Сельские населенные пункты

В отличие от городов, поселков городского типа, сельские населенные пункты никогда не обладают статусов административно-территориальной единицы, они являются территориальными единицами. Делятся на следующие категории:

ü Агрогородки – это новый вид населенных пунктов, формирование которых связано с реализацией утвержденной Президентом программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

Агрогородок – это благоустроенный сельский населенный пункт, в котором находятся с/х (колхозы), торговые предприятия (магазины), социально-культурные объекты (школа, библиотека).

ü Деревни (Четких критериев отличия деревни от агрогородка нет. Но деревня менее обустроенный населенный пункт).

Деревня – это сельский населенный пункт, в котором имеются торговые предприятия, социальные или культурные объекты и не отнесенный при этом к агрогородкам.

ü Иные сельские населенные пункты: села, хутора.

Деревня более крупный СНП, чем село.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся населенными пунктами:

Область

Область – это крупная административно-территориальная единица, состоящая из районов и городов областного подчинения.

Ни в Конституции, ни в иных актах законодательства Беларуси нет перечня областей, значит решение об образовании новых областей, упразднении существующих, могут приниматься уполномоченными государственными органами (Президентом). Конституция БССР 1978 года, наоборот, содержала исчерпывающий перечень областей Беларуси. Каждая область имеет административный центр – город областного подчинения (центром минской области является столица).

Район

Район – это административно-территориальная единица, состоящая из сельсоветов, городов районного подчинения, иных территорий.

В составе одной области Республики сегодня примерно около 20 районов. Район имеет административный центр, в роли которого может выступать город или поселок городского типа. В Беларуси сегодня 118 районов.

Сельсоветы

Сельсоветы – административно-территориальные единицы, состоящие из множества сельских населенных пунктов и территории между ними.

В составе одного района Беларуси в среднем до 10 сельсоветов. Сельсовет в свою очередь может включать до 20 населенных пунктов. Сельсовет как административно-территориальная единицу необходимо отличать от сельского совета депутатов как государственного органа, реализующего власть на территории сельсовета.

Все административно-территориальные единицы объединяются в несколько уровней, каждый уровень отражает масштабы и значение административно-территориальной единицы. Выделяют 3 уровня административно-территориальных единиц:

Сельские населенные пункты - student2.ru

Области и город Минск, районы и сельсоветы всегда являются административно-территориальными единицами, поскольку в них создаются местные советы депутатов и исполкомы. Что же касается городов областного подчинения, городов районного подчинения, поселков городского типа, то далеко не все из них имеют статус административно-территориальных единиц. Данным статусом наделены лишь те из них, в которых созданы местные советы депутатов и исполкомы. В городе Хойники отсутствует городской совет депутатов и исполком, на него распространяется власть хойницкого районного Совета депутатов.

Историческое и культурное наследие, по мнению ЮНЕСКО:

5.Дуга Струве;

6.Мирский замок;

7.Несвижский замок;

8.Беловежская пуща.

Из более чем 30 городов областного подчинения, статус административно-территориальных единиц имеют меньше половины.

Поселки городского типа
Населенные пункты
Города
Сельские населенные пункты
Столица РБ – город Минск (≈ 2 млн. чел.)
Города обл. подчинения
Города район. подчинения
Городские поселки
Курортные поселки
Рабочие поселки
≥ 50 тыс. чел.
> 6 тыс. чел.
> 3 тыс. чел.
≥ 2 тыс. чел.
≥ 500 чел.
Агрогородки
Деревни
Иные СНП
Село
Хутор
Гродно Гомель, Полоцк и т. п.
Поставы Слуцк Ошмяны  
Островец Микашевичи
Нароч
Елизово
Раньше если была церковь
Сельсовет
Административно-территориальные единицы, не являющиеся населенными пунктами:  
Область
Район
это крупная административно-территориальная единица, состоящая из районов и городов областного подчинения.
это административно-территориальная единица, состоящая из сельсоветов, городов районного подчинения, иных территорий.
Это административно-территориальные единицы, состоящие из множества сельских населенных пунктов и территории между ними.
Центр – город областного подчинения ≈ 20 районов
Центр – город или поселок городского типа. Сейчас в Беларуси 118 районов. ≈ 10 сельсоветов    
≈ 20 населенных пунктов  

№ 49. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь

На практике может возникать потребность в образовании новых административно-территориальных единиц, упразднении существующих, их переименования, изменении границ и т. п. Это и есть вопросы административно-территориального устройства. Административно-территориальное устройство затрагивает реализацию полномочий как республиканских, так и местных государственных органов, поэтому в решении вопроса административно-территориального устройства участвуют и те и другие.

