Детские Железные дороги России
В России действуют 25 ДЖД.
Таблица 2
Действующие детские железные дороги России[30]
№ | Город | Год начала эксплуатации | Примечание | |
Владикавказ | с 1967 | |||
Волгоград | с 1948 | |||
Екатеринбург | с 1960 | |||
Иркутск | с 1939 | С 1992 года работает на новом месте. | ||
Казань | с 2007 | |||
Кемерово | с 2007 | |||
Красноярск | с 1936 | |||
Кратово | с 1937 | Московская область. | ||
Курган | с 1989 | |||
Лиски | с 1989 | Воронежская область. | ||
Нижний Новгород | с 1939 | |||
Новомосковск | с 1953 | Тульская область | ||
Новосибирск | с 2005 | |||
Оренбург | с 1953 | |||
Пенза | с 1985 | |||
Ростов-на-Дону | с 1940 | |||
Санкт-Петербург | с 2011 | |||
Свободный | с 1940 | Амурская область | ||
Тюмень | с 1969 | |||
Уфа | с 1963 | |||
Хабаровск | с 1958 | |||
Челябинск | с 1949 | |||
Чита | с 1971 | |||
Южно-Сахалинск | с 1954 | |||
Ярославль | с 1970 | |||
Старейшей на территории современной Росси является Красноярская ДЖД. Она была построена в 1936 году. [31] Ее история не менее интересна, чем у малой дороги в Тбилиси. Причиной появления ДЖД послужил 1 случай, произошедший в начале 1930-х годов. Завуч местного железнодорожного училища, Захария И.С. вместе со своими учениками спроектировал и построил паровоз масштабом 1:5, колея которого составила всего 305 мм.[32] После этого паровоз был представлен публики. Возникла идея строительства ДЖД в Красноярске. Таким образом, дорога была открыта 1 мая 1936 года.[33]
Интересно, что Красноярская ДЖД является не только первой, но и самой короткой и самой узкоколейной дорогой в России. «До 1961 году ее клея была 305 мм, с 1961 и по настоящее время – 508 мм. Еей длина – 1100 метров».[34] Еще 2 особенности – изначальное использование самодельного паровоза и вагонов, а также разворотные круги для паровозов по обоим концам дороги.[35] Сейчас на дороге функционируют более современные паровозы и вагоны, которыми были заменены старые модели. Дорога имеет станцию «Юбилейная» и платформу «Мечта», а кольцевую форму ей предали в 2007 году.[36] Данное учреждение не имеет официального сайта в интернете.
Следующая по времени возникновения ДЖД была построена в 1937 году в подмосковном поселке Кратово.[37] Сама идея строительства появилась еще в 1935 году, после того, как была построена и запущена Тифлисская ДЖД. Инициаторами были учащиеся местных школ. 2 года шла кропотливая работа по подготовке кадров и проектированию дороги. Первый поезд пустили 20-го мая 1937 года.[38] Известно, что воспитанники Малой Московской ДЖД участвовали в обороне Москвы.[39] Её длина составляет 4,962 км.[40] Есть станции «Пионерская» и «Юность», платформа «Школьная». Однако, надо заметить, что дорога работает не только как образовательное образование, но и как туристская аттракция. Туристам предлагается экскурсия, в которую входит проезд на поезде, посещение депо, диспетчерской по управлению поездами, осмотр макета МДЖД.[41] Аренда поезда также разрешается по преждевременной договоренности с руководством. На ДЖД обучают таким профессиям как, диспетчер, дежурный по станции, стрелочник, дежурный по отправлению, проводник вагоны, контролер, экскурсовод, дежурный по переезду, осмотрщик пути или вагонов, машинист тепловоза. МДЖД имеет свой сайт в интернете. [42]
Итак, остальные железные дороги можно распределить по регионам.
Центральная Россия
Сюда относится ДЖД в п. Кратово (Московская область),о которой было уже рассказано, в г. Ярославле и в г. Новомосковске (Тульская область). ДЖД в Ярославле будет посвящен 3 пункт 1 главы.
