревизии 1816 г. и статей, посвященных женской линии родословной Салавата Юлаева и его сыновей. Оставив без внимания женское поколение этого шежере из-за отсутствия материалов для его сравне-
73 Паллас П. С. Указ. соч. С. 59.
74 Там же. С. 64-65.
75 МИБ. Т. 3. С. 25, 29, 31 (Камакай Биккулов, его сыновья
Трупберды, Кусяк Камакаевы), 226—253 (Акай Камакаев и др.);
Т. 4. Ч. 1. С. 128 (Карагузя Акаков). Об Аднабае Карагузине
см. МИБ. Ч. 1. С. 310, 382, 386, 390, 396 и др.
76 МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 128.
77 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 166-171, 595.
78ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 1180; МИБ. Т. 3. С. 222, 513, 565, 572; Крестьянская война 1773 — 1775 гг. на территории Башкирии. С. 305, 318, 327, 329, 481.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
ния, обратимся к содержанию одного-двух листов ревизской сказки 1816г., проведенной в д. Шиганаево. В этой деревне 4 сентября 1816г. были взяты на учет под номером 12 списка сельчан 46-летний Рахматулла Салаватов (его 8-летний сын Сулейман) и под номером 13 списка 49-летний Хабибулла Салаватов (его 6-летний сын Абдул-самик). По предыдущей VI ревизии 1811—1812 гг. им было: первому 42 (сыну 4), второму — 45 лет (сыну 2 года)79. Выходит, что старший из них, Хабибулла Салаватов, был 1766 или 1767 года рождения, а Рахметулла — 1769 или 1770 г. в зависимости от месяца проведения ревизии. Сомневаясь в том, что у 13-летнего малолетки может быть сын, Р. Вахитов считает действительным годом рождения Салавата Юлаева не принятый официально 1754 или предполагаемый отдельными авторами 1752, а 1751 г. с указанием даже месяца его рождения (август). В своей статье он сравнивает имена внуков и правнуков Салавата с зафиксированными в прошлом шежере и находит много рационального для подтверждения того факта, что Хабибулла и Рахматулла действительно являлись сыновьями Салавата Юлаева80.