Наибольшим объемом компетенции при этом обладает Президент. Где он не обладает, мне интересно!)) В частности Президент решает вопросы административно территориального устройства применительно к административно-территориальным единицам 1-го и 2-го уровня. Как следствие, именно Президент, например, может создать новую область, упразднить существующую, изменить границы района, переименовать город областного подчинения.

Областные Советы депутатов решают вопросы административно-территориального устройства в отношении административно-территориальных единиц 3-го уровня.

Законодательство определяет правило переименования административно-территориальных единиц и территориальных единиц:

1.Обычно наименование административно-территориальных единиц должны быть уникальными. Но возможны исключения;

2.Переименовывать единицы допускается только в исключительных случаях;

3.Даже в исключительных случаях запрещено переименовывать единицы, название которых составляет историческое культурное наследие страны;

4.Переименование проспектов, улиц, площадей, иных частей населенных пунктов производится решением соответствующего Местного Совета депутатов с учетом мнения населения.

№ 50. Понятие, признаки, виды и система органов государственной власти в Республике Беларусь

Сущность и виды государственных органов

Одним из компонентов государства в широком смысле выступает аппарат власти, который и представлен государственными органами.

Государственный орган – это группа лиц (одно лицо), наделенных властными полномочиями по отношению к обществу.

Следует заметить, что властные полномочия реализуются в рамках любого предприятия, организации, учреждения, общественного объединения. Но эти властные полномочия распространяются лишь на членов названных коллективных субъектов.

Сущность же государственного органа заключается в наличии у него именно государственно-властных полномочий, которые могут распространяться на любых лиц, а не только сотрудников данного органа.

Виды государственных органов

1. По территории деятельности:

ü Республиканские (общегосударственные). К республиканским органам относятся Президент, Парламент, министерства.

ü Территориальные. К территориальным органам относятся, например, Местные Советы депутатов.

2. По порядку принятия решений:

ü Единоначальные. В единоначальных органах все основные решения могут приниматься единолично руководителем органа.

ü Коллегиальные. В коллегиальных государственных органах все основные решения принимаются группой лиц. Коллегиальные государственные органы делятся на две группы:

Ø Органы, решения в которых принимаются абсолютно всеми членами (сотрудниками) данного органа. Таковыми являются Парламент и Местные Советы депутатов.

Ø Органы, решения в которых принимаются только частью сотрудников данного органа. В Мингорисполкоме более 1000 сотрудников! Просто невозможно собрать их всех вместе для голосования, так как Мингорисполком ежедневно принимает сотни решений. К вышеописанным органам относятся, например, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы.

У каждого государственного органа, будь то единоначальный или коллегиальный, есть руководитель.

Руководитель – это должностное лицо, наделенное наибольшим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами органа.

3. По ветвям власти:

ü Органы законодательной власти;

ü Органы исполнительной власти;

ü Органы судебной власти.

Недостаток последней классификации связан с наличием в Беларуси государственных органов, которые не относятся ни к одной из ветвей власти:

· Прокуратура;

· Комитет государственного контроля;

· Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов;

· Национальный банк;

· Местные Советы депутатов.

Понятие и элементы конституционно-правового статуса государственного органа

Статус государственных органов в Беларуси регулируется большим числом отраслей права. Наибольшее количество правовых норм о государственных органах входят в состав отрасли административного.

