Устное народное творчество

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

Для 7 класса

Количество часов 68 ч

Уровень базовый

Учитель Ботова Н.Е., учитель русского языка и литературы 1 кв.категории

Программа разработана на основе авторской программы по литературе (Программы. Литература. 5-11 классы, авторы-составители Коровина В.Я., Коровин В.И., М.:Просвещение, 2009)

На 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Учебно-тематический план

№п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:     Контрольные работы
уроки уроки развития речи
Введение - -
Устное народное творчество -
Древнерусская литература
Из русской литературы XVIII века - -
М.В.Ломоносов - -
Г.Р.Державин - -
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин -
М.Ю.Лермонтов - -
Н.В.Гоголь
И.С.Тургенев - -
Н.А.Некрасов - -
М.Е.Салтыков- Щедрин - -
Л.Н.Толстой - -
А.П.Чехов - -
И.А.Бунин - -
Стихи русских поэтов о родной природе -  
  Произведения русских писателей ХХ века
М.Горький -
Л.Андреев - -
В.В.Маяковский - -
А.П.Платонов - -
Ф.А.Абрамов - -
Е.И.Носов - -
А.Т.Твардовский - -
Поэзия о ВОв - -
Ю.П.Казаков - -
Д.С.Лихачев - -
Стихи русских поэтов о родной природе    
  Зарубежная литература - -
Р.Бернс; Дж.Г.Байрон; Японские трехстишия-хокку - -
О.Генри, Р. Бредбери - -
Итоговый урок - -
  Итого:

Основное содержание курса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щениев былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки.Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость иточность языка. Краткость и выразительность. Прямой ипереносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Наши рекомендации