Применение амортизаторов страховочных усов
Единственное 100-процентно надежное средство для ограничения и удержания пиковых динамических нагрузок в заранее заданном безопасном диапазоне - это амортизаторы: фрикционные или текстильные разрывные.
Фалы (lanyards) для остановки тяжелых падений с факторами, в несколько раз превышающими 2,0 (на маршрутах "Via Ferrata" и при высотных работах), изготавливаются в комплекте с амортизаторами, имеющими гарантированный запас энергоемкости для протравливания или разрушения с ограниченными нагрузками. Величина этих нагрузок определена индустриальными стандартами для текстильных и фрикционных амортизаторов.
Согласно Европейскому стандарту EN 355 для текстильных разрывных амортизаторов промышленного назначения, они должны разрушаться при усилии не более 6 kN (600 кГ) и иметь запас разрывной части от 0,6 м (суммарное удлинение в итоге 1,2 м) до 1,0 м (суммарное удлинение 2,0 м).
Требования Европейского стандарта EN 958 для фрикционных амортизаторов, предназначенных для маршрутов "Виа Феррата", определяют допустимыми точно такие же нагрузки ≤ 600 кГ при максимальном протравливании не более 1,2 м при падении груза 80 кг на глубину 5 м. Нетрудно посчитать, что при этом энергия падения будет 400 кгм, которую и гасит амортизатор. Фактически условия стандарта предусматривают остановку падения на глубину до 5 м массы 80 кг абсолютно жесткой опорой - стальными конструкциями, к которым пристегнуты самостраховочные усы (Рис.24).
При наличии амортизатора можно не думать о статичности или динамичности всего остального снаряжения, в том числе и линейной опоры - всю работу по компенсированию энергии падения сделает амортизатор.
При этом фрикционные амортизаторы обладают замечательным свойством - они многоразовые, так как ничего не стоит перезаправить веревку после падения, восстановив его функции. Кроме того, они допускают регулировку тормозного усилия в зависимости от веса обладателя, что полезно, если думать о коэффициенте перегрузки, воздействующей на нас при торможении падения.
Рис.24. Фрикционные амортизаторы самостраховочных усов полезны не только на маршрутахVia Ferrata:
1 - Амортизатор "Dissipatore" фирмы "Сamp".
2 - Амортизатор "Zipper" фирмы "Petzl" и усы для SRT на его основе.
3 - Амортизатор "KISA" фирмы "Kong".
Разрывные амортизаторы (см. например, Рис.4) такими свойствами не обладают, а потому их применение в полевых условиях, где нет возможности быстренько сбегать в магазин, не всегда удобно. Оснащение разрывными амортизаторами типа "скриммеров" (Screamer) некоторого снаряжения или конструктивное обеспечение страховочных фалов разрушаемыми сшивками вроде "дэйзи чейн" или "спеледжики", конечно, полезно, но после первого же срабатывания мы остаемся один на один с угрозой жесткого и уже ничем не смягченного динамического удара. При этом энергоемкость таких сшивок очень ограничена и не может рассматриваться в качестве амортизатора.
Слабое распространение динамических амортизаторов в страховочных системах на всех вертикальных маршрутах, кроме Via Ferrata, мне представляется ничем не оправданным, кроме нашей собственной ленивой инертности. Слишком часто мы предпочитаем прикрывать глаза на более чем реальную опасность, вместо того, чтобы заменить привычную систему на принципиально более безопасную. Знаю, о чем говорю, так как сам отношусь к этому числу с трудом расстающихся с хоть и негодным, но зато "старым добрым" снаряжением...
А ведь все проблемы, описанные Дюан Роли, решаются одним движением руки - оснащением самостраховочного уса фрикционным амортизатором.