Конституционное право полностью регулирует статус Парламента, Президента (кроме норм других отраслей, закрепляющих, например, управленческие полномочия), Местных Советов депутатов, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Основы статуса Правительства, судов, местных исполнительных и распорядительных органов, Прокуратуры, Комитета государственного контроля также регулируются конституционным правом. Лишь в незначительной степени конституционное право затрагивает статус Администрации Президента, Совета Безопасности, Национального банка, республиканских органов государственной власти: министерств.

Конституционно-правовой статус государственного органа – это положение государственного органа, определяемое нормами конституционного права.

Данные нормы образуют конституционно-правовой институт государственных органов. Это самый объемный институт конституционного права.

Элементами конституционно-правового статуса государственного органа являются:

  1. Компетенция. Она включает два аспекта:
    1. Полномочия – это права и обязанности государственного органа. Поскольку у органов власти права и обязанности чаще всего слиты, то они обобщенно и называются полномочиями.
    2. Предмет деятельности – это сферы общественной жизни, в которых органы власти реализуют свои полномочия. Например, промышленность, торговля, образование.
  2. Правовые акты, принимаемые органом. Каждый государственный орган может принимать правовые акты, но далеко не все государственные органы уполномочены на принятие нормативных правовых актов. Например не могут принимать нормативные правовые акты Администрация Президента, органы прокуратуры (кроме генеральной), суды (кроме высших судебных), Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов.
  3. Устройство государственного органа. Это система органа власти, то есть части, из которых он состоит и их взаимосвязи. Устройство Парламента характеризуется наличием двух палат.
  4. Порядок формирования и прекращения полномочий государственного органа. Есть несколько способов формирования органа:
    1. Назначение;
    2. Избрание. Государственные органы могут избраться народом, либо другими государственными органами.
    3. Смешанный. Половина судей Конституционного суда назначаются Президентом, а вторая половина судей избирается Советом Республики.
  5. Процедура деятельности государственного органа. Данный элемент имеет значение, прежде всего, для коллегиальных государственных органов. В некоторых случаях процедуре их деятельности придается исключительно большая роль.

Типы правоотношений государственных органов

Конституционно-правовой статус государственных органов выражается в их отношениях друг с другом. Можно выделить несколько типов правоотношений государственных органов:

1) Подчиненность. Это наибольшая степень зависимости одного органа от другого. При подчиненности один орган (подчиненный орган) должен выполнять любые поручения и указания руководящего органа, который определяет все основные направления деятельности подчиненного органа. Поручения и указания, о которых идет речь, могут носить как общий так и текущий характер. Например министерства находятся в подчинении у Правительства.

2) Подотчетность. Это меньшая степень зависимости между государственными органами. В данном случае подотчетный орган обязан информировать (отчитываться) о своей деятельности и ее результатах в вышестоящий орган, а последний вправе выслушивать представляемую информацию и давать общие указания подотчетному органу. Вмешиваться в текущую, ежедневную работу подотчетного органа вышестоящий орган не вправе. Например, Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

3) Взаимовлияние. Такой тип правоотношения устанавливается между органами, находящимися на одном иерархическом уровне. При этом типе правоотношений органы власти не могут давать указания друг другу, но в состоянии влиять на деятельность друг друга. Например, отношения между Президентом и Парламентом: указы Президента о введении военного, чрезвычайного положения утверждаются либо отклоняются Советом Республики, а Президент, в свою очередь, обладает правом вето на законы Парламента.

4) Независимость. В данном случае государственные органы взаимодействуют в минимальной степени. Если государственный орган является независимым, то никто не вправе давать ему поручения, указания и иным образом влиять на его работу. Например, независимым статусом наделены суды.

№ 51. «Власть» и «субъект власти»

Власть – возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению (Макс Вебер).

Власть – в публично-правовых отношениях организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей.

Власть всегда выражено в официальных, т.е. установленных обществом и государством формах и обеспечена средствами и институтами, включая принуждение для проведения определенного курса.

Государственная власть – это власть, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц, т.е. осуществляется от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке.

Политическая власть – это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам.