Новомосковская ДЖД была открыта в декабре 1953 года в городе Новомосковск Тульской области. Её длина – 2,200 метров. Ширина -750 мм. [43] Она расположена в городском парке и имеет кольцевую форму, а также 2 станции: «Березки» и «Дубки». Интересен тот факт, что недалеко от городского парка берет свое начало великая и могучая река Дон. Особенность данной дороги является то, что ДЖД проходит параллельно настоящей железной дороги.
Север России
Одна из самых известных ДЖД – это Октябрьская. Находится в г. Санкт-Петербурге. Протяженность дороги составляет 2 км, и она была открыта 27 августа 1948 году и имеет 2 станции: «Озерная» и «Юный».[44] Дорога не раз перестраивалась и реконструировалась. Изначально ее длина составляла около 8 км, затем она сократилась до 3,100 км и затем до 2-х км. Интересен тот факт, что дорога проходит по маршруту, которым следовал императорский поезд. При ДЖД работает летний детский лагерь. В 2010 году на ДЖД началась очередная крупная реконструкция. Предполагается строительство малой дороги от станции Купчино до г. Пушкино. Протяжённость дороги будет составлять 10 км.[45] На данный момент проект до конца не реализован. Октябрьская ДЖД – самая северная в мире.
Волго-Вятский регион
Малая дорога в Нижнем Новгороде была построена в 1939 году в рекордно короткие сроки.[46] Её длина – 4,1 км, она имеет 3 станции: «Пушкино», «Счастливая», «Родина». Особенностью дороги являются красивейшие здания вокзалов на 2-х последних станциях, которые сейчас имеют статус памятников архитектуры Нижнего Новгорода.[47] В этих зданиях проходят учебные занятия. Также дорога соединяет 2 района города, и местные жители используют ее в качестве средства передвижения. Поэтому это единственная ДЖД, которая имеет транспортное назначение.[48] В 1965 году дорога оказалась под угрозой исчезновения, так как в этом районе предполагалось строительство жилых домов. Но проект долгое время не утверждали, и строители сами разобрали часть путей. Но их сумели во время остановить. При Горьковской ДЖД есть музей, который посвящен её истории.
Черноземный регион
Одна из самых молодых ДЖД находится в г. Лиски Воронежской области.[49] Она была построена в 1989 году по инициативе Васильева Ивана Степановича, бывшего начальника Лискинского юго-восточной железной дороги.[50] Её длина всего 1,6 км, форма – кольцевая, она имеет 1 станцию – «Задоринка».[51] Что интересно, это единственная малая дорога, которая работает весь год, правда зимой её обслуживают взрослые.
Поволжье
Волгоградская ДЖД - одна из самых известных в нашей стране. Она была построена в 1948 году для того, чтобы дети разрушенного войной города смогли отвлечься от всех трудностей и направить свою энергию в нужное русло.[52] Изначально она располагалась на набережной р. Волги в историческом центре города, где ранее шли ожесточенные бои, от устья реки Пионерки до Мамаева кургана.[53] Но в 1979 году дорога была перенесена в пойму р. Пионерки и укорочена с 3,5 км до 1,5 км.[54] Протяженность дороги на данный момент составляет 1,2 км, она имеет 3 станции: «Чекистов», «Пионерская», «Гаситель».[55]
В 1985 году была открыта ДЖД в городе Пенза.[56] Протяженность – 2,5 км, она имеет 2 станции: «Пионерская» и «Сосновка».[57] Особенность дороги состоит в том, что на ней есть современная система электрической централизации. Имеется 7 централизованных стрелочных переводов, сигнальные светофоры, локомотивная радиосвязь и громкоговорящая связь в вагонах.[58] Схема дороги также необычна, так как здесь существует не только линия между 2-мя станциями, но и кольцо между ними.[59]
Еще одна дорога этого региона - ДЖД в Уфе, которая была открыта в 1953 году в городском парке им. И.С. Якубова.[60] Её длина 2 км, она имеет кольцевую форму и 2 станции: « Юность» и «Пионерская». При ДЖД действует музей, который рассказывает об истории дороги.[61]
Юг России
