Сравнение цивилизационного и формационного подходов
Линия сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
Сравнение формационного и цивилизационного подходов | Объективные законы общественного развития носят всеобщий характер. Не воспринимается история того или иного народа | Человек – это единственный творец истории. Главное деятельность человека и её результат |
Роль факторов общественного развития | Экономический фактор является определяющим | Все факторы признаются равнозначными с приматом духовных ценностей. Ценностные установки имеют определяющее значение. Существуют два типа цивилизаций: западные и восточные, имеют разные ценностные установки. |
Направленность исторического развития | Линейное построение. Движение от низшей к высшей формации. | Линейность не приемлема, присутствует циклическое развитие, линейно-концентрические циклы |
Трактовка понятия прогресса | Прогресс определяется материальным производством. Критерии прогресса – степень развития производительных сил | Прогресс – совокупность духовных, общечеловеческих ценностей. Критерии прогресса – степень духовной свободы человека. Основа прогресса – развитие духовной сферы. Прогресс относителен. |
Достоинства | Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов, представить историю человечества как единый процесс. Предлагает определенную периодизацию. | Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем его многообразии; ставит в центр исследования человека, его деятельность |
Обществознание в таблицах, таблица 6, страница 49-50
На рубеже XX-XXI веков идет интенсивное сближение культур Запада и Востока – диалог культур.
Вестернизация (американизация) –односторонний процесс взаимодействия культур, трансляция, перенос на другие народы западного образа жизни. Центр производства современных культурных эталонов, получивших глобальное распространение – это страны Европы, США. Причины вестернизации: несоответствие многих традиционных культур условиям современной экономической и социальной жизни; заимствование западных образцов как быстрый способ удовлетворения растущих потребностей традиционных обществ.
Аномия –психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих стремление человека к целям в результате утраты культурных корней.
Разумный путь к диалогу культур:
- Культурный синтез, предполагающий эволюцию норм и ценностей традиционных культур
- Заимствованные нормы и стандарты воспринимаются как прагматические, ориентирующие человека в хозяйственной деятельности и определении материальных потребностей.
Глобализация – распространение действия определенного фактора в ряде стран за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе. Глобальный, охватывающей весь земной шар, всеобщий, мировой. Втягивание мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.
Противоречивость последствий глобализации. Положение человека зависит не столько от решений национальных правительств, сколько от действий других государств, политики мировых финансовых центров. Мир становится более целостным и одновременно эта целостность подрывается, уменьшается степень стабильности мировой системы.
Исторический процесс. Прогресс и регресс.
Историческим процессом называют временную последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности других поколений. Основа исторического процесса это исторические факты, которые оказали серьезное влияние на жизнь людей.
Следует отметить, что в процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. Однако, следует помнить, что любой исторический факт является элементом реальности объективной. Поэтому, все исторические факты следует рассматривать в процессе взаимодействия друг с другом. Содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субьекта исторического процесса.
Что такое субъект исторического процесса? Обычно, под ними понимаются индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Например, народные массы, социальные группы, общественные объединения, а также отдельные исторические личности (например, Иосиф Сталин или Наполеон Бонапарт).
1) Народные массы. Фактически, это социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно, это территория одной страны), участники которой имеют определенные сходства в культуре, традициях, обычаях. Самое главное, что совместно общность создает материальные и культурные ценности. Народные массы по праву являются наиболее значимым субъектом исторического процесса.
2) Социальные группы и общественные объединения. Группа может выделяться по различным признакам – по возрастному, половому, профессиональному и проч. признакам. Наиболее распространенными группами в историческом процессе являются классы, сословия и нации. Общественные объединения это добровольные самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общих интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех её членов. Например, политические партии, профсоюзы, общественные движения.
3) Исторические личности. Прежде всего, это те, кто собственными руками осуществляет власть (монархи, президенты). Однако, помимо их можно говорить о великих ученых, деятелей культуры и искусства.
Вывод: исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.
Исторический процесс –временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие, которые оказали существенное воздействие на жизнь людей.
Субъекты исторического процесса: народные массы, социальные группы, исторические личности
С участниками исторического процесса мы определились, теперь давайте выясним, куда движется общество, находясь в непрерывном развитии и изменении. Познакомимся с термином прогресс.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движения общества от низших и простых форм общественной организации к более сложным и высоким. Понятию прогресса противопоставляется понятие регресс, т.е. обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к предыдущим структурам общественного развития.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно сформировалось в трудах французских просветителей. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума
Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно‑экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии . исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному‑
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой‑либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен‑Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном об‑ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).