1.Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп;

5.Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды);

6.Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти – государственные органы; субъекты политической власти – политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.;

7.Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения);

8.Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Важнейшим свойством государственной власти является единство государственной власти. Это свойство означает концентрацию государственной власти в руках одного источника власти (той или иной социальной общности), который действует непосредственно или через своих представителей, и непрерывность государственной власти, т.е. государственного руководства, во времени и пространстве. Единство власти предопределяется, прежде всего, ее социально-политической природой. Это означает, что с момента своего возникновения государственная власть принадлежит одному источнику власти, который ее ни с кем не делит. Непосредственные субъекты государственной власти (органы государственной власти) могут при этом меняться, но источник остается один. Таким образом, единство государственной власти предполагает, что в одном государстве не может быть несколько различных «государственных властей», поскольку государственная власть есть органическое единство всех правомочий единой воли источника государственной власти, властвующего в пределах всей территории государства. Единство государственной власти обеспечивается принадлежностью всей государственной власти одному источнику – монарху, классу, нации, народу, – что исключает ее дробление. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли источника государственной власти, которая придает легитимность, правомерность власти государства. Единство государственной власти означает социальное единство власти, единство общих целей, принципов и направлений деятельности всех государственных органов, это проводимая ими единая политика, осуществляемая при условии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Условно можно выделить две группы основных элементов государственной власти:

1)элементы, которые характеризуют ее сущность и природу, – воля народа (нации, класса), связывающая власть с ее источником;

2)институциональные элементы, организационно оформляющие государственную власть, – государственные органы и правовые нормы.

№ 52. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственных органов – это основополагающие начала их построения и функционирования.

Эти принципы закреплены в Конституции, законах, других правовых актах Республики Беларусь:

Принцип формирования государственных органов народом или, по его поручению, соответствующим органом власти закреплен в ст. 3, 38, 64, 81, 91, 106, 116, 118, 119, 126 и других статьях Конституции Республики Беларусь.

Наиболее четко принцип формирования государственных органов народом выражен в ст. 38 Конституции: «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

Значительная часть государственных органов формируется путем выборов: Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, местные Советы депутатов.

Органы исполнительной власти, прокуратура, Комитет государственного контроля, суды образуются другими государственными органами. Так, например, Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, назначает руководителей республиканских органов государственного управления, формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, участвует в образовании других государственных органов.

Принцип самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти закреплен в ст. 6 Конституции: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Ни одна ветвь власти не может возвышаться над другой. Каждый орган из этих ветвей действует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией, законами и другими правовыми актами Республики Беларусь.

Принцип территориальной организации властных структур закреплен в ч. 2 ст. 109 Конституции: «Система судов строится на принципах территориальности и специализации». В ст. 118 Конституции говорится о том, что «местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц».

Принцип осуществления своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина закреплен в ч. 1 ст. 21 Конституции, в которой определено, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. На государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Конституции возлагается обязанность «в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».

Принцип равного доступа граждан Республики Беларусь к любым должностям в государственных органах закреплен в ст. 39 Конституции, в которой говорится, что граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Принцип открытости (гласности) деятельности органов государственной власти нашел закрепление в ряде статей Конституции. Так, например, в ч. 4 ст. 7 Конституции закреплено следующее положение: «Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом». Согласно ст. 34 Конституции государственные органы, должностные лица «обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». Эта же статья Конституции гарантирует гражданам право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных и иных органов, организаций, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. В соответствии со ст. 103 Конституции заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Разбирательство дел в судах на основании ст. 114 Конституции является открытым. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.

Принцип законностисодержится в ряде статей Конституции. В ст. 7 Конституции указывается, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

В соответствии с п. 25 и 26 ст. 84 Конституции Президент Республики Беларусь «имеет право отменять акты Правительства», «непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству».

На Правительство Республики Беларусь согласно ст. 107 Конституции возлагается обязанность обеспечения исполнения Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента. Оно имеет право отменять акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

В соответствии со ст. 112 Конституции правосудие в Республике Беларусь осуществляется «на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов».

Деятельность судов, а также прокуратуры, Комитета государственного контроля направлена на соблюдение режима законности в повседневной работе государственных органов.

Многие конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти получили дальнейшее развитие и конкретизацию в законах и иных нормативных правовых актах.

№ 53. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь

Наши рекомендации