Интересную историю имеет ДЖД в г. Владикавказе. Её протяженность составляет 2,37 км, и она имеет 2 станции: «Вечный огонь», «Водная».[62] Дорога была открыта 2 мая 1968 года.[63] Интересен тот факт, что идея создания ДЖД в г. Владикавказе появилась за долго до этого, а точнее в 1930-х годах. «2 июня 1936 года состоялось заседание Бюро Северо-Осетинского обкома ВКП(б), на котором было принято решение о строительстве ДЖД. Первым секретарем был Маурер Г.В., которые и выдвинул эту идею. Организационные вопросы решались очень быстро, и 22 июня должно было начаться строительство. Но вскоре Маурер был обвинен в антипартийной агитации об объединении Южной и Северной Осетии и снят со всех постов».[64] Естественно, проект, который он начал, не мог быть закончен. Вторая попытка строительства ДЖД во Владивостоке оказалась более удачной. Названа дорога в честь первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой, которая вбила первый костыль.[65]
Вторя дорога в этом регионе – ДЖД в Ростове-на-Дону. Её длина составляет – 3,97 км, она имеет 3 станции: «Солнечная», «им. Вити Черевичкина», «Победа».[66] Она была открыта в 1940 году.[67] Во время войны была полностью разрушена и восстановлена только в 1949 году.[68]
Неоднократно модернизировалась, переоснащалась. Особенностью дороги является то, что это единственная ДЖД в России, на которой одновременно функционируют паровоз и тепловоз.[69] Паровоз Гр-185 прибыл на Ростовскую ДЖД в 1981 году, он находится в рабочем состоянии до сих пор.[70] В 1961 году этой дороге было присвоено имя первого в мире космонавта Юрия Гагарина.[71]
Урал
26 июля 1953 года была открыта ДЖД в городе Оренбург (ранее Чкалов), построенная за рекордно короткий срок – 68 дней.[72] Это было обусловлено тем, что дорога связывала Оренбург с главной, рекреационной зоной, где располагались 33 летних лагеря (сейчас 25).[73] Также она имеет транспортное назначение, местный жители используют ее в качестве пригородного поезда. «Дорога работает 4 дня в неделю, совершая при этом 5 рейсов в день; 470 поездов проходят в летний период».[74]Она проходит по берегу р. Урал, поэтому весной железную дорогу часто затопляет, что приводит к быстрому износу путей и подвижного состава.[75]
Приложение А
Рис. 1. Доли различных видов транспорта в 2010 году (без учета трубопроводного)[76]
Приложение Б
1 – рельсы, 2 – шпалы, 3 – промежуточные рельсовые скрепления, 4 – щебеночный балласт, 5 – песчаная подушка
Рис. 2. Схема строения железнодорожного пути[77]
[1] Чернова М. Из истории российских железных дорог. URL: https://his.1september.ru/2003/06/4.htm (дата обращения: 20.10.2014)
[2] Хусаинов Ф. Реформа российских железных дорог: неоконченная пьеса. / Ф. Хусаинов // URL: www.hse.ru/data/2014/02/19/1330667515/11_reforma2011%20(1).pdf (дата обращения: 20.10.2014)
[3] Детская железная дорога // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/glossary/dzd.html (дата обращения: 15.10.2014)
[4] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 5.
[5] Чернова М. Из истории российских железных дорог. URL: https://his.1september.ru/2003/06/4.htm (дата обращения: 20.10.2014)
[6] История Октябрьской железной дороги // Сайт об истории железных дорог «Железнодорожник». URL: http://железнодорожник.рф/istoriya_magistraley/oktyabrskaya/ (дата обращения: 24.10.2014)
[7] История детских железных дорог // Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги». URL: http://gzd.rzd.ru/static/public/ru (дата обращения: 24.10.2014)
[8] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.5.
[9] Московская ДЖД// Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/moscow/cpkio.html (дата обращения: 19.11.2014)
[10] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.5.
[11] ДЖД в Тбилиси// Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/tbilisi/index.html (дата обращения: 19.11.2014)
[12] ДЖД в Тбилиси// Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/tbilisi/index.html (дата обращения: 19.11.2014)
[13] ДЖД в Тбилиси// Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/tbilisi/index.html (дата обращения: 19.11.2014)
[14] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.5.
