Жанровые особенности исторического романа Д. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей»
Признаки ист р-на:
1) воспроизведен ист колорит эпохи
2) наличие ист персонажей
Дм. Балашов, «Господин вел Новгород» - без известн ист персонажей, но ист роман
3) отдаленность эпохи, причем с т.з. автора – это заверш-ся этап разв-я
Но в XX веке была широк концепц ист романа: «ГНВ» тогда – ист роман
4) ист события
Но еще д.б.:
- документальн основа, реальн факты. Если преоблад – это хроника
-вымысел автора. Если преоблад – носит приключенч характер
-домысел автора. Напр, у Дюма или В. Пикуля.
Если составляющие соотносятся в равн пропорциях, то ист роман.
Проблема языка исторического романа. 2 тенд: архаизация/модернизация, м.б. доведены до абсурда. Умеренная архаизация и некоторая стилизация.
Чепыгин, «Разин Степан» - сложно читать, как и Балашова.
Др тенд – опора на жив разговорн речь, диалектизмы, историзмы. М.б. приемы: аористные окончания глаголов, использование полногласия…Исп Вас. Шукшин в р-не «Я пришел дать вам волю» и Алексей Толстой.
А что у Мережковского?
Его ист романы антиисторичны, т.к. только демонстрир его философ концепцию мра. Комбинир ист материал по св усмотрению. В угоду св философ схеме. Все фигуры романов несут заранее заданное противоречие.
При этом роман переполнен конкретн деталями, подробностями быта. Созд впеч-е ист достоверности. Концепция мир развития, постр на утвержд его исходн противоречивости.
Мережковский, «Христос и Антихрист»
Венера в «Антихрист: Петр и Алексей» потребовала кровав жертвы: Петр себе ранит руку, ставя Венеру на пьедестал. Бахус – др. бог, треб жертвы.
Персонифицирован ли антихрист? Зависит от т.з.
Для Петра важно гос-во, а для Алексея – чел отн-я!
Непонимание м/у родными людьми. Прежн нравств отн-я забываются и корректируются. Чел подним-ся на нов ступень.
Антихрист – дух времени, к-рый оказ-ся по сути разрушителем общ-ва, отн-й м/у людьми.
Алексей рассужд по поводу взаимоотн отца и сына, о рус народе, о том, как его отец возд на этот нар: нар – воск, пластичная масса. Алексея остан не сами реш-я Петра, а методы.
«Смерть Богов», «Воскресшие годы», «Антихрист (Петр и Алексей)» - ч романа.
Концепц истории: 1) лич-ть 2) нар
Здесь уже не люди приним участие, а какие-то коллективн настроения. Мережк рассм историю как борьбу светл и добр начал: борьба Божественного и дьявольского: кто побежд и когда – завист от эпохи и врем.
Лев Гумилев (сын Ахмат) – подхватит эту теор: любой народ в св развитии прох те же самые этапы, что и человек. Теория пассионарности.
Мережковский тоже всю мировую историю уложил в жизнь чел-а: с момента х-ва нач борьба Добра и Зла, Божественного и дьявольского. «Смерть Богов». Потом Ср Века и Возрожд – пер нов обращ к х-ву, рожд православия, etc «Воскресшие годы». И посл этап – это «Антихрист» - то, что погубит все чел-во и х-во.
Петр истово молится за Россию. Ему небезразлично, что с ней будет после его смерти. Он пыт-ся из него воспит мужчину, но Мережковскому важно это противоборство темн и светл начал. Петр берет внешние атрибуты Запада (празднества, статуи), скепсис, логика-рацио!). Все нач сопротивляться, но-детски, интуитивно. Еще Петр берет из Запада взаимоотн-я гос-ва и церкви. Он отдает распоряж и хоч подчин церковь, но у него не получ.
Деспотизм Петр берет у Востока.
Мережковский бер западника (Петр) и восточн пашу (Алексея) и показ, что их нельзя механически соединить, но их выигрыш был бы в соединении. Алексей ищет ключ к душе рус мужика, он много пускает на самотек, но этим и выигрывает относительно.
Каждый из героев идет друг к другу, но не находит точек соприкосновения => дневниковые записи: я бы все простил, если бы он…
Др проблема: проблема религии. Вводит язычество, католичество и православие.
Тихон оказывается проповедником истинной веры, к-рая в душе чел-а, а не во внешн атрибутах. Симпатия Мережковского на стороне настоящей убежденности в своей вере, а не в различных атрибутах.
Важная тема Петербурга – миф о Петербурге, к-рый появился сразу же после появл Спб.