V. Продолжение работы по теме урока
Составление пересказа
— Выполните задание 8 на с. 97. (Дети пересказывают по плану.)
Составление сжатого рассказа
— Что такое сжатый рассказ?
— Что нужно сделать, чтобы получился сжатый рассказ? (Для этого надо составить краткий план. План в сжатой форме передает основное содержание произведения.)
— Попробуйте рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передайте его содержание.
3. Составление синквейна о Яшке(Запись в рабочей тетради.) Например:
1) Яшка;
2) беспокойный, непослушный;
3) хулиганит, лезет, беспокоит;
4) доставляет всем много хлопот;
5) обезьянка.
VI. Проверка домашнего задания
Рассказы детей.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, почему мальчик взял обезьянку к себе?
— Хорошо ли было Яшке в этой семье?
- А живущим в этой семье каково было рядом с обезьянкой?
- Покажите иллюстрации, которые вы приготовили к этому уроку.
Домашнее задание
Выбрать отрывок; который вам больше всего понравился, и приготовить его выразительное чтение.
Урок 9 6. В. Дуров «Наша Жучка»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Л. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы.
Оборудование: выставка книг и портрет В.Л. Дурова; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
— Прочитайте скороговорку самостоятельно (еще: разделив слова на слоги, шепотом, громко).
III. Введение в тему
— Ребята, назовите всех, кто упоминался в скороговорке. (Сороки, вороны, орлы, коровы.)
Мы с вами продолжаем читать произведения о животных, которые нас окружают.
— Прочитайте фамилию автора, рассказ которого мы сегодня прочитаем. (В.Л. Дуров.)
— Слышали ли вы что-нибудь о нем?
IV. Работа по теме урока
Чтение рассказа учителем. Учитель выдерживает паузу после чтения и предлагает детям поделиться впечатлениями от прочитанного.
V. Физкультминутка
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над содержанием текста
— От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора.)
— Как это помогает передать чувства и настроение мальчика
— Как относится рассказчик к своему поступку? (Он очень п реживал за то, что сделал. Мальчик плакал, плохо спал; ее ночь ему мерещилась Жучка.)
— Что изумило героя в поведении Жучки на плацу? (Его удиви ло то, что Жучка появилась живая-здоровая. А самое главное поразило то, что собака, как ни в чем не бывало, подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у его ног.)
— Что почувствовал мальчик в этот момент? (Слезы выступили у него на глазах. Он нагнулся к собаке и стал ее обнимать и целовать в косматую морду. С тех пор он полюбил животных.)
Составление плана
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
План
1. Две Жучки.
2. Как проучить?
3. Жребий вытянут.
4. Казнь собаки.
5. Утро.
— Перескажите текст своими словами, пользуясь планом.
VII. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?