[15] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.5.
[16] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.5.
[17] Что такое детская железная дорога? // Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги». URL: http://gzd.rzd.ru/static/public/ru (дата обращения: 15.10.2014)
[18] Учебный процесс. Официальный сайт Горьковской ДЖД. URL: http://dzdgorkiy.jimdo.com/учебный-процесс/ (дата обращения: 15.10.14)
[19] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.7.
[20] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 36.
[21] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 36.
[22] Подвижной состав ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/glossary/dzd.html (дата обращения: 19.10.2014)
[23] Подвижной состав ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/glossary/dzd.html (дата обращения: 20.11.2014)
[24] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 58.
[25] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 71.
[26] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 72.
[27] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 73.
[28] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 76.
[29] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 97.
[30] Города с ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/index.html (дата обращения: 25.11.14)
[31] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.37.
[32] Красноярская ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/krasnoyarsk/index.html (дата обращения: 25.11.14)
[33] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.37.
[34] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.38.
[35] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.38.
[36] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.36.
[37] История МДЖД. Официальный сайт МДЖД. URL: http://mmzd.net/index/0-2 (дата обращения: 25.11.14)
[38] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.41.
[39] История МДЖД. Официальный сайт МДЖД. URL: http://mmzd.net/index/0-2 (дата обращения: 25.11.14)
[40] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.40.
[41] Экскурсии на МДЖД. Официальный сайт МДЖД. URL: http://mmzd.net/index/0-2 (дата обращения: 25.11.14)
[42] Профессии на МДЖД. Официальный сайт МДЖД. URL: http://mmzd.net/index/0-2 (дата обращения: 25.11.14)
[43] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 19.
[44] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.73.
[45] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.75.
[46] Горьковская ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://dzd-ussr.ru/towns/gorky/gorky39.html (дата обращения: 27.11.14)
[47] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.50.
[48] Горьковская ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://dzd-ussr.ru/towns/gorky/gorky39.html (дата обращения: 27.11.14)
[49] ДЖД в г. Лиски // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/liski/index.html (дата обращения: 29.11.14)
[50] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 66.
[51] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.47.
[52] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.19.
[53] Волгоградская ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/volg/1948.html (дата обращения: 29.11.14)
[54] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 84.
[55] Волгоградская ДЖД // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/volg/1948.html (дата обращения: 29.11.14)
[56] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.66.
[57] ДЖД в Пензе. // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/penza/index.html (дата обращения: 29.11.14)
[58] ДЖД в Пензе // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/penza/index.html (дата обращения: 29.11.14)
[59] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.67.
[60] ДЖД в Уфе // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/ufa/index.html (дата обращения: 29.11.14)
[61] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 91.
[62] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.66.
[63] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 15.
[64] ДЖД во Владикавказе // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/vladikavkaz/index.html (дата обращения: 10.12.14)
[65] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 16.
[66] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.66. Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.69.
[67] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.70.
[68] ДЖД в Ростове-на-Дону // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/rostov/index.html (дата обращения: 10.12.14)
[69] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.71.
[70] ДЖД в Ростове-на-Дону // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/rostov/index.html (дата обращения: 10.12.14)
[71] Андрюшина Е.С., Плющёва О.Н. Детские железные дороги России // Е.С. Андрюшина, О.Н. Плющёва, В.В. Шаркова. М., 2009. С. 91.
[72] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.61.
[73] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.62.
[74] Долинская О. Детские железные дороги / О. Долинская. М., 2010. С.64.
[75]ДЖД в Ростове-на-Дону // Сайт «Детские железные дороги СССР. История и современность». URL: http://railways.id.ru/towns/orenb/index.html (дата обращения: 11.12.14)
[76] Хусаинов Ф. Реформа российских железных дорог: неоконченная пьеса. / Ф. Хусаинов // URL: www.hse.ru/data/2014/02/19/1330667515/11_reforma2011%20(1).pdf (дата обращения: 20.10.2014)
[77] Кузнецов А.К. Альбом чертежей верхнего строения пути // А.К. Кузнецов, В.К. Тихонычева, Я.С. Ясновский. М., 2005. С. 5.